Научная статья на тему 'Методики исследования функционального состояния, психологических и психофизиологических качеств специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения'

Методики исследования функционального состояния, психологических и психофизиологических качеств специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1777
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION TELECOMMUNICATION PROVISION / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / FUNCTIONAL STATE / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGICAL PERSONALITY QUALITIES / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL QUALITIES / CRITICAL SITUATION / APTITUDE SCREENING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хахамов Павел Юрьевич, Басов Олег Олегович, Жердев Дмитрий Владимирович, Давыдов Михаил Михайлович

Представлены методики исследования функционального состояния, психологических и психофизиологических качеств специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций. Разработанные методики составляют основу метода определения уровня психологической пригодности специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хахамов Павел Юрьевич, Басов Олег Олегович, Жердев Дмитрий Владимирович, Давыдов Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research methods of functional state, psychological and psychophysiological qualities of the experts in information telecommunication provision

Research methods of functional state, psychological and psychophysiological qualities of the experts in information telecommunication provision for performing tasks under critical conditions are presented. The developed techniques are the basis of method experts’ psychological aptitude testing in the sphere of information telecommunication provision.

Текст научной работы на тему «Методики исследования функционального состояния, психологических и психофизиологических качеств специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения»

УДК 355.55:159.9 ББК 68.49(2Рос)23

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ

КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПАВЕЛ ЮРЬЕВИЧ ХАХАМОВ,

сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации Научная специальность 20.01.09 — военные системы управления, связи и навигации

E-mail: antony@rekom.ru ОЛЕГ ОЛЕГОВИЧ БАСОВ, сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, Научная специальность 05.13.01 — системный анализ, управление и обработка информации (технические системы)

E-mail: oobasov@mail.ru ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЖЕРДЕВ, сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации

E-mail: volksjo@mail.ru МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ДАВЫДОВ, сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации

E-mail: mihail-davydov@mail.ru

Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

Научный консультант: Саитов И.А., доктор технических наук;

Рецензент: Корунов В.В., доктор военных наук

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлены методики исследования функционального состояния, психологических и психофизиологических качеств специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций. Разработанные методики составляют основу метода определения уровня психологической пригодности специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения.

Ключевые слова: информационно-телекоммуникационное обеспечение, кризисная ситуация, профессиональный отбор, функциональное состояние, психологические качества личности, психофизиологические качества личности.

Annotation. Research methods of functional state, psychological and psychophysiological qualities of the experts in information telecommunication provision for performing tasks under critical conditions are presented. The developed techniques are the basis of method experts' psychological aptitude testing in the sphere of information telecommunication provision.

Keywords: information telecommunication provision, critical situation, functional state, psychological personality qualities, psychophysiological qualities, aptitude screening.

Введение структурной и функциональной взаимосвязи в

Для диагностики ведущих и наиболее устой- разработанном авторами методе [1] предлагается чивых компонентов изучаемой способности в их комплекс тестовых конструкций для професси-

Методики исследования функционального состояния, психологических и психофизиологических качеств специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения

Методики оценки социально-психологического изучения личности Методики оценки функционального состояния кандидатов Методики оценки психологических качеств кандидатов Методики психофизиологических качеств кандидатов

Наблюдение необходимо для фиксации и последующего анализа проявлений изучаемых качеств кандидата при обследовании Оценка уровня физического развития (метод стандартов Мартина) Оценка уровня нервно-психической устойчивости (тест-опросник «Прогноз» и многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО - «Адаптивность»)) Диагностика функции памяти (методика оценки объема устойчивости и продуктивности оперативной памяти; методика оценки оперативной памяти при переработке зрительной информации и оценки непроизвольной зрительной памяти) Исследование устойчивости и концетрации внимания (цифровой тест Грюнбаума)

Анкетирование направлено для сбора первичных данных о кандидате, основанный на оценке опрашиваемого своих свойств и качеств Определение функционального состояния организма (расчет показателя адаптационного потенциала системы кровообращения Р.М. Баевского; проба Мартине) Исследование познавательных качеств личности (краткий ориентировочный тест (КОТ), методика «Домино»)

Оценка индивидуальных личностных свойств и особенностей их психической адаптации (многофакторный личностный опросник Кэттелла (16 ЛФ)) Исследование произвольных двигательных реакций (рефлексометрия) (тест, исследующий реакцию на движущийся объект (РДО); тест, определяющий простую зрительно-моторную реакцию (ПЗМР); тест, определяющий сложную зрительно-моторную реакцию (СЗМР))

Индивидуальная Беседа заключается в уточнении и дополнении данных анализа документов и наблюдения Оценка вестибулярной устойчивости (усложненная поза Ромберга) Диагностики уровня субъективного контроля кандидатов и их межличностных отношений (самоактуализационный тест (сАт) и опросник межличностных отношений (ОМО))

Рис. 1. Структура и содержание методик исследования функционального состояния, психологических и психофизиологических качеств специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения

онально-психологического исследования специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения (ИТКО) для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций, который состоит из следующих методик (рис. 1). Рассмотрим его подробно.

1. Социально-психологическое изучение личности

В ходе социально-психологического изучения личности должны учитываться готовность кандидата выполнять необходимые служебные задачи; понимание необходимости высокой бдительности; ориентация на безусловное выполнение служебных обязанностей, участие в общественной работе; наличие чувства ответственности, принципиальности, исполнительности, трудолюбия; результаты трудовой и общественной деятельности; содержание служебных и общественных (социально-психологических) характеристик. Социально-психологическое изучение может проводиться с помощью следующих методов: анализа докумен-

тов, наблюдения, анкетирования, индивидуальной беседы.

Объектом изучения при использовании метода анализа документов являются данные представленных кандидатом материалов: заявление, автобиография, копия документа об образовании, служебная характеристика с последнего места работы (учебы, службы), карта профессионального психологического отбора и другие документальные источники. Цель анализа — получение данных о профессионально значимых социально-психологических качествах.

Метод наблюдения подразумевает соответствующим образом организованную фиксацию и последующий анализ проявлений изучаемых качеств личности при обследовании, а также в конкретных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности. Наблюдения необходимо проводить организованно и систематически, четко фиксировать результаты, проявляя максимальную объективность. При наблюдении оцениваются некоторые возмож-

ные признаки, характеризующие нервно-психическую неустойчивость кандидата: развязное поведение, заикание, неловкость и угловатость движений, стеснительность, нетерпеливость и суетливость, судорожное подергивание мышц, немотивированные движения руками и ногами, частые моргания, скованность позы, резкость движений, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенная потливость.

К признакам поведения кандидата, характеризующим его недостаточные понятливость и сообразительность, можно отнести вопросы не по существу, выражение растерянности, частые обращения к соседу за разъяснением, задержка с началом работы, отказ от работы или ее прекращение в ходе выполнения заданий, примитивность суждений. Эффективность метода наблюдения во многом зависит от умения видеть за внешними актами поведения психические особенности личности. При этом возможны следующие ошибки при анализе изучаемых качеств:

ф выявляя у наблюдаемого ряд положительных качеств, ему приписывают и другие положительные черты и наоборот; ф ошибка усреднения — боязнь вынесения крайних суждений.

Анкетирование — особый метод сбора первичных данных о кандидате, основанный на оценке опрашиваемым своих свойств и качеств. Для этих целей может быть использована анкета кандидата на поступление на работу, дополняющая социально-биографическую анкету.

Индивидуальная беседа проводится на заключительном этапе профессионального психологического отбора в форме свободного собеседования по заранее составленному плану (в качестве основы можно использовать содержание биографической анкеты). Основная цель беседы заключается в уточнении и дополнении данных анализа документов и наблюдения.

Некоторые кандидаты могут пытаться скрыть истинные мысли, интересы, поэтому целесообразно сочетать прямые вопросы с косвенными. Для продуктивности собеседования рекомендуется пользоваться методикой трехуровневого опроса, позволяющей получать не только фактическую информацию, но и исследовать отношения и ценностные

ориентации личности. Получение такой информации обеспечивается соответствующей формулировкой вопросов, относящихся к разным уровням.

Уровень 1 — сбор информации и данных. Этому уровню соответствуют вопросы «Что?», «Кто?», «Когда?», «Как часто?».

Уровень 2 — значение фактов, чувств по отношению к ним, возможные последствия для данной личности. Могут быть заданы вопросы типа: «Каково Ваше отношение к ...?», «Что значит для Вас ...?», «Какие последствия ...?», «Что Вы получите от ...?», «Что Вас интересует в ...?».

Уровень 3 — отношения и система ценностей кандидата. Раскрывается при помощи вопросов «Почему Вы так считаете?».

По результатам социально-психологического изучения кандидата выносится одно из следующих заключений.

Заключение «выраженные положительные данные» выносится в том случае, если у кандидата выявлены высокая профессиональная направленность, достаточная общеобразовательная и высокая профессиональная подготовленность, хорошие организаторские способности и умение работать в коллективе, высокие морально-волевые качества, благоприятные особенности воспитания и развития, отсутствие признаков нервно-психической неустойчивости и отрицательных характерологических особенностей.

Заключение «отдельные положительные, отсутствие отрицательных данных» выносится в том случае, если у кандидата выявлены отдельные положительные данные по профессиональной направленности, организаторским способностям и особенностям поведения в коллективе, морально-волевым качествам, а также достаточные уровни общеобразовательной и профессиональной подготовленности и отсутствуют признаки нервно-психической неустойчивости и другие отрицательные данные.

Заключение «выраженные отрицательные данные» выносится в случае выявления таких данных, как низкая общеобразовательная подготовленность и отсутствие профессиональной подготовленности, подтвержденные факты асоциального поведения, злоупотребления алкоголем и употребления наркотических веществ, недисциплинированности, без-

ответственности, а также признаки нервно-психической неустойчивости.

2. Оценка функционального состояния специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций

Второй составляющей метода профессионально-психологического отбора является оценка функционального состояния кандидата, направленная на выявление явной или скрытой патологии, препятствующей выполнению задач в условиях кризисных ситуаций специалистами ИТКО.

Для объективной оценки функционального состояния в процессе его деятельности необходимо осуществлять регистрацию тех систем организма, которые интенсивно функционируют и являются наиболее важными, решающими в обеспечении трудового процесса. Так, любая профессиональная деятельность человека лимитируется функциональным состоянием сердечнососудистой системы. Для оценки состояния человека при преимущественно умственном труде важное значение приобретают показатели центральной нервной системы, отдельных анализаторов. Немаловажным является также учет субъективных данных, позволяющих судить о резервных возможностях организма. На основании [2-6] диагностика функционального состояния кандидатов должна включать в себя оценку уровня физического развития, определение функционального состояния организма и оценку вестибулярной устойчивости.

Жизнедеятельность организма человека независимо от возраста, пола и профессии характеризуется теми морфологическими и функциональными свойствами и качествами, которые переданы ему по наследству (генотип), а также приобретены им после рождения в определенных условиях индивидуального развития. Суммарное проявление этих свойств и качеств в виде физической работоспособности, особенностей нервно-психической деятельности, толерантности к неблагоприятным воздействиям внешней среды, определяемых состоянием морфологических и функциональных признаков, принято называть физическим развитием организма.

Для оценки уровня физического развития, характеристики конституционных особенностей че-

ловека используется методика антропометрических измерений [7, 8].

Оценка показателей физического развития может осуществляться различными способами — использованием метода индексов, метода стандартов, метода корреляции и других. Вопрос о достоинствах и недостатках каждого из них широко освещен в отечественной и зарубежной литературе. Для задач превентивной диагностики физического развития специалистов ИТКО может использоваться метод стандартов Мартине [8].

Определение функционального состояния организма в настоящее время оценивается по состоянию системы кровообращения. Обусловлено это тем, что, во-первых, в большинстве случаев эту систему можно рассматривать как индикатор адаптационных реакций целостного организма, во-вторых, известностью и доступностью измерения показателей ее функционирования. В основу оценки функционального состояния организма по показателям работы сердечно-сосудистой системы в состоянии покоя положено разделение людей по уровню адаптационного потенциала на группы, отражающие «качество здоровья» и обоснованные в исследованиях

[9-11].

1-я группа. Состояние системы кровообращения отражает сбалансированность вегетативной регуляции: ритм сердечных сокращений устойчивый, показатели гемодинамики в пределах возрастной нормы. Лица этой группы характеризуются высокими или достаточными функциональными возможностями, удовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды и не требуют мероприятий по профилактике или оздоровлению.

2-я группа. Состояние системы кровообращения отражает умеренное преобладание тонуса симпатической нервной системы (активация адренергических влияний): отмечаются преходящие изменения ритма, превышение характерных индивидуальных значений по частоте сердечных сокращений (ЧСС) и показателям артериального давления (АД). Лица этой группы имеют функциональные напряжения, повышенную активацию (напряжение) механизмов адаптации и нуждаются в мероприятиях по снижению стрессорного действия условий окружающей среды и усилению саморегуляции организма. Длительное напряжение меха-

низмов адаптации является неблагоприятным, так как может привести к снижению адаптационных возможностей.

3-я группа. Состояние системы кровообращения отражает выраженное преобладание тонуса симпатической нервной системы (значительное усиление адренергических механизмов): отмечаются стойкая вариабельность сердечного ритма (в том числе в пробе с задержкой дыхания), физиологически значимые отклонения на электрокардиограмме, превышение возрастной нормы по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД). Лица этой группы характеризуются сниженными функциональными возможностями, неудовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды и нуждаются в целенаправленных оздоровительных и профилактических мероприятиях по повышению защитных свойств организма, усилению его компенсаторных возможностей. Указанные изменения рассматриваются как неспецифическое звено в развитии заболеваний и могут быть обозначены как предпатологи-ческие.

4-я группа. Состояние системы кровообращения отражает нарушения координации вегетативной регуляции (дисбаланс адренергических и холинэр-гических влияний): изменения гемодинамических показателей и электрокардиограммы клинически значимы. Лица этой группы характеризуются резко сниженными функциональными возможностями организма, явлениями на грани срыва механизмов адаптации, часто имеют отдельные симптомы заболеваний и нуждаются не только в профилактических, но и лечебных мероприятиях.

Каждый из последующих уровней адаптации содержит в себе все более значительный риск потери трудоспособности, развития явной клинически диагностируемой патологии.

Такое разделение людей на группы с различным уровнем адаптации к условиям окружающей среды отвечает задачам оценки функционального состояния специалистов ИТКО. При медико-психологических профилактических осмотрах кандидатов для определения функционального состояния сердечнососудистой системы в покое измеряется ЧСС, значения систолического и диастолического АД, регистрируется электрокардиограмма.

Анализ измеренных показателей может осуществляться как в отдельности, так и комплексно с использованием программного-аппаратного обеспечения для ПЭВМ.

При оценке каждого показателя он сопоставляется с должными (нормальными) для данной половозрастной группы величинами. В частности, для показателей АД в качестве опорных критериев используются рекомендации Минздрава России, для росто-весовых пропорций — критерии Всемирной организации здравоохранения.

С позиции превентивной кардиологии и оценки функциональных резервов организма особого внимания заслуживают изменения электрокардиограммы, отражающие состояние, а не нарушение механизмов адаптации.

При донозологической диагностике ведущую роль приобретают не клинически значимые отклонения электрокардиограммы, а те изменения, которые рассматриваются как варианты нормы или считаются пограничными между нормой и патологией. Существенно, что пограничные (а иногда и патологические) отклонения электрокардиограммы зачастую наблюдаются на фоне нормальных значений ЧСС и АД и могут служить дополнительным независимым маркером какой-либо из градаций адаптационного потенциала системы кровообращения. В тоже время, отсутствие изменений на электрокардиограмме однозначно не определяет хорошее «качество здоровья».

Для интегральной оценки функционального состояния организма специалиста ИТКО предлагается использовать показатель адаптационного потенциала системы кровообращения Р.М. Баевского [6, 13].

По результатам скрининга уровней здоровья специалистов ИТКО выделяются лица «группы риска», нуждающиеся в дополнительных исследованиях с физической нагрузкой (табл. 1).

Различные показатели, зарегистрированные при мышечном покое, не в полной мере характеризуют функциональное состояние организма, его резервные возможности. Начальные признаки изменений функционального состояния организма, связанные с развитием утомления, воздействием неблагоприятных параметров среды или факторов профессиональной деятельности, проявляются, прежде всего, в условиях дополнительной нагрузки, когда требо-

Значения интегральной оценки качества здоровья

Таблица 1

Номер Собственное значение, % Характеристика

1 70—100 Удовлетворительный уровень адаптационного потенциала

2 40—70 Уровень напряженности адаптационных механизмов организма

3 10—40 Неудовлетворительный уровень адаптационного потенциала

4 0—10 Срыв адаптационных механизмов организма

вания к физиологическим системам в организме возрастают. Характерно, что чем меньше выражены изменения физического состояния, тем при большей нагрузке они начинают проявляться.

Метод стандартных нагрузок (функциональных проб) широко используется в физиологии труда при оценке физиологического состояния организма человека в условиях трудовой деятельности. Стандартные нагрузочные пробы необходимы также при контроле уровня тренированности, для оценки эффективности занятий физическими упражнениями, других оздоровительных мероприятий и оптимизирующих средств.

Используемые для оценки функционального состояния и резервных возможностей организма функциональные пробы связаны с предъявлением человеку определенной нагрузки, адресованной к той или иной физиологической системе. Величина нагрузки определяется экстенсивными (характер нагрузки) и интенсивными (объем, темп, длительность нагрузки) показателями.

Любая нагрузочная проба отражает, прежде всего, состояние и реакцию целостного организма. Однако, в зависимости от преимущественной направленности на ту или иную физиологическую систему различают тесты для оценки системы дыхания (пробы с задержкой дыхания и др.), сердечно-сосудистой системы (пробы с изменением положения тела, физическими нагрузками) и общей физической работоспособности (тесты определения максимального потребления кислорода).

По реакции частоты пульса на нагрузку проба оценивается следующим образом: менее 25% — «отлично»; 25—50% — «хорошо»; 50—75% — «удовлетворительно»; свыше 75% — «неудовлетвори-

тельно». Техническая простота выполнения пробы и оценки ее результатов по частоте пульса позволяет рекомендовать пробу Мартине для самоконтроля физического состояния организма. В случае хорошей тренированности кардио-респираторной системы, наряду с небольшим учащением пульса, наблюдается и его быстрая нормализация (в течение 1—2 мин. после нагрузки). При неудовлетворительном состоянии организма имеет место не только выраженная реакция пульса, но и замедление времени его восстановления (свыше 3—4 мин.). В отдельных случаях на второй или третьей минуте восстановительного периода частота пульса может снижаться ниже исходного уровня (на 6—15 уд./мин.). Это явление носит название «отрицательной фазы пульса». При продолжительности ее свыше 3 минут подобная реакция оценивается как неблагоприятная. Неудовлетворительные результаты пробы наблюдаются при расстройствах центральной регуляции сердечно-сосудистой системы и низких функциональных возможностях сердца.

Для оценки вестибулярной устойчивости целесообразно проводить обследование с использованием усложненной позы Ромберга, при котором кандидаты должны сохранять состояние равновесия в течение 40 секунд.

Таким образом, на основании полученных результатов делается вывод об уровне функционального состояния кандидатов, необходимого в дальнейшем для формирования итогового заключения об их профессионально-психологической пригодности.

3. Оценка психологических качеств специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций

В психодиагностической практике для обеспечения эффективности мероприятий профессионального отбора персонала структур, решающих вопросы ИТКО для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций, широко используются самые разнообразные средства из арсенала психологической науки: биографические опросники; стандартизованные и нестандартизованные интервью; задания, моделирующие выполнение работы; ситуационные упражнения; тесты достижений личности, интеллекта и способностей; полиграфические обследования. Результаты опроса, проведенного среди отечественных психологов, занимающихся отбором и оценкой персонала, свидетельствуют о том, что наиболее используемыми тестами являются шест-надцатифакторный личностный опросник Р. Кет-телла (16 ЛФ), цветовой тест М. Люшера, опросник Смишека, тесты Векслера, Розенцвейга, Гилфорда, Шмелева, ММР1, методики исследования обучаемости и другие [14-18].

Исходя из анализа состояния проблемы исследования современных требований к профессиональному отбору специалистов, при разработке пакета психодиагностических методик учитывались многочисленные подходы отечественных и зарубежных специалистов, работающих в сфере технологий оценки и отбора специалистов, работа которых может проходить в условиях кризисных ситуаций, которые были проанализированы и учтены при составлении нижеизложенной программы исследований.

Психодиагностическая программа проведения отбора кандидатов для поступления на работу в качестве специалистов ИТКО для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций должна отвечать следующим требованиям:

ф объективно оценивать значимые профессионально важные качества специалиста, определяющие успешность его профессиональной деятельности;

обеспечивать простоту тестирования, обработки и интерпретации результатов; предоставлять управленческому звену организаций, непосредственно принимающих на работу специалистов, данные, позволяющие рационально и продуктивно отбирать специалистов соответствующего профиля.

Исходя из психологического анализа факторной структуры ПВК начальника информационно-телекоммуникационного комплекса и эксплуатационно-технического состава была определена необходимость оценки следующих блоков профессионально важных качеств данных специалистов: общие познавательные способности, личностный адаптационный потенциал, характерологические особенности личности, личностная зрелость профессионала, морально-нравственный потенциал. Для кандидатов на должность начальника комплекса необходимо обратить особое внимание также на организационно-управленческие качества.

Параметры, выбранные для комплексной психологической оценки, предполагали не только использование известных методик, но и модификацию существующих диагностических процедур. Одновременно с целью повышения вариабельности диагностического комплекса рассматривалось достаточно большое количество разнообразных психодиагностических методик, применяемых при проведении профессионально-психологического исследования.

С одной стороны, учитывался факт, что деятельность специалистов ИТКО для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций — это специфический вид деятельности, требующий от личности специалиста развития специфических профессионально важных качеств, для выявления и оценки которых должны разрабатываться специальные методические приемы. С другой стороны, личность специалиста характеризуется состоянием его психического здоровья, поведенческими реакциями и эмоционально-волевой сферой, для оценки которых возможно использовать традиционные личностные опросники и психологические тесты. В диагностической схеме исследования психологической пригодности сотрудников представляется целесообразным использование следующего набора методик [14-18]:

а) для выявления кандидатов с низкой нервно-психологической устойчивостью и диагностики уровня их социально-психологической адаптации необходимо применять тест-опросник «Прогноз» и многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО — «Адаптивность»);

б) для исследования познавательных качеств личности, характеризующихся интеллектуальной продуктивностью, особенностями мышления и способностями к обучению, предлагаются: краткий ориентировочный тест (КОТ) и методика «Домино»;

в) для исследования индивидуальных личностных свойств кандидатов, особенностей их психической адаптации целесообразно применять многофакторный личностный опросник Кэттелла (16 ЛФ);

г) для диагностики уровня субъективного контроля кандидатов и их межличностных отношений необходимо применять самоактуализационный тест (САТ) и опросник межличностных отношений (ОМО).

Таким образом, предлагаемый для проведения исследования психодиагностический комплекс представлен тестами, которые позволяют изучить и описать уровень развития психологических профессионально-важных качеств специалистов ИТКО для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций.

4. Оценка психофизиологических качеств специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для оценки психофизиологических качеств специалистов ИТКО для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций в качестве теоретического обоснования предлагаемых методик была взята научная концепция о психической и психофизиологической адаптации человека. В таком контексте изучения психофизиологические характеристики кандидатов — это профессионально значимые качества, которые определяют функциональное состояние, адаптационные возможности организма, работоспособность в условиях повышенного риска и т.д. Изменения в психофизиологическом функционировании и, как следствие, неполное соответствие изучаемых характеристик требованиям профессиональной деятельности в данное время доступны объективному анализу и качественной содержательной интерпретации через стандартизированные методы исследования. Для решения вышеуказанных задач предлагается методический подход, позволяющий оценивать следующие аспекты психофизиологического «портрета» специалистов ИТКО: психические

функции, такие как память, внимание, мышление и индивидуальные свойства нервной системы, проявляющиеся в произвольных двигательных реакциях.

С целью диагностики функции памяти целесообразно использовать методики исследования [14]: ф объема устойчивости и продуктивности оперативной памяти; ф оперативной памяти при переработке зрительной информации и оценки непроизвольной зрительной памяти.

Для исследования устойчивости и концентрации внимания, его качества необходимо применять цифровой тест Грюнбаума [14]. Тест предназначен для оценки концентрации внимания и является одним из цифровых тестов, используемых при интегральной оценке общего функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС).

Исследование произвольных двигательных реакций (рефлексометрия) позволяет оценить динамику основных нервных процессов кандидатов и должно проводиться с использованием следующих методик и тестов, которые в настоящее время широко представлены в виде программных реализаций в системе профессионально-психологического отбора силовых министерств и ведомств.

Тест, исследующий реакцию на движущийся объект [14, 17], позволяет получить информацию о функциональном состоянии зрительной и двигательной сенсорных систем, а также центральной нервной системы.

Тким образом раскрывается важная характеристика вышеприведенных функций нервной системы человека на основе соотношения процессов возбуждения и торможения, что дает возможность получать количественную оценку способности человека к выполнению прецизионных движений и скорости мыслительного процесса.

Тест, определяющий простую зрительно-моторную реакцию [14, 17]. Оцениваются те же функциональные системы, что и в предыдущем тесте с акцентом на скорости восприятия, преобразования информации, принятия решения и самого действия. Эта проба часто интерпретируется как время информационного поиска, так называемого интервала времени между моментом появления ситуации и началом реализации плана движения.

Тест, определяющий сложную зрительно-моторную реакцию [14, 17]. В данном тесте оцениваются те же функциональные системы, что и предыдущем тесте. Отличие состоит в том, что кандидат последовательно выбирает один из трех раздражителей — цвет, форма, цвет + форма.

Для качественной оценки полученных результатов с применением вышеуказанных тестовых конструкций предлагается использовать 10 бальную шкалу «стэнов», предложенную Р. Кэттелом [18]. Известно, что стэн — это стандартизированное значение со средним 5,5 и стандартным отклонением. Исходя из этого, для перевода в стэны можно использовать формулу:

х - m

СТЭН = 2 х-+ 5,5 (1)

а

где х — значение показателя рефлексометрии; m — среднее арифметическое исследуемой выборки; о — стандартное отклонение исследуемой выборки.

Заключение

Рассмотренные тесты позволяют оценить психофизиологические характеристики специалиста ИТКО и сформировать итогового заключения о профессиональной психологической пригодности для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций в рамках разработанного метода [1].

Литература

1. Хахамов П.Ю. Метод определения уровня психологической пригодности специалистов информационно-телекоммуникационного обеспечения для выполнения задач в условиях кризисных ситуаций (ч. 1) / П.Ю. Хахамов, О.О. Басов, Д.В. Жердев, М.М. Давыдов // Вестник Московского университета МВД России, № 9, 2015. С. 45—63.

2. Большаков А.А. Методы обработки многомерных данных и временных рядов : учеб. пособие для вузов / А.А. Большаков, Р.Н. Каримов. М.: Горячая линия-Телеком, 2007. 522 с.: ил.

3. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistic 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.: ил.

4. Осипова О.В. Кровообращение. Практикум по физиологии труда. Л.: ЛГУ, 1970. 256 с.

5. Айдаралиев А.А. Комплексная оценка функциональных резервов организма / А.А. Айдаралиев, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, А.Л. Максимов, Н.Р. Палеев, А.С. Шаназаров — Фрунзе: Илим, 1988. 196 с.

6. О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодежи : Приказ Минздрава РФ от 18 октября 2002 г. № 320.

7. Психофизиологический отбор военных специалистов. М.: МО СССР, 1973. 206 с.

8. Отбор и распределение военных специалистов по результатам психофизиологического обследования. М.: МО СССР, 1983. 122 с.

9. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: учеб. пособие. М.: МГУ, 1992. 192 с.

10. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 373 с.

11. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003. 448 с.

12. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Киев : Наукова думка, 1989. 200 с.

13. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учеб. для вузов / Л.Ф. Бурлачук. СПб.: Питер, 2003. 351 с.: ил.

14. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. 7-е изд. СПб.: Питер, 2007. 688 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

15. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2008. 624 с.: ил.

16. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

17. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.

18. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. 4-е издание, стереотип. СПб.: Речь, 2012. 392 с.

References

1. HahamovP.J. [Method of experts' psychological aptitude testing in the sphere of information telecommunication provision for performing tasks under critical conditions]. / P. J. Hahamov, O.O. Basov, D.V. Zherdev, M.M. Davydov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, № 9, 2015. С. 45—63.

2. Bol'shakovA.A. [Time series and multivariable data processing methods]. / A.A. Bol'shakov, R.N. Karimov. M.: Gorjachaja linija-Telekom, 2007. 522 s.: il.

3. Nasledov A.D. [IBM SPSS Statistic 20 and AMOS: professional statistical data analysis]. SPb.: Piter, 2013. 416 s.: il.

4. Osipova O.V [Blood circulation: occupational physiology practical course]. L.: LGU, 1970. 256 s.

5. Ajdaraliev A.A. [Complex assessment of the body's functional backup]. / A.A. Ajdaraliev, R.M. Baevskij, A.P. Berseneva, A.L. Maksimov, N.R. Paleev, A.S. Shanazarov — Frunze: Ilim, 1988. 196 s.

6. [Concerning the implementation of the Decree of the Government of the Russian Federation on the 29 декабря 2001 г. № 916 «All-Russia monitoring system of the population physical development state, children's, the youngsters' and young people's physical development»]: Prikaz Minzdrava RF ot 18 октября 2002 г. № 320.

7. [Psychophysiological selection of military experts]. M.: MO SSSR, 1973. 206 s.

8. [Military experts' selection and allocation based on the results of the psychophysiological observation]. M.: MO SSSR, 1983. 122 s.

9. Danilova N.N.[Functional states psychophysiological diagnostics. Field reference]: ucheb. posobie. M.: MGU, 1992. 192 s.

10. Danilova N.N. [Psychophysiology]: uchebnik dlja vuzov. M.: As-pekt Press, 2001. 373 s.

11. [Management and professional activity psychology practice course]: ucheb. posobie / pod red. G.S. Nikiforova, M.A. Dmitrievoj, V.M. Snetkova. SPb.: Rech', 2003. 448 s.

12. Burlachuk L.F. [Dictionary-reference book in psychological diagnostics]. / L.F. Burlachuk, S.M. Morozov. Kiev: Naukova dumka, 1989. 200 s.

13. Burlachuk L.F. [Psychodiagnostics]: ucheb. dlja vuzov / L.F. Burlachuk. SPb.: Piter, 2003. 351 s.: il.

14. Anastazi A. [Psychological testing]. / A. Anastazi, S. Urbina. 7-e izd. SPb.: Piter, 2007. 688 s.: il. (Serija «Mastera psihologii»).

15. Sobchik L.N.[Individuality psychology. Psychodiagnostics theory and practice]. SPb.: Rech', 2008. 624 s.: il.

16. BodrovV.A. [Professional aptitude psychology]: ucheb. posobie dlja vuzov. M.: PER SJe, 2001. 511 s.

17. Rajgorodskij D.Ja. [Practical psychodiagnostics. Methods and tests]: ucheb. posobie. Samara: Izdatel'skij dom «BAHRAH», 1998. 672 s.

18. Nasledov A.D. [Mathematical methods of psychological research. Data analysis and interpretation]: ucheb. posobie. 4-e izdanie, ste-reotip. SPb.: Rech', 2012. 392 s.

Защита трудовых прав и законных интересов работников и работодателей. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. / Сапфирова А.А., Соловьева О.М. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 103 с.

Раскрывается содержание дефиниций института защиты трудовых прав и законных интересов работников и работодателей. Представлены способы защиты трудовых прав и законных интересов работников и работодателей через классификацию субъектов защиты.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», в качестве материала для подготовки к занятиям по дисциплинам «Трудовое право», «Трудовые споры», «Защита трудовых прав»

A.A. Сапфирова О.М. Соловьева

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.