Научная статья на тему 'Телекоммуникационные технологии в профессиональной переподготовке'

Телекоммуникационные технологии в профессиональной переподготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Э А. Нехвядович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телекоммуникационные технологии в профессиональной переподготовке»

8. Дьяченко М. И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. - М.: В11А, 1974.

9. Дьяченко М. И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. - Минск, 1985.

10. Ильин Е. П. Психология воли. - СПб., 2001.

11. Каверин С. Б. Мотивация груда. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 1998.

12. Климов Е. А. Психология профессионала.- М., 1996.

13. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. - М.: Высш. шк., 1989.

14. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989.

15. Левитов //. Д. Психология труда. - М.: Учпедгиз, 1963.

16. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.

17. Маршцук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис... д-ра психол. наук. -Л., 1982.

18. Машков В. И. Введение в психологию человека, - СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2003.

19. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. - Л.: Наука, 1982.

20. Мельников В. М. Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях несения службы. - Иркутск: ВСИ МВД России, 2002.

21. Наенко И. //. Психическая напряженность, - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

22. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

23. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие / Под ред. М. И. Марьина. - М.: ГУК МВД России, 2002.

24. Организация работы с личным составом во временных формированиях органов внутренних дел и мобильных отрядах на территории Северо-Кавказского региона: Сб. документов и информационно-методических материалов. - М.: ГУК и КП МВД России, 2000.

25. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., 1982.

26. Подоляк Я. В. Практические вопросы военной психологии. - М.: Восниздат, 1987.

27. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа: Сб. ст. / Под ред. Л. Г. Дикой. - М„ 1999.

28. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1997.

29. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. - М.: ГУК и КП МВД России, 2001.

30. Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. - М.: Проспект, 2003.

31. Пуни А. Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте: (Психологический аспект). - Л.: ГДОИФК, 1979.

32. Решетников М. М. и др. Психологические экстремальные состояния. - СПб., 1999.

33. Стамбулова П. Б. Психология спортивной карьеры. -СПб., 1999.

34. Суворова В. В. Некоторые проблемы прогноза деятельности человека в экстремальных условиях // Вопросы психологии. - 1973. - № 4. - С. 23.

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ

Канд. эконом, наук, доцент Э. А. Нехвядович Северо-западная академия государственной службы России,

г. Санкт-Петербург

Реформы высшего образования, изменения в статусе образовательных учреждений России, содержании учебных программ и методах обучения, обусловленные преобразованиями во всех сферах государства, требуют поиска новых подходов к совершенствованию профессиональной переподготовки специалистов в вузах России. Особенно актуально это для руководителей регионального уровня - государственных служащих, профессиональная деятельность которых тесно связана с использованием современных телекоммуникационных и новых информационно-аналитических технологий.

Усложнение содержания, форм и методов профессиональной переподготовки государственных служащих, возрастание требований к уровню квалификации и качеству их переподготовки в вузах породило ряд противоречий, которые не могут быть разрешены в рамках традиционного способа организации образовательного процесса.

Наиболее важными являются противоречия между:

-системным характером труда государственных служащих - руководителей регионального уровня, работающих в новых конкурентно-рыночных условиях с использованием новых технологий, и неупорядоченностью процесса формирования их профессионализма;

- внедрением в вузах новых информационных и телекоммуникационных технологий (ТКТ) и неупорядоченностью процесса их применения, низкой эффективностью их использования для решения целевых задач по формированию профессионализма и профессионально-личностного развития государственных служащих;

-необходимостью эффективного использования в вузах новых педагогических и телекоммуникационных технологий и существующим уровнем их научно-методического обеспечения в плане междисциплинарной интеграции на различных этапах профессиональной переподготовки государственных служащих и узкой специализацией их использования в образовательном процессе в вузах;

- внедрением личностно-ориентированного подхода при использовании ТКТ обучения в профессиональной подготовке государственных служащих и отсутствием системы психолого-педагогического прогноза и контроля их профессионально-личностного развития в части обеспечения дифференцированного подхода к использованию телекоммуникационных технологий в вузе;

- возросшим уровнем требований к профессионализму профессорско-преподавательского состава, осуществляющего подготовку государственных служащих, и традиционной системой оценки их педагогической деятельности.

Решение этих противоречий возможно лишь при условии концептуального обоснования и разработки системы научного обеспечения эффективного использования новых ТКТ в профессиональной переподготовке государственных служащих-руководителей регионального уровня. Однако такого рода комплексных исследований в системе высшего профессионального образования до настоящего времени практически не проводилось.

Актуальность таких исследований определяется и тем, что современные макроусловия России и сложный этап ее

развития определяют необходимость вхождения государственных служащих в принципиально новую среду рыночных отношений, когда профессионализм, образование и личность специалиста рассматриваются как основные компоненты его предстоящей эффективной деятельности во многих сферах. Создание и практическое внедрение компьютеров обусловило появление новых технических и педагогических возможностей и средств, которые позволяют реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.

Вместе с тем инновационные процессы, включающие разработку методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса на базе ТКТ, применение принципиально новых средств обучения зачастую носят фрагментарный характер и не отражают проблемы вузов в использовании новых технологий обучения.

Правительство и Министерство образования РФ уделяют особое внимание новым технологиям обучения и рассматривают их как важный резерв повышения эффективности профессиональной переподготовки специалистов в вузах. Эти положения отражены в законе об образовании.

Кроме того, новые технологии обучения как важный элемент повышения эффективности учебного процесса рассматриваются в программе «Высшая школа России», включающей направления «Педагогические новации», «Информатизация образования», «Системы высшего дистанционного образования», «Совершенствование работы с творчески одаренными детьми» и др. Работы по созданию новых технологий обучения осуществляются в рамках ГНТГ1 «Развитие образования в России» и «Университеты России». Ряд межвузовских и международных программ решают задачи создания средств информатизации образования. В то же время разрозненность многих исследований, их узкая направленность на изучение методики преподавания отдельных дисциплин, отдельных методов и приемов, разработка отдельных средств обучения без создания цельных технологий обучения не обеспечивают необходимых условий для кардинальной перестройки учебного процесса в вузе, эффективного использования новых ТКТ в учебном процессе.

Актуальность этих исследований определяется значительными финансовыми затратами и высокой стоимостью ТКТ. Сложность и многоаспектность рассматриваемой проблемы определили необходимость ее исследования применительно к вузам, осуществляющим переподготовку государственных служащих.

Потребность быстро развивающейся педагогической практики высшего образования в системном научном обеспечении, недостаточная разработанность проблемы эффективного использования ТКТ обучения в современной педагогической науке позволяют рассматривать избранное направление исследования как весьма актуальное и значимое в научном и прикладном отношении.

В связи с этим нами проводятся исследования по разработке и обоснованию системы научного обеспечения эффективного использования ТКТ в профессиональной подготовке государственных служащих - руководителей регионального уровня, направленной на обеспечение профессионально-личностного развития и повышение уровня профессионализма государственных служащих.

Объектом исследования является профессиональная переподготовка государственных служащих - руководителей регионального уровня. Предмет исследования - система научного обеспечения эффективного использования телекоммуникационных технологий профессиональной переподготовки государственных служащих - руководителей регионального уровня, включающая применение проблемно-развива-ющих и проблемно-модульных технологий обучения, дидактические принципы их использования, технологии оценки, прогноза и мониторинга профессионально-личностного развития обучаемых и педагогических умений преподавательского состава.

Общая гипотеза исследования состоит в предположении о том, что качество и уровень профессиональной переподготовки государственных служащих - руководителей регионального уровня может повыситься, если в образовательный процесс будет введена система научного обеспечения эффективного использования новых ТКТ, интегрирующая современные научные достижения в области педагогики, информатики и психологии.

Результаты выполненных исследований позволяют отметить следующее.

Качество профессиональной переподготовки государственных служащих - руководителей регионального уровня повысится, если в систему научного обеспечения образовательного процесса вузов будут включены новые информационные педагогические технологии.

Эффективность профессиональной переподготовки государственных служащих - руководителей регионального уровня возрастет, если в образовательный процесс будут введены проблемно-развивающие и проблемно-модульные технологии обучения.

Включение в систему научного обеспечения эффективного использования телекоммуникационных технологий модуля прогноза и мониторинга профессионально-личностного развития обучаемых будет способствовать формированию у государственных служащих - руководителей регионального уровня более высокого уровня профессионально-личностного потенциала и профессионально важных качеств.

Важными условиями повышения эффективности использования телекоммуникационных технологий в вузах, осуществляющих подготовку государственных служащих - руководителей регионального уровня, являются профессионализм и педагогические умения преподавательского состава, необходимым элементом контроля и коррекции которых должна стать технология многомерного анализа и оценки вклада педагогических умений в профессионализм труда преподавателей.

Результаты исследования в порядке обобщения полученных данных позволили обосновать концептуальные основы эффективного использования ТКТ в профессиональной подготовке государственных служащих. В кратком изложении их суть состоит в следующем.

Концепция системного научного обеспечения эффективного использования ТКТ профессиональной переподготовки государственных служащих - руководителей регионального уровня, включающая применение проблемно-развивающих и проблемно-модульных технологий обучения, дидактические принципы их использования, технологии оценки, прогноза и мониторинга профессионально-личностного развития обучаемых и педагогических умений преподавательского состава, а также следующие положения:

- целевой основой системы научного обеспечения эффективного использования новых телекоммуникационных технологий в образовательном процессе вуза, осуществляющего подготовку государственных служащих, должен служить профессионализм личности и деятельности государственного служащего - руководителя регионального уровня;

- системообразующим фактором научного обеспечения профессиональной переподготовки государственных служащих - руководителей регионального уровня в вузе является интеграция и координация усилий всех субъектов образовательного процесса на эффективное использование новых телекоммуникационных технологий на разных этапах профессионального обучения государственных служащих;

- структурные элементы системы научного обеспечения должны отражать потребности субъектов образовательного процесса в психологической, информационной, дидактической поддержке.

Для реализации этой концепции необходимо создание в вузе системы научного обеспечения эффективного использования ТКТ технологий профессиональной переподготовки государственных служащих - руководителей регионального

уровня, включающей следующие структурно-функциональные блоки:

-технологии использования различных типов проблемных методов обучения, применения телекоммуникационных обучающих систем и адаптивных автоматизированных обучающих систем;

-концептуальные основы и принципы внедрения проблемно-модульного обучения в информационно-педагогические технологии, включая дидактические подходы к структуризации содержания проблемно-модульного обучения, унифицированную модель представления модуля содержания обучения, а также принципы и методику компьютерной диагностики усвоения содержания проблемно-модульного обучения;

-технологии оценки психологических факторов личности государственных служащих - руководителей регионального уровня как обучаемых, обеспечивающие эффективное использование телекоммуникационных технологий в учебном процессе, оценку профессионально-личностного потенциала обучаемого, его социально-психологических, индивидуально-психологических и типологических детерминант, а также психодиагностический алгоритм прогноза эффективности освоения ТКТ обучения государственных служащих - руководителей регионального уровня;

-технологии многомерного анализа вклада педагогических умений преподавателей, осуществляющих подготовку государственных служащих - руководителей регионального уровня, в эффективное использование новых ТКТ обучения, включая методы оценки успешности их педагогической деятельности и сформированное™ педагогических умений.

Нами проводится концептуальная, организационно-структурная и технологическая разработка каждого из компонентов системы научного обеспечения эффективного использования новых ТКТ в образовательном процессе вузов, осуществляющих подготовку государственных служащих -руководителей регионального уровня, реализованных в комплексной целевой программе.

Для практической реализации концепции разработана комплексно-целевая программа системы научного обеспечения эффективного использования новых ТКТ обучения, ориентированных на формирование профессиональной направленности и мотивации, профессиональной подготовленности государственных служащих - руководителей регионального уровня к деятельности в конкурентно-рыночных условиях.

ПСИХО Л О ГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Ш. А. Гордиенко, ст. психолог-инспектор ГУ МВД России по Южному федеральному округу,

г. Ростов-на-Дону

Результативность деятельности органов и подразделений внутренних дел сегодня зависит не только от создания необходимой правовой и материально-технической базы, но и в значительной степени - от квалифицированного кадрового подбора личного состава, от их профессионализма, выучки, социальной и правовой защищенности, психолого-педагогической подготовленности.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений в области организации психологической реабилитации по-пре-жнему остается психолого-педагогическая подготовка сотрудника органа (подразделения) внутренних дел к выполнению

оперативно-служебных, служебно-боевых задач в экстремальных условиях. Прежде всего сотрудникам необходимо осознать всю значимость стоящих перед ним задач, постараться выяснить, что может вызвать трудности их выполнения, и совместными усилиями найти выход из сложившихся затруднений.

Служба в органах внутренних дел является фактором, существенно трансформирующим личность, в связи с чем уровень профессиональной деформации в ряде подразделений и служб достаточно высок. Статистика показывает, что сотрудники правоохранительных органов чаще, чем вольнонаемные работники иных бюджетных организаций, болеют, среди них нередки и случаи суицида. Главная причина деформации личности заключается в исключительно высокой напряженности деятельности, что в конечном итоге приводит к ослаблению защитных механизмов организма. Кроме того, негативные психические состояния, проявляющиеся у сотрудников, автоматически проецируются на родных, близких, друзей и знакомых.

Даже подготовленный в профессиональном плане сотрудник (с хорошими умениями, навыками, знаниями) не может эффективно выполнять свою деятельность, если у него недостаточно развиты необходимые для этого психические функции и психологические личнос тные свойства (нравственно-эмоционально-волевая устойчивость, готовность, мобилизация).

Исследования показывают, что на плохо или недостаточно подготовленного к решению задач в экстремальных условиях сотрудника стресс-факторы влияют отрицательно, вызывая растерянность, нерешительность, страх, ухудшение психических функций (оценки обстановки, сообразительности, находчивости, наблюдательности, работы памяти, скорости реакций), ослабление самоконтроля и самоуправления, учащение и углубление ошибок, снижение точности действий и др. В слабо подготовленных группах, отрядах, экипажах часто возникают нездоровые, пессимистические настроения, слухи, недовольства, отрицательные мнения, ослабление дисциплины, нарушение уставных и служебных норм поведения, склонность к неумеренному употреблению спиртных напитков, конфликты во взаимоотношениях, паника и пр.

На сотрудника же, надлежащим образом подготовленного к решению задач в экстремальных условиях, многие факторы напряженности, напротив, способствуют мобилизации возможностей, обострению чувства долга, ответственности и решимости, вызывая внутренний подъем, энергичность и активность, настойчивость и упорство, профессиональный азарт, деягельностный максимализм (страстное стремление добиться самого высокого и, безусловно, позитивного результата), повышенную бдительность, внимательность, наблюдательность, четкую работу мысли, готовность к любым неожиданностям и быстрым реакциям, смелость, устойчивость к временным неудачам и т. д.

Все это говорит о том, что экстремальная подготовленностью как сотрудника, так и группы (отряда) в решающей степени определяет успех их действий в любых, в том числе экстремальных, условиях. Следует помнить, что экстремальные ситуации и условия предъявляют особые, повышенные педагогические требования к их подготовленности.

1. Обязательность подготовки. Целесообразность подготовки к действиям в экстремальных условиях очевидна, так как экстремальные условия экзаменуют каждого, кто в них попадает. Они выявляют все достоинства и слабости, обнаруживают, кто чего стоит. За пренебрежение требованиями экстремальности при подготовке расплата следует обязательно. В реальных условиях ценой расплаты является жизнь сотрудника.

2. Специфичность. Необходима особая, целенаправленная подготовка, ориентированная на своеобразие экстремальных условий, с учетом целей и задач органа (подразделения) внутренних дел.

3. Широта и педагогическая целостность. Нужно формирование не одного-двух навыков, а всесторонняя подго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.