- ухудшение сообразительности, наблюдательности, оценки обстановки, проявление провалов памяти и иллюзий восприятия;
- снижение активности, настойчивости, упорства, находчивости, изобретательности в достижении цели, постоянное чувство слабости, усталости, бессилия;
- обострение чувства самосохранения, переход интенсивности психического напряжения за пределы полезности;
- беспокойство, растерянность, нерешительность, замедленность реакций;
- боязнь неудачи, страх перед ответственностью, подчинение своего поведения мотиву избегания неудачи любой ценой.
3. Подготовленность к деятельности в экстремальных условиях. Это высший вид экстремальной подготовленности, он характеризуется способностью находиться в экстремальных условиях достаточно длительное время, практически непрерывно преодолевать возникающие трудности и решать в них любые профессиональные задачи. Если сотрудник не подготовлен к деятельности в таких условиях, то:
- резко усиливается проявление описанных в п. 2 отрицательных проявлений и их комплексность;
- сильный страх проявляется в заметной трусости;
-инстинкт самосохранения захватывает порой все сознание и становится единственной побудительной силой поведения;
- ошибки делаются грубыми, ведущими к тяжелым последствиям, применение оружия становится неэффективным из-за полной потери меткости;
- утрачивается контроль над собой;
- возникают временами случаи неподчинения, отказа от выполнения заданий, расцениваемых как смертельно опасные;
- обнаруживается повышенная склонность к употреблению спиртных напитков;
- ситуация становится гиперэкстремальной.
Опыт показал, что слабая экстремальная подготовленность всегда выступает причиной хронического недостатка профессионального мастерства в деятельности многих сотрудников правоохранительных органов. Когда сотрудник психологически беспомощен в правомерном воздействии на людей и регулировании человеческих поступков, отношений, проблем, а на него давит груз ответственности за решение служебной задачи и сроки, он попадает в ситуацию, подталкивающую его к использованию преимущественно силовых методов, в том числе противозаконных. Отсутствие должной профессиональной психолого-педагогической подготовленности -одна из важных причин человеческой глухоты, бесчувственности, неиссякаемый источник черствости, формализма, гипертрофированной властности, нарушений законности и серьезных профессиональных просчетов. Зачастую отсутствие или слабая подготовка выступают основной причиной беспечности, неосмотрительности, медлительности, ошибок, приводящих даже к гибели сотрудников.
Анализ служебной деятельности сотрудника органа (подразделения) внутренних дел позволяет выделить ситуации, к которым сотрудник должен быть подготовлен. Таким образом, в психолого-педагогическую подготовку входят:
Основные виды:
- психолого-педагогическая подготовка к действиям при обострениях повседневной правоохранительной деятельности;
- служебно-боевая подготовка к решению экстремальных задач;
- подготовка к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.
Частные виды:
- подготовка к конфликтному общению;
- физическая подготовка к действиям в экстремальных условиях;
- огневая подготовка;
- тактическая подготовка к решению разного рода слу-жебно-боевых задач;
- психолого-педагогическая подготовка руководителей, начальников, командиров к решению задач в экстремальных условиях;
- психолого-педагогическая подготовка к обеспечению личной безопасности;.
- проведение с личным составом обучающих занятий, тренировок с элементами тренинговой работы.
Формулируя определение профессиональной психолого-педагогической подготовки в органах внутренних дел, следует учесть, что это особый вид профессиональной подготовки, целью которой выступает практическая подготовка личного состава к успешной профессиональной деятельности в сложных по своим объективным, психологическим особенностям условиях. К таким условиям чаще всего относятся: некоторые метеорологические и стихийные, ночные условия, особенности строения объектов, некоторые особенности обстановки, неправомерные действия правонарушителей, применение ими оружия, случаи противодействия конфликтному общению, характерологические особенности граждан, с которыми приходится иметь дело, их состояние (лживость, скрытность, агрессивность, пренебрежение и т. п.) и провоцирующее поведение, а также внутреннее состояние самого сотрудника.
Другими словами, профессиональная психолого-педагогическая подготовка - это научно организованный и эффективно осуществляемый процесс формирования, повышения и поддержания высокого уровня психологической подготовленности сотрудников к решению оперативно-служебных, служебно-боевых задач и целенаправленной разработки требований по формированию необходимых свойств личности, связанных с реальным единством обучения и воспитания.
Таким образом, психолого-педагогическая подготовка сотрудника имеет такое же большое значение в его профессиональном совершенствовании, как юридическая, физическая и боевая подготовка.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ЖЕНЩИН К СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Е. А. Янчарина, психолог
Ленинский РОВД, г. Новосибирск
Одним из основных направлений работы психолога органов внутренних дел является изучение социально-психологического климата и стиля руководства в служебных коллективах. С помощью этой работы можно максимально увидеть качественную сторону отношений между людьми, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в служебном коллективе.
Проводя исследования в служебных коллективах, мы обнаружили некоторые закономерности. Например, в почти женских коллективах, таких как Г1ДН, дознание, следствие, женщины приходят па службу в ОВД с очень схожими типами темперамента, психологическими особенностями, жизненными ценностями.
В ходе исследований, проведенных нами в подразделениях ПДН, было отмечено, что большинство женщин этого подразделения на период устройства на работу в недавнем прошлом развелись либо их семейные отношения идут к разводу. При приеме на работу, рисуя «Несуществующее животное»,
пол животного они указывают мужской, а в восьмицветовом тссте Лютера на 7-й и 8-й позиции, как правило, выбирают серый и черные цвета (0-7). Это свидетельствует: о повышенной чувствительности к внешним раздражителям; потребности в преодолении ограничений, в том числе дистанции, отделяющей от окружающих; жажде испытать жизнь во всех ее проявлениях, изучить все ее возможности и жить полнокровно; стремлении к независимости.
Мы заинтересовались тем, как происходит процесс социализации женщин, ориентированных на мужские стратегии в поведении.
Наряду с изучением характерологических особенностей женщин данного подразделения мы рассмотрели особенности их взаимодействия внутри служебных коллективов, жизненные ориентиры.
Проводя исследования по морально-психологическому климату, мы использовали следующие тесты:
1. Тест общей оценки психологического климата.
Методика применяется для оценки сложившейся к моменту обследования специфики межличностных отношений в коллективе, а также анализа индивидуальных оценок основных вопросов и проблем совместной оперативно-служебной деятельности.
2. Метод анализа ценностно-ориентационного единства в коллективе.
Методика позволяет оценить уровень развития коллектива путем определения степени совпадения мнений личного состава по вопросу о том, каким должен быть идеальный член коллектива. Она применяется также для определения степени единства группы, контроля действенности проводимой воспитательной работы, определения возможных трудностей вхождения в коллектив нового поколения.
3. Аналитическая таблица причин нарушения дисциплины и законности личным составом ОПДН.
В таблице были рассмотрены следующие показатели: стаж в службе, наличие соответствующего должности образования, семейное положение, наличие детей, место жительства, взыскания; характерологические особенности взяты из ПФЛ.
4. Методика «Ценностные ориентации» по М. Рокичу.
Эта методика направлена на изучение мотивационной
сферы и направленности личности.
5. Анкетирование: Что положительного вы находите в своем нелегком труде?
Были получены следующие данные:
1. У большинства сотрудниц уровень образования соответствует занимаемой должности.
2. Семейное положение сотрудниц:
- не замужем - 54%;
- замужем - 46%.
3. Имеют детей 57% сотрудниц, из них:
- одного ребенка - 33%;
- двоих детей - 24%.
4. Жилищно-бытовые условия:
- имеют свои квартиры - 50%;
- живут с родителями - 33%;
- снимают жилье 17% сотрудниц.
Был составлен общий психологический портрет сотрудницы подразделения ПДН согласно заключениям ЦПД:
общительна, упорна, прямолинейна, уверена в себе, вспыльчива в конфликтах, недостаточно последовательна, агрессивна, социализирована по мужскому типу. Такие личностные особенности сотрудниц повышают вероятность конфликтов в коллективе, которые могут носить яркий, неуправляемый и малопредсказуемый характер.
Выбор терминальных ценностей (т. е. конечной цели -к чему стремится человек) по методике М. Рокича был сделан в пользу:
1. Здоровья.
2. Творчества.
3. Развлечений (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).
4. Материально обеспеченной жизни.
В процессе анкетирования большинство сотрудниц па вопрос: «Что положительного вы находите для себя в вашем нелегком труде?» оч ветили: «Оказание помощи людям» (90% опрошенных).
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводам, которые полностью подтверждают теорию Карен Хорни, которая подробно изложена в книге «Наши внутренние конфликты».
К. Хорни разделила потребности людей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действия заключаются в снижении напряжения и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.
1. Ориентация на людей: уступчивый тип.
Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого К.Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут».
Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единственной целью - избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и даже ярость.
2. Ориентация от людей: обособленный тип.
Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «мне все равно». Это такие люди, которых К. Хорни относит к обособленному типу и которые руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке».
Для обособленного типа характерна установка: «никоим образом не дать себя увлечь, идет речь о любовном романе, работе или отдыхе». В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям, они бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.
3. Ориентация против людей: враждебный тип.
Ориентация против людей - это такой стиль поведения,
для которого характерны доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет».
Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь - о деньгах, престиже, контактах или идеях. К. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на приобретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворения личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.
Наиболее полно эти психологические черты характера соответствуют истерическому типу. Люди с истерической структурой личности характеризуются высоким уровнем тревоги, напряженности и реактивности, особенно в межличностном плане. Это сердечные, «энергичные» и интуитивно
«человечные» люди, склонные попадать в ситуации, связанные с личными драмами и риском. Главное ощущение человека при истерии - чувство маленького, пугливого и дефективного ребенка, преодолевающего трудности так хорошо, как только и можно ожидать в мире, где доминируют сильные и чужие «другие». Хотя люди с истерическим складом личности нередко выступают как контролирующие и манипулирующие, их субъективное психологическое состояние совершенно противоположно.
При этом другим способом достижения самоуважения для людей с истерической организацией личности является спасение других. Они могут проявлять заботу о своем внутреннем «испуганном ребенке» посредством обращения, оказывая помощь ребенку, которому реально угрожает опасность.
Следует обратить внимание и на социализацию по мужскому типу у женщин, а также на причинах, обусловливающих этот процесс. Здесь мы также склонны согласиться с работой Карей Хорни «Уход от женственности. Комплекс маскулинности у женщин глазами мужчин и женщин» в книге «Самоанализ».
Типичные мотивы бегства в мужскую роль, возникающие вследствие эдипова комплекса, теперь усиливаются и поддерживаются реальной дискриминацией, с которой женщина сталкивается в социальной жизни. Желание быть мужчиной является чрезвычайно удобной формой рационализации бессознательных мотивов. Однако не следует забывать и о том, что дискриминация есть часть нашей реальности и что на самом деле она гораздо сильнее, чем сознают это большинство женщин.
Георг Зиммель в этой связи говорит, что «огромное социальное значение, которое приписывается мужчине, вероятно, обусловлено его превосходством в силе» и что исторически происхождение полов можно грубо описать как отношения раба и господина. И здесь, как и везде, одна из привилегий господина состоит в том, что ему нет надобности постоянно помнить, что он господин, тогда как раб никогда не может забыть о своей участи.
Наверное, этим и объясняется недооценка данного фактора. Девочке и в самом деле с рождения непременно внушают мысль - в грубой форме или деликатно - о ее неполноценности, и это постоянно стимулирует в ней комплекс маскулинности.
Следует учесть еще одно обстоятельство. Вследствие чисто мужского характера нашей цивилизации женщинам гораздо труднее достичь сублимации, которая действительно удовлетворяла их естество, поскольку все обычные профессии были рассчитаны на мужчин.
Это опять-таки усугубляло их чувство неполноценности, поскольку они, естественно, не могли добиться в мужских профессиях тех же результатов, что и мужчины, и получалось так, что сама реальность давала новые подтверждения их неполноценности. Бессознательные мотивы ухода от женственности усилены реальным социальным неравенством женщин, и эту связь следует понимать как взаимодействие психических и социальных факторов.
Наши исследования, мы считаем, полностью подтверждают теорию Карен Хорни. Вследствие чисто мужского характера нашей цивилизации, женщинам гораздо труднее достичь сублимации, так как большинство профессий, в частности работа в органах внутренних дел, рассчитаны на мужчин. Поэтому женщины, дабы удовлетворить свои психологические потребности, выбирают профессии, которые позволяют компенсировать внутренние конфликты. В силу этого мы склонны считать, что именно такого склада характера женщины более эффективны в работе в данной организации и качественно справляются с должностными обязанностями. Как только происходят изменения в личной жизни сотрудниц, это меняет и способы реагирования на окружающую действительность, они, чаще всего, уходят из системы ОВД.
АССЕРТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Н. Ю. Ражина, преподаватель, доктор пед. наук, профессор Г. Д. Бабушкин
Сибирский университет физической культуры, г. Омск
Правоохранительная деятельность относится к категории профессий «человек - человек», которая неразрывно связана с психологией, ибо это деятельность для людей, с людьми и среди людей. Сотрудник правоохранительных органов - это специалист по правоохранительной работе, решению юридических проблем, связанных с различными жизненными ситуациям, с людьми, имеющими отношение к праву и становящимися предметом юридического рассмотрения, оценки и разрешения их поступков. Связанные с людьми и различными происшествиями, проблемы эти всегда острые. Иногда они отличаются несправедливостью по отношению к человеку, попранием конституционных прав и свобод, нанесением ему физического и морального урона. Разобраться в них и решить их невозможно, не понимая психологии людей, их взаимоотношений, мотивов поступков в конкретных жизненных ситуациях, всегда густо насыщенных кипением страстей, переживаниями, страданиями, гневом, ненавистью, конфликтными отношениями (4).
Постоянная работа с людьми и среди людей определяет представленность в профессионализме сотрудника правоохранительной деятельности множества умений и навыков, социально-психологические характеристики которых имеют ведущее значение. К ним относятся умения осуществлять общение, налаживать взаимоотношения и взаимодействие с гражданами. Все эти действия - не простой разговор или встреча людей. Они имеют большое, часто противоположное значение для собеседников, насыщены психологическими трудностями, барьерами, приемами, занимаемыми позициями, избираемыми линиями поведения, умениями и навыками в использовании слова, мимики, жеста. Все эти средства - средства общения, построения отношений и взаимодействия с гражданами -необходимые составляющие эффективности профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов. Таким образом, высокие требования к уровню сформированное™ коммуникативной компетентности будущих специалистов правоохранительной деятельности обусловлены особенностями данной профессиональной деятельности.
Коммуникативная компетентность - это интегральная характеристика личности, определяющаяся коммуникативными способностями, умениями, объемом психологических знаний субъекта и обусловленная свойствами личности, а также психическим состоянием в момент общения. Для обеспечения высокого уровня профессиональной подготовленности будущих специалистов правоохранительной деятельности необходимо формировать у них коммуникативную компетентность в процессе получения профессионального образования.
В рамках нашего исследования мы разработали методику формирования коммуникативной компетентности на основе ассергивной модели поведения. Ассертивное поведение -это поведение, основанное на чувстве уверенности человека в себе и ориентированное на сотрудничество и компромисс как ведущие стратегии взаимодействия. Уверенность - это установка, позиция человека по отношению к себе, людям, ситуации. И эту установку можно изменить (2). Каждому человеку свойствен индивидуальный уровень уверенности. В небольших дозах и в определенных ситуациях неуверенность навредить не может. Например, люди всегда чувствуют себя неуверенно в незнакомой ситуации, при необходимости решить сложную или непривычную задачу, при резкой смене условий жизни и т. д. Проблема возникает, когда ситуативная неуверенность перерастает в неуверенность стабильную, лич-