«человечные» люди, склонные попадать в ситуации, связанные с личными драмами и риском. Главное ощущение человека при истерии - чувство маленького, пугливого и дефективного ребенка, преодолевающего трудности так хорошо, как только и можно ожидать в мире, где доминируют сильные и чужие «другие». Хотя люди с истерическим складом личности нередко выступают как контролирующие и манипулирующие, их субъективное психологическое состояние совершенно противоположно.
При этом другим способом достижения самоуважения для людей с истерической организацией личности является спасение других. Они могут проявлять заботу о своем внутреннем «испуганном ребенке» посредством обращения, оказывая помощь ребенку, которому реально угрожает опасность.
Следует обратить внимание и на социализацию по мужскому типу у женщин, а также на причинах, обусловливающих этот процесс. Здесь мы также склонны согласиться с работой Карен Хорни «Уход от женственности. Комплекс маскулинности у женщин глазами мужчин и женщин» в книге «Самоанализ».
Типичные мотивы бегства в мужскую роль, возникающие вследствие эдипова комплекса, теперь усиливаются и поддерживаются реальной дискриминацией, с которой женщина сталкивается в социальной жизни. Желание быть мужчиной является чрезвычайно удобной формой рационализации бессознательных мотивов. Однако не следует забывать и о том, что дискриминация есть часть нашей реальности и что на самом деле она гораздо сильнее, чем сознают это большинство женщин.
Георг Зиммель в этой связи говорит, что «огромное социальное значение, которое приписывается мужчине, вероятно, обусловлено его превосходством в силе» и что исторически происхождение полов можно грубо описать как отношения раба и господина. И здесь, как и везде, одна из привилегий господина состоит в том, что ему нет надобности постоянно помнить, что он господин, тогда как раб никогда не может забыть о своей участи.
Наверное, этим и объясняется недооценка данного фактора. Девочке и в самом деле с рождения непременно внушают мысль - в грубой форме или деликатно - о ее неполноценности, и это постоянно стимулирует в ней комплекс маскулинности.
Следует учесть еще одно обстоятельство. Вследствие чисто мужского характера нашей цивилизации женщинам гораздо труднее достичь сублимации, которая действительно удовлетворяла их естество, поскольку все обычные профессии были рассчитаны на мужчин.
Это опять-таки усугубляло их чувство неполноценности, поскольку они, естественно, не могли добиться в мужских профессиях тех же результатов, что и мужчины, и получалось гак, что сама реальность давала новые подтверждения их неполноценности. Бессознательные мотивы ухода от женственности усилены реальным социальным неравенством женщин, и эту связь следует понимать как взаимодействие психических и социальных факторов.
Наши исследования, мы считаем, полностью подтверждают теорию Карен Хорни. Вследствие чисто мужского характера нашей цивилизации, женщинам гораздо труднее достичь сублимации, так как большинство профессий, в частности работа в органах внутренних дел, рассчитаны на мужчин. Поэтому женщины, дабы удовлетворить свои психологические потребности, выбирают профессии, которые позволяют компенсировать внутренние конфликты. В силу этого мы склонны считать, что именно такого склада характера женщины более эффективны в работе в данной организации и качественно справляются с должностными обязанностями. Как только происходят изменения в личной жизни сотрудниц, это меняет и способы реагирования на окружающую действительность, они, чаще всего, уходят из системы ОВД.
АССЕРТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
И. Ю. Ражина, преподаватель,
доктор пед. наук, профессор Г. Д. Бабушкин
Сибирский университет физической культуры, г. Омск
Правоохранительная деятельность относится к категории профессий «человек - человек», которая неразрывно связана с психологией, ибо это деятельность для людей, с людьми и среди людей. Сотрудник правоохранительных органов - это специалист по правоохранительной работе, решению юридических проблем, связанных с различными жизненными ситуациям, с людьми, имеющими отношение к нраву и становящимися предметом юридического рассмотрения, оценки и разрешения их поступков. Связанные с людьми и различными происшествиями, проблемы эти всегда острые. Иногда они отличаются несправедливостью по отношению к человеку, попранием конституционных прав и свобод, нанесением ему физического и морального урона. Разобраться в них и реши ть их невозможно, не понимая психологии людей, их взаимоотношений, мотивов поступков в конкретных жизненных ситуациях, всегда густо насыщенных кипением страстей, переживаниями, страданиями, гневом, ненавистью, конфликтными отношениями (4).
Постоянная работа с людьми и среди людей определяет представленность в профессионализме сотрудника правоохранительной деятельности множества умений и навыков, со-циально-психологические характеристики которых имеют ведущее значение. К ним относятся умения осуществлять общение, налаживать взаимоотношения и взаимодействие с гражданами. Все эти действия - не простой разговор или встреча людей. Они имеют большое, часто противоположное значение для собеседников, насыщены психологическими трудностями, барьерами, приемами, занимаемыми позициями, избираемыми линиями поведения, умениями и навыками в использовании слова, мимики, жеста. Все эти средства - средства общения, построения отношений и взаимодействия с гражданами -необходимые составляющие эффективное™ профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов. Таким образом, высокие требования к уровню сформированное™ коммуникативной компетентности будущих специалистов правоохранительной деятельности обусловлены особенностями данной профессиональной деятельности.
Коммуникативная компетентность - это интегральная характеристика личности, определяющаяся коммуникативными способностями, умениями, объемом психологических знаний субъекта и обусловленная свойствами личности, а также психическим состоянием в момент общения. Для обеспечения высокого уровня профессиональной подготовленности будущих специалистов правоохранительной деятельности необходимо формировать у них коммуникативную компетентность в процессе получения профессионального образования.
В рамках нашего исследования мы разработали методику формирования коммуникативной компетентности на основе ассергивной модели поведения. Ассертивное поведение -это поведение, основанное на чувстве уверенности человека в себе и ориентированное на сотрудничество и компромисс как ведущие стратегии взаимодействия. Уверенность - это установка, позиция человека по отношению к себе, людям, ситуации. И эту установку можно изменить (2). Каждому человеку свойствен индивидуальный уровень уверенности. В небольших дозах и в определенных ситуациях неуверенность навредить не может. Например, люди всегда чувствуют себя неуверенно в незнакомой ситуации, при необходимости решить сложную или непривычную задачу, при резкой смене условий жизни и т. д. Проблема возникает, когда ситуативная неуверенность перерастает в неуверенность стабильную, лич-
ностную, и это становится причиной постоянной тревожности и беспокойства, мешает человеку жить, делать карьеру и др.
Рассмотрим механизмы формирования уверенности или неуверенности. Источники уверенности или неуверенности можно разделить на несколько групп, каждая из которых представляет собой определенный уровень регуляции поведения. Эти уровни условно располагаются в иерархии. В основании пирамиды, ведущей к формированию неуверенности, расположена ступень навыков (стереотипов) поведения. Поведенческий репертуар, складывающийся из отдельных навыков, стереотипов образует фундамент уверенности или неуверенности. Прочность, качество и широта этого фундамента служат основанием для когнитивных оценок поведения со стороны окружения или самооценок поведения и его результатов.
На когнитивном уровне - это второй уровень, на котором разворачивается ряд процессов, влияющих на уверенность человека в себе. В случае негативного развития возможно формирование выученной беспомощности или снижение чувства эффективности (1). Когнитивные процессы так или иначе связаны не только с поведением, которое дает для них почву, но и с эмоциональными процессами. Любая - позитивная или негативная - оценка приобретает эмоциональную окраску, а любая эмоция получает когнитивное толкование.
Эмоциональные процессы представляют собой третий уровень иерархии. Результат этих трех уровней образует комбинацию качеств, которые называются уверенностью или неуверенностью в себе (3) (схема).
Схема
Механизмы формирования уверенности (неуверенности)
С точки зрения ассертивности существуют агрессивная и пассивная модели поведения. Анализ данных моделей поведения представлен в таблице, разработанной А. Ланге и Г1. Якубовски (5).
Ассертивность основана на уверенности человека в себе, а агрессивность и пассивность - это показатели неуверенности. Неуверенный в себе специалист производит впечатление профессионально некомпетентного сотрудника или говорящего неправду человека.
Таким образом, сформировав ассертивную модель поведения, мы сможем нейтрализовать агрессивное и пассивное поведение субъекта в общении и взаимодействии, что будет способствовать формированию высокого уровня коммуникативной компетентности будущих специалистов.
Концептуальными положениями методики формирования являются: формирование коммуникативной компетентности посредством воздействия на каждый ее структурный компонент; отработка ассертивных умений и навыков; использование техник ассертивности относительно ситуации взаимодействия.
Указанные выше положения обусловили следующие направления методики:
1. Формирование представления об ассертивности. В рамках данного направления работы обучаемым дается понятие ассертивной модели поведения, осуществляется ее детальный анализ относительно агрессивного и пассивного поведения. Таким образом, предоставляется возможность для формирования мотивации и интереса у будущих специалистов.
2. Отработка ассертивных умений и навыков. Работа в этом направлении предусматривает обучение ассертивным умениям и навыкам в тренинговых упражнениях и ролевых играх, а также их применению в зависимости от ситуации взаимодействия.
Проведенный теоретический анализ проблемы ассертивности и наши предварительные результаты формирования коммуникативной компетентности у будущих специалистов сервиса и туризма на основе ассертивной модели поведения позволяют говорить о возможности ее использования при профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 1999.
2. Мамонтов С. Ю. Поверь в себя. - СПб.: Питер, 2003.
3. РомекВ. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - СПб.: Речь, 2003.
4. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
5. Lange A., lakubonwski P. Responsible assertive behavior. -Champaigh: Rcseach, 1976.
Таблица
Характеристика агрессивной, пассивной и ассертивной моделей поведения
Компоненты ситуации общения Агрессивное поведение Уверенное (асссртивное) поведение Неуверенное (пассивное) поведение
Контакт глаз Пристальный взгляд, прямо в глаза собеседнику Устойчивый контакт глаз с собеседником Контакт глаз с собеседником отсутствует
Дистанция общения Минимальная, на собеседника наступают, вторгаются в его территорию Оптимальная, соответствует принятым в данной среде стандартам Стремление увеличить расстояние до собеседника
Жестикуляция Совершение хаотичных, широких вижений руками Соответствует смыслу сказанного Напряженные, мелкие, суетливые жесты (дрожь, судороги)
Тон, громкость голоса Крик, угрожающие интонации, перебивание собеседника Достаточные, чтобы быть услышанным, уверенная интонация Речь тихая, сбивчивая, фразы в разговоре неоправданно затянуты
Чувства Злость, ярость Спокойствие, уверенность Страх, тревога, вина
Содержание речи Упреки, угрозы, приказы, оскорбления Информирование о своих правах, желаниях, намерениях, действиях Оправдания, извинения, объяснения
Использование местоимений Я, МНЕ В фразах, содержащих угрозы, приказы Указание на тот факт, что именно Я сам стою за данным требованием Речь от третьего лица, использование начальной формы глагола
Содержание требований Не предъявляется Краткое и четкое Нечеткое
Обоснование требований Не дается Краткое и четкое Нечеткое, насыщенное ненужными объяснениями