Научная статья на тему 'Формирование у обучаемых высоких морально-психологических и профессиональных качеств — одна из задач кафедры тактико-специальной подготовки'

Формирование у обучаемых высоких морально-психологических и профессиональных качеств — одна из задач кафедры тактико-специальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у обучаемых высоких морально-психологических и профессиональных качеств — одна из задач кафедры тактико-специальной подготовки»

учениях был другим, азартным, «живым», внимательным и соучастным. В обычных условиях М. к службе относился как к вынужденной необходимости, старался уйти от командировок в Чеченскую Республику, длительное время болел. Сам М. свою перемену объяснил тем, что в условиях учений он находился в команде и не мог подвести ребят. В процессе учений у него появился «боевой азарт» и «открылось второе дыхание».

Существенным итогом непосредственной экстре-мально-психологической подготовки явилось то, что по ее результатам, в соответствии с данными экспертов, увеличилось количество сотрудников адаптивного типа в экспериментальной группе ОМОН — на 5, а в СОБР — на 8,3%. В контрольной группе ОМОН после подготовки увеличения сотрудников данного типа не произошло, а в СОБР их количество увеличилось только на 2,5%.

Одновременно произошло сокращение сотрудников демонстративного типа в ОМОН — на 5, а в СОБР — на 8,3%. В контрольной группе ОМОН после подготовки изменений не произошло, а в СОБР количество сотрудников демонстративного типа сократилось только на 2,5%.

Так, оперуполномоченный СОБР Н., который, по свидетельству психолога, не отличался инициативой и смекалкой, успешно справился с учебной задачей, поставленной ему командиром, по разведке территории и обнаружению сил неприятеля. При этом он проявил находчивость (удачный выбор и маскировка наблюдательной позиции), терпение и выдержку. На протяжении всего учения действовал профессионально, творчески подходил к делу, был уверен в своих силах, помогал товарищам преодолеть трудности. Как пояснил Н., на учениях он больше всего боялся подвести своих товарищей, а поэтому был собран и внимателен. После удачно выполненного поручения командира, объявления благодарности перед строем и одобрения друзей, у Н. появилось желание опередить остальных и подругам позициям в ходе учения. Частично это ему удалось.

По результатам подготовок, как в экспериментальных, так и в контрольных группах, не изменилось количество сотрудников дезадаптивного типа и с типом профессиональной адаптации «мастер». Если в первом случае это определялось направленностью подготовки на поддержание професиональной адаптации по типу «мастер», то во-втором — кратковременностью подготовки и более стойкими характерологическими особенностями сотрудников, задействованных в адаптационных механизмах по дезадаптивному типу.

Итогом непосредственной экстремально-психоло-гической подготовки в экспериментальных группах ОМОН и СОБР явилось существенное повышение профессиональной компетенции, личной безопасности и бесстрашия сотрудников специальных подразделений (в среднем от 2,5 до 17%). В контрольных группах изменений либо не было, либо они были незначительными (не более 5%).

ВЫВОДЫ. В результате исследования было установлено, что субъективная оценка сотрудников специальных подразделений в отношении их служебной и профессиональной подготовленности к действиям в экстремальных условиях завышена и не соответствует реаль-

ным требованиям, предъявляемым практикой к выполнению служебно-боевых задач в кризисных ситуациях.

В экстремальных условиях только сравнительно небольшая часть сотрудников специальных подразделений смогла быстро и адекватно адаптироваться к экстремальным условиям и не испытывать дискомфорт. Для улучшения сложившегося положения, увеличения количества сотрудников специальных подразделений, способных адекватно воспринимать экстремальную ситуацию, в экспериментальных группах ОМОН и СОБР была проведена непосредственная экстремально-психологическая подготовка, учитывающая специфику деятельности и особенности экстремальной ситуации.

Хотя в целом изменения свойств сотрудников специальных подразделений в результате непосредственной экстремально-психологической подготовки по экспериментальным программам в абсолютных цифрах были незначительными, в процентном выражении наблюдались характерные позитивные тенденции.

Более существенными были изменения, касающиеся состояний сотрудников специальных подразделений (улучшились функциональные состояния, настрой, уравновешенность, ситуативная надежность, лабильность, самочувствие, активность, настроение, выросло количество сотрудников, стремящихся к совместной деятельности), что объяснялось направленностью непосредственной экстремально-психологической подготовки.

Наглядными были результаты непосредственной экстремально-психологической подготовки сотрудников экспериментальных групп ОМОН и СОБР, оцененные по принятым интегрированным и частным критериям и представленные в условных показателях экспертами и самооценками сотрудников. Они выразились в существенном повышении профессиональной компетенции, личной безопасности и бесстрашия сотрудников специальных подразделений.

ЛИТЕРАТУРА

1 Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992.

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЕМЫХ ВЫСОКИХ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ -ОДНА ИЗ ЗАДАЧ КАФЕДРЫ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Ст. преподаватель В.Г. Рожковский

Омская академия МВД России Задачи по охране общественного порядка органы внутренних дел выполняют как в обычных, повседневных условиях, так и при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с задержанием вооруженных пре-

ступников, предупреждением, пресечением и ликвидацией групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в населенных пунктах, ликвидацией последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий и катастроф. Кроме того, на ОВД возложены важные, ответственные задачи по обеспечению режима чрезвычайного положения и участию в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.

Стоящие перед МВД РФ задачи невозможно выполнять без должной профессиональной подготовки, высоких морально-психологических качеств - того, что определяет готовность сотрудника ОВД к действиям как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Попав в экстремальные условия, каждый сотрудник ОВД испытывает значительные, а порой и предельные нагрузки, выполняя при этом необходимые профессиональные действия. Он много и напряженно размышляет, оценивает сложившуюся обстановку, делает выводы, принимает решение, продумывает способы поведения и действия, мобилизует собственные силы и возможности, преодолевает внутренние трудности и колебания. То, что происходит в его психике, неизбежно отражается на качестве выполнения поставленных оперативных и служебно-боевых задач.

Экстремальные условия объективно содержат в себе различные факторы, оказывающие психологическое воздействие на сотрудников ОВД

Выделяются две группы таких факторов (1, 67-71, 79-80).

Первая — морально-психологические факторы:

— наблюдаемые и осознаваемые нарушения общественного порядка и понимание своего долга по их пресечению;

— наблюдаемые человеческие потери, лишения, разруха, гибель людей, трупы, жертвы, страдания, горе людей, их нужда, переносимые тяготы, материальный ущерб, призывы о помощи и др.;

— общая дезорганизация жизни в районе вооруженного конфликта, необычное поведение граждан (паника, истерия, толпы беженцев);

— резкая активизация криминальных элементов (мародерство, кражи, грабежи, разбои, бандитизм);

— большая значимость происходящих событий, понимание личной причастности к ним;

— сознание ответственности за свои решения, поступки, действия;

— опасность для жизни граждан, своих коллег и себя лично;

— понимание необходимости оказания взаимной поддержки и выручки;

— пример руководителей (начальников).

Эта группа факторов оказывает сильное морально-психологическое воздействие, требует от сотрудников ОВД высокой психологической подготовленности, мобилизованности, стойкости, самообладания.

Вторая — профессионально-психологические факторы:

-— новизна, необычность оперативной обстановки (требующая действовать не шаблонно, а гибко, находчиво, напрягая свои возможности);

— внезапность возникновения сложных условий (необходимы постоянная готовность к действиям, бдительность, умение не растеряться);

— высокие нагрузки (умственные, эмоциональные, волевые, физические);

— длительные нагрузки;

— неопределенность и риск.

Вторая группа характеризуется общим воздействием на психику, затрудняющим реализацию обычных, отработанных действий, успешно выполнявшихся в относительно спокойных рабочих (или учебных) условиях.

Практика показывает, что экстремальные условия могут оказывать положительное влияние на психику сотрудника ОВД при условии, если он обучен и качественно подготовлен морально и психологически. В этом случае характерны:

— обостренное чувство долга, ответственности, решимости, соединенное с желанием качественно решать поставленные служебно-боевые задачи;

— полная самомобилизованность, проявление всех сил и возможностей;

— боевое возбуждение (в пределах полезности), повышенная энергичность и активность, большая настойчивость и упорство в достижении цели;

— стремление добиться высоких результатов;

— повышенная бдительность, внимательность, наблюдательность, четкость мыслей;

— собранность и постоянная готовность к любым неожиданностям, быстрая реакция на изменение обстановки и возникновение опасности;

— устойчивость к временным неудачам;

— умелое применение вооружения, техники, средств защиты и маскировки;

— полное напряжение моральных и физических сил, непреклонная воля к победе, железная дисциплина, боевая сплоченность.

В то же время низкие морально-психологическая подготовка и обученность сотрудников ОВД, плюс факторы, присущие экстремальным условиям, приводят к срыву поставленных задач. В данном случае в психической деятельности сотрудников ОВД могут преобладать:

— беспокойство, растерянность, нерешительность, замедленность реакции;

— боязнь неудачи, страх перед ответственностью, подчинение своего поведения мотиву избегания неудачи;

— ухудшение наблюдательности, сообразительности, оценки обстановки, проявление провалов в памяти и иллюзий;

— снижение активности, настойчивости, упорства, находчивости и изобретательности в достижении цели;

— чувство слабости, усталости и бессилия;

— раздражительность, потеря контроля над собой.

В итоге отрицательные проявления психической

деятельности отражаются на действиях и поступках. У сотрудников ОВД утрачивается способность адекватно понимать происходящее, действия делаются шаблонными и не полностью отвечающими обстановке. Рост психологического напряжения может привести к потере способности отдавать отчет в своем поведении (может наступить психологический шок, оцепенение, безразличие, пассивность и равнодушие, неадекватное поведение).

Таким образом, успех выполнения ответственных задач в экстремальных условиях в решающей степени зависит от морально-психологических качеств и служебно-боевого (профессионального) мастерства личного состава подразделений ОВД, в формировании которых важнейшая роль принадлежит службам по работе с личным составом, медицинским работникам, психологам, а в условиях вузов МВД России -офицерам учебных подразделений, профессорско-преподавательскому составу.

Какова же роль профессорско-преподавательского состава в формировании перечисленных качеств у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, в частности, в Омской академии МВД России? Для кафедры тактико-специальной подготовки (ТСП), с одной стороны, задача по формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств облегчается тем, что рабочими учебными программами предусмотрено изучение вопросов (тем), связанных с действиями ОВД в экстремальных условиях. С другой стороны, по этой же причине повышается ответственность за качество подготовки будущих сотрудников ОВД, способных успешно организовывать и проводить специальные мероприятия в сложных условиях обстановки.

Не случайно преподаватели кафедры систематически привлекаются для решения ряда вопросов, связанных с повышением готовности академии к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, принимают активное участие в проведении занятий, в том числе командно-штабных учений с профессорско-преподавательским составом академии в системе служебной подготовки, тактико-специальных учений с учебными подразделениями, в проведении показных и показательных занятий.

Главная задача кафедры - дать знания будущим сотрудникам ОВД, сформировать умения и навыки действий подразделений и руководства ими при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных условиях.

Как уже отмечалось, будущий сотрудник ОВД, выпускник ОмА МВД России для того, чтобы успешно выполнять поставленные задачи в сложной обстановке, в экстремальных условиях должен иметь:

а) служебно-боевое (профессиональное) мастерство, которое включает в себя:

— знание нормативно-правовой базы о порядке и основаниях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

— знание объема задач, которые предстоит решать, тактических способов их выполнения, способов преодоления возникающих в экстремальных ситуациях трудностей;

— навыки в применении штатного оружия, специальных средств и физической силы;

— навыки и умения в выполнении юридических норм и правил, не связанных с силовыми действиями в отношении противостоящей стороны;

— высокую индивидуальную подготовку;

— способность действовать в составе подразделений;

— натренированность в восприятии экстремальных условий и преодолении психологических трудностей;

— соблюдение мер безопасности;

— применение обобщенного опыта действий в экстремальных ситуациях.

б) морально-психологические качества (морально-психологическая подготовленность):

— верность профессиональному долгу, чувство ответственности за своевременное и качественное выполнение поставленных передличным составом задач;

— воля к победе, мужество, отвага и героизм;

— выдержка и самообладание;

— инициатива и находчивость;

— взаимная поддержка и выручка в ходе решения служебно-боевых задач;

— способность переносить тяготы и лишения обстановки;

— умение вести так называемую борьбу нервов с вооруженным противником.

Эффективной формой реализации задачи по формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств являются практические занятия, с помощью которых обучаемые получают прочные знания, умения и навыки, усваивают основной материал на длительное время, приобретают морально-психологические качества, необходимые для действий в сложных условиях оперативной обстановки. -V

Основными практическими формами обучения ТСП курсантов являются тактико-строевые и тактико-специальные занятия, групповые упражнения и тактико-специальные учения.

Для практических занятий по ТСП характерно:

1. Постоянное разъяснение обучаемым важности и значения задач, выполняемых ОВД в повседневной деятельности и при чрезвычайных обстоятельствах.

Это направление формирует у курсантов чувство гордости за службу в ОВД, воспитывает его в духе преданности присяге, готовности отдать все свои силы для выполнения должностных обязанностей и поставленных служебно-боевых задач.

2. Приведение примеров успешного решения задач курсантами академии, подразделениями ОВД.

История Омской академии полна ярких примеров проявления беззаветной преданности своей Родине, постоянной готовности к защите прав и интересов граждан. Подразделения УВД Омской области также успешно решают повседневные и внезапно возникающие задачи. Воспитание на традициях органов внутренних дел и академии оказывает глубокое воздействие на курсантов, у них формируются высокие боевые качества, желание сохранять и приумножать традиции предшествующих поколений.

3. Поучительность, реальность и сложность создаваемой обстановки, в условиях которой предстоит действовать обучаемым.

Характер служебно-боевых задач, скоротечность изменений оперативной обстановки при их выполнении, быстрота маневра силами и средствами и необходимость действовать самостоятельно, в отрыве от основных сил предъявляют высокие требования к тактико-специальной выучке личного состава ОВД. Поэтому занятия по ТСП проходят в условиях, приближенных к реальным, в учебных городках и на местности.

До 50 % занятий по ТСП проходят в полевых ус-

ловиях. Оперативная обстановка на них доводится обучаемым с элементами неясности, неполноты, неточности и противоречивости, чтобы курсант испытывал недостаток в сведениях о действиях противостоящей стороны и, тем не менее, смог разобраться в сложившейся ситуации и найти оптимальное решение.

Наиболее поучительно, для создания у обучаемых объективных и конкретных представлений о характере служебно-боевой деятельности подразделений ОВД, возможностях техники, вооружения, специальных и других средств, проходили занятия по темам:

— «Организация и ведение действий в специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в населенных пунктах» (тактико-специальное учение в учебном центре академии);

— «Организация и ведение действий в специальной операции по задержанию вооруженных преступников, захвативших воздушное судно» (практическое занятие на учебной базе Омского летно-технического колледжа, показательное занятие в учебном центре академии после прохождения курсантами курсового обучения по первоначальной профессиональной подготовке, показное занятие в ноябре 2001 г., в проведении которого участвовали курсанты 1,2 и 3 курсов);

— «Тактические способы действий подразделений ОВД в специальной операции по задержанию вооруженных преступников в различных условиях» (практические занятия в условиях города - на автовокзале г. Омска и в сквере имени 30-летия ВЛКСМ, занятия в учебном центре по ведению поиска в лесу, задержанию вооруженных преступников в отдельном строении, городской квартире, отработка действий в составе штурмовой группы, в заслоне и засаде);

— «Организация и ведение действий в специальной операции по задержанию вооруженных преступников, захвативших заложников» (практическое и показательное занятия в учебном центре академии);

— «Батальон в специальной операции по ликвидации бандформирования в блокированном районе» (так-тико-специальное учение в учебном центре академии);

Не менее интересны занятия в аудиториях по отработке практических аспектов организации и ведения розыска вооруженных и иных особо опасных преступников, на которых курсанты наносят данные обстановки на карту, а принятые решения оформляют с помощью условных знаков и обозначений.

На этих занятиях прививаются такие качества, как выдержка и самообладание, инициатива и находчивость, товарищество и взаимная поддержка, способность переносить тяготы и лишения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Тщательность подготовки разыгрываемых действий противостоящей стороны.

Как бы ни была сложна обстановка, основные трудности создаются действиями сильного, умного, хитрого, коварного и напористого противника. Противником, против которого придется действовать ОВД, являются незаконные вооруженные формирования, разыскиваемые особо опасные преступники, подозреваемые в совершении преступлений, дезертиры, бежавшие осужденные, участники групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, преступники, захватившие воздушное судно, и другие важные объекты и др.

В целях успешной подготовки курсантов к выполнению задач в экстремальных условиях моделирование действий преступника в ходе занятий проходит с учетом тщательного его изучения (национально-психологических особенностей, традиционных привычек, способов действий, применяемых ухищрений и др.) и показа путей распознавания его преступных замыслов. Обучение направлено на приобретение знаний, умений и навыков ведения борьбы с «противником», превосходящим по силам и средствам, с преступниками, действующими нагло и коварно. Обучаемые психологически готовятся к предстоящим действиям в этих условиях.

5. Проведение занятий с оружием, с применением имитационных и специальных средств, индивидуальных средств защиты.

Обучаемые имеют возможность практически работать с оружием, специальными средствами и индивидуальными средствами защиты, действовать в обстановке, по шуму и звуковым эффектам приближенной к боевой.

Это позволяет включить в процесс усвоения учебного материала не только зрительные и слуховые ощущения, но и осязательные и мышечные.

Применение боевого оружия, имитационных и специальных средств обязывает преподавателей обеспечивать безопасность на занятиях, что достигается постоянным контролем за соблюдением мер безопасности.

6. Опора на знания, умения и навыки, полученные курсантами по другим учебным дисциплинам.

Качественному выполнению служебно-боевых задач способствуют знания, умения и навыки, полученные при изучении не только дисциплин ТСП, но и юридических дисциплин, дисциплин, имеющих прикладной характер.

Будущий сотрудник ОВД обязан знать и уметь применять требования нормативно-правовых документов, определяющих и регламентирующих порядок выполнения служебно-боевых задач:

— обязанности патрульных и постовых нарядов;

— права, предоставляемые нарядам для выполнения возложенных на них обязанностей;

— основания для задержания и доставления в милицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений;

— порядок задержания и доставления в милицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений;

— обязанности и права сотрудников ОВД при действиях в районах режима чрезвычайного положения, в ходе внутреннего вооруженного конфликта;

— порядок составления документов, обеспечивающих доказательство совершенных преступлений и свидетельскую базу, и т.д.

Кроме того, необходимы профессионально-прикладные навыки владения табельным оружием и применения физической силы.

В настоящее время взаимодействие кафедр осуществляется на должном уровне, что способствует достижению конечного результата - подготовки будущих сотрудников ОВД к выполнению задач как повседневных, так и возникающих при осложнении обстановки.

7. Достижение служебно-боевого слаживания учебных групп в ходе решения ими поставленных задач и, одновременно, совершенствование индивидуальной подготовки курсантов.

Необходимо учитывать, что успешное выполнение служебно-боевых задач зависит от умелых действий отдельных сотрудников ОВД и слаженных действий подразделений, будь они штатные или создаваемые на определенное время.

Обучая курсантов, необходимо учитывать их общее развитие, отношение к учебе, способности, интересы, особенности внимания, мышления, памяти и других качеств для умелого воздействия на возможности каждого обучаемого, совершенствование его индивидуальной подготовки.

Отработка учебных задач в составе учебных групп сплачивает курсантов, воспитывает в них веру в силу своего оружия и техники, согласовывает работу всех обучаемых для достижения единой цели.

Обозначенные направления в обучении и воспитании курсантов представлены здесь не все, но эти — основные, способствующие качественной тактико-специальной подготовке и полному освоению учебной программы.

Творческое применение разнообразных форм и методов обучения ТСП позволит обеспечить формирование у курсантов высоких морально-психологических и профессиональных качеств, готовность умело действовать как в обычных, так и в экстремальных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щеглов А. Профессионал в экстремальных условиях: (Психология выживания и тактика действий)// Сборник учебно-методических материалов: (Приложение к военно-публицистическому и литературно-художествен-ному журналу ВВ МВД России «На боевом посту»). — 2002, —№1.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ЮРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Канд. психол. наук E.H. Соколова

Сибирский юридический институт МВД России

г.Красноярск

Современное развитие общества проявляется порой в глубоких противоречиях, затрагивающих межличностную сферу отношений, которые все более строятся на основе обмена информацией, а такие стороны общения людей, как взаимодействие и взаимное восприятие, переходят на второй план. Это сказывается, в частности, и на процессе преподавания психологии в специализированных образовательных учреждениях МВД России. Учитывая, что основными целями курса психологии являются целенаправленная морально-психологическая подготовка с формировани-

ем морально-психологической подготовленности слушателей для будущей деятельности в органах внутренних дел, изучение особенностей психологического анализа следственных действий и деятельности следователя и другие, сразу прослеживаются основные проблемы преподавания психологии.

В теории и практике обучения психологии будущих юристов существуют определенные противоречия:

— между абстрактными предметами учебно-познавательной деятельности (психологическими, юридическими, правовыми школами и направлениями, текстами нормативных документов и т.п.) и реальными предметами осваиваемой профессиональной деятельности. При этом если в учебной деятельности получаемая информация является предметом деятельности обучаемых, то в профессиональной она должна превратиться в средства регуляции профессиональной;

— между целостностью содержания профессиональной деятельности и овладением ею обучаемым через множество предметных областей (история психологии, общая и юридическая психология, социальная психология, педагогика профессиональной деятельности и др.);

— между общественной формой существования профессиональной деятельности и индивидуальной формой ее присвоения обучаемым.

Разрешению этих противоречий должна способствовать такая система обучения, где могла бы осуществиться возможность связи теоретических знаний и практических навыков будущей профессиональной деятельности. Этому может способствовать внедрение в учебный процесс педагогических технологий непосредственно для преподавателей в курсе «Педагогика высшей школы» в школе педагогического мастерства.

Проблемы создания педагогических технологий исследуются рядом авторов, среди которых П.Я.Гальперин, Ю.К.Бабанский, Н.Ф.Талызина, В.А.Сласте-нин и др. Под технологией обучения понимается законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата по сравнению с традиционными методиками обучения.

Что характеризует деятельность преподавателя в каком-либо фрагменте педагогического процесса как технологическую? Это четко заданная цель данного педагогического действия; возможность измерения результатов обучения (усвоения понятий, решения познавательных задач, выполнения конкретных операций и т.п.); наличие логики в распределении материала усваиваемой темы; фиксирование способов взаимодействия участников педагогического процесса на разных его этапах; создание условий наиболее полной реализации личностных ориентаций слушателей в учебном процессе (свободный творческий выбор, состязательность, профессиональный опыт и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.