учениях был другим, азартным, «живым», внимательным и соучастным. В обычных условиях М. к службе относился как к вынужденной необходимости, старался уйти от командировок в Чеченскую Республику, длительное время болел. Сам М. свою перемену объяснил тем, что в условиях учений он находился в команде и не мог подвести ребят. В процессе учений у него появился «боевой азарт» и «открылось второе дыхание».
Существенным итогом непосредственной экстре-мально-психологической подготовки явилось то, что по ее результатам, в соответствии с данными экспертов, увеличилось количество сотрудников адаптивного типа в экспериментальной группе ОМОН — на 5, а в СОБР — на 8,3%. В контрольной группе ОМОН после подготовки увеличения сотрудников данного типа не произошло, а в СОБР их количество увеличилось только на 2,5%.
Одновременно произошло сокращение сотрудников демонстративного типа в ОМОН — на 5, а в СОБР — на 8,3%. В контрольной группе ОМОН после подготовки изменений не произошло, а в СОБР количество сотрудников демонстративного типа сократилось только на 2,5%.
Так, оперуполномоченный СОБР Н., который, по свидетельству психолога, не отличался инициативой и смекалкой, успешно справился с учебной задачей, поставленной ему командиром, по разведке территории и обнаружению сил неприятеля. При этом он проявил находчивость (удачный выбор и маскировка наблюдательной позиции), терпение и выдержку. На протяжении всего учения действовал профессионально, творчески подходил к делу, был уверен в своих силах, помогал товарищам преодолеть трудности. Как пояснил Н., на учениях он больше всего боялся подвести своих товарищей, а поэтому был собран и внимателен. После удачно выполненного поручения командира, объявления благодарности перед строем и одобрения друзей, у Н. появилось желание опередить остальных и подругам позициям в ходе учения. Частично это ему удалось.
По результатам подготовок, как в экспериментальных, так и в контрольных группах, не изменилось количество сотрудников дезадаптивного типа и с типом профессиональной адаптации «мастер». Если в первом случае это определялось направленностью подготовки на поддержание професиональной адаптации по типу «мастер», то во-втором — кратковременностью подготовки и более стойкими характерологическими особенностями сотрудников, задействованных в адаптационных механизмах по дезадаптивному типу.
Итогом непосредственной экстремально-психоло-гической подготовки в экспериментальных группах ОМОН и СОБР явилось существенное повышение профессиональной компетенции, личной безопасности и бесстрашия сотрудников специальных подразделений (в среднем от 2,5 до 17%). В контрольных группах изменений либо не было, либо они были незначительными (не более 5%).
ВЫВОДЫ. В результате исследования было установлено, что субъективная оценка сотрудников специальных подразделений в отношении их служебной и профессиональной подготовленности к действиям в экстремальных условиях завышена и не соответствует реаль-
ным требованиям, предъявляемым практикой к выполнению служебно-боевых задач в кризисных ситуациях.
В экстремальных условиях только сравнительно небольшая часть сотрудников специальных подразделений смогла быстро и адекватно адаптироваться к экстремальным условиям и не испытывать дискомфорт. Для улучшения сложившегося положения, увеличения количества сотрудников специальных подразделений, способных адекватно воспринимать экстремальную ситуацию, в экспериментальных группах ОМОН и СОБР была проведена непосредственная экстремально-психологическая подготовка, учитывающая специфику деятельности и особенности экстремальной ситуации.
Хотя в целом изменения свойств сотрудников специальных подразделений в результате непосредственной экстремально-психологической подготовки по экспериментальным программам в абсолютных цифрах были незначительными, в процентном выражении наблюдались характерные позитивные тенденции.
Более существенными были изменения, касающиеся состояний сотрудников специальных подразделений (улучшились функциональные состояния, настрой, уравновешенность, ситуативная надежность, лабильность, самочувствие, активность, настроение, выросло количество сотрудников, стремящихся к совместной деятельности), что объяснялось направленностью непосредственной экстремально-психологической подготовки.
Наглядными были результаты непосредственной экстремально-психологической подготовки сотрудников экспериментальных групп ОМОН и СОБР, оцененные по принятым интегрированным и частным критериям и представленные в условных показателях экспертами и самооценками сотрудников. Они выразились в существенном повышении профессиональной компетенции, личной безопасности и бесстрашия сотрудников специальных подразделений.
ЛИТЕРАТУРА
1 Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992.
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЕМЫХ ВЫСОКИХ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ -ОДНА ИЗ ЗАДАЧ КАФЕДРЫ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Ст. преподаватель В.Г. Рожковский
Омская академия МВД России Задачи по охране общественного порядка органы внутренних дел выполняют как в обычных, повседневных условиях, так и при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с задержанием вооруженных пре-
ступников, предупреждением, пресечением и ликвидацией групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в населенных пунктах, ликвидацией последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий и катастроф. Кроме того, на ОВД возложены важные, ответственные задачи по обеспечению режима чрезвычайного положения и участию в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Стоящие перед МВД РФ задачи невозможно выполнять без должной профессиональной подготовки, высоких морально-психологических качеств - того, что определяет готовность сотрудника ОВД к действиям как в обычных, так и в экстремальных условиях.
Попав в экстремальные условия, каждый сотрудник ОВД испытывает значительные, а порой и предельные нагрузки, выполняя при этом необходимые профессиональные действия. Он много и напряженно размышляет, оценивает сложившуюся обстановку, делает выводы, принимает решение, продумывает способы поведения и действия, мобилизует собственные силы и возможности, преодолевает внутренние трудности и колебания. То, что происходит в его психике, неизбежно отражается на качестве выполнения поставленных оперативных и служебно-боевых задач.
Экстремальные условия объективно содержат в себе различные факторы, оказывающие психологическое воздействие на сотрудников ОВД
Выделяются две группы таких факторов (1, 67-71, 79-80).
Первая — морально-психологические факторы:
— наблюдаемые и осознаваемые нарушения общественного порядка и понимание своего долга по их пресечению;
— наблюдаемые человеческие потери, лишения, разруха, гибель людей, трупы, жертвы, страдания, горе людей, их нужда, переносимые тяготы, материальный ущерб, призывы о помощи и др.;
— общая дезорганизация жизни в районе вооруженного конфликта, необычное поведение граждан (паника, истерия, толпы беженцев);
— резкая активизация криминальных элементов (мародерство, кражи, грабежи, разбои, бандитизм);
— большая значимость происходящих событий, понимание личной причастности к ним;
— сознание ответственности за свои решения, поступки, действия;
— опасность для жизни граждан, своих коллег и себя лично;
— понимание необходимости оказания взаимной поддержки и выручки;
— пример руководителей (начальников).
Эта группа факторов оказывает сильное морально-психологическое воздействие, требует от сотрудников ОВД высокой психологической подготовленности, мобилизованности, стойкости, самообладания.
Вторая — профессионально-психологические факторы:
-— новизна, необычность оперативной обстановки (требующая действовать не шаблонно, а гибко, находчиво, напрягая свои возможности);
— внезапность возникновения сложных условий (необходимы постоянная готовность к действиям, бдительность, умение не растеряться);
— высокие нагрузки (умственные, эмоциональные, волевые, физические);
— длительные нагрузки;
— неопределенность и риск.
Вторая группа характеризуется общим воздействием на психику, затрудняющим реализацию обычных, отработанных действий, успешно выполнявшихся в относительно спокойных рабочих (или учебных) условиях.
Практика показывает, что экстремальные условия могут оказывать положительное влияние на психику сотрудника ОВД при условии, если он обучен и качественно подготовлен морально и психологически. В этом случае характерны:
— обостренное чувство долга, ответственности, решимости, соединенное с желанием качественно решать поставленные служебно-боевые задачи;
— полная самомобилизованность, проявление всех сил и возможностей;
— боевое возбуждение (в пределах полезности), повышенная энергичность и активность, большая настойчивость и упорство в достижении цели;
— стремление добиться высоких результатов;
— повышенная бдительность, внимательность, наблюдательность, четкость мыслей;
— собранность и постоянная готовность к любым неожиданностям, быстрая реакция на изменение обстановки и возникновение опасности;
— устойчивость к временным неудачам;
— умелое применение вооружения, техники, средств защиты и маскировки;
— полное напряжение моральных и физических сил, непреклонная воля к победе, железная дисциплина, боевая сплоченность.
В то же время низкие морально-психологическая подготовка и обученность сотрудников ОВД, плюс факторы, присущие экстремальным условиям, приводят к срыву поставленных задач. В данном случае в психической деятельности сотрудников ОВД могут преобладать:
— беспокойство, растерянность, нерешительность, замедленность реакции;
— боязнь неудачи, страх перед ответственностью, подчинение своего поведения мотиву избегания неудачи;
— ухудшение наблюдательности, сообразительности, оценки обстановки, проявление провалов в памяти и иллюзий;
— снижение активности, настойчивости, упорства, находчивости и изобретательности в достижении цели;
— чувство слабости, усталости и бессилия;
— раздражительность, потеря контроля над собой.
В итоге отрицательные проявления психической
деятельности отражаются на действиях и поступках. У сотрудников ОВД утрачивается способность адекватно понимать происходящее, действия делаются шаблонными и не полностью отвечающими обстановке. Рост психологического напряжения может привести к потере способности отдавать отчет в своем поведении (может наступить психологический шок, оцепенение, безразличие, пассивность и равнодушие, неадекватное поведение).
Таким образом, успех выполнения ответственных задач в экстремальных условиях в решающей степени зависит от морально-психологических качеств и служебно-боевого (профессионального) мастерства личного состава подразделений ОВД, в формировании которых важнейшая роль принадлежит службам по работе с личным составом, медицинским работникам, психологам, а в условиях вузов МВД России -офицерам учебных подразделений, профессорско-преподавательскому составу.
Какова же роль профессорско-преподавательского состава в формировании перечисленных качеств у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, в частности, в Омской академии МВД России? Для кафедры тактико-специальной подготовки (ТСП), с одной стороны, задача по формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств облегчается тем, что рабочими учебными программами предусмотрено изучение вопросов (тем), связанных с действиями ОВД в экстремальных условиях. С другой стороны, по этой же причине повышается ответственность за качество подготовки будущих сотрудников ОВД, способных успешно организовывать и проводить специальные мероприятия в сложных условиях обстановки.
Не случайно преподаватели кафедры систематически привлекаются для решения ряда вопросов, связанных с повышением готовности академии к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, принимают активное участие в проведении занятий, в том числе командно-штабных учений с профессорско-преподавательским составом академии в системе служебной подготовки, тактико-специальных учений с учебными подразделениями, в проведении показных и показательных занятий.
Главная задача кафедры - дать знания будущим сотрудникам ОВД, сформировать умения и навыки действий подразделений и руководства ими при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных условиях.
Как уже отмечалось, будущий сотрудник ОВД, выпускник ОмА МВД России для того, чтобы успешно выполнять поставленные задачи в сложной обстановке, в экстремальных условиях должен иметь:
а) служебно-боевое (профессиональное) мастерство, которое включает в себя:
— знание нормативно-правовой базы о порядке и основаниях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
— знание объема задач, которые предстоит решать, тактических способов их выполнения, способов преодоления возникающих в экстремальных ситуациях трудностей;
— навыки в применении штатного оружия, специальных средств и физической силы;
— навыки и умения в выполнении юридических норм и правил, не связанных с силовыми действиями в отношении противостоящей стороны;
— высокую индивидуальную подготовку;
— способность действовать в составе подразделений;
— натренированность в восприятии экстремальных условий и преодолении психологических трудностей;
— соблюдение мер безопасности;
— применение обобщенного опыта действий в экстремальных ситуациях.
б) морально-психологические качества (морально-психологическая подготовленность):
— верность профессиональному долгу, чувство ответственности за своевременное и качественное выполнение поставленных передличным составом задач;
— воля к победе, мужество, отвага и героизм;
— выдержка и самообладание;
— инициатива и находчивость;
— взаимная поддержка и выручка в ходе решения служебно-боевых задач;
— способность переносить тяготы и лишения обстановки;
— умение вести так называемую борьбу нервов с вооруженным противником.
Эффективной формой реализации задачи по формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств являются практические занятия, с помощью которых обучаемые получают прочные знания, умения и навыки, усваивают основной материал на длительное время, приобретают морально-психологические качества, необходимые для действий в сложных условиях оперативной обстановки. -V
Основными практическими формами обучения ТСП курсантов являются тактико-строевые и тактико-специальные занятия, групповые упражнения и тактико-специальные учения.
Для практических занятий по ТСП характерно:
1. Постоянное разъяснение обучаемым важности и значения задач, выполняемых ОВД в повседневной деятельности и при чрезвычайных обстоятельствах.
Это направление формирует у курсантов чувство гордости за службу в ОВД, воспитывает его в духе преданности присяге, готовности отдать все свои силы для выполнения должностных обязанностей и поставленных служебно-боевых задач.
2. Приведение примеров успешного решения задач курсантами академии, подразделениями ОВД.
История Омской академии полна ярких примеров проявления беззаветной преданности своей Родине, постоянной готовности к защите прав и интересов граждан. Подразделения УВД Омской области также успешно решают повседневные и внезапно возникающие задачи. Воспитание на традициях органов внутренних дел и академии оказывает глубокое воздействие на курсантов, у них формируются высокие боевые качества, желание сохранять и приумножать традиции предшествующих поколений.
3. Поучительность, реальность и сложность создаваемой обстановки, в условиях которой предстоит действовать обучаемым.
Характер служебно-боевых задач, скоротечность изменений оперативной обстановки при их выполнении, быстрота маневра силами и средствами и необходимость действовать самостоятельно, в отрыве от основных сил предъявляют высокие требования к тактико-специальной выучке личного состава ОВД. Поэтому занятия по ТСП проходят в условиях, приближенных к реальным, в учебных городках и на местности.
До 50 % занятий по ТСП проходят в полевых ус-
ловиях. Оперативная обстановка на них доводится обучаемым с элементами неясности, неполноты, неточности и противоречивости, чтобы курсант испытывал недостаток в сведениях о действиях противостоящей стороны и, тем не менее, смог разобраться в сложившейся ситуации и найти оптимальное решение.
Наиболее поучительно, для создания у обучаемых объективных и конкретных представлений о характере служебно-боевой деятельности подразделений ОВД, возможностях техники, вооружения, специальных и других средств, проходили занятия по темам:
— «Организация и ведение действий в специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в населенных пунктах» (тактико-специальное учение в учебном центре академии);
— «Организация и ведение действий в специальной операции по задержанию вооруженных преступников, захвативших воздушное судно» (практическое занятие на учебной базе Омского летно-технического колледжа, показательное занятие в учебном центре академии после прохождения курсантами курсового обучения по первоначальной профессиональной подготовке, показное занятие в ноябре 2001 г., в проведении которого участвовали курсанты 1,2 и 3 курсов);
— «Тактические способы действий подразделений ОВД в специальной операции по задержанию вооруженных преступников в различных условиях» (практические занятия в условиях города - на автовокзале г. Омска и в сквере имени 30-летия ВЛКСМ, занятия в учебном центре по ведению поиска в лесу, задержанию вооруженных преступников в отдельном строении, городской квартире, отработка действий в составе штурмовой группы, в заслоне и засаде);
— «Организация и ведение действий в специальной операции по задержанию вооруженных преступников, захвативших заложников» (практическое и показательное занятия в учебном центре академии);
— «Батальон в специальной операции по ликвидации бандформирования в блокированном районе» (так-тико-специальное учение в учебном центре академии);
Не менее интересны занятия в аудиториях по отработке практических аспектов организации и ведения розыска вооруженных и иных особо опасных преступников, на которых курсанты наносят данные обстановки на карту, а принятые решения оформляют с помощью условных знаков и обозначений.
На этих занятиях прививаются такие качества, как выдержка и самообладание, инициатива и находчивость, товарищество и взаимная поддержка, способность переносить тяготы и лишения.
4. Тщательность подготовки разыгрываемых действий противостоящей стороны.
Как бы ни была сложна обстановка, основные трудности создаются действиями сильного, умного, хитрого, коварного и напористого противника. Противником, против которого придется действовать ОВД, являются незаконные вооруженные формирования, разыскиваемые особо опасные преступники, подозреваемые в совершении преступлений, дезертиры, бежавшие осужденные, участники групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, преступники, захватившие воздушное судно, и другие важные объекты и др.
В целях успешной подготовки курсантов к выполнению задач в экстремальных условиях моделирование действий преступника в ходе занятий проходит с учетом тщательного его изучения (национально-психологических особенностей, традиционных привычек, способов действий, применяемых ухищрений и др.) и показа путей распознавания его преступных замыслов. Обучение направлено на приобретение знаний, умений и навыков ведения борьбы с «противником», превосходящим по силам и средствам, с преступниками, действующими нагло и коварно. Обучаемые психологически готовятся к предстоящим действиям в этих условиях.
5. Проведение занятий с оружием, с применением имитационных и специальных средств, индивидуальных средств защиты.
Обучаемые имеют возможность практически работать с оружием, специальными средствами и индивидуальными средствами защиты, действовать в обстановке, по шуму и звуковым эффектам приближенной к боевой.
Это позволяет включить в процесс усвоения учебного материала не только зрительные и слуховые ощущения, но и осязательные и мышечные.
Применение боевого оружия, имитационных и специальных средств обязывает преподавателей обеспечивать безопасность на занятиях, что достигается постоянным контролем за соблюдением мер безопасности.
6. Опора на знания, умения и навыки, полученные курсантами по другим учебным дисциплинам.
Качественному выполнению служебно-боевых задач способствуют знания, умения и навыки, полученные при изучении не только дисциплин ТСП, но и юридических дисциплин, дисциплин, имеющих прикладной характер.
Будущий сотрудник ОВД обязан знать и уметь применять требования нормативно-правовых документов, определяющих и регламентирующих порядок выполнения служебно-боевых задач:
— обязанности патрульных и постовых нарядов;
— права, предоставляемые нарядам для выполнения возложенных на них обязанностей;
— основания для задержания и доставления в милицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
— порядок задержания и доставления в милицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
— обязанности и права сотрудников ОВД при действиях в районах режима чрезвычайного положения, в ходе внутреннего вооруженного конфликта;
— порядок составления документов, обеспечивающих доказательство совершенных преступлений и свидетельскую базу, и т.д.
Кроме того, необходимы профессионально-прикладные навыки владения табельным оружием и применения физической силы.
В настоящее время взаимодействие кафедр осуществляется на должном уровне, что способствует достижению конечного результата - подготовки будущих сотрудников ОВД к выполнению задач как повседневных, так и возникающих при осложнении обстановки.
7. Достижение служебно-боевого слаживания учебных групп в ходе решения ими поставленных задач и, одновременно, совершенствование индивидуальной подготовки курсантов.
Необходимо учитывать, что успешное выполнение служебно-боевых задач зависит от умелых действий отдельных сотрудников ОВД и слаженных действий подразделений, будь они штатные или создаваемые на определенное время.
Обучая курсантов, необходимо учитывать их общее развитие, отношение к учебе, способности, интересы, особенности внимания, мышления, памяти и других качеств для умелого воздействия на возможности каждого обучаемого, совершенствование его индивидуальной подготовки.
Отработка учебных задач в составе учебных групп сплачивает курсантов, воспитывает в них веру в силу своего оружия и техники, согласовывает работу всех обучаемых для достижения единой цели.
Обозначенные направления в обучении и воспитании курсантов представлены здесь не все, но эти — основные, способствующие качественной тактико-специальной подготовке и полному освоению учебной программы.
Творческое применение разнообразных форм и методов обучения ТСП позволит обеспечить формирование у курсантов высоких морально-психологических и профессиональных качеств, готовность умело действовать как в обычных, так и в экстремальных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Щеглов А. Профессионал в экстремальных условиях: (Психология выживания и тактика действий)// Сборник учебно-методических материалов: (Приложение к военно-публицистическому и литературно-художествен-ному журналу ВВ МВД России «На боевом посту»). — 2002, —№1.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ЮРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
Канд. психол. наук E.H. Соколова
Сибирский юридический институт МВД России
г.Красноярск
Современное развитие общества проявляется порой в глубоких противоречиях, затрагивающих межличностную сферу отношений, которые все более строятся на основе обмена информацией, а такие стороны общения людей, как взаимодействие и взаимное восприятие, переходят на второй план. Это сказывается, в частности, и на процессе преподавания психологии в специализированных образовательных учреждениях МВД России. Учитывая, что основными целями курса психологии являются целенаправленная морально-психологическая подготовка с формировани-
ем морально-психологической подготовленности слушателей для будущей деятельности в органах внутренних дел, изучение особенностей психологического анализа следственных действий и деятельности следователя и другие, сразу прослеживаются основные проблемы преподавания психологии.
В теории и практике обучения психологии будущих юристов существуют определенные противоречия:
— между абстрактными предметами учебно-познавательной деятельности (психологическими, юридическими, правовыми школами и направлениями, текстами нормативных документов и т.п.) и реальными предметами осваиваемой профессиональной деятельности. При этом если в учебной деятельности получаемая информация является предметом деятельности обучаемых, то в профессиональной она должна превратиться в средства регуляции профессиональной;
— между целостностью содержания профессиональной деятельности и овладением ею обучаемым через множество предметных областей (история психологии, общая и юридическая психология, социальная психология, педагогика профессиональной деятельности и др.);
— между общественной формой существования профессиональной деятельности и индивидуальной формой ее присвоения обучаемым.
Разрешению этих противоречий должна способствовать такая система обучения, где могла бы осуществиться возможность связи теоретических знаний и практических навыков будущей профессиональной деятельности. Этому может способствовать внедрение в учебный процесс педагогических технологий непосредственно для преподавателей в курсе «Педагогика высшей школы» в школе педагогического мастерства.
Проблемы создания педагогических технологий исследуются рядом авторов, среди которых П.Я.Гальперин, Ю.К.Бабанский, Н.Ф.Талызина, В.А.Сласте-нин и др. Под технологией обучения понимается законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата по сравнению с традиционными методиками обучения.
Что характеризует деятельность преподавателя в каком-либо фрагменте педагогического процесса как технологическую? Это четко заданная цель данного педагогического действия; возможность измерения результатов обучения (усвоения понятий, решения познавательных задач, выполнения конкретных операций и т.п.); наличие логики в распределении материала усваиваемой темы; фиксирование способов взаимодействия участников педагогического процесса на разных его этапах; создание условий наиболее полной реализации личностных ориентаций слушателей в учебном процессе (свободный творческий выбор, состязательность, профессиональный опыт и т.д.).