PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING FUTURE FOLLOWERS TO WORK WITH MINOR LAWFULNERS: PROBLEMS AND SOLUTIONS Zinnatova G.M. (Russian Federation) Email: [email protected]
Zinnatova Gulnaz Mineackmetovna - PhD student, DIRECTION: EDUCATION AND PEDAGOGICAL SCIENCES, INSTITUTE OF PEDAGOGY, PSYCHOLOGY AND SOCIAL PROBLEMS, KAZAN
Abstract: the article is devoted to the problem of psychological and pedagogical training of future investigators to work with juvenile offenders. In the article the author identifies problems in the professional activity of investigators with juvenile offenders and emphasizes the need to strengthen the training of future investigators to work with juvenile offenders. One of the ways to solve the problem is the development and implementation of the educational program of a special course. The main purpose of the educational program of the course - the formation of future investigators psychological and pedagogical competence necessary to work with juvenile offenders. Keywords: higher education, preparation of inspectors, psychologically-pedagogical preparation, educational program processual investigations with under-age criminals.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Зиннатова Г.М. (Российская Федерация)
Зиннатова Гульназ Минеахметовна - аспирант, направление: образование и педагогические науки, Институт педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань
Аннотация: статья посвящена проблеме психолого-педагогической подготовки будущих следователей к работе с несовершеннолетними правонарушителями. В статье автор обозначает проблемы в профессиональной деятельности следователей с несовершеннолетними правонарушителями и акцентирует необходимость усиления подготовки будущих следователей к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Одним из путей решения проблемы является разработка и реализация образовательной программы специального курса. Основная цель образовательной программы курса -формирование у будущих следователей психолого-педагогической компетентности, необходимой для работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Ключевые слова: высшее образование, подготовка следователей, психолого-педагогическая подготовка, образовательная программа, процессуально-следственные действия с несовершеннолетними.
Одной из значимых социально-экономических проблем современности является несовершеннолетняя преступность. Это некий ответ на продолжающийся в стране социально-экономический кризис, который обусловил снижение уровня жизни населения, и, как следствие, ухудшение материального положения большинства семей, усиление пропаганды псевдокультуры, встречающейся в средствах массовой информации, роста количества неполных семей и т.п.
Безусловно, мы отмечаем специфические возрастные особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя, выражающиеся в социальной незрелости несовершеннолетнего, особенностях физического и психического развития, а также нравственного развития. Одним из необходимых условий для эффективности
профессиональной деятельности будущего следователя является учет этих особенностей в процессе обеспечения психолого-педагогического сопровождения нравственного, психического и физического развития личности несовершеннолетнего правонарушителя, в том числе в контексте проведения следственных действий [1].
Профессия юриста вообще и следователя в частности относится к социономическим или, так называемым, помогающим профессиям. Эти профессии предполагают в процессе своей трудовой деятельности общение типа "человек-человек". Необходимо подчеркнуть важную специфику социономических профессий, которая заключается в том, что человек или общность людей здесь не выступают как социальная среда, условие деятельности, а рассматриваются в качестве объекта и предмета деятельности [2]. Следующая особенность этих профессий - это отсутствие жестких и единых требований к "продукту труда" и самому процессу профессиональной деятельности. Но в то же время имеет место повышенные требования и иначе быть не может, ибо объектом труда являются другие люди. А в нашем поле исследования - это несовершеннолетние и в то же время правонарушители.
К сожалению, как показывает практика, не все следователи, служба которых так или иначе соприкасается с несовершеннолетними, имеют представления о личностных свойствах и возрастных особенностях несовершеннолетних правонарушителей на достаточном уровне, что негативно может сказаться на их профессиональной деятельности, в том числе и на проведение следственных действий.
Проведение процессуальных действий требует не только профессиональных знаний на высоком уровне, но и достаточные знания в области педагогики и психологии, что в целом будет способствовать грамотной постановке вопросов и бесед с несовершеннолетними правонарушителями и педагогами, и психологами, и членами семей и другими специалистами во время проведения следственных действий.
Образовательные программы, реализующиеся в высших юридических образовательных организациях создают необходимую психолого-педагогическую основу для подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, играют существенную роль в повышении правовых знаний в области расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, однако они не рассчитаны на специфику работы с данной категорией лиц, в них не предусмотрено обучение методике организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Кроме того, отдельные аспекты подготовки к этому виду деятельности рассматриваются в разных дисциплинах обособленно.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью формирования профессионально подготовленного юриста для проведения следственных действий и недостаточной их психолого-педагогической подготовкой, которая обуславливает эффективность профессиональной деятельности следователя с несовершеннолетними нарушителями законов.
Если говорить об основных задачах профессиональной психолого-педагогической подготовки, то необходимо отметить такие как: формирование профессионально-психологических навыков и умений (а именно: аналитико-психологических, технико-психологических и тактико-психологических); профессиональное развитие психологических качеств, являющихся важными для успешного осуществления профессиональной деятельности; повышение профессионально-психологической устойчивости; развитие профессиональной психолого-педагогической ориентированности личности, которая выражается в постоянном внимании, стремлении, привычке к выявлению и учету психологических аспектов при выполнении любых профессиональных действий; закалка всех профессиональных навыков и умений психологическими трудностями, максимально приближенными к реальным служебным, обеспечивающая их наилучшее проявление при этом.
Психолого-педагогическая компетентность следователя является разновидностью и самостоятельным видом профессиональной компетентности. Это своего рода своеобразный психологический инструмент личности специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Важно, что психолого-педагогическая компетентность обуславливает эффективное решение профессионально-психологических
66
проблем и типичных профессиональных задач, которые возникают в реальных ситуациях профессиональной деятельности следователя.
Подготовка высококвалифицированных юридических кадров требует изучения юристами психолого-педагогических аспектов ряда правовых явлений - правосознания, правотворчества, следственной деятельности, ресоциализации лиц, совершивших преступление и т.д.
Психолого-педагогическая подготовленность - неотъемлемый компонент профессиональной культуры юридического работника, а психология и педагогика, наряду с юридическими науками, являются его профессиональными отраслями знаний.
В целях формирования у будущих следователей психолого-педагогической компетентности нами предлагается реализация разработанной специальной программы. Данный курс позволит систематизировать знания в области педагогики и психологии, будет способствовать формированию психолого-педагогической компетентности, потенциал которой обусловливает эффективное взаимодействие с несовершеннолетними правонарушителями и психологически грамотное проведение следственных действий.
Обучение будущих юристов по данной образовательной программе предполагает: формирование психолого-педагогической грамотности и культуры будущих следователей; обеспечение овладением методами познания психологических особенностей личности несовершеннолетнего правонарушителя и общения с ним; раскрытие механизмов и закономерностей профилактического воздействия на перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей; ознакомление с основными подходами к проблеме изучения индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей и их групп: классификация и характеристика изучения личности данных подростков; определение основных форм и методов работы с несовершеннолетними правонарушителями; развитие рефлексивного мышления будущих, способствующее принятию решений в нестандартных проблемных ситуациях; формирование психолого -педагогические компетенции в области проведения следственных действий с несовершеннолетним правонарушителем.
Программа специальных курсов отводится особая роль в комплексе учебно-методических материалов. Данные образовательные программы разрабатываются в целях решения довольно узких, но тем не менее особенно важных задач, и вкупе с основными образовательными программами учреждения высшего образования они способствуют подготовке будущих юристов, которые в дальнейшем будут готовы и способны выполнять специфические задачи на высоком уровне, а в нашем случае еще более сложные, ибо речь идет о несовершеннолетних правонарушителях.
Список литературы /References
1. Зиннатова ЛМОсобенности психолого-педагогической подготовки будущих следователей к работе с несовершеннолетними правонарушителями / Г.М. Зиннатова // Казанский педагогический журнал. 2017. № 4. С. 47-50.
2. Сорокоумова С.Н., Исаев В.П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаев // Педагогическое образование в России. - № 4. 2013. С. 186-190.