Научная статья на тему 'Опыт психолого-педагогической помощи подросткам-правонарушителям'

Опыт психолого-педагогической помощи подросткам-правонарушителям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1037
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ДЕВИАНТНОЕ (ПРОТИВОПРАВНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулькова Ж. Г.

В данной статье рассматривается проблема оказания психолого-педагогической помощи несовершеннолетним правонарушителям. Основное внимание в работе уделяется направлениям работы психолога с детьми и подростками с поведенческими нарушениями: консультированию, комплексному обследованию в условиях специализированной психолого-медико-педагогической комиссии, профилактическая и психокоррекционная деятельность. В статье приведены статистические данные о психолого-педагогической помощи несовершеннолетним правонарушителям специалистами реабилитационного отделения "Областного центра диагностики и консультирования"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO ADOLESCENTS IN CONFLICT WITH THE LAW

This article discusses the problem of providing psychological and pedagogical assistance to young offenders. The main attention is paid to the areas of work of psychologist with children and adolescents with behavioral disorders: counselling, comprehensive examination in a specialized psychological-medical-pedagogical Commission, prophylactic and psycho-corrective activities. The article presents statistical data on the psycho-pedagogical assistance to juvenile offenders and rehabilitation specialists of the Department "Regional center of diagnostics and counseling"

Текст научной работы на тему «Опыт психолого-педагогической помощи подросткам-правонарушителям»

УДК 159.98:37+342.9 ББК 88.4

ОПЫТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ-

ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ

Ж.Г. КУЛЬКОВА, ГБОУ ОЦДиК, г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема оказания психолого-педагогической помощи несовершеннолетним правонарушителям. Основное внимание в работе уделяется направлениям работы психолога с детьми и подростками с поведенческими нарушениями: консультированию, комплексному обследованию в условиях специализированной психолого-медико-педагогической комиссии, профилактическая и психокоррекционная деятельность. В статье приведены статистические данные о психолого-педагогической помощи несовершеннолетним правонарушителям специалистами реабилитационного отделения "Областного центра диагностики и консультирования".

Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители, девиантное (противоправное) поведение, психолого-педагогическая помощь, комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, консультирование, психокоррекционная работа.

Актуальность. Несовершеннолетние правонарушители сегодня представляют не только многочисленную, но и весьма специфическую и неоднородную категорию детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической, социально-психологической и медико-социальной помощи [1, 2, 3]. Реабилитация, коррекция и профилактика противоправного поведения детей и подростков носит межведомственный характер и

регулируется нормативно-правовыми

документами федерального и

регионального уровней. В числе основополагающих документов в данном направлении: федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", федеральный закон "Об основах системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" и указ президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".

ГБОУ ОЦДиК, имеет с 2011 года структурным подразделением

реабилитационное отделение для детей и подростков с поведенческими

нарушениями, такими как: девиантное (противоправное) поведение,

бродяжничество, разного рода зависимости, включая наркозависимость и

компьютерную зависимость, суицидальные намерения, высокая степень школьной дезадаптации, сексуальные перверсии, вовлеченность в деструктивные культы и секты, пр.

В вопросах оказания

психокоррекционной помощи специалисты отделения осуществляют

межведомственное взаимодействие и активно сотрудничают с педагогическими работниками и иными представителями общеобразовательных организаций и учреждений профессионального

образования, аппаратом Уполномоченного по правам человека и ребенка в Челябинской области, кризисным центром "Семья" и учреждениями социальной защиты населения, кафедрой психиатрии Института дополнительного

профессионального образования ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России и центром психического здоровья детей и подростков ГБУЗ ЧОКПНБ № 1, областной

наркологической клинической больницей и некоммерческими реабилитационными центрами, центром временного содержания для несовершеннолетних

правонарушителей ГУ МВД России по Челябинской области (далее ЦВСНП), др.

Психологами реабилитационного

отделения работа с несовершеннолетними правонарушителями осуществляется по нескольким направлениям. В первую очередь, психологи оказывают

консультативную, в том числе экстренную психологическую помощь непосредственно подросткам и их родителям (законным представителям). Ежегодно регистрируется более 500 обращений по вопросам асоциальных проявлений, эмоционально-поведенческих нарушений, межличностных и внутрисемейных (детско-родительских) конфликтов, проблем школьной адаптации и профессионального самоопределения. Основными принципами оказания экстренной психологической помощи являются добровольность обращения клиентов (родителей и ребенка), конфиденциальность, профессиональная компетентность и ответственность педагога-психолога, совместная выработка решений, структурирование позиций в процессе консультирования, выявление подтекста обращения клиентов, единство диагностики и коррекции, в экспресс-формах используемых в процессе консультирования. Одним из

первоочередных принципов осуществления консультативной помощи подросткам и их родителям в вопросах асоциального, противоправного поведения является принцип совместной выработки решений. Готовые рекомендации могут быть неадекватно поняты ими и неверно реализованы, в силу расхождений в понимании и интерпретации событий и поступков. Актуализация защитных механизмов, сопротивление, вытеснение, селективность восприятия информации и предвзятость ее интерпретации могут стать причиной негативизма не только самого ребенка, но и его родителей в отношении рекомендаций, предлагаемых психологом [4, 5]. Готовые рекомендации и решения, как бы ни были они точны и выверены,

могут оказаться непродуктивными. Исключение составляют случаи

необходимости немедленного принятия решения, когда под угрозой оказывается психологическая и физическая

безопасность и здоровье личности. Выработка рекомендаций и принятие решений должно осуществляться в совместной деятельности. В этом случае роль психолога заключается в ориентировании ребенка и его родителей в проблемной ситуации; выделении существенных для ее разрешения условий; выявлении их значения и личностного смысла; выборе решения из диапазона совместно выстраиваемых вариантов возможных действий и их последствий; и, соответственно, в разработке плана реализации принятого решения в части нормализации поведения, формировании и развитии социально одобряемых моделей поведения.

Во-вторых, специалистами

ежеквартально как на базе реабилитационного отделения, так и на базе образовательных организаций в муниципалитетах проводятся групповые консультации профилактической

направленности для педагогических и иных работников, родителей (законных представителей) обучающихся. В просветительско-профилактических групповых мероприятиях для родителей и педагогов ежегодно принимает участие более 1200 человек. Активно психологи ГБОУ ОЦДиК сотрудничают с областным родительским советом, с общественной родительской организацией "Совет родителей" г. Челябинска, общественными организациями родителей детей-инвалидов ("Особые семьи").

В-третьих, несовершеннолетние с девиантным (противоправным) поведением с 2015-2016 учебного года проходят комплексное приказ министерства образования и науки Челябинской области "О присвоении высшей квалификационной категории педагогическим работникам организаций, осуществляющих

образовательную деятельность" №01/693 от 17.03.2016 г. обследование на областной психолого-медико-педагогической

комиссии (далее ПМПК). Данная ПМПК организована в целях выявления детей с отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, ресоциализации и социальной адаптации. В состав ПМПК входят специалисты: клинические психологи и\или педагоги-психологи, социальный педагог, учитель (учитель-дефектолог, учитель-логопед), врач-психиатр (детский, подростковый), врач-психиатр-нарколог. В случае необходимости в состав ПМПК могут быть временно включены: врач-педиатр, медицинские сестры, врачи-специалисты (офтальмолог, невролог (невропатолог), ортопед, сурдолог, оториноларинголог и пр.). Предваряет комиссионное заседание ПМПК индивидуальная углубленная психологическая диагностика,

определяющая не только актуальный психологический статус и степень выраженности асоциального поведения, но и анализ предпосылок возникновения отклоняющегося поведения. Психолого-педагогический анализ

предрасположенности к противоправному поведению включает индивидуальную ранимость, нарушения саморегуляции, дефицит социально поддерживающих систем, условия и ресурсы запуска, поддержки либо преодоления

отклоняющегося поведения. По итогам комплексного обследования высоко квалифицированные специалисты

педагогического и медицинского профиля оказывают оперативную консультативную помощь родителям (законным

представителям) детей, работникам образовательных учреждений,

учреждениям социального обслуживания, здравоохранения, другим организациям по вопросам воспитания, обучения и

коррекции нарушений развития детей с отклонениями в поведении. Ежегодно ПМПК проходит более 150 несовершеннолетних с девиантным (противоправным) поведением.

Следующим направлением оказания психолого-педагогической помощи детям и подросткам с нарушениями поведения является психокоррекционная,

реабилитационная работа. Данное направление осуществляется в форме групповых занятий на базе реабилитационного отделения ОЦДиК и на базе ЦВСНП. Программы, используемые в работе с подростками, испытывающими трудности в обучении, развитии и социализации, в том числе с несовершеннолетними

правонарушителями, являются лауреатами всероссийского конкурса психолого-педагогических программ " Новые технологии для Новой школы" (2011, 2012, 2014, 2015, 2016 годы) и имеют гриф "Рекомендовано федерацией психологов образования России к использованию в образовательных организациях РФ".

Эффективность оказания психолого-педагогической помощи детям и подросткам с поведенческими

нарушениями определяется

междисциплинарностью и комплексностью воздействия, компетентностью и квалифицированностью специалистов, наличием соответствующих

организационных и материально-технических ресурсов. Взаимодействие ОЦДиК и ЦВСНП в индивидуальном сопровождении воспитанников и реализации программ групповой психокоррекционной работы показывает целесообразность и результативность сотрудничества при оказании психолого-педагогической помощи

несовершеннолетним правонарушителям.

Список литературы

1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. //А.В. Гоголева. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002. - 240 с.

2. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. Избранные труды. // М.М. Коченов. - М.: Генезис, 2010. - 352 с.

3. Коченовские чтения "Психология и право в современной России". Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. - М.: МГППУ, 2010. -286 с.

4. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. // Г.И. Макартычева. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.

5. Макушкин Е.В. Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием. // Е.В. Макушкин. -М.: ООО "Медицинское информационное агентство", 2009. - 240 с.

THE EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO ADOLESCENTS IN CONFLICT WITH THE LAW

Z.G. KULKOVA, SBEIRCDC, Chelyabinsk, Russia

Abstract

This article discusses the problem of providing psychological and pedagogical assistance to young offenders. The main attention is paid to the areas of work of psychologist with children and adolescents with behavioral disorders: counselling, comprehensive examination in a specialized psychological-medical-pedagogical Commission, prophylactic and psycho-corrective activities. The article presents statistical data on the psycho-pedagogical assistance to juvenile offenders and rehabilitation specialists of the Department "Regional center of diagnostics and counseling".

Keywords: Juvenile offenders, deviant (illegal) behavior, psychological-pedagogical help, a comprehensive psychological-medical-pedagogical examination, counselling, psychological intervention work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.