УДК 378
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ К РАБОТЕ
С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
Г.М. Зиннатова
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования психо лого-педагогической готовности будущего следователя к работе с несовершеннолетними правонарушителями; обозначены особенности психолого-педагогической готовности к процессуально-следственным действиям. Показана необходимость усиления психолого-педагогической подготовки следователя в профессиональном обучении.
Ключевые слова: высшее образование, подготовка следователей, психо лого-педагогическая готовность, психолого-педагогическая компетенция, процессуально-следственные действия с несовершеннолетними.
PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL
TRAINING FUTURE FOLLOWERS TO WORK WITH MINOR LAWFULNERS
G. Zinnatova
Abstract. In the following article the problem of psychologically-pedagogical readiness to the work of inspector, dealing with under-age criminals, is considered. This article contains special aspects of psychologically-pedagogical readiness to the processual investigations. Here is shown the necessity of intensification of psychologically-pedagogical readiness to the work of inspector in the sphere of professional education.
Keywords: higher education, preparation of inspectors, psychologically-pedagogical readiness , psycho-pedagogical competence, processual investigations with under-age criminals.
Несовершеннолетняя преступность - одна из значимых социально-политических проблем в современном мире. Личность
несовершеннолетнего правонарушителя имеет свои специфические особенности, которые выражаются в его социальной незрелости, особенностях нравственного, психического и физического развития. Большинству
правонарушений, совершаемых
несовершеннолетними, характерно своеобразие возрастной мотивации. Возрастные особенности несовершеннолетних служат основой их противоправного поведения. Для поведения несовершеннолетних правонарушителей
присущи: экспансивность, неверная
интерпретация происходящих событий и явлений, зависимость групповым влияниям, склонность к фантазированию, противоречивость во взглядах. Знания этих особенностей и умение обеспечить психолого-педагогическое
сопровождение процесса проведения следственных действий является необходимым условием для успешной профессиональной деятельности будущего следователя.
Профессия юриста-следователя относится к числу социономических профессий «человек-человек». Данный тип профессий предполагает постоянную работу с населением, их поведением в сфере регулируемых правом отношений. Однако не всегда работать с людьми достаточно
просто, а тем более с несовершеннолетними правонарушителями. У многих будущих следователей, специалистов в области права, недостаточные знания по психологии личности, технике общения, умению вести себя в коллективе, способам и методам психолого-педагогического воздействия на человека. Результатом психолого-педагогической
неподготовленности становится низкое качество выполняемой работы. Все это говорит о необходимости психолого-педагогической
подготовки будущих следователей.
Для работы в МВД РФ следователю необходимо иметь высшее юридическое образование. Юридическое образование можно получить как в гражданских вузах, так и в специализированных учебных заведениях, которые готовят специалистов для правоохранительных органов.
Существуют федеральные государственные стандарты и требования, по которым обучаются будущие юристы.
Нами было проанализировано содержание Федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалиста), а именно профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник, освоивший программу специалитета по оперативно-
служебной профессиональной деятельности [1]. Данная деятельность включает в себя профессиональное выполнение функций по обеспечению законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защиты жизни и здоровья граждан, охраны общественного порядка, профилактики, предупреждения, выявления, пресечения преступлений и административных
правонарушений, раскрытия преступлений, производства дознания по уголовным делам и др. Профессия следователя относится к специализации оперативно-розыскной
деятельности.
Среди перечисленных профессиональных компетенций в образовательном стандарте присутствует компетенция ПК-20 - способность применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы. Мы считаем, что только психологических знаний в профессии следователя недостаточно. При общении с гражданами следователь, будучи честным, ответственным, организованным, должен осуществлять их нравственное воспитание. Следователю недостаточно знать психологию преступления, он должен знать преступника со всеми его особенностями и уметь найти к нему подход. Существование различных видов юридической деятельности обусловливает их специализацию. Среди самых востребованных и престижных специальностей считается профессия следователя.
Следователь - должностное лицо, производящее предварительное следствие [2, с.629]. Высококвалифицированного следователя отличают обширные профессиональные знания во всех сферах общественной жизни. Следователь в своей работе сталкивается с различными возрастными и социальными категориями людей. К каждому человеку нужен индивидуально-личностный подход. Так, при проведении следственных действий с несовершеннолетними от следователя требуются не только соблюдения процессуальной формы, но и профессиональное мастерство и психолого-педагогическая подготовка. Овладение психолого-
педагогическими знаниями является
существенным фактором формирования и развития у будущих следователей профессиональной компетентности и психолого-педагогической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.
Согласно Российскому законодательству, несовершеннолетние - это лица, которые не достигли 18-летнего возраста. В свою очередь несовершеннолетний правонарушитель - это лицо, не достигшее 18-летнего возраста,
совершившее противоправное виновное деяние. На сегодняшний день в нашей стране отмечается рост жестокости и агрессивности преступлений, совершаемых несовершеннолетними. В силу возрастных особенностей для
несовершеннолетних характерны следующие личностные качества: излишняя
эмоциональность, лживость, вспыльчивость, правовая неграмотность и др.
Как показывает практика, большая часть следователей ошибочно представляют себе то, что процессуальные действия в отношении взрослого и несовершеннолетнего совершаются одинаково. Не зная личностных свойств несовершеннолетнего правонарушителя,
следователь не сможет определить мотив противоправного поступка. При работе с несовершеннолетними необходимо учитывать их личностные и возрастные особенности. В своей научной статье Терентьева В.А. и Масалитина И.В. отмечают, что определяющими для совершения противоправных поступков являются такие возрастные особенности подростков, как: склонность к подражанию, подверженность посторонним влияниям, противоречивость взглядов и неустойчивость поведения, повышенная эмоциональная возбудимость [3, с.252].
Необходимость психолого-педагогической подготовки следователей обусловлена следующими факторами: потребностью в высококвалифицированных специалистах;
ростом совершаемых несовершеннолетними правонарушений; низким уровнем знаний в области педагогики и психологии в работе с несовершеннолетними, в правовом воспитании населения.
Следователь перед проведением
следственного действия должен определить круг интересов, увлечений несовершеннолетнего, его возрастные особенности, отношения со сверстниками, с семьей, со школой и др., что позволит установить с ним положительный психологический контакт. Также знания в области психологии и педагогики помогут следователю правильно сформулировать вопросы несовершеннолетним правонарушителям и привлекаемым педагогам, психологам и другим специалистам в процессе проведения следственных действий. В связи с нехваткой времени и огромным количеством расследуемых уголовных дел, следователь не всегда имеет возможность получить знания в данной области самостоятельно в процессе самообучения.
Психология и педагогика тесно взаимосвязаны. Следователь при проведении процессуальных следственных действий, зная
психологические и возрастные особенности человека, должен уметь правильно оказывать на них педагогическое воздействие. Для этого следователю необходимо знание методов и приемов педагогического воздействия, таких как беседы, убеждения, стимулирования и др.
Мы считаем, что положения компетенции ПК-20 сформулированы некорректно и их следовало бы изложить следующим образом: «способность применять при решении профессиональных задач психолого-
педагогические методы, средства и приемы». Данная компетенция должна включать в себя: знания в области возрастной психологии и применение этих знаний на практике, знания социализации и психического развития личности и применение их на практике, знания об особенностях взаимоотношения между сотрудником правоохранительных органов и правонарушителем, умение управлять своим эмоциональным состоянием и др. Для подготовки будущего следователя считаем важной эту компетенцию, так как она не предполагает наличие специальной педагогической подготовки. Эту компетенцию необходимо формировать у следователей при помощи специальной психолого-педагогической подготовки как в высших образовательных учреждениях, так и на занятиях по служебной подготовке следователей, и на курсах повышения квалификации. Формирование этой компетенции поможет следователю развить в нем профессионально значимые качества, такие как
коммуникабельность, эмпатия, стабильность психо-эмоционального состояния, знания методов педагогического воздействия и навыки умения их применять, знания в сфере правового воспитания, навыки умения слушать, умения применять воспитательные приемы и др.
Для достижения профессионального успеха знаний, умений и навыков в области права недостаточно, необходимо обладать
профессиональными компетенциями по работе с населением, а именно правильно устанавливать контакт с людьми, разбираться в их особенностях, не допускать или уметь разрешать конфликтные ситуации, обладать ораторским искусством, знать основы правового просвещения и воспитания, владеть знаниями в области теории воспитания несовершеннолетних и знаниями возрастной психологии, уметь применять на практике технику убеждения и внушения, то есть быть психолого-педагогически грамотным специалистом.
Психолого-педагогическая подготовка
будущих юристов предполагает процесс освоения студентами юридических вузов психолого-педагогических компетенций, формирование на
их основе коммуникативных умений и личностных качеств. Результатом данной подготовки будет успешная профессиональная карьера в юридической сфере на основе сформированности психолого-педагогической готовности к этой деятельности.
Мы предлагаем авторское определение психолого-педагогической готовности юриста -это сложная интегративная система личностных свойств и качеств, знаний, умений и навыков в области психологии и педагогики юриста, применение которой способствует успешному осуществлению профессиональной деятельности.
Анализ содержания учебных программ учреждений повышения квалификации показывает, что в них уделяется недостаточное внимание совершенствованию психолого-педагогической подготовки сотрудников органов внутренних дел по работе с несовершеннолетними правонарушителями. А в учебных дисциплинах, таких как «Криминология», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Теория государства и права», «Юридическая психология», изучаемых в высших учебных заведениях, вопросы, касающиеся несовершеннолетних, затрагиваются поверхностно.
Необходимо на базе высших учебных заведений МВД РФ и учебных заведений, не входящих в структуру МВД, создать специальные программы и курсы по психолого-педагогической подготовке следователей в работе с несовершеннолетними правонарушителями, которые бы смогли сформировать у будущих следователей психолого-педагогическую
компетентность в работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Стоит отметить, что при психолого-педагогической подготовке желательно привлекать специалистов, которые занимаются проблемами несовершеннолетних
правонарушителей - психологи, педагоги, психиатры и др.
Руководителям следственных отделов стоит во время служебных подготовок разбирать и анализировать уголовные дела, где привлекаются несовершеннолетние правонарушители.
Таким образом, особенности психолого-педагогической подготовки студентов высших юридических образовательных учреждений включают в себя: знания в области психологии и педагогики, умение грамотно вести работу с населением; эффективно осуществлять правовое воспитание и просвещение граждан; повышение качества профессионального образования; умение применять методы приемы и средства психолого-педагогического воздействия в своей работе.
Итак, психолого-педагогическая подготовка следователей к проведению следственных действий с несовершеннолетними
правонарушителями, реализованная в организации специальных программ, курсов, конференций, круглых столов, необходима для формирования психолого-педагогической
компетентности при работе с
несовершеннолетними правонарушителями. Следовательно, у следователей значительно расширятся знания, умения и навыки в области педагогики и психологии в процессе проведения следственных действий с несовершеннолетними правонарушителями, а качество расследуемых уголовных дел данной категории будет на высоком уровне.
Учебный курс и программа по психолого-педагогической подготовке следователей должны включать в себя как теоретические, так и практические занятия. Будущие следователи должны на практике применять разнообразные психолого-педагогические методы, приемы, техники, реализуемые в проведении тренингов, деловых и ролевых игр и др.
Мы предлагаем внедрить в образовательный процесс юридических факультетов высших учебных заведений спецкурс «Психолого-педагогическая подготовка будущих
следователей к проведению следственных действий с несовершеннолетними
правонарушителями». Программа курса предусматривает лекционные, семинарские занятия и самостоятельную работу. Содержание спецкурса охватывает круг вопросов, связанных с проводимыми следователем следственных действий с несовершеннолетними
правонарушителями. Целью спецкурса будет ознакомление студентов с теорией и практикой воспитательной работы, решение воспитательных задач, возникающих при проведении следователем следственных действий, освоение педагогической техники поведения и общения, формирование у слушателей умения применять психолого-педагогические методы, приемы в работе с несовершеннолетними
правонарушителями и умение оказать педагогические воздействия на них.
Литература:
1. Храмцов Е.Б. Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки студентов будущих юристов / Е.Б. Храмцов // Вестник СамГУ. -Самара. - 2010. - № 1(75). - С. 197.
2. Терентьева В.А., Масалитина И.В. Возрастные особенности личности несовершеннолетних как основание освобождения от уголовного наказания / В.А. Терентьева, И.В. Масалитина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. -№ 4(64). - Т. 2. - С. 249-252.
3. Масленникова В.Ш. Психолого-педагогическая модель социально-ориентированной личности студента / В.Ш. Масленникова // Казанский педагогический журнал. - 2005. - № 3. - С. 10-18.
4. Мухаметзянова Ф.Ш. Профилактика межэтнических и межрелигиозных конфликтов среди
молодежи в профессиональной образовательной организации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Полиэтнический аспект этнокультурного образования как инструмент формирования толерантности в межкультурном взаимодействии народов Республики Татарстан: Материалы I научно-практической конференции 27 марта 2015 г.: в 2-х ч.; сост. А.Р. Камалеева. - Казань: Издательство «Данис», 2015. - 1 ч. - С. 5-11.
5. Федеральный государственный
образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osu.ru/docs/ fgoszWspec_40.05.02.pdf
Сведения об авторе:
Зиннатова Гульназ Минеахматовна (г. Казань, Россия), аспирант ФГБНУ Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]
Data about the author:
G. Zinnatova (Kazan, Russia), PhD student of the Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, e-mail: [email protected]