Научная статья на тему 'Особенности психолого-педагогической подготовки будущих следователей к работе с несовершеннолетними правонарушителями'

Особенности психолого-педагогической подготовки будущих следователей к работе с несовершеннолетними правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СЛЕДОВАТЕЛЕЙ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОЦЕССУАЛЬНО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ / HIGHER EDUCATION / PREPARATION OF INSPECTORS / PSYCHOLOGICALLY-PEDAGOGICAL READINESS / PSYCHO-PEDAGOGICAL COMPETENCE / PROCESSUAL INVESTIGATIONS WITH UNDER-AGE CRIMINALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиннатова Гульназ Минеахматовна

В статье рассматривается проблема формирования психолого-педагогической готовности будущего следователя к работе с несовершеннолетними правонарушителями; обозначены особенности психолого-педагогической готовности к процессуально-следственным действиям. Показана необходимость усиления психолого-педагогической подготовки следователя в профессиональном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиннатова Гульназ Минеахматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING FUTURE FOLLOWERS TO WORK WITH MINOR LAWFULNERS

In the following article the problem of psychologically-pedagogical readiness to the work of inspector, dealing with under-age criminals, is considered. This article contains special aspects of psychologically-pedagogical readiness to the processual investigations. Here is shown the necessity of intensification of psychologicallypedagogical readiness to the work of inspector in the sphere of professional education.

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-педагогической подготовки будущих следователей к работе с несовершеннолетними правонарушителями»

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ К РАБОТЕ

С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

Г.М. Зиннатова

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования психо лого-педагогической готовности будущего следователя к работе с несовершеннолетними правонарушителями; обозначены особенности психолого-педагогической готовности к процессуально-следственным действиям. Показана необходимость усиления психолого-педагогической подготовки следователя в профессиональном обучении.

Ключевые слова: высшее образование, подготовка следователей, психо лого-педагогическая готовность, психолого-педагогическая компетенция, процессуально-следственные действия с несовершеннолетними.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL

TRAINING FUTURE FOLLOWERS TO WORK WITH MINOR LAWFULNERS

G. Zinnatova

Abstract. In the following article the problem of psychologically-pedagogical readiness to the work of inspector, dealing with under-age criminals, is considered. This article contains special aspects of psychologically-pedagogical readiness to the processual investigations. Here is shown the necessity of intensification of psychologically-pedagogical readiness to the work of inspector in the sphere of professional education.

Keywords: higher education, preparation of inspectors, psychologically-pedagogical readiness , psycho-pedagogical competence, processual investigations with under-age criminals.

Несовершеннолетняя преступность - одна из значимых социально-политических проблем в современном мире. Личность

несовершеннолетнего правонарушителя имеет свои специфические особенности, которые выражаются в его социальной незрелости, особенностях нравственного, психического и физического развития. Большинству

правонарушений, совершаемых

несовершеннолетними, характерно своеобразие возрастной мотивации. Возрастные особенности несовершеннолетних служат основой их противоправного поведения. Для поведения несовершеннолетних правонарушителей

присущи: экспансивность, неверная

интерпретация происходящих событий и явлений, зависимость групповым влияниям, склонность к фантазированию, противоречивость во взглядах. Знания этих особенностей и умение обеспечить психолого-педагогическое

сопровождение процесса проведения следственных действий является необходимым условием для успешной профессиональной деятельности будущего следователя.

Профессия юриста-следователя относится к числу социономических профессий «человек-человек». Данный тип профессий предполагает постоянную работу с населением, их поведением в сфере регулируемых правом отношений. Однако не всегда работать с людьми достаточно

просто, а тем более с несовершеннолетними правонарушителями. У многих будущих следователей, специалистов в области права, недостаточные знания по психологии личности, технике общения, умению вести себя в коллективе, способам и методам психолого-педагогического воздействия на человека. Результатом психолого-педагогической

неподготовленности становится низкое качество выполняемой работы. Все это говорит о необходимости психолого-педагогической

подготовки будущих следователей.

Для работы в МВД РФ следователю необходимо иметь высшее юридическое образование. Юридическое образование можно получить как в гражданских вузах, так и в специализированных учебных заведениях, которые готовят специалистов для правоохранительных органов.

Существуют федеральные государственные стандарты и требования, по которым обучаются будущие юристы.

Нами было проанализировано содержание Федерального государственного

образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалиста), а именно профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник, освоивший программу специалитета по оперативно-

служебной профессиональной деятельности [1]. Данная деятельность включает в себя профессиональное выполнение функций по обеспечению законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защиты жизни и здоровья граждан, охраны общественного порядка, профилактики, предупреждения, выявления, пресечения преступлений и административных

правонарушений, раскрытия преступлений, производства дознания по уголовным делам и др. Профессия следователя относится к специализации оперативно-розыскной

деятельности.

Среди перечисленных профессиональных компетенций в образовательном стандарте присутствует компетенция ПК-20 - способность применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы. Мы считаем, что только психологических знаний в профессии следователя недостаточно. При общении с гражданами следователь, будучи честным, ответственным, организованным, должен осуществлять их нравственное воспитание. Следователю недостаточно знать психологию преступления, он должен знать преступника со всеми его особенностями и уметь найти к нему подход. Существование различных видов юридической деятельности обусловливает их специализацию. Среди самых востребованных и престижных специальностей считается профессия следователя.

Следователь - должностное лицо, производящее предварительное следствие [2, с.629]. Высококвалифицированного следователя отличают обширные профессиональные знания во всех сферах общественной жизни. Следователь в своей работе сталкивается с различными возрастными и социальными категориями людей. К каждому человеку нужен индивидуально-личностный подход. Так, при проведении следственных действий с несовершеннолетними от следователя требуются не только соблюдения процессуальной формы, но и профессиональное мастерство и психолого-педагогическая подготовка. Овладение психолого-

педагогическими знаниями является

существенным фактором формирования и развития у будущих следователей профессиональной компетентности и психолого-педагогической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Согласно Российскому законодательству, несовершеннолетние - это лица, которые не достигли 18-летнего возраста. В свою очередь несовершеннолетний правонарушитель - это лицо, не достигшее 18-летнего возраста,

совершившее противоправное виновное деяние. На сегодняшний день в нашей стране отмечается рост жестокости и агрессивности преступлений, совершаемых несовершеннолетними. В силу возрастных особенностей для

несовершеннолетних характерны следующие личностные качества: излишняя

эмоциональность, лживость, вспыльчивость, правовая неграмотность и др.

Как показывает практика, большая часть следователей ошибочно представляют себе то, что процессуальные действия в отношении взрослого и несовершеннолетнего совершаются одинаково. Не зная личностных свойств несовершеннолетнего правонарушителя,

следователь не сможет определить мотив противоправного поступка. При работе с несовершеннолетними необходимо учитывать их личностные и возрастные особенности. В своей научной статье Терентьева В.А. и Масалитина И.В. отмечают, что определяющими для совершения противоправных поступков являются такие возрастные особенности подростков, как: склонность к подражанию, подверженность посторонним влияниям, противоречивость взглядов и неустойчивость поведения, повышенная эмоциональная возбудимость [3, с.252].

Необходимость психолого-педагогической подготовки следователей обусловлена следующими факторами: потребностью в высококвалифицированных специалистах;

ростом совершаемых несовершеннолетними правонарушений; низким уровнем знаний в области педагогики и психологии в работе с несовершеннолетними, в правовом воспитании населения.

Следователь перед проведением

следственного действия должен определить круг интересов, увлечений несовершеннолетнего, его возрастные особенности, отношения со сверстниками, с семьей, со школой и др., что позволит установить с ним положительный психологический контакт. Также знания в области психологии и педагогики помогут следователю правильно сформулировать вопросы несовершеннолетним правонарушителям и привлекаемым педагогам, психологам и другим специалистам в процессе проведения следственных действий. В связи с нехваткой времени и огромным количеством расследуемых уголовных дел, следователь не всегда имеет возможность получить знания в данной области самостоятельно в процессе самообучения.

Психология и педагогика тесно взаимосвязаны. Следователь при проведении процессуальных следственных действий, зная

психологические и возрастные особенности человека, должен уметь правильно оказывать на них педагогическое воздействие. Для этого следователю необходимо знание методов и приемов педагогического воздействия, таких как беседы, убеждения, стимулирования и др.

Мы считаем, что положения компетенции ПК-20 сформулированы некорректно и их следовало бы изложить следующим образом: «способность применять при решении профессиональных задач психолого-

педагогические методы, средства и приемы». Данная компетенция должна включать в себя: знания в области возрастной психологии и применение этих знаний на практике, знания социализации и психического развития личности и применение их на практике, знания об особенностях взаимоотношения между сотрудником правоохранительных органов и правонарушителем, умение управлять своим эмоциональным состоянием и др. Для подготовки будущего следователя считаем важной эту компетенцию, так как она не предполагает наличие специальной педагогической подготовки. Эту компетенцию необходимо формировать у следователей при помощи специальной психолого-педагогической подготовки как в высших образовательных учреждениях, так и на занятиях по служебной подготовке следователей, и на курсах повышения квалификации. Формирование этой компетенции поможет следователю развить в нем профессионально значимые качества, такие как

коммуникабельность, эмпатия, стабильность психо-эмоционального состояния, знания методов педагогического воздействия и навыки умения их применять, знания в сфере правового воспитания, навыки умения слушать, умения применять воспитательные приемы и др.

Для достижения профессионального успеха знаний, умений и навыков в области права недостаточно, необходимо обладать

профессиональными компетенциями по работе с населением, а именно правильно устанавливать контакт с людьми, разбираться в их особенностях, не допускать или уметь разрешать конфликтные ситуации, обладать ораторским искусством, знать основы правового просвещения и воспитания, владеть знаниями в области теории воспитания несовершеннолетних и знаниями возрастной психологии, уметь применять на практике технику убеждения и внушения, то есть быть психолого-педагогически грамотным специалистом.

Психолого-педагогическая подготовка

будущих юристов предполагает процесс освоения студентами юридических вузов психолого-педагогических компетенций, формирование на

их основе коммуникативных умений и личностных качеств. Результатом данной подготовки будет успешная профессиональная карьера в юридической сфере на основе сформированности психолого-педагогической готовности к этой деятельности.

Мы предлагаем авторское определение психолого-педагогической готовности юриста -это сложная интегративная система личностных свойств и качеств, знаний, умений и навыков в области психологии и педагогики юриста, применение которой способствует успешному осуществлению профессиональной деятельности.

Анализ содержания учебных программ учреждений повышения квалификации показывает, что в них уделяется недостаточное внимание совершенствованию психолого-педагогической подготовки сотрудников органов внутренних дел по работе с несовершеннолетними правонарушителями. А в учебных дисциплинах, таких как «Криминология», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Теория государства и права», «Юридическая психология», изучаемых в высших учебных заведениях, вопросы, касающиеся несовершеннолетних, затрагиваются поверхностно.

Необходимо на базе высших учебных заведений МВД РФ и учебных заведений, не входящих в структуру МВД, создать специальные программы и курсы по психолого-педагогической подготовке следователей в работе с несовершеннолетними правонарушителями, которые бы смогли сформировать у будущих следователей психолого-педагогическую

компетентность в работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Стоит отметить, что при психолого-педагогической подготовке желательно привлекать специалистов, которые занимаются проблемами несовершеннолетних

правонарушителей - психологи, педагоги, психиатры и др.

Руководителям следственных отделов стоит во время служебных подготовок разбирать и анализировать уголовные дела, где привлекаются несовершеннолетние правонарушители.

Таким образом, особенности психолого-педагогической подготовки студентов высших юридических образовательных учреждений включают в себя: знания в области психологии и педагогики, умение грамотно вести работу с населением; эффективно осуществлять правовое воспитание и просвещение граждан; повышение качества профессионального образования; умение применять методы приемы и средства психолого-педагогического воздействия в своей работе.

Итак, психолого-педагогическая подготовка следователей к проведению следственных действий с несовершеннолетними

правонарушителями, реализованная в организации специальных программ, курсов, конференций, круглых столов, необходима для формирования психолого-педагогической

компетентности при работе с

несовершеннолетними правонарушителями. Следовательно, у следователей значительно расширятся знания, умения и навыки в области педагогики и психологии в процессе проведения следственных действий с несовершеннолетними правонарушителями, а качество расследуемых уголовных дел данной категории будет на высоком уровне.

Учебный курс и программа по психолого-педагогической подготовке следователей должны включать в себя как теоретические, так и практические занятия. Будущие следователи должны на практике применять разнообразные психолого-педагогические методы, приемы, техники, реализуемые в проведении тренингов, деловых и ролевых игр и др.

Мы предлагаем внедрить в образовательный процесс юридических факультетов высших учебных заведений спецкурс «Психолого-педагогическая подготовка будущих

следователей к проведению следственных действий с несовершеннолетними

правонарушителями». Программа курса предусматривает лекционные, семинарские занятия и самостоятельную работу. Содержание спецкурса охватывает круг вопросов, связанных с проводимыми следователем следственных действий с несовершеннолетними

правонарушителями. Целью спецкурса будет ознакомление студентов с теорией и практикой воспитательной работы, решение воспитательных задач, возникающих при проведении следователем следственных действий, освоение педагогической техники поведения и общения, формирование у слушателей умения применять психолого-педагогические методы, приемы в работе с несовершеннолетними

правонарушителями и умение оказать педагогические воздействия на них.

Литература:

1. Храмцов Е.Б. Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки студентов будущих юристов / Е.Б. Храмцов // Вестник СамГУ. -Самара. - 2010. - № 1(75). - С. 197.

2. Терентьева В.А., Масалитина И.В. Возрастные особенности личности несовершеннолетних как основание освобождения от уголовного наказания / В.А. Терентьева, И.В. Масалитина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. -№ 4(64). - Т. 2. - С. 249-252.

3. Масленникова В.Ш. Психолого-педагогическая модель социально-ориентированной личности студента / В.Ш. Масленникова // Казанский педагогический журнал. - 2005. - № 3. - С. 10-18.

4. Мухаметзянова Ф.Ш. Профилактика межэтнических и межрелигиозных конфликтов среди

молодежи в профессиональной образовательной организации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Полиэтнический аспект этнокультурного образования как инструмент формирования толерантности в межкультурном взаимодействии народов Республики Татарстан: Материалы I научно-практической конференции 27 марта 2015 г.: в 2-х ч.; сост. А.Р. Камалеева. - Казань: Издательство «Данис», 2015. - 1 ч. - С. 5-11.

5. Федеральный государственный

образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osu.ru/docs/ fgoszWspec_40.05.02.pdf

Сведения об авторе:

Зиннатова Гульназ Минеахматовна (г. Казань, Россия), аспирант ФГБНУ Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]

Data about the author:

G. Zinnatova (Kazan, Russia), PhD student of the Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.