Психолого-педагогические аспекты в раскрытии преступлений
Morally-psychological and professional training and reliability
УДК 343.9 © И. А. Неупокоева, О. Ю. Гроголева, 2018
Учет возрастных и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего при проведении допроса
Неупокоева Ирина Александровна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики
Омской академии МВД России Омск, Россия. е-mail: [email protected]
Гроголева Ольга Юрьева,
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии Омского государственного университета
им. Ф. М. Достоевского Омск, Россия. е-mail: [email protected]
Обсуждается проблема учета возрастных и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего участника уголовного процесса в целях проведения эффективного допроса. Рассматриваются условия качественной подготовки следователя к допросу несовершеннолетнего: всестороннее изучение личности подростка, условий жизни и воспитания; определение момента проведения данного следственного действия, способа вызова к следователю; очерчивание круга лиц, необходимых для привлечения к участию в допросе; разработка плана его проведения, уточнение объема и формулировок основных и контрольных вопросов. Отражены негативные последствия допроса без учета возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетнего: отсутствие контакта, искажение объективной картины происшедшего, неполучение доказательственной информации, тактические и иные следственные ошибки. Важность изучения психолого-педагогических аспектов допроса при работе с несовершеннолетними подтверждается результатами анкетирования в 2017 г. 30 следователей органов внутренних дел Омской области. Так, 66,4% из них проводят с несовершеннолетним беседу на отвлеченные темы, более 30% делают это иногда, для снятия эмоционального напряжения у несовершеннолетнего, 58% знакомы с психологией разных возрастных групп несовершеннолетних. Все следователи ответили, что при проведении допросов несовершеннолетних стараются учитывать их психологические особенности.
Ключевые слова: допрос несовершеннолетних; дошкольники; младшие школьники; подростки; тактика допроса; познавательные процессы; индивидуальные особенности.
Для цитирования: Неупокоева И. А., Гроголева О. Ю. Учет возрастных и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего при проведении допроса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74). С. 78-83. DOI 10. 24411/1999-6241-2018-13014
При расследовании уголовного дела от следователя требуются познания в области детской (подростковой) психологии и педагогики для эффективного проведения процессуальных действий, получения от несовершеннолетнего необходимой для следствия информации в особом режиме защиты законных прав и интересов . Успешное расследование преступлений также во многом обусловлено субъективными качествами лица, его осуществляющего, и зависит от уровня профессиональной подготовки, личного и профессионального опыта. К сожалению, на сегодняшний день допрос несовершеннолетних в процессе расследования сводится к положениям, которые механически заимствованы из юридической психологии, что является недопустимым [1, с . 3]. Следователь должен хорошо знать психологические особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических приемов проведения с ними того или иного следственного действия
Так, зарубежные ученые, исследующие специфику допроса несовершеннолетних, отмечают, что дети, чтобы угодить взрослому следователю, могут быть особенно восприимчивыми к угрозам, запугиванию, нереалистичным обещаниям или снисхождению. Малолетние участники допроса имеют тенденцию сообщать следователям то, что последние, как кажется допрашиваемым, хотят услышать, независимо от достоверности излагаемой информации [2, с. 101]. Известно, что несовершеннолетние правонарушители чаще, чем взрослые, признаются в своих преступлениях. Например, Рубак и Вардаман обнаружили, что 84% малолетних подозреваемых признались в обвинениях против них [3, с. 48]. Считается также, что несовершеннолетние чаще добровольно дают ложные показания для защиты друзей или родственников [4, с. 319]. Порядок допроса несовершеннолетних предусмотрен ст. ст. 191, 425 УПК РФ . Процессуальные правила носят общий характер и не устанавливают конкретных приемов и методов, ко-
торые следователь в каждом отдельном случае применяет к допрашиваемым лицам. Тактические приемы разрабатываются следственной практикой и криминалистической наукой, они меняются в зависимости от индивидуальных психологических особенностей участников допроса, характера и объема собранных доказательств .
Изучение личности несовершеннолетнего в подготовительной стадии допроса является залогом успешного его проведения и установления психологического контакта. Процесс любого допроса «теснейшим образом связан с психологией отношений следователя и допрашиваемого, за каждым из поддающихся наблюдению при допросе фактов скрывается невидимый психологический механизм. Для того чтобы обеспечить надежность допроса как способа собирания и проверки доказательств, следователю необходимо управлять этим механизмом» [5, с. 93]. Все тактические приемы допроса в первую очередь должны быть направлены на установление психологического контакта с допрашиваемым [6, с. 259-268].
На актуальность изложенного указывает и тот факт, что 60% опрошенных следователей отметили важность изучения личности несовершеннолетнего в целях установления психологического контакта с допрашиваемым в рамках допроса* .
Следователям предлагался следующий вопрос: «На Ваш взгляд, необходимо ли изучение личности несовершеннолетнего перед проведением его допроса в целях установления психологического контакта с ним?» . Ответы распределились следующим образом: 60% (17 чел.) указали: «да, обязательно»; 30% (10 чел . ) — «имеет место в отдельных случаях»; 10% (3 чел.) — «необязательно» .
Рекомендуется начинать допрос с отвлеченной беседы на интересную для несовершеннолетнего тему (о его увлечениях, любимых книгах, друзьях), при этом следует учитывать его возрастную категорию Такая беседа поможет допрашиваемому освоиться в непривычной обстановке и вызовет его на откровенный разговор Длительность подобного общения варьируется в зависимости от возрастных и индивидуальных психологических особенностей допрашиваемого, предмета предстоящего допроса и ряда других обстоятельств, специфичных для каждого конкретного случая . Это обусловлено тем, что у несовершеннолетних имеются трудности в коммуникативной сфере, они не всегда стремятся к общению, иногда ограничивают свои знакомства [7, с. 163]. Установление контакта с несовершеннолетним — одна из основных задач следователя . Со взрослым этого можно добиться в процессе следующих допросов, что с несовершеннолетним исключается [8, с. 219].
Так, 66,4% опрошенных нами следователей отметили, что всегда перед началом допроса проводят с несовершеннолетним беседу на отвлеченные темы; более 30% делают это иногда, для снятия психологического напряжения у несовершеннолетнего Вызвать желание несовершеннолетнего разговаривать, преодолеть его скован-
ность и напряженность удается не сразу, и одного-двух вопросов на отвлеченные темы будет недостаточно . Необходима продолжительная беседа, в ходе которой у следователя есть возможность пополнить уже имеющиеся сведения о личности допрашиваемого, определить его позицию Причем нецелесообразно экономить время на указанную работу.
Психотравмирующая ситуация допроса влияет на тот факт, что допрашиваемые излагают факты необъективно, преувеличивая и излишне детализируя одни обстоятельства и обобщая другие [9, с. 24]. Дети, участвующие в процедуре допроса, помимо индивидуальных различий (темперамент, характер, степень открытости и общительности), отличаются возрастными особенностями. Так, для дошкольников и младших школьников характерны ограничения в объеме памяти и внимания, а также высокий уровень эмоциональности, что может отражаться на количестве и качестве воспроизводимой ими информации Подростковый возраст, вызывающий наибольшие трудности в воспитании, также требует особого подхода в процессе организации общения В этот период происходят резкие эндокринные изменения, что может проявляться в неуравновешенности, раздражительности, возбужденности либо, наоборот, в вялости, апатии и астеничности Эмоциональная сфера имеет большое значение в жизни подростка Нередко возникает обманчивое ощущение, что разум ребенка на данном этапе отходит на второй план На самом деле подросток переживает перестройку мыслительных процессов, переход к абстрактному мышлению, что требует времени Симпатии к людям, отношение к обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне как негативных, так и позитивных эмоций Поэтому следователь должен владеть техниками управления эмоциями, а главное, понимать гормональную природу их возникновения . Кроме того, в подростковом возрасте наблюдается отчуждение от взрослых и усиливается потребность в общении со сверстниками В связи с этим в ходе установления контакта важно учитывать сферу увлечений подростка, а еще лучше продемонстрировать компетентность, что автоматически повысит степень авторитетности следователя в глазах несовершеннолетнего и уровень доверительности коммуникации Не существует готовых схем установления психологического контакта, нужно учитывать индивидуальность психики допрашиваемого несовершеннолетнего, уровень его умственного развития, характер заинтересованности в исходе дела и многие другие факторы. Целесообразно получить сведения и о состоянии здоровья несовершеннолетнего в целях выбора тактики допроса [10, с. 154].
Установление психологического контакта необходимо, прежде всего, для того, чтобы несовершеннолетний был настроен воспринимать вопросы следователя, осуществлять мыслительные процессы в направлении возникновения желания и решимости рассказать об обстоятельствах, интересующих следствие [11, с. 6].
* В 2017 г. были опрошены 30 следователей УМВД России по Омской области, которые расследуют уголовные дела о преступлениях с участием несовершеннолетних.
Помимо создания благоприятной обстановки и возбуждения у несовершеннолетнего интереса к общению, успешное формирование с ним контакта во многом зависит от поведения следователя и его коммуникативных способностей Следователю необходимо учитывать важность формы и стиля общения
Известно, что общение предполагает воздействие не только на разум, но и на чувства Поэтому следователю необходимо быть очень осторожным, когда в процессе беседы затрагиваются интересы допрашиваемого, его родственников или друзей Неумелое воздействие на чувства нарушает внутреннее равновесие несовершеннолетнего, порой порождает развязность и вспыльчивость, а иногда, наоборот, замкнутость, что сказывается на качестве производства допроса. Неутешительными оказались результаты опроса следователей: только 58% из них знакомы с психологией разных возрастных групп несовершеннолетних. Обнадеживает тот факт, что все респонденты стараются при проведении допросов несовершеннолетних учитывать их психологические особенности .
Так, на вопрос: «Знаете ли Вы о возрастной периодизации несовершеннолетних, выработанной психологической и педагогической науками, и об основных, наиболее ярких особенностях психологии несовершеннолетних различных возрастных групп?» — ответы распределились следующим образом: «да» указали 9% (3 чел .); «знаю, но лишь в общем» — 58% (16 чел. ); «имею смутное представление» — 30% (10 чел . ); «нет» — 3% (1 чел . ).
Следователь во время допроса должен использовать доброжелательный тон, однако при этом быть готовым к пресечению развязности, к недопущению жаргонных и нецензурных выражений, циничных реплик в адрес тех или иных лиц со стороны несовершеннолетних Зная, что несовершеннолетний — робкий и стеснительный человек, следователь должен беседовать с ним на темы, которые интересны подростку, в целом строя допрос в виде доверительного разговора
Допрос несовершеннолетнего начинается с его свободного рассказа Но перед этим нужно обязательно выяснить, с кем и о чем говорил допрашиваемый по поводу события, о котором идет речь; как отреагировали взрослые, которым он рассказал о случившемся. Эти же вопросы ставятся лицам, на которых ссылается несовершеннолетний в своих показаниях, а полученные ответы сопоставляются. Необходимо осторожно узнать, не получал ли допрашиваемый советов и рекомендаций относительно определенной линии поведения на допросе, не требовал ли кто-нибудь дать ложные показания, не угрожал ли ему
Форма самостоятельного изложения показаний предпочтительнее вопросно-ответной, поскольку в большей степени обеспечивает достоверность получаемых сведений. Однако рассчитывать на исчерпывающее, последовательное и логичное изложение подростком своих показаний нельзя Свободный рассказ несовершеннолетнего обычно фрагментарен и недостаточно конкретен В процессе изложения несовершеннолетний допрашиваемый часто отвлекается на возникшие ассоциации, однако не стоит его торопить, обрывать, досказывать за него . Локус
внимания подростков направлен на личность взрослого, с тем чтобы найти подтверждение несправедливого отношения к ребенку, подловить на ошибках и обнаружить противоречия между словами и действиями В связи с этим в ходе коммуникации с подростками важно владеть риторическими приемами аргументации, так как простой запрет или подавление не являются эффективными способами психологического воздействия на них Упорядочение и пополнение полученных в этой стадии допроса сведений лучше проводить после ее окончания, поскольку, перебивая несовершеннолетнего, допрашивающий нарушает ход его мыслей, связность и последовательность изложения, лишает его показания ясности и полноты
При общении с несовершеннолетним следует проявлять искреннюю заинтересованность и дружелюбие. Один из способов наладить контакт — сесть таким образом, чтобы лицо взрослого было на одном уровне с допрашиваемым. Это смягчит возрастное разделение . Не следует сразу начинать допрос с вопросов «Что произошло?», «Кто тебя обидел?», «Как он тебя обидел?» . Если несовершеннолетний сам проявляет желание и способность рассказывать, то нельзя прерывать его, а стоит вмешаться только тогда, когда он остановится, и задать уточняющие вопросы Полезно в паузах в рассказе повторить последнюю произнесенную подростком фразу или слово, чтобы показать свою заинтересованность
Особенность допроса несовершеннолетнего заключается в избрании и умелом использовании тактико-психологических приемов в целях получения исчерпывающих показаний обо всем, что ему известно относительно события преступления Первое тактическое требование к допросу несовершеннолетнего обвиняемого — краткость (непродолжительность) допроса Длительность допроса определяется с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей и подростков Согласно ч 1 ст 425 УПК РФ допрос несовершеннолетнего обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день
По мнению Л Л Каневского, длительность допроса несовершеннолетнего старшего школьного возраста (от 14-15 до 17-18 лет) не должна превышать часа, а в случае необходимости его продолжения нужно сделать перерыв [12, с. 85]. Психофизиологи отмечают, что в младшем школьном возрасте (7-8 лет) появляется способность произвольно концентрировать внимание на неинтересных вещах, хотя все еще доминирует непроизвольное внимание и внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором В этот период внимание характеризуется небольшим объемом и малой устойчивостью (до 10-20 минут) Кроме того, в младшем школьном возрасте затруднено произвольное переключение внимания и его распределение . В подростковом возрасте (11-15 лет) внимание становится более рассеянным, подростки трудно сосредоточиваются на информации из-за резких изменений гормонального фона. В старшем школьном возрасте (15-17 лет) внимание достигает значительного уровня стабилизации К 16-17 годам непроизвольное и произвольное внимание усиливается, так как прекращается
дестабилизирующее влияние подкорковых структур При этом продолжительность удержания произвольного внимания у подростков составляет 40-45 минут, а у старшеклассников доходит до 45-50 минут [13, с. 50].
Наиболее эффективным при допросе несовершеннолетних, дающих ложные показания, является метод убеждения, а также тактические приемы, направленные на оживление памяти, приемы пресечения лжи и допущения легенды Сведения, сообщенные несовершеннолетним, как правило, содержат пробелы, искажения либо бывают неточными, что вызвано психологическими особенностями развития подростка и закономерностями функционирования памяти
Эмоциональность личности несовершеннолетних оказывает значительное влияние на процессы памяти Воспоминания, связанные с психологической травмой или состоянием аффекта, с трудом проникают в сознание В данном случае срабатывают защитные механизмы, бессознательно снижающие уровень стресса и тревоги, «отрицание», «подавление» и др Не менее известна причина забывания эмо-циогенной информации — знаменитый «эффект оружия», описанный Э. Лофтус [14, с. 61]. При названном эффекте при повышенном эмоциональном возбуждении следы памяти разрушаются, и свидетели либо жертвы преступления допускают ошибки в процессе воспроизведения деталей события Под воздействием психологического стресса наблюдается элиминация фрагментов воспоминания, не связанных со стрессором Например, человек забывает, как выглядел преступник, детали ситуации И наоборот, стрессогенность воспринимаемых обстоятельств приводит к субъективному увеличению и детализации фрагментов воспоминания, которые относятся к стрессору (свидетель подробно описывает окровавленный нож)
Так, М. М. Коченов и Н . Р. Осипова рекомендуют допрашивать ребенка не ранее чем через два-три дня после события, когда известно, что случившееся могло его сильно взволновать [15, с. 20]. На необходимость учета свойств памяти несовершеннолетнего в тактике его допроса указывают и криминалисты . Так, Е . Е. Центров полагает, что проводить повторный допрос несовершеннолетнего нужно не позднее двух-трех дней с момента преступного посягательства, так как в дальнейшем может активизироваться процесс забывания [16, с. 155]. При этом необходимо помочь допрашиваемому сосредоточиться, успокоиться, для чего выбрать и применить оптимальные тактические приемы устранения неточностей в показаниях, а также получения дополнительных сведений об интересующих следователя фактах [17, с. 145].
З. М. Истоминой выявлено, что непроизвольное воспроизведение информации у детей 4-6 лет возникает как побочный продукт целенаправленной деятельности Играя, дети быстрее вспоминают заученные слова, связанные с тематикой игры [18, с 360] Поэтому при допросе несовершеннолетнего важно построить разговор, вспоминая деятельность ребенка и подробности ситуации, которые благодаря возможностям ассоциативной памяти будут способствовать непроизвольному воспроизведению нужной информации
Поводя итог обсуждению проблемы проведения допроса несовершеннолетних, важно отметить следующее
1 Процесс и результат допроса несовершеннолетних существенно зависят от индивидуальных и возрастных особенностей познавательных процессов, а также эмоциональной и мотивационной сфер личности Дети нередко искажают обстоятельства происшедшего в связи с возрастными особенностями восприятия, памяти и внимания, а также ограниченным словарным запасом Вследствие повышенной эмоциональности несовершеннолетние участники допроса могут путать форму и размеры предметов, названия цветов, неправильно воспроизводить время и место события При описании обстановки акцентируют внимание на несущественных деталях, преимущественно ярких, привлекательных для них
2 Проведенный опрос следователей, которые расследуют уголовные дела о преступлениях с участием несовершеннолетних, показал, что данная категория сотрудников осознает важность предварительного изучения личности ребенка и имеет недостаточно высокий уровень знаний о возрастных особенностях малолетних участников процедуры допроса Результаты опроса актуализируют введение в подготовку будущих следователей основ психологии развития и педагогики.
3 Раскрытие и расследование преступлений представляет собой сложный творческий процесс, во многом обусловленный субъективными качествами следователя, степенью его авторитетности для допрашиваемого, а также его коммуникативной компетентностью . Навыки активного слушания, аргументации и предоставления эффективной обратной связи — необходимое условие успешной коммуникации в ходе допроса несовершеннолетних
4 Допрос несовершеннолетнего — сложный и многогранный процесс, который состоит из совокупности криминалистических, процессуальных, психологических, педагогических и этических аспектов деятельности следователя при его проведении Знание и грамотное применение тактических приемов проведения допроса несовершеннолетних участников расследования при выполнении требований, предъявляемых уголовно-процессуальным законом, позволят следователю получить доказательства — показания, соответствующие положениям закона, которые впоследствии лягут в основу обвинительного заключения и помогут максимально точно установить обстоятельства совершенного преступления Игнорирование либо неправильное применение тактических приемов ведет к искажению объективной картины происшедшего, неполучению доказательственной информации, тактическим и иным следственным ошибкам
Таким образом, в условиях необходимости особой правовой защиты детей от преступных посягательств и неотвратимости наказания виновных в совершении указанных преступлений в перспективе целесообразна разработка новых и совершенствование традиционных приемов допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей с учетом их возраста, образования, уровня развития и психологических особенностей.
Список литературы
1. Матвеев С. В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании : автореф . дис.... канд. юрид. наук. М. , 2003. 24 с.
2 . Bernard J. Farber Civil Liability Law Editor//AELE Monthly Law Journal. 2010 (7) — ISSN 1935-0007. July. 2010 . Р. 101-108 .
3 . Ruback R. B., Vardaman P. J. Decision making in delinquency cases: The role of race and juveniles' admission/denial of the crime // Law and Human Behavior, 21, 1997. Р. 47-69.
4. McCann J. T. Broadening the typology of false confessions // American Psychologist, 53, 1998. Р. 319-320.
5 . Подшибякин А. С. Допрос как разновидность общения // Актуальные проблемы криминалистики на современном этапе : мат-лы всерос. науч . -практ. конф . Краснодар, 2002. С 91-98 .
6 . Зорин Г. А. Многовариантные программы допросов. Технология построения и применения : монография М , 2005 335 с
7 . Леонтьева А. В., Шарудинова А. С. Эмпирическое исследование психологических трудностей подростов // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 2 . С 161-164.
8 . Порубов Н. И., Порубов А. Н. Допрос: процессуальные и криминалистические аспекты : монография. М. , 2013. 304 с.
9 . Неупокоева И. А., Шеховцова Л. С. Допрос потерпевшего в ходе расследования грабежей и разбоев, совершаемых в городе и в сельской местности // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 2(53). С 23-27.
UDC 343.9
10 . Тимошенко С. Е. Применение информации о личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, в целях повышения эффективности следственных действий // Омский научный вестник. 2006. № 5(40). С 152-154.
11. Закатов А. А. Психологические особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних : учеб . пособие. Волгоград, 1979. 52 с.
12 . Каневский Л. Л. Проблемы методики расследования преступлений несовершеннолетних : учеб . пособие. Уфа, 1976. 88 с.
13 . Возрастная психофизиология : учеб. -метод, пособие / Т. С. Копосова, С. Ф . Лукина, Н . В . Звягина и др . Архангельск, 2015. 164 с .
14. Loftus E. F., Loftus G. R., & Messo J. Some facts about weapon focus. Law and Human Behavior. Vol. 11 . No.3(74) . 1.1987. P. 55-62.
15 . Коченов М. М., Осипова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей : метод, пособие . М . , 1984. 35 с .
16. Центров Е. Е. Криминалистическое учение о потерпевшем : монография . М. , 1988. 160 с.
17. Соколов А. Б., Кузнецов А. А. Расследование краж имущества граждан, совершаемых группами несовершеннолетних : монография . М. , 2013. 240 с.
18 . Истомина З. М. Развитие произвольной памяти // Хрестоматия запоминания у дошкольников / под ред. Ю . Б. Гиппенрейтер, В. Я . Романова. М. , 2002. 816 с.
Поступила 08.02.2018
Considering Juvenile Age and Individual Peculiarities in Interrogation
Neupokoeva Irina A.,
Candidate of Sciences (Law), Associate-Professor at the Department of Criminalistics,
the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs Omsk, Russia. е-mail: [email protected]
Grogoleva Olga Yu.,
Candidate of Sciences (Psychology), Associate-Professor at the Department of General Psychology, Psychology Faculty, Dostoevsky Omsk State University
Omsk, Russia. е-mail: [email protected]
The article is devoted to the problem of taking into account age and individual peculiarities of juvenile participant of criminal proceedings for effective interrogation. The authors estimate conditions of the investigator's qualified preparation for interrogating a juvenile: comprehensive study of the juvenile, his life conditions and background; determining the time for this investigative activity, means of summoning, narrowing a range of people for interrogation; developing a plan of interrogation, detailing the number of and formulating the main and test questions. The paper reveals negative consequences of interrogation conducted without considering juvenile age and individual peculiarities: lack of contact, misrepresentation of the happening, failure to obtain proofs, tactical and other investigative faults. The importance of studying psychology-pedagogical aspects of interrogating juveniles is proved by results of the questionnaire conducted in 2017 among thirty investigators of Omsk region. Thus, 66,4% of them talk with juveniles on extraneous matters, 30% of the respondents sometimes do it to remove tense, 58% have knowledge of psychology of different juvenile age groups. All the investigators respond that they try to take into account juvenile psychological peculiarities in interrogation.
Keywords: interrogation of a juvenile; per-school children; elementary school students; juveniles; tactics of interrogation; processes of cognition; individual peculiarities.
Citation: Neupokoeva I. A., Grogoleva O. Yu. Considering Juvenile Age and Individual Peculiarities in Interrogation. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(74), 2018. Pp. 78-83. DOI 10. 24411/1999-6241-2018-13014
References
1. Matveev S . V. Getting Information from Juveniles, its Evaluation and Usage in Criminal Proceedings. Extended Abstract of Candidate of Sciences Dissertation (Law). Moscow, 2003. 24 p . (In Russ . )
2 . Bernard J. Farber Civil Liability Law Editor. AELE Monthly Law Journal. No 7 (ISSN 1935-0007), July 2010 . Pp. 101-108 .
3 . Ruback R . B . , Vardaman P. J. Decision Making in Delinquency Cases: The Role of Race and Juveniles' Admission/Denial of the Crime. Law and Human Behaviour. No. 21, 1997. Pp. 47-69.
4. McCann J. T. Broadening the typology of false confessions . American Psychologist. No . 53, 1998. Pp. 319-320. 5 . Podshibyakin A. S . Interrogation as a type of Communication. Present-day Relevant Issues of Criminalistics. Krasnodar, 2002. Pp. 91-98 . (In Russ.)
6. Zorin G . A . Multi-variant Programmes of Interrogations. Technology of Construction and Application . Moscow, 2005. 335 p. (In Russ.)
7 . Leont'eva A . V. , Sharudinova A . S . Empirical Research of Juvenile Psychological Difficulties . The Bulletin of Adygeya State University. No. 2 . Maykop, 2006. Pp. 161-164. (In Russ.)
8 . Porubov N . I . , Porubov A . N . Interrogation: Procedural and Criminalistics Aspects. Moscow, 2013. 304 p . (In Russ . )
9 . Neupokoeva I . A . , Shekhovtsova L. S . Interrogating the Victim in Investigation of Robberies Committed in the City and Rural Areas . The Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs. No . 2(53), 2014. Pp . 23-27. (In Russ . )
10 . Timoshenko S . Ye. Using the Information about the Juvenile Offender for Effective Investigation. Omsk Scientific Bulletin. No . 5(40), 2006. Pp. 152-154. (In Russ.)
11. Zakatov A. A. Psychological Peculiarities of Investigation Involving Juveniles. Volgograd, 1979. 52 p. (In Russ. )
12 . Kanevsky L. L . Problems of Methods of Investigating Juvenile Crimes . Ufa, 1976. 88 p . (In Russ. )
13 . Age-related Psychophysiology. By Koposova T. S . , Lukina S . F. , Zvyagina N . V. Arkhangelsk, 2015. 164 p. (In Russ . )
14. Loftus E. F. , Loftus G . R. , Messo J. Some Facts about Weapon Focus. Law and Human Behaviour. Vol. 11. No . 3(74), 1987. Pp. 55-62.
15 . Kochenov M. M. , Osipova N . R . Psychology of Interrogating Juvenile Wittinesses . Moscow, 1984. 35 p . (In Russ . )
16 . Tsentrov Ye. Ye. Criminalistics Study of Victim . Moscow, 1988. 160 p. (In Russ . )
17. Sokolov A. B. , Kuznetsov A. A. Investigation of Personal Property Thefts Committed by Groups of Juveniles. Moscow, 2013. 240 p. (In Russ )
18 . Istomina Z . M. Development of Arbitrary Memory. Reader on Pre-school Children Memorization . Psychology on Psychology. Ed. by Gyppenreyter Yu. B. , Romanov V. Ya. Moscow, 2002. 816 p. (In Russ . )
Submitted 08.02.2018