DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-4-60-66 УДК 376.58
Дата поступления статьи: 15/X/2018 Дата принятия статьи: 15/XI/2018
Л.А. Шестакова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
© Шестакова Любовь Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6374-1880
В статье рассматривается проблема формирования профессиональной готовности будущих педагогов к взаимодействию с несовершеннолетними. Предпринята попытка эмпирически обосновать актуальность темы, определить условия, обеспечивающие формирование профессиональной готовности педагогов. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами были использованы методы теоретического анализа и синтеза (сравнительно-сопоставительный, системный, логический, моделирование), а также метод социологического исследования — анкетирование. В ходе проведенного исследования были выявлены особенности профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе; обоснована необходимость формирования у будущих педагогов профессиональной готовности к взаимодействию с несовершеннолетними правонарушителями в рамках расследования и судебного рассмотрения уголовного дела; определена структура готовности будущего педагога к взаимодействию с несовершеннолетними правонарушителями как профессионально-личностного качества специалиста; выявлены средства подготовки будущих педагогов к взаимодействию с несовершеннолетними правонарушителями; разработаны методические рекомендации по порядку участия педагога в уголовном процессе. Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование процесса подготовки будущих педагогов к взаимодействию с несовершеннолетними правонарушителями.
Ключевые слова: девиантное поведение, участие педагога в следственных действиях, профессиональная готовность, несовершеннолетние правонарушители.
Цитирование. Шестакова Л.А. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к взаимодействию с несовершеннолетними правонарушителями // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 4. С. 60-66. Б01: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-4-60-66.
АННОТАЦИЯ
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)
DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-4-60-66 Submitted: 15/X/2018
UDC 376.58 Accepted: 15/XI/2018
L.A. Shestakova
FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF TEACHERS TO THE WORK WITH JUVENILE OFFENDERS
© Shestakova Lyubov Alexandrovna — Candidate of Juridical Sciences, assistant professor of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Faculty of Law, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6374-1880
ABSTRACT
The problem of forming a teacher's professional readiness to work with juvenile offenders is discussed in the article. The author made an attempt to confirm the relevance of the research topic with empirical data, to determine the ways of forming the teacher's professional readiness to work with difficult teenagers. Methods of theoretical analysis and synthesis (comparative-comparative, systemic, logical, modeling), a method of sociological research-questioning were used in the article. We have revealed the peculiarities of the professional training of teachers in the university; substantiated the need for the future teachers to develop professional readiness to work with juvenile offenders; determined the structure of professional readiness of the future teacher to work with juvenile offenders; identified means of training future educators to work with juvenile offenders; have developed methodical recommendations on the order of participation of the teacher in the criminal trial during the conducted research. The results of scientific research given the new idea of professional training of the teachers. The results of scientific research contribute to improving the training of teachers to work with juvenile offenders.
Key words: deviant behavior, participation of the teacher in the juvenile justice, professional skills.
Citation. Shestakova L.A. Formirovanie professional'noi gotovnosti budushchikh pedagogov k vzaimodeistviiu s nesovershennoletnimi pravonarushiteliami [Formation of professional readiness of teachers to work with juvenile offenders]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2018, Vol. 24, no. 4, pp. 60-66. DOI: http://doi.org/10.18287/ 2542-0445-2018-24-4-60-66.
Введение
Экономические и социальные преобразования, которые происходят в Российской Федерации, приводят к росту преступности несовершеннолетних. С другой стороны, несовершеннолетние лица все чаще становятся объектом преступных посягательств. Психика подростка неустойчива, новые впечатления постоянно «накладываются» друг на друга, не предоставляя несовершеннолетнему времени для осмысления ранее воспринятых впечатлений. Быстрая возбудимость при отсутствии достаточного жизненного опыта и знаний ведут к излишне эмоциональному, неустойчивому и противоречивому поведению [Шнейдер 2005, с. 112]. Сочетание динамичности личности несовершеннолетнего и динамичности микро- и макросреды его обитания приводит к неадекватной реакции несовершеннолетнего на конфликтную ситуацию, последствия которой чреваты для него опасностью как совершить преступление, так и стать его жертвой [Ени-кеев 2006, с. 311]. Психическая и физиологическая незрелость несовершеннолетнего обусловила появление в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве России особых порядков привлечения к ответственности несовершеннолетних за совершенные преступления [Уголовный процесс 2015, с. 566].
Важная роль при отправлении правосудия по уголовным делам несовершеннолетних отводится специальным участникам-педагогам. Мы говорим о тех случаях, когда должностные лица органов расследования и суда обеспечивают участие педагога при допросе и других следственных и судебных действиях несовершеннолетних лиц в зависимости от их процессуального статуса и от психического здоровья. Уголовно-процессуальный кодекс ставит перед педагогом, участвующим в уголовном судопроизводстве, следующие задачи: 1) использовать свои знания для предотвращения приобретения подростком, привлеченным к процессуальным действиям, дополнительного асоциального опыта. Педагог должен разъяснить, что он выполняет правозащитную функцию и его участие имеет целью представление интересов несовершеннолетнего; 2) предотвратить в процессуальных действиях проявление негативных возрастных особенностей, свойственных развитию подростка. Педагог, используя специальные знания, должен предотвратить проявление: упрямства, негативизма, вызывающей дерзости, стремления подражать авторитетным сверстникам; 3) предупредить ненадлежащую обстановку процессуальных действий, в которых участвует подросток. Педагог должен пресекать ненадлежащие с правовой и тактической
точки зрения приемы органов расследования и суда при проведении следственных и судебных действий с участием несовершеннолетних: возражать против приемов общения органа расследования с подростком несоответствующих правилам педагогики (угрожающий тон допроса, «принуждение к сознанию», постановка наводящих, повторение уличающих вопросов и т. д.) и другие проявления тенденциозности [Гуковская 1974, с. 120-123].
Безусловно, несовершеннолетние участники уголовного процесса являются подростками с девиан-тным поведением. Для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения, а в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность [Ала-уханов 2009, с. 6]. Проблема эффективности педагогического воздействия на подростков с отклоняющимся поведением имеет традиционный характер: даже специалисты, отучившиеся в высшем учебном заведении и получившие квалификацию «педагог», слабо осведомлены о физиологических особенностях детей, склонных к девиантному поведению [Тоистева 2003, с. 179].
Учеными в области уголовного процесса проводились исследования правоприменительной практики, где для участия в следственных и судебных действиях привлекался педагог. Итоги работы ученых свидетельствуют о низкой результативности взаимодействия педагогов с несовершеннолетними правонарушителями, формальном характере работы таких специалистов [Галимов 2001, с. 140-141; Истрофилова 2006, с. 109]. Педагоги слабо понимают стоящие перед ними задачи, не могут применить знания, полученные по специальности. Обозначенная проблема имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, поэтому не может быть решена только в рамках науки уголовно-процессуального права. Решение должны найти вопросы формирования профессиональной готовности будущих педагогов к взаимодействию с несовершеннолетними правонарушителями в рамках расследования и рассмотрения уголовных дел. Поиску наиболее эффективных форм и способов подготовки педагогов к такой работе посвящена настоящая статья.
Целью исследования является теоретическая разработка проблемы формирования профессиональной готовности будущего педагога к взаимодействию с несовершеннолетними правонарушителями.
Формирование профессиональной готовности педагога
Под профессиональной готовностью педагога в наиболее общем виде понимается целостное психическое состояние личности, содержательно обу-
славливающее установку на определенное поведение. Она выступает решающим фактором адаптации к условиям предстоящей трудовой деятельности, повышения квалификации. К подготовке специалистов-педагогов предъявляются высокие требования, которые должны соответствовать потребностям общества, педагогической науке и практике, характеру и разностороннему содержанию педагогического труда. Для целей настоящего исследования необходимо определить компонентный состав умений для работы с несовершеннолетними правонарушителями, поскольку данная проблема не стала предметом специального анализа ученых. Решая ее, мы опирались на исследования, в которых рассмотрены структура и содержание профессиональных умений педагога, к ним отнесены: гностические (поиск, восприятие и отбор информации); проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование); конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств); организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение клиентов); коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения); оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов социального воспитания); рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения). К профессиональным умениям педагога также относят прикладные и педагогические умения, саморегуляцию [Бычков 2007, с. 76].
Формы и способы формирования профессиональной готовности педагога работать с девиант-ными подростками менялись в зависимости от социальных и политических факторов. Краткий обзор таких изменений имеет значение для поиска адекватных современным условиям образовательных форм подготовки педагогов. С 1917 по 1935 год работа с трудновоспитуемыми подростками проводилась в специальных учебно-воспитательных учреждениях, а подготовка специалистов-педагогов — в рамках краткосрочных курсов повышения квалификации, в учебных планах которых большое внимание уделялось изучению общественно-политических вопросов и основ психолого-педагогических наук. Стоит отметить, что после 1924 года, когда состоялся Всероссийский съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних, наметился переход от краткосрочных к длительным курсам повышения квалификации. К методам подготовки педагогов на таких курсах следует отнести следующие: лекции, дискуссии, собеседования, консультации, коллоквиумы, конференции, написание рефератов, экскурсии, экспериментальную работу, проведение групповых и индивидуальных обследований, составление психолого-педагогических характеристик. Значительно активизировались исследования проблемы практической подготовки к воспитательной работе в 60-е годы XX столетия. Слабая подготовленность студентов к воспитательной работе объяснялась отсутствием комплексных знаний о ребенке, поскольку из учеб-
ных планов были исключены педагогическая и возрастная психология, недостаточное внимание уделялось изучению естественно-научных дисциплин. Позднее количество часов, выделяемых на изучение психолого-педагогических дисциплин, было увеличено, а арсенал методов обучения будущих педагогов расширен: использовались такие методы, как решение педагогических задач, комплексных заданий, деловые игры. Тем не менее рассогласованность подходов к вопросам практической подготовки учителя сохранилась. С середины 80-х годов отмечается всплеск интереса к практической подготовке студентов — будущих педагогов к воспитательной работе [Ермаков 2002, с. 47]. Отдельные аспекты данной проблематики нашли отражение в научной литературе. Усвоение детьми и подростками нравственных норм рассматривалось авторами того времени как процесс сознательной, активной и разнообразной практической деятельности. Такой подход к решению проблемы нравственного воспитания подростка позволял сформировать нравственную привычку поступать соответственно установленным нормам и правилам поведения. В качестве основных форм достижения эффективности процесса формирования профессиональной готовности учителя к нравственному воспитанию школьника авторы выделяли: индивидуальные и групповые консультации, факультативный практикум, подготовка докладов, рефератов, научно-исследовательские задания, поручения, выполнение курсовых и дипломных работ. Обобщая опыт подготовки специалистов по работе с трудными подростками советского периода, необходимо отметить, что в научной литературе нашли отражение различные аспекты формирования готовности как интегративного профессионального качества личности специалиста (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.К. Маркова); разработан общетеоретический подход к содержанию и технологии профессиональной подготовки педагога (A.M. Арсеньев, Е.П. Белозерцев, Н.И. Болдырев, B.C. Ильин, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, Е.А. Леванова, М.М. Левина, А.И. Мищенко, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.); выработаны концептуальные идеи в области превентивной, пенитенциарной педагогики (А.И. Зубков и др.). Вместе с тем вопросам формирования готовности будущего педагога к взаимодействию с несовершеннолетними правонарушителями не уделялось должного внимания: имеется незначительное количество исследований, посвященных осмыслению этой проблемы. Содержание высшего педагогического образования, представленное в государственном образовательном стандарте, не в полной мере отвечает общественным реалиям настоящего времени, связанным с обозначившейся тенденцией резкого увеличения преступности среди несовершеннолетних.
Отсутствие в Уголовно-процессуальном кодексе РФ однозначного определения термина «педагог» для целей уголовного судопроизводства ведет
к нарушению конституционных прав несовершеннолетних обвиняемых, потерпевших и свидетелей. Согласно общепринятому определению педагог — учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического, среднего специального или высшего учебного заведения, воспитатель в дошкольном учреждении, школе-интернате, детском доме, воспитательной колонии, работник внешкольного учреждения и др., а также научный сотрудник, разрабатывающий проблемы педагогики как науки и др. Такое определение позволяет следователям и дознавателям привлекать разноплановых специалистов — от преподавателей вузов, никогда не работавших с определенными возрастными категориями несовершеннолетних, до работников инспекций по делам несовершеннолетних, никогда не занимавшихся образовательной деятельностью. Как показало изучение практики, чаще всего в качестве педагога, участвующего в следственных и судебных действиях, привлекают учителей общеобразовательных школ, имеющих диплом о педагогическом образовании. Однако встречаются случаи привлечения в качестве педагога лиц, не имеющих опыта работы с конкретной категорией малолетних или несовершеннолетних; в отдельных случаях, лиц, не достигших 18 лет, например, нянечек детского сада [Шестакова 2013, с. 241-242].
Для выяснения практических вопросов участия педагогов в допросе несовершеннолетних научными сотрудниками кафедры уголовного процесса и криминалистики Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева по специальной анкете был проведен опрос 88 несовершеннолетних, осужденных за совершение преступлений и отбывающих наказание в Жигулевской воспитательной колонии Самарской области. Опрос показал, что при допросе 29 подростков (65 % от числа респондентов, в допросе которых участвовал педагог) участвовал знакомый несовершеннолетнему педагог; 16 опрошенных (35 %) — сообщили, что педагог не был знаком допрашиваемому. 20 подростков (69 %), при допросе которых присутствовал знакомый им педагог, пояснили, что педагог приглашался из школы, в которой они учились. По мнению двух опрошенных (7 %) педагог приглашался из Центра социальной помощи семье и детям, а семь опрошенных (24 %) пояснили, что приглашен из другого известного несовершеннолетнему учреждения. Озадачивают отрицательные ответы части следователей и дознавателей Самарской области (15 опрошенных, или 14 %) на вопрос о праве педагога заявлять свои возражения против ненадлежащего ведения допроса. Это в очередной раз свидетельствует о непонимании своей роли педагогами — они приглашаются не для формального соблюдения процедуры следственных действий, а для выполнения правозащитных функций. С другой стороны, можно предположить, что недооценка роли педагога связана с недостаточной активностью са-
мих педагогов в допросе несовершеннолетнего, что констатировано частью опрошенных следователей и дознавателей (37 или 33 %) [Шестакова 2015, с. 137].
Для формулирования авторских предложений по вопросу о средствах подготовки будущих педагогов к взаимодействию с трудными подростками рассмотрим предложения других исследователей. Отметим, что на сегодняшний день сложилась система, включающая разнообразные формы и методы осуществления данного вида деятельности. Во многих современных исследованиях используется программа диагностики и профилактики отклонений в поведении учащихся, разработанная опытным педагогом и ученым А.С. Белкиным. Автор высказывает мысль о необходимости своевременного предупреждения детских проступков. Условием реализации данной задачи является наличие у педагогов системы знаний психологических и психофизиологических особенностей детей школьного возраста. На основе многолетнего опыта и собственных исследований А.С. Белкин доказал необходимость глубокого знания психологии, которое поможет учителю правильно оценить и своевременно предупредить проступки детей. Проблеме преодоления педагогической запущенности и подготовки учителя к работе с данной категорией детей посвящено исследование В.Н. Барсукова. Готовность специалиста к работе с педагогически запущенными детьми автор рассматривает как наличие системно-организационных знаний специальной психологии и коррекционной педагогики, вооружение технологиями обучения и воспитания педагогически запущенных детей. В.Н. Барсуков поднимает вопрос о необходимости наличия у будущего учителя умений, связанных с диагностико-коррекционной работой. Педагогически запущенных детей автор рассматривает как «категорию учащихся с выраженными проявлениями девиантного поведения, акцентуациями характера, невротической симптоматикой, задержками психического развития». Исходя из позиции комплексного подхода к решению проблемы, В.П. Барсуковым разработана система подготовки учителя к работе с педагогически запущенными детьми, которая включает не только базовое образование, как предлагалось ранее, но и повышение квалификации на спецкурсах, методических объединениях учителей классов интенсивного развития для педагогически запущенных детей, в процессе чего происходит знакомство со спецификой работы с данной категорией детей. В исследовании В.А. Сатарова и В.Г. Маралова описана программа переориентации учителей и воспитателей с дисциплинарной на личностную модель взаимодействия, которая включает проведение теоретических семинаров по педагогике и психологии ненасилия, оказание помощи учителям в выработке индивидуальных программ по самосовершенствованию и профессиональному росту; проведение специальных тренингов, которые способствуют формированию позиции ненасилия и ока-
зания ненасильственного сопротивления [Истро-филова 2006, с. 86].
Проведенный О.М. Истрофиловой анализ содержания учебников и учебных пособий для будущих педагогов позволил сделать вывод, что преобладающее большинство из них ориентировано на профессиональную подготовку в высшем учебном заведении. Проблема отклоняющегося поведения и агрессивного поведения как одной из его форм в учебных пособиях по педагогике практически не освещается, а в учебниках по психологии делается акцент на теоретических положениях; нет единого понимания самого понятия «отклоняющееся поведение», «агрессивное поведение» и недостаточное внимание уделено решению практической стороны данного вопроса. В учебных пособиях по педагогике (С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сласте-нин, Т.С. Комарова) представлена личностноори-ентированная модель воспитания и развития детей, раскрываются теоретические основы учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, психологические и педагогические основы нравственного воспитания, знание которых необходимо при грамотном конструировании педагогической деятельности, но в них не отражена технология работы с разными категориями детей [Истро-филова 2006, с. 134]. Анализ результатов проведенного контент-анализа учебных программ вуза и курсовой подготовки педагогов в методических центрах г. Самары также позволяет говорить о существовании схожих проблем. Разработанная Е.Ю. Косаревой методика анализа учебных планов курсовой подготовки (соотнесение содержательных планов с модулями, отражающими специфику подготовки к освоению новшеств) показала, что содержание инновационной технологии (технологии, позволяющей педагогам работать в динамично изменяющихся условиях, постоянно осваивать новые знания, работать в новых профессиональных областях) раскрывается в них на 96%, теоретические основы ее реализации - на 70 %, специфика педагогического общения рассматривается лишь на 50 %, на 46 % представлены средства диагностики эффективности педагогической деятельности, и только на 21 % отражены новые требования к знаниям, умениям и личностным качествам педагога [Сборник научных статей по проблемам педагогики 2005, с. 169—170]. В целом результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать следующие выводы: систему подготовки студентов к работе с подростками необходимо менять, ориентируя педагогов на взаимодействие с несовершеннолетними, имеющими проблемы в поведении; необходимо совершенствовать научно-теоретический и практический уровень профессиональной подготовки, учитывая современные достижения педагогической и психологической науки в области изучения проблемы «трудного» детства, в составе которой мы выделяем подростковую преступность; включение в учебный план дисциплин, позволяющих более основательно подготовиться к работе с девиантными подростками. Получение
таких навыков педагогами должно проходить в рамках краткосрочных курсов повышения квалификации после получения высшего педагогического образования. Ознакомившись с методическими разработками других авторов [Тетюев; Марковичева 2011, с. 403; Татьянина 2004, с. 345; Куликов, Новиков], мы предприняли попытку составить методические рекомендации по участию педагога в уголовном процессе [Шестакова 2015, с. 232—234]. Данные рекомендации могут быть распространены среди сотрудников органов профилактики преступности несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделы полиции по делам несовершеннолетних, учреждения уголовно-исполнительной системы и т. д.), а также среди органов предварительного расследования, судов и школ. Методические рекомендации должны предоставляться педагогам, вызванным для участия в следственных и судебных действиях для ознакомления.
Заключение
Систему подготовки студентов—будущих педагогов к работе с подростками необходимо менять, ориентируя учащихся на взаимодействие не только с подростками, чье поведение характеризуется нормой, но и на несовершеннолетних, имеющих проблемы в поведении. Компонентный состав умений работы с несовершеннолетними правонарушителями включает в себя аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные, коммуникативные умения. Внедрение спецкурсов в учебный план подготовки бакалавров или магистров будет иметь менее значимые результаты, чем формирование навыков работы с трудными подростками на курсах повышения квалификации после получения высшего педагогического образования. Разработка подробных методических рекомендаций по участию педагога в уголовном процессе позволит снизить остроту данной проблемы.
Библиографический список
Алауханов, Зарипов, Тукеев 2009 — Алауханов Е. О, Зарипов З.С., Тукеев А.Ж. Преступность несовершеннолетних и ее профилактика. Монография. Алматы: [б. и.], 2009. 309 с.
Бычков 2007 — Бычков А.Н. Участие педагога в уголовном судопроизводстве: дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2007. 227с.
Галимов 2001 — Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. СПб.: Изд-во Питер, 2001. 223 с.
Гуковская, Долгова, Миньковский 1974 — Гуковская Н.И., Долгова А.И., Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. [The juvenile proceedings]. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1974. 208 с.
Еникеев 2006 — Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. М.: Изд-во Норма, 2006. 640 с.
Ермаков 2002 — Ермаков Е.Г. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941 — 1950 гг.): Историко-правовой аспект: дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. 157 с.
Истрофилова 2006 — Истрофилова О.И. Педагогические условия формирования профессиональной готовности будущих педагогов к работе с агрессивными подростками: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 288 с.
Куликов, Новиков — Куликов А.В., Новиков А.А. Соотношение процессуального положения специалиста, психолога, педагога и переводчика в уголовном судопроизводстве России. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Марковичева 2011 — Марковичева Е.В. Концептуальные основы ювенального уголовного судопроизводства: дис. . д-ра юрид. наук. Оренбург, 2011. 482 с.
Сборник научных статей. 2005 — Сборник научных статей по проблемам педагогики. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. 220 с.
Татьянина 2004 — Татьянина Л. Г. Процессуальные проблемы производства по уголовным делам с участием лиц, имеющих психические недостатки: Вопросы теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук. Ижевск, 2004. 560 с.
Тетюев — Тетюев С.В. Процессуальные права, обязанности и ответственность педагога (психолога) в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Тоистева 2003 — Тоистева О. С. Формирование готовности будущих социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения: дис. . канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. 179 с.
Уголовный процесс 2015 — Уголовный процесс: учебник / отв. ред. В.А. Лазарева. М.: Изд-во «Юстиция», 2015. 656 с.
Шестакова 2013 — Шестакова Л.А. Проблемы и перспективы отправления правосудия по делам несовершеннолетних по УПК РФ // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 5 (106). С. 239-244. URL: http://journals.ssau.ru/ index.php/hpp/article/view/3407.
Шестакова 2015 — Шестакова Л.А. Реализация концепции ювенальной юстиции в производстве по делам несовершеннолетних в Российской Федерации: генезис, современность и перспективы: дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2015. 242 с.
Шнейдер 2005 — Шнейдер Л.Б. Девиантое поведение детей и подростков. М.: Изд-во Академический проект: Трикса, 2005. 334 с.
References
Alaukhanov, Zaripov, Tukeev 2009 — Alaukhanov E.O., Zaripov Z.S., Tukeev A.Zh. Prestupnost' nesovershennoletnikh i ee profilaktika: monografiia [Juvenile crime and its prevention: monograph]. Almaty: [b. i.], 2009, 309 p. [in Russian].
Bychkov 2007 — Bychkov A.N. Uchastie pedagoga v ugolovnom sudoproizvodstve: dis. ... kand. iurid. nauk [Participation of a teacher in criminal proceedings: Candidate's of Legal Sciences thesis]. Izhevsk, 2007, 227 p. [in Russian].
Galimov 2001 — Galimov O.Kh. Maloletnie litsa v ugolovnom sudoproizvodstve [Juveniles in criminal proceedings]. SPb.: Izd-vo Piter, 2001, 223 p. [in Russian].
Gukovskaya, Dolgova, Minkovskiy 1974 — Gukovskaya N.I., Dolgova A.I., Minkovskiy G.M. Rassledovanie i sudebnoe razbiratel'stvo del o prestupleniiakh nesovershennoletnikh [The juvenile proceedings]. M.: Izd-vo «Iuridicheskaia literatura», 1974, 208 p. [in Russian].
Enikeev 2006 — Enikeev M.I. Iuridicheskaia psikhologiia. S osnovami obshchei i sotsial'noi psikhologii [Legal psychology. Basics of general and social psychology]. M.: Izd-vo Norma, 2006, 640 p. [in Russian].
Ermakov 2002 — Ermakov E.G. Organizatsionno-pravovye osnovy deiatel'nosti organov vnutrennikh del po bor'be s detskoi besprizornost'iu i beznadzornost'iu vgody Velikoi Otechestvennoi voiny i poslevoennyi period (1941 — 1950 gg.): Istoriko-pravovoi aspekt: dis. ... kand. iurid. nauk [Organizational and legal framework for the activities of the police in combating homeless children during the Great Patriotic War and the postwar period (1941 — 1950): Historical and legal aspect: Candidate's of Legal Sciences thesis]. M., 2002, 157 p. [in Russian].
Istrofilova 2006 — Istrofilova O.I. Pedagogicheskie usloviia formirovaniia professional'noi gotovnosti budushchikh pedagogov k rabote s agressivnymi podrostkami: dis. ... kand. pedagog. nauk [Pedagogical conditions for the formation of professional readiness of future teachers to work with aggressive minors: Candidate's of Pedagogical Sciences thesis]. M., 2006, 288 p. [in Russian].
Kulikov, Novikov — Kulikov A.V., Novikov A.A. Sootnoshenie protsessual'nogo polozheniia spetsialista, psikhologa, pedagoga i perevodchika v ugolovnom sudoproizvodstve Rossii [Correlation of the procedural position of a specialist, psychologist, teacher and translator in the criminal proceedings of Russia]. Available at legal reference system «ConsultantPlyus» [in Russian].
Markovicheva E.V. Kontseptual'nye osnovy iuvenal'nogo ugolovnogo sudoproizvodstva: dis. ... d-ra iurid. nauk [Conceptual foundations of juvenile criminal justice: Doctoral of Legal Sciences thesis]. Orenburg, 2011, 482 p. [in Russian].
Sbornik nauchnykh statei... 2005 — Sbornik nauchnykh statei po problemam pedagogiki [Collection of scientific articles on the issues of pedagogy]. Samara: Izd-vo «Univers-grupp», 2005, 220 p. [in Russian].
Tatyanina 2004 — Tatyanina L.G. Protsessual'nye problemy proizvodstva po ugolovnym delam s uchastiem lits, imeiushchikh psikhicheskie nedostatki: Voprosy teorii i praktiki: dis. ... d-ra iurid. nauk [Procedural problems of criminal proceedings involving madmen: Issues of theory and practice: Doctoral of Legal Sciences thesis]. Izhevsk, 2004, 560 p. [in Russian].
Tetyuev — Tetyuev S.V. Protsessual'nye prava, obiazannosti i otvetstvennost' pedagoga (psikhologa) v proizvodstve po ugolovnym delam s uchastiem nesovershennoletnikh [Procedural rights, duties and responsibilities of a teacher (psychologist) in juvenile proceedings]. Available at legal reference system «ConsultantPlyus» [in Russian].
Toisteva 2003 — Toisteva O.S. Formirovanie gotovnosti budushchikh sotsial'nykh pedagogovkrabote spodrostkami deviantnogo povedeniia: dis. ... kand. pedagog. nauk [Formation of future social teachers' readiness to work with teenagers of deviant behavior: Candidate's of Pedagogical Sciences thesis]. Magnitogorsk, 2003, 179 p. [in Russian].
Ugolovnyi protsess 2015 — Ugolovnyiprotsess: uchebnik. Otv. red. V.A. Lazareva [Criminal process: textbook. V.A. Lazareva (Ed.)]. M.: Izd-vo «Iustitsiia», 2015, 656 p. [in Russian].
Shestakova 2013 — Shestakova L.A. Problemy i perspektivy otpravleniia pravosudiia po delam nesovershennoletnikh po UPK RF [Problems and prospects of juvenile jurisdiction according to the CCP RF]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 5 (106), pp. 239-244. Available at: http://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/ view/3407 [in Russian].
Shestakova 2015 — Shestakova L.A. Realizatsiia kontseptsii iuvenal'noi iustitsii v proizvodstve po delam nesovershennoletnikh v Rossiiskoi Federatsii: genezis, sovremennost' i perspektivy: dis. ... kand. iurid. nauk [Implementation of the concept of juvenile justice in the Russian Federation: genesis, modernity and prospects: Candidate's of Legal Sciences thesis]. Samara, 2015, 242 p. [in Russian].
Shneyder 2005 — Shneyder L.B. Deviantoe povedenie detei i podrostkov [Deviant behavior of children and teenagers]. M.: Izd-vo Akademicheskii proekt: Triksa, 2005, 334 p. [in Russian].