Научная статья на тему 'Модель готовности будущих педагогов к работе с несовершеннолетними правонарушителями'

Модель готовности будущих педагогов к работе с несовершеннолетними правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ГОТОВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / ЭТАПЫ / УРОВНИ / ПОКАЗАТЕЛИ / PATTERN / READINESS / COMPONENTS OF READINESS / STAGES / LEVELS / INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блясова Ирина Юрьевна

в статье представлены основные компоненты структурно-функциональной модели, а также показатели и уровни готовности педагогов к работе с несовершеннолетними правонарушителями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATTERN OF READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR WORKING WITH JUVENILE OFFENDERS

in the article the author represents the main components of the structural and functional pattern as well as indicators and levels of readiness of teachers for working with juvenile offenders

Текст научной работы на тему «Модель готовности будущих педагогов к работе с несовершеннолетними правонарушителями»

Педагогика и психология

УДК 376 l.Yu. BLYASOVA*

ББК 74.044.6 Б71

PATTERN OF READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR WORKING WITH JUVENILE OFFENDERS

Аннотация: в статье представлены основные компоненты структурно-функциональноймодели, а также показатели и уровни готовности педагогов к работе с несовершеннолетними правонарушителями Ключевые слова: модель, готовності, компоненты готовности, этапы, уровни, показатели.

Annotation', in the article the author represents the main components of the structural and functional pattern as well as indicators and levels of readiness of teachers for working with juvenile offenders.

Key words pattern, readiness, components of readiness, stages, levels, indicators.

ИРИНА

ЮРЬЕВНА

БЛЯСОВА*

МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

Основу формирования готовности педагога к работе с трудными подростками составляет структурно-функциональная модель, под которой понимается совокупность требований к специалисту, составленных с учетом личностных и профессиональных характеристик, необходимых для эффективной деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в современном обществе1.

Модель специалиста - выпускника педагогического вуза - выступает в качестве ориентира эффективного проведения деятельности по предупреждению преступности несовершеннолетних.

Показателем и конечным результатом работы по данной технологии является готовность будущихпедагогов к деятельности по предупреждению правонарушений в подростковой среде.

Теоретическими предпосылками для разработки технологии стали следующие положения.

Предлагаемая технология представляет собой комплекснуюмодель, интегрирующую технологии личностно-ориентированного обучения, учебной дискуссии, проектной деятельности, технологию обучения в сотрудничестве, технологию формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности и др.

Проектируемая технология является интегративной как по содержанию, поскольку сочетает различные образовательные технологии, так и по форме, так как интегрирует очное, заочное обучение и самообразование.

Готовность выступает как важное условие успешной деятельности (В.А. Сластенин, Л.А. Кандыбович, И.Б. Котова, В.А. Крутец-

* Кандидат педагогических наук; доцент;

почетный работник высшего профессионального образования РФ, декан факультетаистории и права

(Шадринский государственныйпедагогический институт)

E-mail: erofeeva [email protected].

кий, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Э.В. Хачат-рян и др.) и способствуетправильному использованию знаний, опыта, личностных качеств, обеспечивает их контроль, перестройку деятельности при появлении препятствий.

Автор выделяет пять основных компонентов готовности:

мотивационный - отношение к деятельности в области профилактики правонарушений как важной педагогической сфере, стремление постоянно совершенствоваться в ней;

ориентационный - представление об особенностях, условиях, требованиях к личности педагога, работающего в области профилактики правонарушений несовершеннолетних;

операциональный - владение способами деятельности в сфере профилактики правонарушений, методами и приемами, специальными умениями и навыками; сформированность общепрофессиональных и специальных умений и навыков, необходимыхдля осуществления профилактики правонарушений несовершеннолетних;

знаниевый - включает в себя непосредственно знания о формах, методах, условиях, специфике осуществления предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а также гностическую составляющую как желание и умение познавать возрастные и индивидуально-психологические особенности других людей, содержание и способы воздействия на них;

практический (опыт) - наличие опыта проведения профилактической работы; опыта организации взаимодействия с подростками, родителями, учителями; опыта использования определенных технологий профилактики правонарушений; опыта анализа собственной деятельности.

Готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности базируется на следующих основных принципах: субъектностц проблем-ности, доступности, реализации обратной связи, гуманизма и гуманизации, непрерывности и преемственности. Их выбор был связан с особенностями образовательного процесса в высшей школе, а также с назначением и содержанием деятельности будущегопедагога в области профилактики правонарушений несовершеннолетних.

При создании модели мы исходили из того, что она должна отражать виды будущей деятельности педагога, обусловленные социальноэкономическими условиями и диктуемые требованиями профессии, при описании модели специалиста руководствовались перечисленными принципами подготовки будущих специалистов к работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

В качестве основных компонентов модели выделяются: целевой, содержательный и организационно-исполнительский, технологический, оценочно-результативный.

Целевой компонент заключался в разработке, теоретическом обосновании и проверке эффективности модели по формированию готовности будущегопедагога к работе с трудными подростками. При этом акцент был сделан на формировании у будущихпедагогов фундаментальных знаний в области педагогики, психологии и права.

Разработанная модель процесса формирования готовности будущегопедагога к профилактике правонарушений несовершеннолетнихбыла ориентирована на решение следующих задач: освоение и расширение знаний на междисциплинарном уровне для организации и проведения эффективной профилактической работы в подростковой среде;

совершенствование знаний, умений и навыков по разрешению педагогических ситуаций риска совершения правонарушений;

освоение технологий педагогического взаимодействия при организации профилактической работы;

развитие свойств личности педагога, необходимых для профилактики правонарушений в школьной среде.

Содержательный и организационно-исполнительский компонент состоял в изучении названной проблемы на междисциплинарном уровне с учетом психологических особенностей и закономерностейразвития подростков, специфики правонарушений и преступлений, совершаемых ими, а также факторов, оказывающих негативное влияние на личность несовершеннолетних, и др.

Работа планировалась и проводилась в несколько этапов:

- на первом (мотивационно-диагностическом) этапе внимание уделялось формированию психолого-педагогических, правовых знаний, знаний по разрешению проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются подростки, совершающие правонарушения, а также по овладению приемами защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Данный этап преимущественно был направлен на формирование у будущих педагогов интереса к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Студентов знакомили с психолого-педагогичес-кими особенностями подростков, диагностическими методиками, направленными на изучение субъектности подростков (методика Р.В. Ов-

Педагогика и психология

Педагогика и психология

чаровой), социально-психологическойадаптации (СПА), методикой А.Н. Орел «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению», методикой выявления доминирующих мотивов криминальной мотивации несовершеннолетних Ю.А. Малюшиной и др.

Важным направлением подготовки специалистов к работе с подростками на данном эта -пе считаем введение специализации «Правовая защита детей», а также курсов по выбору по следующей тематике: «Организация профилактики девиантного поведения детей в России», «Психолого-педагогические основы предупреждения наркомании в подростковой среде», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Формирование мировоззренческих позиций молодежи в условиях многополярного мира»;

- второй этап (информационно-аналитический) был направлен на использование в профессиональной подготовкересурсов учебной практики. В соответствии с Госстандартом и учебным планом студенты факультета истории и права проходят практику со второго курса обучения (учебная практика), позже - летнюю педагогическую практику в оздоровительных лагерях отдыха, далее - педагогическую практику (производственную) в образовательных учреждениях и преддипломную практику.

В процессе совместной деятельности, общения с учащимися, преподавателями и родителями студенты на практике применяют теоретические знания по правовым, психолого-педа-гогическим дисциплинам, реализуют диагностические методики, применение которых позволяет выявить предрасположенность подростков к совершению правонарушений. Практика также способствует развитию интереса и мотивации к профессиональной деятельности, осознанию себя как компетентного специалиста;

- на третьем этапе (собственно практическом) углубляются представления студентов о различных направлениях деятельности педагога в сфере профилактики правонарушений и апробируются имеющиеся у них знания. Одним из средств достижения цели данного этапа может стать выполнение курсовой работы, предполагающей моделирование процесса профилактики правонарушений в школьной среде с учетом социокультурныхособенностей конкретного образовательного учреждения;

- на четвертом этапе (методико-технологи-ческом) цель методиста, руководителя практики заключалась в том, чтобы помочь студенту найти и осмыслить пути, методы, средства и

возможности оказания помощи подросткам, пребывающим в трудной жизненной ситуации. На данном этапе студенты наблюдали и сами принимали участие в коррекционной работе, а также составляли и защищали индивидуальный проект (программу) по моделированию и решению ситуаций риска совершения преступлений и правонарушений подростками. Защита этих программ предполагала использование тех знаний, которые студенты получили на предыдущих этапах подготовки. Критерием эффективности на данном этапе явилось достижение уровня системной готовности к профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Обязательный компонент практической деятельности студента - рефлексивный анализ. Он становится возможным при соответствующей организации и проведении конференции по итогам практики.

Содержательный компонент готовности педагога к профилактике правонарушений несовершеннолетних проявляется в наличии обобщенной системы знаний о типичных ситуациях риска совершения правонарушений и алгоритмов их профилактики.

Технологический компонент включает в себя постановку с последующим анализом и решением системы практических, корреляционных, исследовательских, проблемных, правовых задач и ситуаций, групповых дискуссий, разработку проектов, презентаций, деловых игр.

Оценочно-результативный компонент направлен на разработку диагностических и корреляционных методик, определение уровней, показателей готовности педагогов к работе по профилактике преступности несовершеннолетних.

Под уровнем готовности к профилактике преступности несовершеннолетних понимаем уровень развития теоретической осведомленности и технологических умений для достижения эффективных результатов по устранению или снижению негативных последствий проявления правонарушений несовершеннолетних.

Содержательная характеристика уровней готовности педагога к профилактике правонарушений несовершеннолетних определяется особенностями интеграции в единое целое теоретической и практической готовности педагога к профилактике правонарушений:

интуитивный уровень готовности педагога к профилактике преступности в школьной среде, или уровень спонтанных решений, характеризуется тем, что теоретическая и практическая готовность как системный элемент находится в стадии становления;

базовый уровень готовности педагога к профилактике преступности несовершеннолетних в школьной среде связан с тем, что теоретическая готовность достигла минимально необходимого уровня и характеризуется как система, а практическая готовность находится в стадии становления;

уровень функциональной готовности педагога к профилактике правонарушений в школьной среде (теоретическая и практическая готовность в своем развитии достигла уровня системы, но не интегрирована в единое целое);

уровень системной готовности педагога к профилактике правонарушений в школьной среде (интеграция теоретической и практической готовности в целостную систему).

Единство и высокий уровень реализации названных компонентовявляется внутренним признаком сформированности профессиональной готовности к взаимодействию с подростками, совершающими правонарушения.

В структуре готовности будущих педагогов к профилактике правонарушений можно выде-

лить следующие показатели: наличие профессиональных, в том числе правовых, знаний; знание современных образовательных технологий педагогического взаимодействия и умение их использовать; знание основных направлений государственной политики в области предупреждения преступности и умение их использовать; умение организовывать различные виды деятельности с подростками с целью формирования у них законопослушного поведения; умение анализировать результативность работы в процессе профилактической деятельности; умение решать педагогические ситуации в условиях риска совершенствования преступлений; осознание ответственности за результаты работы; уровень развития социально одобряемой активности.

Таким образом, готовность будущих педагогов к профилактике правонарушений несовершеннолетних призвана обеспечить восстановление личностного и социального статуса подростков-правонарушителей, поддержать процессы самосовершенствования их личности, развития индивидуальности.

1 См.: МоложавенкоВ.Л. Компетентностнаямодель специалиста - выпускника вуза как основа проектирования технологиикомпетентностногоподходак образованию // Вестн ун-та Рос. академ. образования. 2008. №9 3. С. 82.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.