Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая олимпиада омского государственного педагогического университета: поиск аналогов'

Психолого-педагогическая олимпиада омского государственного педагогического университета: поиск аналогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ПРАЗДНИК / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекалева Н. В., Диких Э. Р., Соловьёва Т. О., Федяева Л. В.

В статье исследована традиция научных праздников. В ретроспективе охарактеризована психолого-педагогическая олимпиада студентов, ежегодно проводимая Омским государственным педагогическим университетом. Показано, что мероприятия, подобные психолого-педагогической олимпиаде, совершенствуют общепрофессиональные и профессиональные компетенции студентов, способствуют популяризации науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONTEST OF OMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY: A SEARCH FOR ANALOGOUS CONTESTS

The tradition of academic festivals is described in the paper. The psychological and pedagogical contest among students, annually held by the Omsk State Pedagogical University, is characterized in hindsight. It is shown that such events as the psychological and pedagogical contest improve general professional and professional competencies of students and contribute to the popularization of science.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая олимпиада омского государственного педагогического университета: поиск аналогов»

представляется студенту в виде четкого алгоритма-плана: введение (актуальность темы = проблема и необходимость ее решения) — основная часть статьи (определение ключевых понятий, указание их взаимосвязи, обоснование эффективности предложенных способов решения проблем и т. д.) — заключение (выводы, следствия, сферы применения полученных результатов).

Таким образом, предлагаемая модель формирования умений авторефлексии при организации НИРС имеет следующие результаты: повышение мотивации студентов; четкое осуществление самоконтроля, самооценки и самокоррекции; уменьшение временных затрат на выполнение учебных задач.

УДК 378

Науч. спец. 13.00.01

DOI: 10.36809/2309-9380-2019-24-178-182

психолого-педагогическая олимпиада омского государственного педагогического университета: поиск аналогов*

В статье исследована традиция научных праздников. В ретроспективе охарактеризована психолого-педагогическая олимпиада студентов, ежегодно проводимая Омским государственным педагогическим университетом. Показано, что мероприятия, подобные психолого-педагогической олимпиаде, совершенствуют общепрофессиональные и профессиональные компетенции студентов, способствуют популяризации науки.

Ключевые слова: научный праздник, психолого-педагогическая олимпиада, популяризация науки, профессиональное мастерство.

Уже в 22-й раз в Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ) прошла психолого-педагогическая олимпиада. Эта олимпиада проектируется нами так, чтобы отчетливо прослеживались особенность педагогики, заключающаяся в том, что педагогика является синтезом науки и искусства. С одной стороны, педагогика опирается на основополагающие законы философии, оперирует научными категориями, а с другой стороны, искусство учителя делает эту науку такой значимой в современном мире.

Эта двойственность педагогики позволила нам много лет назад предложить новую форму организации вне-учебной деятельности — праздник, неразрывно связанный с учебной деятельностью, своеобразный «научный праз-

1. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / пре-дисл. Р. Г. Котова, А. И. Новикова. М. : Наука, 1982. 159 с.

2. Цупикова Е. В. Теория и практика распознавания и нейтрализации манипулятивных воздействий : логический и психосемантический аспекты восприятия текстовых сообщений : учеб. пособие. Омск : Изд-во СибАДИ, 2014. 316 с.

3. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1959. 354 с.

4. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск ; М. : [б. и.], 2001. 103 с.

© Цупикова Е. В., Цыгулева М. В., 2019

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONTEST OF OMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY: A SEARCH FOR ANALOGOUS CONTESTS*

The tradition of academic festivals is described in the paper. The psychological and pedagogical contest among students, annually held by the Omsk State Pedagogical University, is characterized in hindsight. It is shown that such events as the psychological and pedagogical contest improve general professional and professional competencies of students and contribute to the popularization of science.

Keywords: academic festival, psychological and pedagogical contest, the popularization of science, professional excellence.

дник». Являясь сложным комплексным феноменом, этот праздник обладает определенными социальными функциями, а именно: идеологической, интегративной, коммуникативной [1], а также функциями образования и воспитания, реализуемыми за счет апелляции к традициям и ценностям социума, в том числе профессионального сообщества (подробнее об этом см. [2]).

Подход к олимпиаде как научному празднику нашел свое выражение в ее организации. Работа научных лабораторий и станций отражает последние достижения практической педагогики и психологии, а красочный конкурс «визиток» команд позволяет будущим педагогам раскрыть свой артистический талант.

Н. В. Чекалева, Э. Р. Диких, Т. О. Соловьёва, Л. В. Федяева N. V. Chekaleva, E. R. Dikikh, T. O. Soloveva, L. V. Fedyaeva

' Статья подготовлена при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Всероссийский конкурс молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования в 2019 г.; проект «Успешный учитель — будущее региона»; соглашение № 091-15-2019-236, 24.09.2019.

The article was prepared with the support of Federal Agency for Youth Affairs All-Russian competition of youth projects among educational institutions of higher education in 2019; project "Successful Teacher is the Future of the Region"; agreement No. 09115-2019-236, 24.09.2019.

Кафедры педагогики и психологии, разрабатывая материалы для творческих лабораторий и станций, стараются идти в ногу со временем, но постоянно находиться «что называется в тренде» очень сложно. И всегда хочется узнать, как же другие организуют свои научные праздники. Мы решили обратиться к опыту зарубежных вузов и при возможности поучиться у западных коллег. Первое с чем мы столкнулись — практическое отсутствие праздника, схожего с нашей олимпиадой. Но при этом нам показались интересными те тематические научные праздники, которые проводятся в зарубежных университетах.

Единомышленников мы нашли в Белоруссии. В Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка с 2007 г. проводится педагогическая олимпиада для будущих учителей-дефектологов. В первом туре участвуют все желающие, этот тур проводится заочно и основной формой деятельности является написание эссе, посвященное одной из проблем дефектологии. Второй тур — практический, в нем участвуют 12 студентов, набравших наибольшее количество баллов. Участникам предлагается ряд практических заданий, среди которых блиц-анализ инсценированных педагогических ситуаций, способствующий развитию умений реагировать на внештатные ситуации, изобилующие в жизни каждого педагога, к примеру «Я не списывал», «Падение со стула», «Спросите меня еще». Кроме этого, проводятся «Конкурс стендовых плакатов», конкурсы «Педагогическая эрудиция» и «Защита педагогических проектов».

Более чем десятилетний опыт проведения подобных творческих мероприятий в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка подтвердил их значение для повышения профессионального мастерства будущих учителей, актуализации профессионально значимой информации, осознанию перспектив дальнейшего обучения.

Принимая определение олимпиады как товарищеского соревнования студентов в выполнении заданий творческого характера по той или иной учебной дисциплине (см. такой подход в [3]), мы согласны с белорусскими коллегами в вопросе так называемых «принципиальных моментов». К таким «моментам» относятся:

1) преемственность: в олимпиаде принимают участие студенты, обучающиеся на разных курсах, принося в команду и зрелые знания, и творческий задор;

2) доступность: олимпиадные задания должны быть доступны широкому кругу студентов, не нося элитарного характера;

3) вариативность: задания должны меняться каждый год для сохранения интереса к олимпиаде.

В организации олимпиады у нас тоже много сходства, в частности два тура: теоретический и практический. Но у нас несколько другая концепция олимпиадного события. В своей организационной деятельности мы придерживаемся, в первую очередь, идеей гуманистической педагогики. Зародившаяся в эпоху Возрождения гуманистическая педагогика «была пронизана вниманием к индивидуальности каждого ученика, укрепляла его веру в собственные силы, убеждала в своих способностях» [4]. В наше время гуманистическая педагогика выдвигает на первый план следующие

задачи, которые близки организаторам психолого-педагогической олимпиады:

- живое студенческое сообщество, в котором каждый студент получает возможность нормально социализироваться;

- воспитание коммуникативных навыков и способностей студентов;

- воспитание гражданских качеств;

- воспитание интереса к своей личности, обеспечение опыта рефлексии и самовоспитания [3].

Гуманистическая педагогика придает большое внимание студенческой деятельности в малых группах, для которых характерны личностное общение, сотрудничество и совместное творчество. В отличие от минских коллег, наша олимпиада носит командный характер. В течение двух дней команды всех факультетов ОмГПУ, а также приглашенные команды других вузов и колледжей Омска и Омской области соревнуются за звание победителя Региональной психолого-педагогической олимпиады.

Изучив опыт коллег из Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, мы обратились к программам проведения других научных праздников. С учетом тематики последних можно выделить несколько групп.

Во-первых, многие праздники посвящены знаменитым числам и научным понятиям, которые известны всем людям, окончившим основную (9 классов) школу. К таким праздникам относятся День квадратного корня, День моля, День числа п, Международный День ДНК.

Во-вторых, могут быть выделены праздники, посвященные выдающимся людям, чьи научные и практические достижения заслужили благодарность всего человечества: таковы Юрьева ночь (в честь Юрия Гагарина), День Ньютона, Международный день науки и гуманизма, или День Дарвина.

В-третьих, отмечаются праздники, так или иначе связанные с науками и производными от них профессиями: так, известны дни планетариев, метрологии, аккредитации, астрономии, биодизеля, гидрографии и др.

Наконец, отметим такие праздники глобального значения, как Всемирный день науки за мир и развитие (Всемирный день науки), День Земли, День детских изобретений.

Большинство из этих праздников имеют фиксированную дату празднования. Так, Юрьева ночь празднуется 12 апреля, в день первого полета человека в космос; впервые этот праздник был отмечен в 2001 г. — в 40-ю годовщину полета. Цель Юрьевой ночи его идеологи Лоретта Гидальго, Джордж Т. Уайтсайдс и Триш Гарнер видят в широком распространении «романтики космоса», в приобщении к его изучению новых поколений ученых. Фиксированы по дате проведения и праздники в честь Ньютона и Дарвина — это дни рождения ученых.

Есть праздники, даты которых связаны с особенностью понятий, которым они посвящены. Так, День квадратного корня отмечается только 9 раз в 100 лет, причем дата празднования является результатом сложных вычислений: это должен быть день, когда и число, и порядковый номер месяца являются квадратными корнями из двух последних цифр года (например, 02.02.2004; первый раз празднование

состоялось 09.09.1981). Столь же научно обоснованно и время празднования дней моля и числа п. Заметим, что объяснение выбора месяца, дня и даже часа и минуты празднования могло бы стать чрезвычайно интересной задачей для студентов, изучающих математику и химию, так как ответ коренится в соответствующих научных теориях. Вполне перспективным было бы, в адаптированном виде, разумеется, предложить такую задачу и школьникам в рамках многочисленных предметных турниров и викторин.

Обратимся к дате проведения нашей психолого-педагогической олимпиады. Первоначально (эта традиция была заложена 22 года назад) она была приурочена ко дню рождения университета, отсюда и время ее проведения — конец октября — начало ноября. Затем мы обратили внимание, что мировая научная общественность примерно в это же время, в начале ноября, празднует Всемирный день науки. История этого праздника началась в конце XX в.; появление дня науки — одно из следствий острых дискуссий о взаимодействии науки и общества, необходимого обеим сторонам. В 2001 г. ЮНЕСКО официально учредила Всемирный день науки, 10 ноября 2002 г. он был впервые отмечен. Праздник призван подчеркнуть вклад науки в борьбу за мир и общее благополучие социума, популяризовать науку, активизировать научную коммуникацию, отметить достижения ученых и научных школ, мировых и национальных. Среди праздничных мероприятий доказали свою эффективность дни открытых дверей, круглые столы, тематические выставки и экскурсии; все эти и многие другие акции позволяют распространить информацию о научных исследованиях, сделав ее доступной для школьников, студентов и широкой общественности.

Нам показались интересными основные положения этого праздника, и мы постарались использовать их. Так спустя 10 лет наша психолого-педагогическая олимпиада присоединялась к Всемирному дню науки, став неотъемлемой частью Международного фестиваля науки, ежегодно проводимого в университете. Такие мероприятия, как день открытых дверей, распространение плакатов и наглядное представление научных достижений ученых университета, давно стали визитной карточкой нашей олимпиады. Формат олимпиады не позволяет посещать музеи и выставки, но проведение семинаров и круглых столов в рамках творческих лабораторий в ее первый день является неотъемлемым признаком теоретического тура олимпиады.

Исследуя традиции научных праздников, мы нашли сходство со Всемирным днем метрологии, который обязательно проводится под неким девизом, причем каждый год — под новым. Мы идем по такому же пути. Девизами нашей олимпиады в разные годы были лозунги, отсылающие к знаковым событиям («От юбилея Победы к юбилею города», 23-24 октября 2015 г.: в 2015 г. вся Россия праздновала 70-летие Победы, а в 2016 г. Омску исполнилось 300 лет) либо представляющие собой высказывания великих педагогов («Педагогика как алмаз, который гранят классики, а каждый из нас может помочь им» (Ш. А. Амонаш-вилли), 27-28 октября 2017). В 2018 г. девизом олимпиады была формула, предложенная А. С. Макаренко, — «Воспитание счастьем»; в этом году отмечалось 130 лет со дня рождения великого педагога.

Отметим, что для научных праздников не характерна соревновательность, однако этот факт не делает их неинтересными для нашего внимания, ведь в науке всегда есть нечто особенное, что не может оставить равнодушным никого из участников.

Как утверждают психологи, соревновательность является неотъемлемой частью человеческой психики. Для этого понятия свойственны сильные эмоционально-ценностные стимулы, возможности раскрыть неожиданные индивидуальные способности, невостребованные в привычной обстановке, сплочение участников команды, развивающее дух коллективизма и укрепляющее дружбу. Соревнование «служит обновлению и усилению групповых связей, служит объединению, а также дает повод для игр, радости, эмоциональной разрядки» [4, с. 47]. Всем этим определениям соответствуют испытания в ходе олимпиады: психолого-педагогический тест, решение кейсов и т. п. Жесткий регламент и соседство с командами, каждая из которых хочет выступить как можно лучше, делает мероприятие по-хорошему азартным. Актуальность мероприятию придает опора на новейшие достижения педагогической мысли, принципиальная позиция разрабатывать кейсы на основе «повестки дня» — событий и идей, составляющих настоящее системы образования.

Мы уже писали, что в течение 22 лет не раз менялся способ проведения олимпиады. Не углубляясь в историю, остановимся на последней реорганизации, которая произошла в 2016 г. Дело в том, что олимпиада традиционно проводится в пятницу и субботу. Но эти дни являются рабочими, и с этим приходится считаться. В пятницу мы начинаем олимпиаду в 15:50, так как до этого свободных аудиторий в вузе не найти. Субботний день олимпиады начинается в 10:00, а в это время тоже проводятся занятия. Постоянные переходы студентов с одной станции на другую не способствовали благоприятной обстановке в учебных аудиториях. В связи с этим было решено изменить порядок проведения 1-го и 2-го олимпиадных дней. Для сравнения приводим программы олимпиад

2015-го и олимпиад 2016-2019 гг.

Год 2015-й. Теоретический тур предполагал 8 проблемных лабораторий и станций. Участники команд, а их традиционно 10 человек, были распределены по станциям и лабораториям следующим образом:

1. Проблемные лаборатории — всего 6, по одному студенту от команды в каждом случае — 6 человек.

2. Решение теста по педагогике и психологии — 1 человек.

3. Решение кейса «Школа. Война. Победа!» — 3 человека.

Предложение по изменению регламента работы олимпиады поступило одновременно от участников команд и психологов: студенты жаловались на высокую психологическую ответственность, возлагаемую на представителя команды в той или иной лаборатории. Психологи поддержали студентов, мотивируя еще и тем, что олимпиада — прежде всего праздник, который должен способствовать интересу к профессии, а не убивать его на корню. С 2016 г. и по настоящее время в теоретическом туре в каждой проблемной лаборатории команда представлена двумя членами. В таблице приводятся задания проблемных лабораторий

2016-2019 гг.

Проблемные лаборатории

Год проведения олимпиады, девиз Лаборатория 1 Лаборатория 2 Лаборатория 3 лаборатория 4

2016-й «Искусство быть педагогом» «Успех одного отважного человека всегда побуждает к рвению и мужеству целое поколение» (гражданский подвиг педагога в художественной литературе) «Сила традиций и сила творчества в их сочетании — животворящий источник всякой культуры» (образ педагога в кинематографе) «Ценность учителя не в том, что он все знает, а в том, что видит нечто в каждом» (психологические аспекты профессии педагога) «Где учитель — по призванию, там и ученики — успевающие» (психологические аспекты профессии педагога)

2017-й «Педагогика как алмаз, который гранят классики, а каждый из нас может помочь им» «Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве» (Я. А. Коменский) «Чтобы изменить людей, их надо любить» (И. Г. Песталоцци) «Процесс обучения должен быть снят процессом учения» (И. Я. Лернер) «Признак хорошего образования — говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами» (Р. У. Эмерсон) (по страницам журнала «Педагогика»)

2018-й «Воспитание счастьем» «В коллективе — через коллектив — для коллектива» (А. С. Макаренко) (обсуждение вопросов, связанных с воспитанием в коллективе, особенностями современного детского коллектива) «Всякое несчастье всегда преувеличено. Его всегда можно победить» (А. С. Макаренко) (обсуждение вопросов, связанных с инклюзивным образованием в школе) «Воспитание детей начинается с рождения... их родителей» (А. С. Макаренко) (обсуждение вопросов, связанных с семейным образованием, воспитанием в семье, взаимодействием семьи и школы) «Книги — это переплетенные люди» (А. С. Макаренко) (по материалам произведений «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»)

2019-й «Успешный учитель — будущее региона» «На школьном пути все зависит от качества преподавателей, их примера, их любви к делу» (Д. И. Менделеев) (обсуждение вопросов, связанных с содержанием и реализацией современных документов, регламентирующих профессиональную деятельность учителя) «Вся гордость учителя в учениках» (Д. И. Менделеев) (обсуждение вопросов, связанных с современными технологиями обучения) «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь» (В. Г. Белинский) (обсуждение вопросов, связанных с современными технологиями воспитания) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (В. А. Сухомлинский) (обсуждение вопросов, связанных с развитием современного ребенка)

В период организации олимпиады мы придаем большое значение финальному аккорду — процедуре награждения. Хочется, чтобы не только грамоты и кубки, но и вкусные призы оставались в памяти участников. И здесь мы обратили внимание на празднование Дня квадратного корня. Главным блюдом на «праздничном столе» являются вареные кубики из корнеплодов и выпечка в форме математического знака квадратного корня. Нам кажется,

что 22 года проведения психолого-педагогической олимпиады позволяют нам отметить это событие специальным символом олимпиады на подарочных кондитерских изделиях.

В заключение отметим: олимпиада как праздник всегда предполагает деятельностную вовлеченность всех участников в образовательный процесс. Совместное творчество позволяет создать атмосферу психологического комфорта

и сопричастности происходящему, мотивирует обучающихся к раскрытию их талантов, освоению новых знаний и самореализации через содержание учебных дисциплин.

1. Галактионова Н. А. Институциональные функции праздника // European Journal of Arts. 2015. № 1. С. 35-38.

2. Диких Э. Р., Лоренц В. В., Федяева Л. В. Олимпиада — праздничное приобщение к профессии // Вестн. Ом. гос. пед. ун-та. Гуманитар. исслед. 2015. № 5(9). С. 66-69.

3. Якубель Г. И., Радыгина В. В. Олимпиада по педагогике как средство профессионально-творческого разви-

тия будущих преподавателей-дефектолологов // Збiрник наукових праць Кам'янець-Подтьського нацюнального уыверситету iм. 1вана Опенка. Серiя со^ально-педаго-пчна. Вип. XXI: в 2-х ч. Ч. 2 / за ред. О. В. Гаврилова, В. I. Ствака. Кам'янець-Подтьський : Медобори-2006, 2012. С. 268-276.

4. Бурменская Д. Б. К вопросу о роли праздника в жизни общества // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 61. С. 43-48.

© Чекалева Н. В., Диких Э. Р., Соловьёва Т. О., Федяева Л. В., 2019

УДК 378

Науч. спец. 13.00.01

DOI: 10.36809/2309-9380-2019-24-182-184

становление научно-педагогических школ омского государственного педагогического университета (вторая половина ХХ -начало XXI века)*

В статье рассматривается история становления научно-педагогических школ Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) во второй половине ХХ — начале XXI в. На основе теоретического анализа, определены подходы к феномену «научно-педагогическая школа», выделены количественные и качественные критерии и признаки научно-педагогических школ, которые позволили обосновать этапы развития научно-педагогических школ ОмГПУ. В исследовании дан краткий обзор генезиса ведущих научно-педагогических школ ОмГПУ. Определены направления сотрудничества с региональным образованием и риски современного этапа развития научно-педагогических школ, сформировавшихся в университете.

Ключевые слова: научная школа, научно-педагогическая школа, педагогическое сообщество, региональное образование, профессиональная подготовка, педагогическое образование.

Н. M. HypKUHa N. I. Churkina

FORMATION OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SCHOOLS OF OMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY (Late 20th and the Early 21st Century)*

The article discusses the history of the formation of scientific and pedagogical schools of Omsk State Pedagogical University (OSPU) late 20th and the early 21st century. Based on a theoretical analysis, approaches to the phenomenon of "scientific and pedagogical school" are defined, quantitative and qualitative criteria and features of scientific and pedagogical schools are identified, which allowed to substantiate the stages of development of scientific and pedagogical schools of OSPU. The study provides a brief overview of the genesis of the leading scientific and pedagogical schools of OSPU. The areas of cooperation with regional education and the risks of the current stage of development of scientific and pedagogical schools of OSPU are determined.

Keywords: scientific school, scientific and pedagogical school, pedagogical community, regional education, professional training, pedagogical education.

Научные школы попали в поле исследований в XX в., когда стало понятно, что наука становится коллективным процессом. Изучением научных школ занимаются ученые различных областей — философии, социологии, истории, психологии. Представители разных наук описывают данный феномен, используя собственные теоретические подходы и эмпирические методы. Интерес к изучению научных школ поддерживается и государством — с 1996 г. в России внед-

рена программа поддержки научных школ, которая реализуется через президентский грант для ведущих научных школ, в рейтинговые показатели для вузов введены данные по научным школам, разрабатываются внутривузовские положения о научно-педагогических школах и др.

Целью данной статьи является рассмотрение истории становления научно-педагогических школ в Омском государственном педагогическом университете, описание зако-

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ; проект № 18-413-550001 «Становление научно-педагогических школ г. Омска как фактор развития регионального образовательного пространства (вторая половина ХХ — начало XXI в.».

The research is financially supported by the Russian Foundation for Basic Research; project No. 18-413-550001 "The Formation of Scientific and Pedagogical Schools of Omsk as a Factor in the Development of a Regional Educational Space (Late 20th and the Early 21st Century'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.