рассматривается нами как самоактуализации студента. Многоаспектное рассмотрение философской, социальной, психолого-педагогической литературы позволило сделать общий вывод о том, что аксиологический потенциал является ядром профессионального и личностного у студента, и его развитие становится эффективным в условиях высшего образования. Владение языком - это умение пользоваться ценностями культуры. Изучение иностранного языка в целом рассматривается как инструмент познания, путь к ценностям цивилизованного мира. Аксиологический же уровень владения языком позволяет личности осваивать культуру другого народа на его родном языке. Этот уровень предлагает не только знание грамматики, семантики, стилистики, лексики языка, но и чувство языка плюс общая культура личности, что и являет собой эталон гуманистического образования XXI века.
Соответствующий подбор учебного материала для занятий по иностранному языку для специальных целей, отображающего прогрессивные идеи, профессионально-ориентированные тематики, трендовые новинки, беседы, доклады, конференции - все это способствует не только накоплению аксиологического потенциала будущего специалиста, но и способствует формированию морального и интеллектуального облика специалиста. Различные проекты, пособия по иностранному языку для специальных целей, интерактивные методы преподавания дисциплины формируют необходимые профессиональные навыки, повышают общий уровень грамотной литературной и профессионально окрашенной иноязычной речи.
Таким образом, преподаватель иностранного языка для специальных целей средствами своего предмета может формировать у студентов научное мировоззрение, ценностные позиции, развивать логическое мышление, активизи-
ровать творческий потенциал личности. Образовательный процесс в рамках этой дисциплины должен и может заключаться в воспитании ценностных основ профессиональной деятельности, отражающих значимые качества, навыки, систему целей, мотивов и интенциональностей будущего профессионала.
1. Глазырина Е. С. Лингводидактическая культура будущего учителя иностранного языка и ее составляющие // General and Professional Education. Щецин, Польша. 2011. № 1. С. 13-16.
2. Глазырина Е. С. Лингводидактические принципы обучения языку специальности будущих регионоведов на факультете Евразии и востока // General and Professional Education. Щецин, Польша. 2013. № 3. С. 31-34.
3. Худякова Н. Л. Аксиологические основы поведения человека: учеб. пособие. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010. 109 с.
4. Худякова Н. Л. Роль ценностных основ профессиональной деятельности в реализации тенденций развития дополнительного профессионального образования. Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. М.; Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. Ч. I. 280 с.
5. Андриенко А. С. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза (на основе кредитно-модульной технологии обучения) дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2007. 282 с.
© Глазырина Е. С., 2015
УДК 37.043
ОЛИМПИАДА - ПРАЗДНИЧНОЕ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРОФЕССИИ
Обобщен опыт организации и проведения психолого-педагогической олимпиады студентов. Олимпиада способствует развитию организаторских и творческих способностей студентов, умению применять знания при решении проблемных профессиональных задач обучения и воспитания. Ее эффективность определяется духом соревнования и высокой интенсивностью работы, праздничным характером.
Ключевые слова: олимпиада, праздник, соревнование, интенсивность, стандарты образования.
Э. Р. Диких, В. В. Лоренц, Л. В. Федяева E. R. Dikikh, V. V. Lorents, L. V. Fedyaeva
OLYMPIAD - FESTIVAL INCLUSION IN THE PROFESSION
The experience of organizing and managing student psychological and pedagogical olympiad is summed up. The olympiad promotes the development of students' organizational and creative abilities, as well as skills of using their knowledge in solution of problem professional tasks of study and upbringing. The efficiency of the olympiad is determined by its competitive spirit, high intensity of the work, and festival character.
Keywords: olympiad, feast, competition, intensity, educational standards.
«В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в при-
нятии решений - все эти характеристики деятельности успешного педагога-профессионала. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества» - так обозначены приоритетные цели концепции профессионального стандарта педагога [1].
Неопределенность будущего, быстрые изменения современной жизни предопределяют необходимость практи-ко-ориентированной подготовки студента. При подготовке будущего педагога возникает много вопросов о том, как сделать профессиональную подготовку максимально приближенной к жизни школы, научить студента педагогического вуза оперативно реагировать на изменения в обществе, науке и образовании, как научить его быть творческим и конкурентоспособным? Но только ли этим должна ограничиваться учебная деятельность студента?
Вспомним «известную формулу, согласно которой образование есть то, что остается, когда все выученное забыто». Кое-что остается. Во-первых, понимание того, что человечество располагает некоторыми знаниями, принципиально отличающимися по уровню и характеру от набора элементарных сведений, которые несут средства массовой информации; во-вторых, способность к более чем среднему напряжению, необходимому для того, чтобы эти знания усвоить и применить [2, с. 17]. Одним из путей повышения интенсивности и действенности образовательного процесса является вовлечение студентов в творческую деятельность.
В основе процесса обучения всегда заложены принципы осознанности, связи теории и практики. Их реализация осуществляется в том числе через такие формы внеурочной деятельности, как конференции, коллективное творческое дело, тематические праздники, социально-значимую деятельность, волонтерство и т. п. Чем разнообразней внеурочная деятельность, тем богаче внутренняя жизнь студента, тем богаче будет его педагогический багаж. Одной из наиболее эффективных форм такой деятельности является психолого-педагогическая олимпиада. Мы рассматриваем олимпиаду не только как эффективную, но праздничную форму образования.
Праздник, безусловно, явление сложное и многоаспектное, его нельзя толковать в виде простой, механической группы слагаемых. Праздник повсеместно рассматривается как «перерыв повседневности». Являясь сложным комплексным феноменом, праздник обладает определенными социальными функциями, а именно:
- идеологической. Праздник - это часть духовного наследия народа - обряды, ритуалы, традиции. Праздник изначально был способом приобщения подрастающего поколения к традициям, идеям и верованиям;
- интегративной. Праздник - это сфера разностороннего творческого сотрудничества людей между собой в процессе его подготовки и проведения; в сущности, праздник служит обновлению и усилению групповых связей, напоминает и подчеркивает ценности, служит объединению, а также дает повод для игр, радости, эмоциональной разрядки. Праздники стимулируют групповую консолидацию, способствуют самоидентификации членов группы, организуют совместную жизнедеятельность людей и т. д.;
- коммуникативной. В ее основе лежит трансляция и передача информации, когнитивных установок. При этом возвышенный эмоциональный праздничный пафос позволяет усваивать нормы и правила непринужденно и естественно. Коммуникативная функция праздника проявляется раз-нопланово. Участие в праздничных ритуалах в качестве
наблюдателя или участника позволяет усваивать ролевые модели поведения.
Институт праздника выполняет также социализирующую, образовательную и воспитательную функции, поскольку приобщает новые поколения к культуре, способствует формированию личности в системе ценностей, исповедуемых обществом [3; 4].
В русском языке само слово «праздник» отражает его природу как отсутствие работы, праздность. Тем не менее и работа может носить праздничный характер. В контексте нашей статьи мы рассматриваем праздник не как праздность; праздник понимается нами как большое и важное дело, всегда коллективное и всегда творческое. В своем «рабочем» проявлении праздник - это время, в котором активизируется коллективная деятельность, выявляются связи и групповые принадлежности, общественные роли и положения. Праздник - есть своеобразная форма духовного обогащения человека. Именно таким праздником является олимпиада. Ее делают праздничной два компонента -интенсивность и соревновательность.
Каждое задание олимпиады направлено на актуализацию этих качеств, так как предполагает ограниченный временной промежуток: за 1 час нужно ответить на 40 вопросов психолого-педагогического теста, за 20 минут рассмотреть теоретический материал теста и подготовить сценарий мероприятия по заданной теме, за 2 минуты представить его жюри, за 10 минут прослушать фрагмент статьи и подготовить развернутый ответ на предложенный вопрос. И все это в режиме соревнования: рядом с тобой работают еще 15 команд, которые хотят сделать это лучше. Чтобы достичь этого, необходимо повторить курс лекций по педагогике и психологии, познакомиться с последними документами по модернизации Российского образования, овладеть современными формами организации воспитательных мероприятий.
За 18 лет существования психолого-педагогическая олимпиада постоянно видоизменялась: менялись задания и формы проведения. Но одно оставалось постоянным, тематика олимпиады всегда задается важнейшими событиями, определяющими педагогическую жизнь страны. Это и юбилеи выдающихся педагогов, и принятие важнейших государственных документов в области образования. Так, в 2013 г. олимпиада посвящалась 95-летию В. А. Сухомлинского, в 2014 - 190-летию К. Д. Ушинского, в 2015 - принятию «Стратегии развития воспитания в РФ до 2015 года».
Тематика олимпиады задает тон выступлению команд на самом эмоциональном и праздничном этапе соревнования - конкурсе визиток. С одной стороны, уже в сентябре студенты знают, какому событию посвящена олимпиада в этом году, с другой - каждая команда знает, что противник тоже готовится. Ограниченное время конкурса заставляет строго отбирать материал, стараясь найти наиболее интересные и научные факты. При этом команда старается сделать свое выступление и максимально красочным, и соответствующим тематике (либо научная, либо патриотическая). Так, в 2013 и 2014 г. тематика олимпиады определялась юбилеями великих отечественных педагогов: В. А. Сухомлинского и К. Д. Ушинского. При повальном сокращении учебного времени основательно познакомиться
с особенностями воспитательных и дидактических систем обоих педагогов не представляется возможным. Именно олимпиада по-настоящему раскрыла творческий потенциал и Ушинского, и Сухомлинского. 2015 год - юбилей Великой Победы. При этом великая дата увязывалась и с историей Омска, и с историей педагогического университета. Интенсивность конкурса визиток определяется и строгим соблюдением регламента: команда должна уложиться в 4 минуты, в противном случае - штраф.
Первоначально олимпиада проводилась в основном в один день. Накануне олимпиады проводился только тест по педагогике и психологии и предполагалось домашнее задание в виде эссе на заданную тему. Получалось, что в этот день соревновался только один представитель от команды. Главный день включал в себя все задания: конкурс визиток и работа на станциях-мастерских. Такая форма проведения олимпиады продолжалась до 2013 г. В 2013 г. олимпиада расширила свои рамки, превратившись в форум. Этот год стал переломным в истории психолого-педагогических олимпиад: была изменена вся концепция программы олимпиады.
Первый день стал полноценным соревновательным днем. В этот день проходят индивидуальные соревнования, в которых участвуют все представители команд. В программу первого дня входят традиционное тестирование (20 вопросов по педагогике и 20 - по психологии), решение кейса и работа в проблемных лабораториях.
Второй день - командные соревнования. Кроме конкурса визиток проходят командные соревнования на 4-х станциях-мастерских. Тематика работы на станциях носит традиционный характер, среди постоянно действующих станций можно назвать: «Педагогическое красноречие», «Исторический пазл», «Мудрое решение». Одна из станций посвящена актуальным проблемам. В этом году станция-мастерская «Наше будущее - Омск» была посвящена предстоящему 300-х летнему юбилею нашего города.
Работа над олимпиадой начинается в сентябре, в этот период идет формирование организационного комитета и поиск финансирования. Два последних года научили нас экономить: мы отказались от дорогих призов, не заказываем информационные баннеры, сократили расходы на канцелярскую продукцию. Хочется заметить, что резкое сокращение расходов не сказалось на энтузиазме участников. Затем начинается работа над содержательным наполнением олимпиады.
2015 г. очень богат на события: в мае мы отметили 70-летие Великой Победы. Это год, предшествующий 300-летию Омска. В этом же году была принята «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г.» Эти три события и легли в основу психолого-педагогической олимпиады, девизом которой стал лозунг «От юбилея Победы к юбилею города».
Определившись со стратегическим направлением, оргкомитет приступил к детальной разработке программы. На этом этапе было необходимо на только определиться с традиционными лабораториями и станциями, но и пересмотреть критериальную базу. Олимпиада прошлого годы вызвала определенные замечания по вопросам оценки тех или иных заданий. Были выделены конкурсы (тест, кейс, конкурс
«Визитка») с более высокими оценками. В результате этого этапа была создана программа олимпиады.
День 1. 23 октября, пятница.
1. Регистрация участников - 14.20-14.50.
2. Торжественное открытие олимпиады и жеребьевка команд - 15.00-15.30.
3. Работа в проблемных лабораториях по основным направлениям Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (6 лабораторий) -15.40-16.40.
1) «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин» (гражданское воспитание) - 1 чел.
2) «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм» (патриотическое воспитание) - 1 чел.
3) «Воспитание человека в духе нравственности состоит именно в том, что поступки, полезные обществу, становятся для него инстинктивной потребностью» (духовно-нравственное воспитание) - 1 чел.
4) «Сила традиций и сила творчества в их сочетании -животворящий источник всякой культуры» (приобщение детей к культурному наследию) - 1 чел.
5) «Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека» (популяризация научных знаний среди детей) - 1 чел.
6) «Образование только развивает нравственные силы человека, но не дает их: дает их человеку природа» (экологическое воспитание) - 1 чел.
Решение теста по педагогике и психологии - 1 чел. -15.40-16.40.
Решение кейса «Школа. Война. Победа!» - 3 чел. -15.40 -16.40.
День 2. 24 октября, суббота.
1. Регистрация участников - 9.20-9.50.
2. Приветственное слово ректора Омского государственного педагогического университета. - 10.00-10.15.
3. Творческие визитки команд «От юбилея Победы к юбилею города» - 10.20-11.50.
4. Работа команд на станциях-мастерских - 12.0013.20:
1) «Мудрое решение» (конкурс предполагает решение педагогических ситуаций);
2) «Педагогическое красноречие» (конкурс предполагает выступление по теме «Героям войны свою дань отдаем...»);
3) «Исторический пазл» (конкурс предполагает выполнение заданий, связанных с историей Омска);
4) «Наше будущее - Омск» (конкурс предполагает оформление идеи социально-педагогического проекта).
Награждение победителей и торжественное закрытие олимпиады - 13.30-14.30.
Девиз олимпиады нашел свое отражение в трех конкурсах. Во-первых, это командный конкурс: решение теста «Школа. Война. Победа», разработанного на основе материалов по истории Омска в годы войны. Результатом этой работы стали разработанные командами мероприятия, посвященные юбилею Победы. Во-вторых, конкурс визиток, в которых каждая команда представляла свое видение
взаимосвязи этих событий, и в-третьих, работа на станции «Исторический пазл». А самое главное - та работа, которая объединила участников команд в процессе совместного творчества, проявившийся командный дух, ощущение праздника, сотворенного своими руками. При этом в проведении олимпиады участвовали и те, кто не смог принять участие в команде. Прошлые годы эта команда называлась «Тельняшки», а в этом году была изменена форма одежды и манеры взаимодействия с командой, что привело к преобразованию функций. И теперь команда сопровождающих получила название «Тьютор». В задачи этой команды входит оформление сертификатов участников (оргкомитет благодарит всех участников олимпиады), регистрация участников, оформление зала, сопровождение участников проблемных лабораторий к месту проведения в первый день и работа с командами во второй день, оказание помощи гостям университета. Очень важным аспектом олимпиады является подведение итогов и награждение участников.
Участие студентов в психолого-педагогической олимпиаде позволяет показать возможности формирования метапредметных, личностных и предметных результатов учебно-познавательной деятельности школьников через организацию праздника! В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, метапредметные результаты современного школьника - это умение работать с информацией по разным учебным дисциплинам, анализировать данные, уметь высказывать свою точку зрения и т. д [5]. Метапредметные результаты демонстрируются на проблемных лабораториях олимпиады, студенты анализируют высказывание ученого, решают проблемные задачи. Будущие педагоги получают опыт организации творческих праздников, основанных на интеграции научных знаний из разных областей, в нашем случае - на примере педагогики и психологии. Личностные результаты формируются на всех видах деятельности при участии в олимпиаде - это и при подготовке текста или проекта по заявленной проблеме, при организации деятельности команды, при выступлении, в ходе рефлексии. Предметные результаты также представлены в теоретическом и практическом туре олимпиады. Оценивание команд по балльно-рейтинговой системе позволяет студентам научиться применять ее впоследствии в разных сферах учебной деятельности, в том числе и при организации школьных праздников.
Что касается профессионально-педагогических компетенций, то участие в теоретическом туре (выступление на
проблемных лабораториях по теме олимпиады) формирует ОПК-3, ОПК-4 педагога (общие профессиональные компетенции). Студент демонстрирует умение отбирать и организовывать языковые средства для решения задач профессиональной коммуникации, использует психолого-педагогическую терминологию при решении профессионально-педагогических задач, осуществляет рефлексию при оценке результатов своей профессиональной деятельности. ПК-2, ПК-6 (профессиональные компетенции) студенты демонстрируют на станциях олимпиады, где необходимо создать проект воспитательного мероприятия, на основе современных методик воспитательного процесса, продемонстрировать знания основных понятий и закономерностей воспитания, использовать приемы взаимодействия с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами. И, конечно, ПК-7, что предполагает умение будущего педагога организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность и самостоятельность, развивать творческие способности.
В заключение отметим: Олимпиада как праздник - это всегда творчество, активность всех участников, самореализация, развитие талантов через содержание учебных дисциплин. Творчество объединяет, создает благоприятный психологический комфорт и сопричастность, заинтересованность ученика и студента в получении знаний.
1. Профессиональный стандарт педагога, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: http://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 25.10.2015).
2. Федяев Д. М., Федяева Л. В. Проблема универсального в профессиональном образовании: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. 136 с.
3. Галактионова Н. А. Институциональные функции праздника // European Journal of Arts. 2015. № 1.
4. Бурменская Д. Б. К вопросу о роли праздника в жизни общества // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. СПб.: Изд-во «Книжный дом», 2008, с. 43-48.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. URL: http://consultant.ru/document/cons_docLAW_110255 (дата обращения: 25.10.2015).
© Диких Э. Р., Лоренц В. В., Федяева Л. В., 2015