УДК 378.02
Г. Х. Вахитова
ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Рассматривается организация внеучебной деятельности студентов педагогического вуза как процесс формирования их профессиональных компетенций. Анализируется роль и место предметных олимпиад в образовании и личностном становлении студентов - будущих педагогов.
Ключевые слова: предметные олимпиады студентов, внеаудиторная работа, компетентность, компетенция, профессиональная подготовка будущего учителя.
Совершенствование системы высшего профессионального образования в настоящее время определяет необходимость проектирования нового содержания образования и создания адекватного ему процессуально-технологического обеспечения. По мнению авторов, именно такой подход имеет максимальные возможности для создания условий повышения учебной активности студентов, освоения ими индивидуально ориентированной траектории обучения и формирования их профессиональных компетенций. В профессионально-педагогической деятельности в последние годы особое значение придается инновациям. Очевидно, что инновации не сводятся только к созданию идей и распространению новшеств, а в большей степени имеют отношение к новаторским преобразованиям в проектировании и реализации профессиональной деятельности и общения, к стилю мышления педагога [1, 3]. В связи с этим вопросы содержания педагогического образования актуализируются не только выбором технологий, которые могут стать эффективным средством формирования компетенций будущих педагогов. При проектировании образовательного процесса студентов педагогических вузов большое внимание должно уделяться их внеаудиторной деятельности.
На педагогическом факультете Томского государственного педагогического университета в настоящее время внеаудиторной работе уделяется большое внимание. Она, по сути, является продолжением учебного процесса и представляет собой совокупность разноплановых, разнохарактерных, разноуровневых мероприятий. Несмотря на их разнообразие, все они объединены общей целью, которой является подготовка высококвалифицированных педагогов, обладающих профессиональными компетенциями. Данная цель определяет отношение автора к организации внеучебной деятельности студентов педагогического факультета как неотъемлемой части процесса формирования их профессиональных компетенций. Именно разнообразные виды деятельности имеют субъектную значимость для реализации потенциальных возможностей и способностей каждого студента, проявляющихся в участии в предметных неделях и предметных олимпиадах, в научных студенческих конкурсах и кружках и др. [1, 2]. Такой подход к организации внеучебной деятельности студентов позволяет решить ряд задач в контексте формирования их компетенций:
- развивать индивидуальный познавательный опыт студентов и дать возможность быть субъектом квазипрофессиональной деятельности;
- достигать воспитательными мерами развития и оптимального соответствия личностной и интеллектуальной рефлексии у студентов в каждом отдельном случае;
- создавать условия, в которых студенты могут раскрыть свои профессиональные возможности и потребности.
Одной из эффективных форм внеаудиторной работы, тесно связанной с учебным процессом, является олимпиада. Отметим, что олимпиада (в переводе с греч. - состязание, соревно-
вание) - культурный праздник, сопровождающийся смотром сил в какой-либо области культуры, соревнование, в ходе которого студентами решается целый ряд мыслительных задач с целью определения командного и личностного первенства. Олимпиада - ярчайшая составляющая отечественной системы образования, значение которой в формировании национальной интеллектуальной элиты страны повышается с каждым годом. В такого рода мероприятиях за счет выявления, поддержки и всестороннего развития интересов, способностей создаются условия для повышения качества образования студентов. Под качеством образования мы понимаем социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп и формированию профессиональных компетенций личности.
Педагогическая олимпиада рассматривается как гуманитарная технология, направленная на творческое состязание студентов в креативном применении знаний и способов деятельности в предметной области «педагогика». Анализ содержания конкурсных заданий показал, что они служат развитию ключевых базовых и предметных компетенций участников и позволяют выявить уровень профессиональной подготовленности будущего учителя как в соответствии с заданными ориентирами (государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, образовательными программами, учебными планами), так и с учетом субъектного опыта участников. Понимая сложность решения данной задачи, авторы отдают отчет в том, что решить ее легко и быстро не удастся. Подготовка и к проведению, и к участию в олимпиадах требует колоссальных усилий и длительного времени не только со стороны участников и руководителя команды. Должны быть проявлены понимание и поддержка со стороны кафедры, факультета, вуза в целом. В связи с этим на факультете формируется отношение к олимпиадам как к единой командной профессиональной работе и студентов-участ-ников, и преподавателей факультета. Такой подход обеспечивает качественную подготовку участников к предметным олимпиадам по педагогике. Участие наших студентов в олимпиадах были отмечены дипломами, грамотами, призами:
Апрель 2007 г. Всероссийская олимпиада по педагогике (г. Челябинск), участники: О. Бушуева, И. Богданова, О. Сысоева (621-я группа), А. Ковалева, М. Савченко (631-я группа) - II место в конкурсе визиток, I место в личном первенстве в теоретическом конкурсе - М. Савченко и III командное место в общем итоге.
Октябрь 2007 г. Всероссийская олимпиада по педагогике (г. Новокузнецк), состав - М. Савченко (631-я группа), И. Камельчукова, Г. Юлдашева (651-я группа) - II место в конкурсе визиток, II место в теоретическом конкурсе, I место в номинации «Педагогическая сказка» и II командное место в общем итоге.
Ноябрь 2008 г. Международная олимпиада по общей педагогике (КузГПА, г. Новокузнецк). Участники: Л. Грязева, П. Серякова, М. Сурадеева - (641-я группа) - сертификаты участников и два благодарственных письма на имя ректора ТГПУ и руководителя команды за высокий уровень подготовки студентов к участию в олимпиаде.
Ноябрь 2009 г. Международная олимпиада по общей педагогике (КузГПА, г. Новокузнецк), состав команды: Н. Гречанина, Г. Юлдашева, О. Юрьева (651-я группа) - III место в номинации «Педагогический креатив»; Н. Гречанина - II место в личном первенстве в теоретическом конкурсе (теория обучения), два благодарственных письма за активное участие в олимпиаде.
Март 2010 г. Всероссийская олимпиада по педагогике (г. Челябинск). Члены команды:
Н. Гречанина, Н. Кононова, А. Рассказова, Г. Юлдашева - (651-я группа), А. Дуюнова - (661-я группа). Награды: А. Дуюнова, А. Рассказова - дипломы за эрудицию в теоретическом конкурсе, Г. Юлдашева - II место в конкурсе «Учитель-исследователь», Дуюнова А. - III место в этом же конкурсе, II командное место в конкурсе «Эмблема и вымпел олимпиады»;
I командное место в конкурсе «Педагог-исследователь» и специальный диплом за артистизм в конкурсе визиток, участие студентов в олимпиаде отмечено четырьмя кубками. В итоге - абсолютные победители во Всероссийской олимпиаде по педагогике.
Октябрь 2011 г. Всероссийская олимпиада по педагогике (г. Горно-Алтайск). Студенты -
О. Истомина, А. Кушнаренко, К. Сикорская, Е. Хитущенко заняли IV место в командном зачете, I место в защите проекта «Перспективы развития системы образования региона», А. Кушнаренко - I место в личном первенстве в теоретическом конкурсе знатоков истории педагогики.
Ноябрь 2011 г. Международная олимпиада по общей педагогике (КузГПА, г. Новокузнецк), команда в составе Д. Елисеевой, М. Моториной, Н. Яткиной вошла в десятку сильнейших среди 33 студенческих команд России и Казахстана, Д. Елисеева и Н. Яткина показали лучшие результаты в конкурсе знатоков в области теории обучения и истории педагогики. Следует отметить, что все олимпиады, в которых приняли участие студенты ТГПУ, проходили по приказу Министерства образования РФ.
Имея такой опыт участия в олимпиадах по педагогике, с 2010 г. студенты ТГПУ принимают активное участие в проведении олимпиады на базе педагогического факультета для старшеклассников школ г. Томска и области. В перспективе в данном направлении планируется работа над созданием совместного с преподавателями студенческого проекта по развитию олимпиадного движения, а также проведение олимпиад на кафедрах, факультете и вузе, что обеспечит поэтапное участие студентов в олимпиадах разного уровня.
Олимпиады сегодня - это не только возможность проверить творческие, коммуникативные способности - качества, безусловно, необходимые будущим педагогам. Олимпиады - это уникальная возможность в предельно сжатые сроки познакомиться со специфическими особенностями разных культур народов из различных уголков России, стран СНГ через художественное слово, жанры устного народного творчества, народные педагогические игры. И вместе с тем именно в дни олимпиады у студентов крепнет чувство гордости за свой вуз, за свой край, за свою великую Родину. Так, на Международной олимпиаде по педагогике (Новокузнецк, КузГПА, ноябрь, 2009 г.) были представлены 28 команд из различных регионов РФ: Алтай и Башкирия, Сахалин и Татария, Урал и Бурятия, Поволжье и Сибирь, а также из дружественной Украины. Со сцены слышались прекрасные стихи о родном крае, демонстрировались национальные костюмы, исполнялась народная музыка, были показаны инсценировки по мотивам народных сказок. И именно здесь все: и участники - студенты, и зрители, и члены компетентного жюри с большим интересом наблюдали за происходящим на сцене и проникались глубоким чувством уважения к другой культуре, а самое главное, осознавали смысл и необходимость гармонического сосуществования людей иных взглядов, стиля мышления и поведения. Мы понимаем, для будущего педагога это очень важное осознание, поскольку ему завтра придется самому взращивать толерантную личность в школе. Ибо трудно представить, что учитель, нетерпимый к другим, сможет воспитать у школьника толерантность к людям иной культуры. Конечно, формирование толерантности как одной из инструментальных ценностей личности - процесс продолжительный и целенаправленный, результат которого во многом обусловлен усилиями современной образовательной политики в целом.
Изучение судеб участников международных и всероссийских олимпиад показывает, что все из них пополнили педагогический корпус различных образовательных учреждений -от школ до вузов, стали активными участниками вневузовской творческой жизни (всероссийских и местных научных мероприятий, конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года» и др.). Многие до сих пор поддерживают профессиональные и дружеские отношения.
Таким образом, олимпиады по педагогике создают условия для овладения студентами необходимыми способностями и умениями, приобретения опыта учебной и профессиональной
деятельности, демонстрируют процесс и результат формирования педагогической компетентности. Рассмотрение совокупности наиболее существенных аспектов педагогической олимпиады позволяет сделать следующие выводы:
- предметные олимпиады целесообразны в реализации личностно ориентированного педагогического процесса, обращенного к сознанию обучающегося, его личностным структурам; в формировании профессиональной компетентности;
- студенческая олимпиада по педагогике является важным фактором формирования основных качеств конкурентоспособного специалиста, охватывавших его профессиональные знания (знания предметных областей и психолого-педагогические знания), коммуникативную культуру, стремление к профессиональному росту, способности к рефлексии;
- олимпиады по педагогике позволяют решать главнейшую из всех задач - задачу приобщения студентов к богатствам общей и педагогической культуры как в учебном процессе, так и в рамках внеаудиторной работы.
Авторы считают, что дальнейшее участие студентов в предметных олимпиадах с расширением их географических границ от местного и регионального до всероссийского и международного уровней окажет действенную помощь в формировании профессиональной компетенции будущих педагогов.
Список литературы
1. Вахитова Г. Х. Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 9-14.
2. Вахитова Г. Х., Семенова Н. А. Студенческая педагогическая инициатива: материалы студенческих олимпиад по педагогике и методикам // Методические материалы, Вып. 1. Педагогика и методика начального образования. Томск: Изд-во ТГПУ. 2008. 24 с.
3. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). C. 198-202.
Вахитова Г. Х., кандидат педагогических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 23.10.2012. G. H. Vakhitova
OLYMPIADS AS A WAY OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES
The article considered the organization of extracurricular activities of the students of pedagogical higher educational institution as the process of formation of their professional competence. It analyses the role and the place of the subject Olympiads in education and personal formation of students - future teachers.
Key words: student Olympiads, fieldwork, competence, professional training of future teachers.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]