ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В ВУЗЕ
УДК 372.881.1
Н. И. Холод
КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Рассматривается необходимость развития творческой культуры студентов посредством конкурсов и олимпиад. Отмечается, что творческая культура может быть сформирована более эффективно при сочетании аудиторной и внеаудиторной деятельности. Примерами массовых форм внеаудиторной деятельности являются конкурсы и олимпиады. Подчеркивается влияние конкурсов, олимпиад и олимпиадного движения не только на развитие интеллектуальных способностей, но и на развитие личности в целом.
Ключевые слова: конкурс, олимпиада, внеаудиторная деятельность, творческая культура, олимпиадное движение, обучение иностранным языкам.
Согласно ФГОС высшего образования представляется необходимым развивать творческую инициативу студентов, воспитывать их потребность в самообразовании и стремление к повышению уровня своей теоретической подготовки. Основным условием усвоения человеком общественно выработанных духовно-нравственных ценностей и принципов является включение его в творческую учебно-профессиональную деятельность в вузе.
Творческая культура студента - это совокупность его производственных, общественных и духовных достижений. Она включает в себя знания о закономерностях развития и проявления креативности личности и навыки творческой работы, нравственные характеристики и лидерские качества студента, а также его способности органично сочетать индивидуальные цели и цели общества. Творческая культура понимается как основа не только творческих профессиональных компетенций, но и творческой составляющей общекультурных компетенций.
Следует отметить, что задачи преподавателя иностранного языка по формированию творческой культуры могут быть реализованы более эффективно, если аудиторная деятельность будет совмещена с целенаправленной внеаудиторной деятельностью, способствующей совершенствованию умений и навыков практического владения языком.
По нашему мнению, внеаудиторная деятельность студентов - это педагогически целесообразная организация свободного времени студентов, которая обеспечивает не только приобретение ими специальных знаний, навыков и умений, но и способствует развитию личностных качеств, проявлению их склонностей и способностей [1, с. 104].
Внеаудиторная работа способствует самореализации личности студента, повышению его уверенности в своих силах, обогащает его личный опыт как теоретической, так и практической деятельности. Г. Х. Вахитова отмечает, что именно разнообразные виды деятельности имеют субъектную значимость для реализации потенциальных возможностей и способностей каждого студента, проявляющихся в участии в предметных неделях и предметных олимпиадах, научных студенческих конкурсах и кружках, а также в волонтерском движении [2, с. 84].
Как известно, формы внеаудиторной деятельности бывают массовыми, групповыми и индивидуальными. Массовые формы внеаудиторной деятельности делят: 1) эпизодические и периодические массовые мероприятия; 2) постоянные массовые формы работы. В свою очередь, к эпизодическим формам внеаудиторной деятельности по иностранному языку относят беседы, вечера, экскурсии, конкурсы и олимпиады. Нужно отметить, что конкурсы являются очень важной формой внеаудиторной деятельности. Согласно определению в словаре С. И. Ожегова, конкурс - это соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы [3]. Конкурс, как социальное явление, присутствует во всей истории человеческого существования. Он отражает специфику и особенности конкурентного взаимодействия людей в обществе.
По мнению С. Л. Емельянцева, конкурсы - это форма организации педагогического процесса, стимулирующего активность личности, способствующего актуализации творческих возможностей учащихся, познавательной деятельности, реализации способностей и их интересов [4].
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 1 (166)
В истории отечественной школы различные формы конкурсов используются давно, но с педагогической точки зрения данный феномен рассматривается по-разному, чаще всего в форме методических рекомендаций. До настоящего времени конкурсы и олимпиады рассматривались как форма выявления наиболее способных и знающих предмет студентов, хотя их значение давно переросло рамки выявления лучших или одаренных учащихся в определенных предметах. Наиболее результативными, на наш взгляд, конкурсами, используемыми в обучении иностранным языкам, являются: конкурсы на лучший перевод сонетов и стихотворений, конкурс чтецов, конкурс страноведческих проектов презентаций. Объектами проверки также могут быть такие аспекты, как быстрота и адекватность реакции на вопрос (в секундах), темп речи (количество фраз за минуту), произношение (артикуляция звуков, интонация), правильность речи (грамматические и лексические ошибки).
Как показывает практика, наиболее важным является выявление одаренных студентов на первых курсах обучения и пробуждение их интереса к всестороннему и глубокому освоению изучаемых предметов. Данному процессу выявления очень помогают олимпиады. Олимпиада - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности обучаемых, создания духа соревновательности, здорового соперничества. Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, и прежде всего в условиях конкуренции. Олимпиада по иностранному языку проводится ежегодно и состоит из нескольких туров: внутри-университетского, городского, областного, всероссийского. В последнее время актуальность приобретают дистанционные олимпиады, позволяющие охватить большее количество участников и требующие значительно меньше денежных средств на их проведение.
В дополнение к грамматическим и лексическим тестам, аудированию и разным видам работы с текстом, используемым в качестве олимпиадных заданий, также можно привести и сочинения на заданную тему: You have opened your eyes and have seen that the desert is around you. You have found a jug of water, some cookies and matches in your bag. What would you do if the sun was going to set in half an hour?
Очень интересным и эффективным приемом работы являются дилеммы, не только активизирующие мыслительные процессы, но и затрагивающие вопросы нравственного воспитания студентов. Например: Mrs.Denet is 42. She is a widow with 2 chil-
dren. Mrs. Denet works as an economist and earns quite a lot. But she likes painting and her dream is to go to Paris and to study the Fine Art there. What to do? What would be better for her?
Несмотря на несомненные достоинства олимпиад, А. И. Попов указывает на ряд моментов, снижающих их эффективность:
1) высокий уровень интеллектуальной активности проявляется обучающимися только на олимпиадах, проходящих достаточно редко (раз в год), а в дальнейшем студенты в преимущественно репродуктивных формах организации обучения возвращаются к стимульно-продуктивному уровню;
2) стрессовая ситуация во время олимпиады сдерживает проявление творчества;
3) мотивация достижения результата преобладает над познавательной мотивацией [5].
Устранение данных недостатков представляется возможным только тогда, когда олимпиада становится традиционным компонентом олимпиадного движения, основанного на саморазвитии обучающегося, представляющего собой инновационную форму организации обучения - форму организации самостоятельной работы для студентов, успешно справляющихся с программой дисциплины за более короткие сроки (разновидность ускоренного обучения), чем это предусмотрено рабочим учебным планом. Это формирует индивидуальную образовательную траекторию каждого студента, способствует развитию у него готовности к самостоятельной деятельности.
Как подчеркивают А. И. Попов и Н. П. Пучков, олимпиадное движение - это специфическая реальность, которая рассматривается как специальная сфера социальной деятельности, в которой участники (и обучающиеся, и преподаватели) совместно повышают уровень своих творческих способностей. Они также отмечают, что олимпиадное движение приобщает студента к межличностному взаимодействию на основе творческой профессионально ориентированной деятельности и воспитания нравственных качеств [6].
С 2013 г. и по настоящее время на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского в рамках олимпиадного движения функционируют три олимпиадные микрогруппы по английскому языку. Студенты, являющиеся участниками данных групп, неоднократно становились победителями как внутривузовских, так и городских олимпиад.
Как показывает практика, при вовлечении в олимпиадное движение происходит интеграция познавательных и социальных потребностей студента с целью становления профессиональных компетенций, развивается произвольное и концен-
трированное внимание, ассоциативное мышление, внешняя и внутренняя собранность. Молодые люди улучшают навыки общения, преодолевают психологические барьеры при вступлении в новый коллектив; у них формируется психологическая устойчивость к работе в стрессовых ситуациях.
В процессе работы с олимпиадными группами был проведен опрос более 100 участников II и III туров городских и областных олимпиад по английскому языку для неязыковых специальностей (2011-2014). Согласно результатам опроса, большинство студентов (70 %) неоднократно участвуют в олимпиадах различного уровня. Подготовка к олимпиаде целенаправленно идет более полугода у 29,20 % участников, в то же время у 64 % студентов специальные занятия по подготовке проводятся только в течение месяца перед олимпиадой. Более 60 % студентов готовились к олимпиаде самостоятельно, лишь изредка консультируясь с преподавателями.
Длительность выполнения олимпиадных заданий составляет 3 часа, и 55,12 % участников сочли это достаточным, в то же время 44,88 % хотели бы работать над олимпиадными заданиями и дальше, что говорит о способности к продолжительной и плодотворной работе в экстремальной ситуации. Ошибку в распределении сил при выборе первого задания в качестве причины неудачного выступления выделили менее 10 % участников. Только 6,75 % отметили чрезмерное волнение, что также свидетельствует о хорошей психологической подготовленности участников олимпиад. Главными причинами участия студентов в олимпиадах явля-
ский потенциал - 53 %, стремление узнать новое -39 %, желание работать вместе с профессионалами своего дела, увлеченными людьми - 58,3 %.
Это, несомненно, доказывает, что именно в олимпиадном движении могут быть сформированы умения принимать ответственные решения в различных условиях, стимулируются проявления эвристического и креативного уровня интеллектуальной активности учащихся. С. А. Репин подчеркивает, что олимпиадное движение не является единственным механизмом достижения данного результата, оно лишь ускоряет процесс подготовки конкурентоспособного специалиста [7, с. 64]. Следовательно, его нужно использовать дозированно и в системе, встроенной в образовательную деятельность вуза.
Таким образом, благодаря систематическому участию студентов в творческой деятельности при подготовке к конкурсам и олимпиадам и в процессе решения ими творческих задач развиваются интеллектуальные способности, расширяется общий и профессиональный кругозор учащихся, формируется устойчивая мотивация к изучению иностранных языков. Конкурсы и олимпиады, несомненно, являются частью олимпиадного движения, формирующего индивидуальную образовательную траекторию каждого студента и способствующего развитию у него готовности к самостоятельной деятельности. Олимпиадное движение, в свою очередь, оказывает сильнейшее воздействие на становление и развитие творческой культуры личности, являющейся основой не только творческих профессиональных компетенций, но и творческой составляющей общекультурных компетенций в соответствии с положениями ФГОС.
ются: желание победить, реализовать свой творче-
Список литературы
Холод Н. И., Егорова О. С. Формы и методические принципы организации внеаудиторной деятельности студентов по иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. II, № 4. С. 109-113.
Вахитова Г. Х. Организация внеучебной деятельности студентов в контексте формирования их профессиональных педагогических компетенций // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 11 (126). С. 84-87.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. URL: http://ozhegov.info/slovar (дата обращения: 22.10.2014). Емельянцев С. Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 172 с.
Попов А. И., Левченко Е. А. Олимпиадное движение по математике как способ совершенствования самостоятельной работы студентов младших курсов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 132-135.
Попов А. И. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. 212 с. 7. Репин С. А. Управление олимпиадным движением: проблемы и перспективы // Образование. 2000. № 4. С. 59-65.
1.
6.
Холод Н. И., кандидат педагогических наук, старший преподаватель. Ярославский государственный педагогический университет.
Ул. Республиканская, 108, Ярославль, Россия, 150000. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 20.03.2015.
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2016. 1 (166)
N. I. Kholod
CONTESTS AND OLYMPIADS AS THE MEANS OF FORMING STUDENT'S CREATIVE CULTURE IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AT STUDING OF FOREIGN LANGUAGES AT THE UNIVERSITIES
The article considers the necessity of development of students' creative culture by means of competitions and Olympiads. It is stated that the creative culture can be formed more effectively in a combination of classroom and extracurricular activity. Consequently, the contests and the Olympiads can be distinguished as the examples of mass forms of extracurricular activity. The concept of Olympiad movement is considered. As a result, it is emphasized that the contests, the Olympiads and the Olympiad movement can influence not only the development of mental abilities, but also the development of the personality in general, but all of them must be put into practice in system.
Key words: contest, Olympiad, extracurricular activities, creative culture, Olympiad movement, foreign language teaching.
References
1. Kholod N. I., Egorova 0. S. Formy i metodicheskiye printsipy organizatsii vneauditornoy deyatel'nosti studentov po inostrannomu yazyku [Forms and Methodological Principles of Organization of Students' Foreign Language Extracurricular Activities]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2014, vol. 2, no. 4, pp. 109-113. (in Russian).
2. Vakhitova G. H. Organizatsiya vneuchebnoy deyatel'nosti studentov v kontekste formirovaniya ikh professional'nykh pedagogicheskikh kompetentsiy [The Students Extracurricular Organization Activity in the Context of the Professional Teaching Skills Formation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 11 (126), pp. 84-87 (in Russian).
3. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyslovar'russkogo yazyka [The explanatory dictionary of the Russian language]. URL: http://ozhegov.info/ slovar (accessed 22.10.2014) (in Russian).
4. Emel'yantsev S. L. Konkursy dostizheniy kak sredstvo samorealizatsii starsheklassnikov. Dis. kand. ped. nauk [Contests of achievements as the means of self-realization of seniors. Thesis of cand. ped. sci.]. St. Petersburg, 1999. 172 p. (in Russian).
5. Popov A. I., Levchenko E. A. Olimpiadnoye dvizheniye po matematike kak sposob sovershenstvovaniya samostoyatel'noy raboty studentov mladshikh kursov [Mathematics Olympiad movement as a way to improve autonomous work of junior students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 1 (129), pp. 132-135 (in Russian).
6. Popov A. I. Metodologicheskiye osnovy i prakticheskiye aspekty organizatsii olimpiadnogo dvizheniya po uchebnym distsiplinam v vuze [Methodological bases and practical aspects of organization of the Olympiad movement in academic disciplines at higher education institution]. Tambov, GOU VPO TGTU Publ., 2010. 212 p. (in Russian).
7. Repin S.A. Upravleniye olimpiadnym dvizheniem: problemy i perspektivy [Management of the Olympiad movement: problems and prospects]. Obrazovaniye - Education, 2000, no. 4, pp. 59-65 (in Russian).
Kholod N. I.
Yaroslavl State Pedagogical University.
Ul. Respublikanskaya, 108, Yaroslavl, Russia, 150000. E-mail: [email protected]