Литература:
1. Zulkharnaeva A., Vinokurova N., Krivdina I., Martilova N., Badin M. Training of a geography teacher in the process of getting masters degree to form the experience of making decisions on environmental problems by students of 10 grades: theory and methodological experience. // Man in India. - 2017. - Т. 97. - № 15. - С. 559-571.
2. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный процесс к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. - 1986. - №1. - С. 28 - 40.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: монография. С.: Учебная книга, 2009 - 256 с.
4. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методологические основы конструирования системы культурно-экологических модулей как средства формирования культуры природопользования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 1-1. - С. 129-132.
5. Зимняя И.Я. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 32 - 45.
6. Карпинская Д.С., Лисеев И.К., Огурцов О.П. Философия природы. М. 1996. - 151 с.
7. Кочуров Б.И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории. Смоленск. 1999. - 276 с.
8. Николаев В.А. Культурный ландшафт - геоэкологическая система // Вестник Московского университета. Серия 5. География. - 2000. - №6. - С. 3 - 8.
9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2002. - С. 272.
10. Ушаков А.А. Реализация компетентностного подхода в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов // Профильная школа. - 2011. - № 2 (47). - С. 8-12.
11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. -2003. - №5. - С. 19 - 24.
12. Язиков Е.Г., Шатилов А.Ю. Геоэкологический мониторинг: Учеб. Пособие для вузов.- Томск: 2003. - 336 с.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Иванушкина Наталья Викторовна
Федеральное государственного автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» (г. Самара)
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕТНОСТИ
СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье уточняется сущность педагогических условий формирования психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы, обосновывается актуальность преподавания интегрированного курса «Педагогика и психология» обучающимся вуза. В работе описываются средства формирования психолого-педагогической компетентности, в качестве которых выступают педагогическая олимпиада и волонтерские акции, проводимые среди студенческой молодежи различных факультетов вуза. В исследовании описаны критерии оценки уровня сформированности психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы, а также представлены результаты опытной работы по ее формированию.
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, структура, компоненты, мотивационно-ценностный компонент, информационно-когнитивный компонент, эмоционально-волевой компонент, творческий компонент, конкурентоспособность личности, творческий потенциал, медийные ресурсы, педагогическая олимпиада, волонтерские акции, саморазвитие, самообразование.
Annotation. The article clarifies the essence of pedagogical conditions for the formation of psychological and pedagogical competence of students of higher education, substantiates the relevance of teaching an integrated course "Pedagogy and psychology" students of higher education. It describes the means of formation of psychological and pedagogical competence, which are the pedagogical Olympiad and volunteer activities conducted among students of various faculties of higher education. The study describes the criteria for assessing the level of formation of psychological and pedagogical competence of students of higher education, as well as the results of experimental work on its formation.
Keywords: psychological and pedagogical competence, structure, components, motivational and value component, information and cognitive component, emotional and volitional component, creative component, competitiveness of personality, creative potential, media resources, pedagogical Olympiad, volunteer actions, self-development, self-education.
Введение. Все большую активность приобретает современный деловой мир. Рост потребностей рынка труда влечет за собой изменения к требованиям, предъявляемым к высшему образованию, приводят к его диверсификации. В связи с этим, повышаются и требования к уровню подготовки выпускников высшей школы, к их конкурентоспособности, мобильности, толерантности, умению работать в команде, креативности, способности к саморазвитию и самообразованию [4, с. 183]. Актуальной исследовательской проблемой, как отмечают многие ученые, является разработка программ учебных курсов высшей школы, которые будут учитывать интересы и профессиональные запросы работодателей по подготовке таких специалистов [2, с. 174]. Интегрированный курс «Психология и педагогика», в этой связи, является наиболее перспективным. Педагогические условия, созданные на базе синтеза классических форм преподавания, компьютерных технологий, он-лайн и офф-лайн интеракций, внеурочной деятельности, способствуют подготовки специалистов, обладающих лидерскими качествами, трудолюбием, творческим отношением к делу, стремящихся к непрерывному саморазвитию и самообразованию. Такое единство форм, методов и средств обучения способствует формированию психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы.
Не следует забывать и о том, что студенческий период жизни человека - это период, когда личность способна активно самостоятельно организовывать свою деятельность, решать конкретно поставленные перед ним профессионально-ориентированные задачи. Учебная деятельность студента определяется, прежде всего, через мотивацию достижения и познавательную мотивацию [3, с. 45]. Поэтому, в контексте современной профессиональной подготовки студентов вуза, преподавание интегрированного курса «Психология и педагогика» не просто очевидно, оно востребовано и актуально [5, с. 52].
Изложение основного материала статьи. Проводя исследование по определению уровня сформированности психолого-педагогической компетентности студентов вуза, мы выявили, что помимо традиционного взаимодействия со студентами на лекционных и практических занятиях курса «Психология и педагогика», существуют средства внеурочной деятельности, которые на практике позволяют применить полученные знания и умения. В качестве таковых выступают педагогическая олимпиада, волонтерские акции.
В Самарском университете кафедра педагогики имеет огромный опыт организации и проведения олимпиады по педагогике и психологии на факультетах, где читается одноименный интегрированный курс. Перед таким интеллектуальным и, одновременно, творческим состязанием ставятся следующие задачи: популяризация научного педагогического знания; оценка уровня базовых и дополнительных знаний студентов, способности к самостоятельному исследованию в области педагогики; выявление наиболее способных участников и их рекомендация к дальнейшему обучению в магистратуре и аспирантуре, а также приобретению дополнительных специальностей «Педагог (учитель)», «Педагогика дополнительного образования», «Педагог (воспитатель)». Это является важным моментом, т.к. в олимпиаде принимают участие студенты «не педагогических» специальностей: обучающиеся биологического, исторического, математического, социологического, физического, филологического и химического факультетов.
При подготовке к олимпиаде обучающиеся имеют возможность: получить новые знания, необходимые для успешной профессиональной деятельности; подготовиться к сдаче сессии; приобрести опыт взаимодействия в команде; определить и развить свои способности и интересы; сформировать сплоченный коллектив; самореализоваться; сформировать коммуникативные умения, то есть все то, что приведет к формированию именно психолого-педагогическую компетентности, при этом интересно провести свободное время (свой досуг); получить гарантированно хорошую отметку по предмету; повысить свой статус (авторитет) в глазах сверстников и преподавателей.
Программа олимпиады включает следующие конкурсы. Во-первых, «Визитная карточка» (участвует вся команда). В конкурсе оценивается: отражение специфики факультета; выражение отношения команды к педагогике и психологии или хотя бы к педагогической олимпиаде; артистизм, внешний вид, художественное оформление и эстетичность представления и т.д.
Второй конкурс носит название «Педагогический лозунг». Студентами он готовится заранее. Им предлагается придумать или найти в литературе и художественно оформить педагогический лозунг, призыв, девиз, афоризм, т.п. обосновать выбор и его суть. Юмор приветствуется. В этом случае жюри оценивает: форму представления (художественное оформление); содержание (наличие педагогического смысла, актуальность, литературность, обоснованность, убедительность); оригинальность.
Третий конкурс проходит под названием «Брейн - ринг». Он требует от всей команды продемонстрировать эрудицию, знания и умения, приобретенные студентов в ходе освоения курса «Психология и педагогика», а также самостоятельной подготовки. Необходимо изучить основные разделы психологии и педагогики, такие как, «Познавательные процессы»; «Эмоционально-волевая сфера»; «Личность в психологии и педагогике»; «Основные категории педагогики»; «Методы и формы обучения»; «Методы и формы воспитания»; «История педагогики». В этом конкурсе оценивается: педагогические и психологические знания; быстрота и правильность ответов.
Следующий пятый конкурс проводится под названием «Решение педагогических ситуаций». Командам предлагаются различные кейс-стади, требующие педагогически правильного разрешения. Участники обыгрывают свой вариант ответа, обосновывают его, отвечают на вопросы команд соперников. В этом конкурсе оценивается: умение правильно увидеть педагогическую задачу и решить ее; четко сформулировать и обосновать свое решение; формулировать вопросы по педагогическим ситуациям; слушать и слышать оппонентов и формулировать свои ответы.
Еще одно конкурсное задание - «Рецензия педагогической статьи». Команды в течение 10 - 15 минут читают, анализируют статью по педагогической тематике, выделяют основные педагогические проблемы, поднятые в ней, выражают свое отношение к позиции автора по этим проблемам, отвечают на вопросы по содержанию статьи. Задание выполняется письменно - один ответ от всей команды. Критериями данного конкурса являются умения правильно увидеть педагогические проблемы; четко сформулировать и обосновать свое отношение к позиции автора; умение правильно и четко формулировать свои ответы.
Предпоследний конкурс называется «Сказка». Каждая команда получает задание инсценировать сказку, например, «Золушка», «Кот в сапогах», «Бременские музыканты» и др. в различных жанрах: балет, буффонада, вестерн, комедия, мелодрама (или «мыльная опера»), мюзикл, трагедия, триллер (или «фильм ужасов»), жанр определяет жеребьевка. Жюри олимпиады оценивают артистизм, содержание (соответствие теме и жанру, раскрытие педагогической проблематики), внешнее оформление (костюмы, декорации, музыкальное оформление и т.д.).
Последняя встреча команд со зрителями и жюри происходит в «Реверансе». Команда должна попрощаться с соперниками, высказать свои мысли, пожелания, сожаления и т.п. «Прощание» может быть выражено в любой форме.
По отзывам и откликам студентов - участников и зрителей - они получают огромное эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение от своих выступлений и от выступлений других команд. Все это отражается в статьях студентов, которые публикуются в университетской газете и на сайте кафедры педагогики, в группе в социальных сетях. Все студенты - участники убеждены, что полученные знания по педагогике и психологии в ходе подготовке к олимпиаде, а также огромный опыт общения, выстраивания взаимоотношений в команде им пригодятся в их будущей профессиональной деятельности. Такой формат взаимодействия с аудиторией позволяет напрямую формировать все компоненты психолого-педагогической компетентности: мотивационно-ценностный, информационно-когнитивный, эмоционально-волевой, творческий [5, с. 53].
Полученные знания и углубление их, а также реализация их на практике позволяет привлекать студентов к творческой и волонтерской деятельности, используя нетрадиционные формы организации взаимодействия во внеурочной деятельности. Например, знания об инклюзивном образовании, о возрастных и индивидуальных особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья, умения взаимодействовать с родителями таких детей (что выходит за рамки курса «Психология и педагогика»), студенты получают в ходе подготовки и участия в волонтерских акциях «Театр — детям», «Правовое просвещение детей с ограниченными возможностями здоровья», организация различных праздников, в том числе новогодней акции «Дед Мороз приходит в каждый дом!».
Одним из критериев сформированности психолого-педагогической компетентности является готовность к самообразованию и самореализации студентов вуза. Для чистоты эксперимента, мы сформировали две группы испытуемых: контрольную и экспериментальную. В обеих группах читался курс «Психология и педагогика» в традиционном формате лекционных и практических занятий, однако студенты экспериментальной группы дополнительно принимали активное участие во внеурочных мероприятиях, таких как, педагогическая олимпиада и в волонтерских акциях. Со всеми респондентами была проведена первичная и повторная диагностика, анализ результатов которых позволил сделать выводы об эффективных средствах формирования психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы. Диагностика проводилась в соответствии с методиками «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию» (В.И.Андреев) [1, с. 555] и «Рефлексия и самооценка учебно-познавательной деятельности в Интернет-среде» (Л.К.Раицкая).
Результаты, полученные в ходе диагностики, были ранжированы в соответствии с тремя уровнями их сформированности: низкий, средний, высокий. На констатирующем этапе исследования мы получили следующие результаты. По методике «Оценка способности к самообразованию и саморазвитию» (В.И.Андреев) респонденты экспериментальной группы показали следующие результаты: низкий уровень способностей к саморазвитию и самообразованию показали 11,7% студентов. Показатели сформированности уровней ниже среднего, чуть ниже среднего, среднего, чуть выше среднего, мы объединили в единую группу. Их результат составил 57,8%. Уровни сформированности высокого, очень высокого и наивысшего, также объединенного в одну группу результатов составили 30,5%. В контрольной группе результаты распределились следующим образом: низкий уровень способностей к саморазвитию и самообразованию показали 10,4% студентов. Показатели сформированности уровней ниже среднего, чуть ниже среднего, среднего, чуть выше среднего, мы также объединили в единую группу. Их результат составил 63%. Уровни сформированности высокого, очень высокого и наивысшего, объединенные в одну группу результатов составили 26,6%.
Формирующий этап нашего исследования позволил проследить положительную динамику показателей в экспериментальной группе по методике «Оценка способности к самообразованию и саморазвитию» (В.И.Андреев). Низкий уровень способностей к саморазвитию и самообразованию показали 4,4% студентов. Это на 7,3% ниже, чем на констатирующем этапе исследования. Группа, включавшая в себя показатели сформированности уровней ниже среднего, чуть ниже среднего, среднего, чуть выше среднего, была представлена результатами в 62,3%. Это на 4,5% выше, чем на предыдущем этапе исследования. Уровни сформированности высокого, очень высокого и наивысшего уровня составили 33,3%. Это выше исходного показателя на 2,8%. Как видно из анализа полученных данных, мы наблюдаем положительную динамику уровня сформированности способности к саморазвитию и самообразованию студентов (таблица 1). В контрольной группе наблюдается незначительная динамика показателей.
Таблица 1
Уровень сформированности информационно-когнитивного компонента психолого-педагогической компетентности студентов вуза по методике «Оценка способности к самообразованию и саморазвитию» (В.И.Андреев) (констатирующий и формирующий этапы эксперимента, %)
Уровни сформированности Констатирующий этап Формирующий этап
ЭГ КГ ЭГ КГ
низкий 11,700% 10,4% 4,400% 10,3%
средний 57,800% 63% 62,30% 63%
высокий 30,50% 26,6% 33,30% 26,7%
Необходимо отметить, что на формирующем этапе исследования в экспериментальной группе, после проведенных лекционных и практических занятий, а также участия студентов в ряде мероприятий, направленных на формирование психолого-педагогической компетентности студентов вуза наблюдается усиление корреляционной связи из-за роста значимости дополнительной информации, необходимой для реализации всех форм организации учебно-познавательного процесса, как в аудиторных, так и внеаудиторных занятиях в рамках изучаемого курса «Психология и педагогика».
Коэффициент корреляции в экспериментальной группе составил R=0,9999940, что относится к категории сильных связей 0,7). Такое значение прямой корреляционной связи, показывает готовность студентов к самообразованию и самореализации. Это, в свою очередь, является одним из критериев сформированности психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы. Для контрольной группы коэффициент корреляции соответствовал экспериментальной. Значительных усилений не произошло.
Также нами была проведена диагностическая методика «Рефлексия и самооценка учебно-познавательной деятельности в Интернет-среде» (Л.К.Раицкая), цель которой заключалось в выявлении способности студентов рефлексировать и оценивать свою учебно-познавательную деятельность в Интернет-среде. На формирующем этапе исследования в экспериментальной группе произошло усиление корреляционной связи. Ее коэффициент составил R=0,928734581, что относится к категории сильных связей 0,7) из-за роста осознания, самооценки и саморефлексии студентов при организации своей учебно-
познавательной и внеучебной деятельности в Интернет-среде, с медийными ресурсами. Необходимо отметить, что усиление связи также обусловлено накоплением реального опыта реализации полученных знаний и умений, дополнительной информации во взаимодействии с другими студентами, с преподавателями, с детьми, во время волонтерских акций, педагогической олимпиады и в других мероприятиях в рамках преподаваемой дисциплины. Для контрольной группы коэффициент корреляции соответствовал экспериментальной, значительных усилений не произошло.
Выводы. Результаты исследования показали эффективность внеурочной деятельности, которая в сочетании с традиционными формами организации учебного процесса в вузе, наиболее полно способствует формированию психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы.
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. Казань. Издательство «Центр инновационных технологий». 2003. - 608 с. С. 555.
2. Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Использование социальных сетей в обучении студентов / Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 7 (129). С. 174-178.
3. Иванушкина Н.В. Возрастная психология и педагогика: учебное пособие / Н.В. Иванушкина; Федер. агентство по образованию. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. 148 с. - с. 45
4. Иванушкина Н.В. Использование самопрезентации как средства формирования конкурентоспособной личности студента // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 22. С. 183-186.
5. Иванушкина Н.В. К вопросу о сущности и структуре психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 52-56.
Педагогика
УДК:378.1
кандидат филологических наук, доцент Казаков Андрей Викторович
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (ВятГУ) (г. Киров)
ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация. Цель исследования проанализировать замечания и предложения преподавателей иностранного языка о наилучших практических рекомендациях, которые должны применяться в мультикультурной среде обучения. Для получения количественных данных было проведено структурированное интервью среди преподавателей иностранного языка Приволжского федерального округа. Было установлено положительное отношение преподавателей к мультикультурной среде обучения. Анализ интервью с преподавателями позволил глубже взглянуть на проблему преподавания в мультикультурной аудитории и стал важным вкладом в проблему организации учебно-воспитательного процесса в русле интернационализация официальной политики в области образования. Результаты данного исследования раскрывают сущностные причины и взаимосвязи, знание которых может содействовать созданию благоприятных условий для развития мультикультурного образования.
Ключевые слова: культурное разнообразие, международные студенты, социализация, мультикультурное образование.
An^tat^. The purpose of the study is to analyze the observations and suggestions of foreign language teachers on best practices that should be applied in a multicultural learning environment. To obtain quantitative data, a structured interview was conducted among teachers of a foreign language in the Volga Federal District. A positive attitude of teachers towards a multicultural learning environment was established. The analysis of interviews with teachers allowed for a deeper look at the problem of teaching in a multicultural audience and became an important contribution to the problem of organizing the educational process in line with the internationalization of official educational policies. The results of this study reveal the underlying causes and relationships, the knowledge of which can contribute to the creation of favorable conditions for the development of multicultural education.
Keywords: cultural diversity, international students, socialization, multicultural education.
Введение. На протяжении всей истории человечества люди покидали свои родные дома, расставались со своими родственниками, привычной для них культурой, с тем, чтобы идти по дороге познания. Начало таким путешествиям в образовательных целях было положено, по мнению А. Жиру [Giroux, 1992], во втором веке. Позже в шестнадцатом и семнадцатом веках популярными целями международного образования стали одновременно и путешествия, и научное наблюдение, и проведение исследований. В последние десятилетия с ростом численности иностранных студентов во всем мире количество исследований мультикультурного образования увеличилось.
В одном из таких исследований С. Биддл [Biddle, 2002] рассуждает о выгоде для университетов от наличия иностранных студентов и мультикультурной среды обучения. Она отметила, что "университеты должны стать более интернациональными, открытыми для международного пользования для того, чтобы обучать своих граждан глобальному гражданству, чтобы идти в ногу с другими коллегами, чтобы лучше служить национальному и международному сообществу, а также оставаться значимым, солидным университетом" [Biddle, 2002, p. 7]. Это будет способствовать культурному обмену между странами.
Несмотря на то, что идею мультикультурного образования как поддерживают, так и отвергают, начиная с утверждения, что любая образовательный деятельность является мультикультурной [Bowen, 2011] и заканчивая радикально правыми сторонниками всего мультикультурального [Alibhai-Brown, 2004], в России говорят об «анти-русском мультикультурализме [Гасанова, 2013], тем не менее, мы склонны утверждать, что конституирование идеи мультикультурного образования жизненно необходимо в данный период развития общества в связи с тем, чтобы в преподавательской среде была возможность обеспечить проведение учебно-воспитательного процесса для разнородных в культурном отношении студентов.