практические аспекты». - М.: Изд-во «Перо», 2015. - С. 127-131.
7. Ильина Е. Н. Туризм и путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
8. Конный туризм: географическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/"> dic.academic.ru. - Заглавие с экрана (Дата обращения 15.09.2017).
9. Конный туризм. Туризм, отдых и путешествия. Спортивный туризм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tyrrizm.ru. - Заглавие с экрана (Дата обращения 04.12.2017).
10. Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республика Саха Якутия: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minpred.ru. - Заглавие с экрана.
11. Серошевский В. Л. Якуты: опыт этнографического исследования / под ред. Н.И. Веселовского. - СПб, 720 с.
12. Всё о туризме - образовательный туристический портал. - Режим доступа: http://tourlib.net
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Иванушкина Наталья Викторовна
Федеральное государственного автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» (г. Самара)
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье уточняется сущность понятия «психолого-педагогическая компетентность» как ключевого компонента профессиональной компетентности, а также педагогические условия его формирования. Анализ различных научных подходов к определению исследуемого понятия, позволил выявить его двойственную природу, и определить значение ключевых понятий компетентностного подхода: «компетенция» и «компетентность». Данная статья посвящена обоснованию структурных компонентов исследуемого понятия, таких как мотивационно-ценностный, информационно-когнитивный, эмоционально-волевой, а также творческий. В исследовании описаны критерии оценки уровня сформированное™ психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы, а также представлены результаты опытной работы по ее формированию.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, психолого-педагогическая компетентность, структура, компоненты, мотивационно-ценностный компонент, информационно-когнитивный компонент, эмоционально-волевой компонент, творческий компонент, конкурентоспособность личности, творческий потенциал, медийные ресурсы, социальная образовательная сеть.
Annotation. The article clarifies the essence of the concept of "psychological and pedagogical competence" as a key component of professional competence, as well as the pedagogical conditions for its formation. The analysis of various scientific approaches to the definition of the concept under study made it possible to reveal its dual nature and to determine the meaning of key concepts of the competence approach: "competence" and "competence". This article is devoted to the substantiation of the structural components of the investigated concept, such as motivational-value, information-cognitive, emotional-volitional, and creative. The study describes the criteria for assessing the level of formation of psychological and pedagogical competence of students in higher education, as well as the results of experimental work on its formation.
Keywords: professional competence, psychological and pedagogical competence, structure, components, motivation and value component, information-cognitive component, emotional-volitional component, creative component, competitiveness of the individual, creative potential, media resources, social educational network.
Введение. Внедрение нового поколения федеральных образовательных, а также профессиональных стандартов высшего образования, выдвигают современные требования к уровню подготовки студентов высшей школы. В этой связи, как отмечают М.Д. Горячев, М.М. Горячев, Н.В. Иванушкина, В.В. Мантуленко, значимой исследовательской проблемой является разработка программ по подготовке учебных курсов с оптимальным распределением времени, управлением он-лайн и офф-лайн интеракциями, формами обучения и адекватной проверкой транслируемых знаний [3, с. 174]. Наиболее значимым и перспективным, с нашей точки зрения, является преподавание интегрированного курса «Психология и педагогика», в котором синтезируются классические формы преподавания и современные компьютерные технологии, создаются условия для использования уникального электронного ресурса в профессиональном образовании - социальная образовательная сеть [4, с. 225]. В контексте современной профессиональной подготовки студентов вуза, преподавание интегрированного курса «Психология и педагогика» не просто очевидно, оно востребовано, актуально, и может служить базой научно-теоретической, а в нашем случае, и практической подготовки конкурентоспособных, инициативных, креативных специалистов, учитывая интересы и профессиональные запросы работодателей. Такие педагогические условия способствуют формированию психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы. Анализ научной литературы позволил нам отметить и согласиться с выводами С.В. Ширяева, Л.К. Веретенниковой, Ф.С. Исхаковой, Р.Ф. Исхаковой и других ученых, что психолого-педагогическая компетентность выступает ключевым компонентом профессиональной компетентности [2; 6; 7].
С точки зрения Л.К. Веретенниковой, сформированность профессионально значимых компетенций, позволяет будущим специалистам быть конкурентоспособными на рынке труда и образовательных услуг [2, с. 123].
Проводя исследование в рамках реализации интегрированного курса «Психология и педагогика» по определению уровня сформированное™ конкурентоспособности личности, мы выявили качества, которые более полно ее характеризуют. А именно, четкая формулировка целей и ценностных ориентации, а также трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость. Конкурентоспособность личности характеризуется лидерскими качествами. Она стремиться к непрерывному саморазвитию, быть
стрессоустойчивой. Бесспорно, она должна стремиться к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда [5, с. 183]. В этой связи, мы можем говорить о формировании психолого-педагогической компетентности студентов как продукте обучения, как о синтезе знаний, умений, опыта творческой деятельности в области педагогики и психологии, который непосредственно оказывает влияние на образованность студентов, в целом, на их способность и готовность решать профессиональные задачи, в частности, на их самореализацию в будущей профессиональной сфере.
Проведенный анализ различных подходов к определению понятия «психолого-педагогическая компетентность» дает возможность представить его с учетом двойственной природы, а также значений ключевых понятий компетентностного подхода «компетенция» и «компетентность», в качестве интегративного качества личности, определяющегося готовностью и способностью будущего выпускника вуза решать психолого-педагогические задачи с учетом определенного уровня профессионально значимых теоретических знаний в области психологии и педагогики, сформированное™ практических умений и навыков, а также готовности их творческой реализации в профессиональной деятельности.
В результате контент-анализа научной литературы по проблеме формирования психолого-педагогической компетентности студентов вуза, нами было выявлено более 250 ее параметров. При помощи интегративного анализа параметры были синтезированы в компоненты психолого-педагогической компетентности. Много ученых (И.А. Бавтрюков, И.А. Большакова, Ж.Б. Быкова, Л.Ф. Красинская, Г.А. Кручинина, Н.В. Патяева, C.B. Ширяев), работающих в рамках исследуемой проблемы, выделили следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой. Вместе с тем практически каждый уточнил и добавил еще следующие компоненты: операционально-технологический (Л.Ф. Красинская); профессионально-значимые личностные качества (М.И. Лукьянова, С.В.Ширяев); коммуникативный (И.А. Бавтрюков), аутопсихологический (С.В.Ширяев). Мы согласны, в основном, с учеными, однако, в нашем понимании, структура психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы, может быть представлена иначе: мотивационно-ценностным, информационно-когнитивным, эмоционально-волевым компонентами, а также и творческим, который, в свою очередь, может занять достойное место в данной структуре (рисунок 1).
Рисунок 1. Структура психолого-педагогической компетентности студентов вуза
Рассмотрим сущность каждого компонента психолого-педагогической компетентности студентов вуза.
1. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя:
- интерес к психолого-педагогической подготовке, к психологическим и педагогическим знаниям;
- осознание их значимости для будущей профессиональной деятельности;
- желание использовать возможности, которые открывают психологические и педагогические знания и умения в процессе подготовки к учебной и внеучебной деятельности, при решении профессиональных задач.
2. Информационно-когнитивный компонент психолого-педагогической компетентности представляет синтез психологических и педагогических знаний, умений и опыта взаимодействия со специалистами смежных наук. Данный компонент психолого-педагогической компетентности в профессиональной области представляет собой интегральное понятие и может быть представлен как совокупность общепрофессиональных компетенций, дополненных нами компетенциями из области медиапедагогики:
- анализировать современные направления развития психологической и педагогической наук;
- использовать знания об индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилях в их познавательной и профессиональной деятельности;
- способность критического переосмысления накопленного опыта, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности;
- участвовать в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач.
3. Эмоционально-волевой компонент объединяет психолого-педагогическую компетентность в области профессиональной деятельности с общими компетенциями, представленными в виде профессионально-важных личностных качеств, способностей современного специалиста:
- эмоциональная устойчивость;
- эмоционально-волевая саморегуляция поведения;
- сформированность волевых качеств;
- стремление использовать Интернет-ресурсы, широкий спектр возможностей социальной образовательной сети в изучении психологии и педагогики;
- удовлетворение от их использования.
4. Творческий компонент связан с адекватной оценкой личностного творческого потенциала студента, самовыражения, с формированием коммуникативных и организаторских способностей, которые необходимы для самореализации в учебной, внеучебной и будущей профессиональной деятельности. Он включает в себя:
- адекватная оценка личностного творческого потенциала;
- развитие «надлежащих и эффективных» (A.B. Федоров) творческих способностей для будущей профессиональной деятельности;
- самовыражение с помощью собственных медийных продуктов в процессе подготовки к учебной и внеучебной деятельности, при решении профессиональных задач;
- формирование коммуникативных и организаторских способностей.
Критериями оценки уровня сформированное™ психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы будут выступать для мотивационно-ценностного компонента - готовности к решению профессиональных задач; для информационно-когнитивного компонента - готовность к самообразованию и самореализации; для эмоционально-волевого компонента - эмоционально-волевая готовность, и, соответственно, для творческого - готовность к творческой самореализации.
Одним из показателей сформированное™ готовность к творческой самореализации студентов высшей школы выступает адекватная оценка личностного творческого потенциала. С этой целью мы провели исследование в соответствии с методикой В.И. Андреева [1, с. 550]. Оценивание производилось по десятибальной шкале. Результаты были распределены по трем уровням их проявления: высокий, средний и низкий. В процентном соотношении можно представить их следующим образом: высокий уровень творческого потенциала составил 15%, средний уровень явился преобладающим (77%), а низкий составил — 8%. Повторная диагностика на формирующем этапе исследования показала положительную динамику результатов в ходе реализации интегрированного курса «Психология и педагогика». Показатели низкого уровня полностью перешли на средний, который уменьшился на 2% в связи с перераспределением с высоким. Результаты высокого уровня повысились на 10% (таблица 1, рисунок 2).
Таблица 1
Уровень сформированное™ творческого компонента психолого-педагогической компетентности студентов вуза в ходе реализации интегрированного курса «Психология и педагогика» (констатирующий и формирующий этапы эксперимента, %) по методике «Оценка уровня творческого потенциала личности» (В.И. Андреев) (констатирующий и формирующий этапы эксперимента, %)
Уровни сформированное™ Констатирующий этап Формирующий этап
высокий 15,00% 25,00%
средний 77,00% 75,00%
низкий 8,00% 0,00%
Полученные результаты показали повышение мотивированности студентов в предложенной им творческой деятельности, желание реализовать на практике знания и умения из данной учебной дисциплины.
Коэффициент корреляции при обработке результатов полученных в соответствии с данной методикой составил R=0,87667 на формирующем этапе исследования. Это значение больше, чем 0,7 0,7), изменение признака является статистически значимым, следовательно, между показателями констатирующего и формирующего этапов исследования существует сильная прямая взаимосвязь, показывающая сформированность готовности студентов к творческой самореализации. Это, в свою очередь, является критерием сформированное™ психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы в рамках интегрированного курса «Психология и педагогика».
0,8 0,6 0,4 0,2 0
Высокий
Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент
Средний
Низкий
1
Рисунок 2. Уровень сформированное™ творческого компонента психолого-педагогической компетентности студентов вуза в ходе реализации интегрированного курса «Психология и педагогика» (констатирующий и формирующий этапы эксперимента, %)
Кроме того, на основе суммарного числа набранных баллов можно построить профиль творческих качеств и определить тип творческой личности студентов. Наглядным примером может служить следующая лепестковая диаграмма профиля конкретного респондента (рисунок 3).
1. Целеустремленный 18. Реформатор—10 ; ——,2. Эврист 17. Революционер,^ ,__——, ^N3. Решительный
16. Интеллигентный
15. Конкурентоспос.
14. Новатор
13. Лидер
4. Гибкий
5. Требовательный
6. Независимый
7. Энергичный
12. Коммуникабельный^^^^ —— ' ^/ 8. Авторитарный 11. Принципиальный—-———— 9. Оптимист 10. Практик
-♦— Ряд1 ■ Ряд2
Рисунок 3. Профиль творческих качеств и определения типа творческой личности в ходе реализации интегрированного курса «Психология и педагогика» (констатирующий и формирующий
этапы эксперимента, %)
Выводы. Результаты исследования показали эффективность применения учебного интегрированного курса «Психология и педагогика» для студентов высшей школы, который представляется основой, базой научно-теоретической подготовки будущих специалистов, не являясь профильной дисциплиной. Выстраивание позитивного взаимодействия и активного сотрудничества в системах «студент - студент», «студент - преподаватель», «студент - группа студентов», содействует установлению и поддержанию благоприятного психологического климата во время лекционных и практических занятий, полноценному общению, способствует предельному приближению учебного процесса к естественному процессу восприятия и переработки информации, с учетом их особенностей для каждого студента. Созданные, таким образом, педагогические условия содействуют повышению мотивации обучающихся, делая психологические знания востребованными как в целях развития и самосохранения личности, так и для качественного исполнения специалистом профессиональных обязанностей. Педагогические умения, в свою очередь, блаприятствуют результативному применению полученных психологических знаний в будущей практической профессиональной деятельности.
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. Казань. Издательство «Центр инновационных технологий». 2003. - 608 с. С. 550.
2. Веретенникова Л.К. «Формирование психолого-педагогической компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных и коррекционных школ» / Наука и школа. №. 3, 2014, с. 123-125.
3. Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Использование социальных сетей в обучении студентов / Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 7 (129). С. 174-178.
4. Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 5(116). С. 220-227
5. Иванушкина Н.В. Использование самопрезентации как средства формирования конкурентоспособной личности студента // Вестник университета (ГУУ). №22/2013. Москва: изд-во «Государственный университет управления», 2013. С. 183 - 187.
6. Исхакова Р.Ф., Исхакова Ф.С. Сущность и структура психолого-педагогической компетентности преподавателя // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. № 1 (15), 2016, с. 119-124.
7. Ширяев C.B. Организационно-педагогические условия и модель формирования психолого-педагогической компетентности менеджера социально-культурной деятельности // Омский научный вестник, №. 4 (69), 2008, с. 108-111.
Педагогика
УДК 23
доктор педагогических наук, профессор Касаткина Светлана Николаевна
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга); старший преподаватель Реймер Мария Валериевна
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга)
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ В ПРОЕКТЕ Н. Ф. ФЕДОРОВА «ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА»
Аннотация. В статье раскрываются взгляды выдающегося русского мыслителя, философа - космиста и педагога Н.Ф. Федорова на роль музея в духовно - нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. С позиции его проекта «Философия общего дела» освещается деятельность школьного музея. Особое значение придается преподаванию гуманитарных предметов, в частности истории и географии, а так же деятельность учителя в аспекте основных положений музейной педагогики.
Ключевые слова: музейная педагогика, школьный музей, патриотическое воспитание, гуманизм, космизм.
Annotation.The article reveals the views of the outstanding Russian thinker, philosopher and cosmologist N. F. Fedorov on the role of the Museum in the spiritual, moral and Patriotic education of the younger generation. From the position of his project "Philosophy of common cause" highlights the activities of the school Museum. Particular importance is attached to the teaching of humanitarian subjects, in particular history and geography, as well as the activities of the teacher in the aspect of the basic provisions of Museum pedagogics.
Keywords: museum pedagogics, school Museum, Patriotic education, humanism, cosmism.
Введение. В последнее время получают свое развитие многие области педагогического знания, в том числе и музейная педагогика, воспитательные возможности которой чрезвычайно велики и еще не достаточно изучены.
А между тем, как свидетельствует история педагогики, целый ряд отечественных мыслителей (К.Д. Ушинский. В.П.Вахтеров, В.А. Сухомлинский и другие), разрабатывая основы новой педагогики, обращали внимание на необходимость создания педагогических, этнографических, историко-культурных и других музеев, подчеркивая их огромную роль в патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Музей в переводе с греческого языка означает «храм муз», деятельность которого направлена не только на сбор, хранение и изучение, но и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры разных эпох и народов.
Изложение основного материала статьи. Музейная педагогика не возникла сегодня. Она имеет свою историю, свой педагогический опыт, сложившиеся на протяжении многих лет, традиции, формы, методы и средства воспитания, которые требуют со стороны исследователей глубокого и вдумчивого изучения и обобщения.
По-своему, оригинально решал проблему музейной педагогики русский философ-космист и педагог Николай Федорович Федоров (1838-1903). В основе его педагогики - восстановление естественных связей человека с окружающим миром, природой, культурой, историей; формирование у человека космического сознания, высоких духовно-нравственных ценностных идеалов и ориентиров.
Н.Ф. Фёдоров писал: «Всякий человек носит в себе музей, ... ибо хранение - закон коренной, предшествовавший человеку, действовавший до него ... музей есть собрание всего отжившего, но именно поэтому-то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченных ... Музей есть, высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь, а не отнимать её» [4]. Он считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности, воплощающими в себе собор, хранилище, школу, способствующими формированию духовности и творческих начал. Н.Ф. Фёдоров указывал, что деятельность музея выражается не только в хранении, но в собирании, восстановлении и исследовании: таким образом, музей становится между учеными, производящими работу исследования, и всеми учебными заведениями; посредством их он собирает интересующихся наукой, а также младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования. Иначе сказать, «музей, по мнению Н.Ф.Федорова, есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего поколения. Он может быть открыт для всех только путём учения: вход в него ведёт через учебные заведения, через которые только и может производиться собирание, т.к. воспитание, и есть само собирание. И таким образом музей будет действовать душеобразовательно, делая всех и каждого музеообразным» [4]. Все это вызывает, как он считал, необходимость включения музея в образовательный процесс.
Эти взгляды на образование и воспитание объединяли И.Ф.Федорова и К.Э.Циолковского, который считал его своим Учителем, «человеком необыкновенным, затмившим университетских профессоров». Н.Ф.Федоров, известный своими глубоко гуманистическими идеями русский мыслитель, которого еще при жизни многие современники называли «московским Сократом», оказал сильное влияние на Л.Н.Толстого во время многочисленных с ним споров и бесед; на К.Э.Циолковского, для которого Николай Федорович стал первым руководителем по книжным фондам Румянцевской библиотеки, помогал ориентироваться в выборе чтения в процессе самообразования и искавшего свой путь в науке».
Как отмечал позже К.Э.Циолковский в одной из своих автобиографий «Черты из моей жизни», встреча с Федоровым, его слова о широте русской души, которой тесно в рамках планеты, об освоении космоса как нового поприща для великого подвига людей» в поисках проблемы счастья и бессмертия, способствовали тому. Что К.Э. Циолковский именно этому посвятил всю свою жизнь, свои труды, став основоположником новой науки - космонавтики и создателем оригинальной антропокосмической концепции воспитания.
Образовательную сущность музея теоретически обосновали Н.Ф. Фёдоров, E.H. Медынский, М.Ф. Новорусский и другие [2]. Так, М.В. Новорусский называет музей «могучим образовательным орудием и, хотя кое-кто считает слово «музей» синонимом чего-то мёртвого, затхлого и консервативного, при