Научная статья на тему 'Сущность и структура психолого-педагогической компетентности преподавателя'

Сущность и структура психолого-педагогической компетентности преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4855
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДВУСТОРОННЯЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхакова Рита Фанисовна, Исхакова Фаниля Сагитовна

Важные изменения, происходящие в образовании на современном этапе, выдвигают кардинально новые требования к преподаванию в высшей школе и к преподавателю как ведущему субъекту образовательной деятельности. Сегодня актуализируется знание и понимание преподавателем сущности и психолого-педагогических особенностей обучения, его психолого-педагогическая компетентность как готовность реализовывать в своем поведении и действиях ценностные установки, определяющие степень его ответственности и отношения к своему делу, нравственным нормам, принятию значимых целей. Суть вышесказанного сводится к постоянному самосовершенствованию преподавателя, профессиональному росту, выполнению многих новых ролей и функций, выводит на новый уровень его позицию по отношению к обучающимся субъектам, основанную на адекватном восприятии и принятии человека с разными потребностями и создании особого климата помогающих отношений для развития личности. Определяющим критерием решения этой проблемы как профессионального предназначения является новый уровень мышления, адекватные компетенции, высокий уровень культуры и этики как непрерывно развивающиеся характеристики современного преподавателя, которые составляют основу психолого-педагогической компетентности. Данная статья посвящена исследованию сущности и структуры психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы. Теоретическая ценность работы заключается в конкретизации компонентов психолого-педагогической компетентности преподавателя. Практическая новизна статья рекомендуется в качестве материала для научных работ студентов и аспирантов, учебных занятий, курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исхакова Рита Фанисовна, Исхакова Фаниля Сагитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура психолого-педагогической компетентности преподавателя»

историко-экономической науки XXI века // Вестник УРФУ. Серия: Экономика и управление. - 2013. - N° 4.

List of literature:

1. Electronic resource. - URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/bse/174142 (date accessed 13.05.2015).

2. Qualification Handbook for managers, professionals and employees/Approved by the resolution of the USSR State Committee for labour and social Affairs and the all of 27 March 1986 № 102/6-142 [Electronic resource]. -URL: http://docs.cntd.ru/ document/901985225.

3. ShishkinM.V. Scientific schools in Russian economic theory of the twentieth century // Bulletin of Saint Petersburg state University. - 1997. - Series 5. - Issue 2.

4. Electronic resource. - URL: http://library.kiwix.org/

Исхакова Р.Ф.

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Английский язык для геологических и географических специальностей» ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, г. Санкт-Петербург

wikipedia_ru_all/A/html/%D0%9B/%D0%B8/%D1%8 5/%D0%B8/%D0%9B%D0%B8%D1%85%D0%B8% D0%B5_90%D0%B5.html (date accessed 13.05.2015).

5. Electronic resource. - URL: http://www.lib.tpu. ru/ fulltext/c/2013/C23/V1/013.pdf (date accessed 13.05.2015).

6. Calculated by: [Electronic resource]. - URL: http:// mon-ru.livejournal.com/21227.html; http://www.foodmag. ru/news/1457/ / Socio-economic indicators of the Russian Federation in the years 1992-2008 (accessed on 13.05.2015).

7. JohnsonH.G. The university and social welfare: a taxonomic exercise / Ed. K. Lumsden. - Amsterdam, 1974. - P. 25.

8. Misko O.N., Shishkin M.V. Actual problems ofhistorical and economic science of the XXI century // Bulletin of the Ural Federal University. Series: Economics and management. - 2013. - № 4.

Исхакова Ф.С.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «История, психология и педагогика» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса» Россия, г. Уфа

УДК 37.013.77

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Важные изменения, происходящие в образовании на современном этапе, выдвигают кардинально новые требования к преподаванию в высшей школе и к преподавателю как ведущему субъекту образовательной деятельности. Сегодня актуализируется знание и понимание преподавателем сущности и психолого-педагогических особенностей обучения, его психолого-педагогическая компетентность как готовность реализо-вывать в своем поведении и действиях ценностные установки, определяющие степень его ответственности и отношения к своему делу, нравственным нормам, принятию значимых целей.

Суть вышесказанного сводится к постоянному самосовершенствованию преподавателя, профессиональному росту, выполнению многих новых ролей и функций, выводит на новый уровень его позицию по отношению к обучающимся субъектам, основанную на адекватном восприятии и принятии человека с разными потребностями и создании особого климата помогающих отношений для развития личности. Определяющим критерием решения этой проблемы как профессионального предназначения является новый уровень мышления, адекватные компетенции, высокий уровень культуры и этики как непрерывно развивающиеся характеристики современного преподавателя, которые составляют основу психолого-педагогической компетентности. Данная статья посвящена исследованию сущности и структуры психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы.

Теоретическая ценность работы заключается в конкретизации компонентов психолого-педагогической компетентности преподавателя. Практическая новизна - статья рекомендуется в качестве материала для научных работ студентов и аспирантов, учебных занятий, курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, двусторонняя направленность, ценностное отношение, адекватное восприятие, субъект образования, особенности обучения, культура общения, когнитивный компонент, деятельностный компонент, личностный компонент.

ESSENCE AND STRUCTURE OF A TEACHER'S PSYCHOLOGICAL

AND PEDAGOGICAL COMPETENCE

Significant changes in present-day education call for an update of higher education teaching and of the teacher as well. That is why it is important today for a teacher to know and understand the essence and psychological and pedagogical aspects of teaching and to exercise their own competence in psychology and pedagogics; the latter being defined as aptness to put one's value principles in one's behavior and actions which show the level of responsibility and attitude towards one's cause, morals and aim choice.

All the above means that a teacher must develop constantly, grow professionally, perform a lot of new parts; a teacher's position in relation to students gets to a new level based on adequate attitude and acceptance of a person with different needs as well as on creating a special climate of «helping» relationship for a person to develop. The major criterion of solving this problem is a new level of thinking, adequate competence, a high level of culture and ethics, all viewed as constantly developing characteristics of a present-day teacher. This article looks into the essence and structure of psychological and pedagogical competence of a higher education teacher.

The theoretic value of this work lies in determining the components of psychological and pedagogical competence of a teacher. The article may be used as material for undergraduate and postgraduate students' scientific papers, in classroom and refresher courses.

Key words: psychological and pedagogical competence, two-way orientation, value-conscious attitude, education subject, peculiar properties of teaching, communication culture, cognitive component, action component, personality component.

Стремительные изменения, происходящие в обществе на современном этапе, выдвигают ряд кардинально новых требований как к преподаванию в высшей школе, так и к обучению, а, соответственно, и к преподавателю как важному звену образовательного процесса, как ведущему субъекту социально формирующей и созидательной деятельности. Все больше актуализируется проблема подготовки педагогов высшего образования, утверждающаяся как важнейшее направление повышения качества обучения [2]. Чрезвычайно важным вопросом становится знание и понимание преподавателем сущности и особенностей высшего образования, путей его развития.

В настоящее время заметно возрастает роль образования, гарантирующего права каждого человека на самореализацию, развитие разнообразных возможностей, в том числе ограниченных, и социальную интеграцию. Сегодня главной задачей высшей школы становится оптимизация образования, определяемая концепцией центрирования на обучающемся и оказания ему необходимого содействия в учебе и личностном развитии.

В условиях повышения требований к образованию в целом и увеличения объема предоставляемых услуг появляется необходимость выполнения преподавателями новых функций, актуальность которых

приобретает исключительное значение в современном обучении. Особой заботой педагогов становится изучение психологических свойств и особенностей обучающихся, их разных потребностей, законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития, а также поиск соответствующих гибких педагогических моделей их включения в процесс культурного развития.

Безусловно, освоение психолого-педагогических наук достаточно трудоемкий процесс, поскольку оно предполагает овладение не только методами самопознания, но и методами понимания образа мыслей, образа действий другого человека, также способами их преобразования и одновременного изменения собственного сознания и поведения. Овладение систематизированными профессиональными знаниями способствует осознанию смысла осуществляемой деятельности, ценностному отношению к нему, формированию и применению алгоритма эффективной реализации разнообразных выполняемых действий. Следовательно, психолого-педагогическое образование характеризуется двусторонней направленностью как на себя, так и других людей и его особенностью является непрерывное единство знания и действия, которое, в сущности, считается ядром компетентности, представляющим психологическую,

психофизиологическую, физическую готовность и практическую способность человека к успешной деятельности.

Что же означает понимание психолого-педагогической компетентности в профессиональной деятельности преподавателя в современном обучении? Прежде всего это готовность педагога реализовы-вать в своем поведении и действиях ценностные установки, определяющие степень его ответственности и ценностного отношения к своему делу [8], нравственным нормам и принципам, принятию значимых целей, обусловленных гуманистическим выбором, предполагающим понимание человека как сверхсложного уникума с разнообразными потребностями, а своей профессии как высшего искусства. Вышесказанное означает приспособление преподавателя к различным нуждам обучающегося субъекта, обеспечение доступа к образованию по индивидуальной траектории с положительной динамикой в ситуации отсутствия каких-либо гарантий достижения значимых результатов и должного понимания всеми субъектами образовательного процесса психолого-педагогической основы теоретического и практического решения этих задач.

Таким образом, психолого-педагогическая компетентность означает непрерывное единство теоретической и практической способности и готовности преподавателя к самостоятельному, инициативному, ответственному выполнению своих профессиональных функций, связанных с деятельностью по созданию оптимальной среды обучения молодых людей, их успешному «включению» в социум как полноправных членов. В современных теоретических исследованиях, посвященных анализу психолого-педагогической компетентности (Н.В. Бордовская, Н.М. Борытко, Л.Ф. Красинская, С.Д. Смирнов и др.), в ее структуре выделяются следующие неразрывно связанные между собой и выступающие в единстве компоненты: когнитивный, личностный и деятель-ностный [1, 4, 5, 8].

Ядром компетентности педагога, как уже было отмечено, являются психолого-педагогические знания (когнитивный компонент компетентности) как ориентиры понимания и принятия субъекта обучения, выбора стратегии и тактики поведения, адаптации, развития и реализации в деятельностной среде с достижением максимальных педагогических результатов. Среди них выделяются специальные знания о психологических личностных и возрастных особенностях обучающихся, а также о методологических и технологических основах организации обучения и общепрофессиональные знания о культурно-гуманистических, культуросозидающих функциях образования, формирующих базовую культуру личности, в том числе культуру здоровья, здорового об-

раза жизни. Теоретические и концептуальные знания закономерностей развития личности оптимизируют целенаправленное и компетентное участие преподавателя в этом процессе посредством активного воздействия на психические свойства и особенности обучающегося. Как известно, обучение - это воздействие на психику человека, которое квалифицируется как раскрытие перед ним широкого поля выборов и оказание ему помощи в выработке собственного стиля деятельности и общения. Как отмечает П. Вейл: «Быть компетентным - значит знать, когда и как действовать... Компетентность - это способность получать запланированный конкретный результат» [1].

Компетентность также - характеристика личностной сущности специалиста (личностный компонент компетентности), мера соответствия требованиям профессии и одновременно основа его профессионального саморазвития [5]. Как показывают исследования, потенциал деятельности преподавателя и его развития раскрываются в профессиональной мотивации.

В современном образовании это предполагает интерес к работе, понимание важности и наличие убежденности в необходимости предоставления педагогических услуг по обеспечению гуманистического отношения ко всем обучающимся и создание для них оптимальных условий. Убежденность как личностное качество занимает ведущее место в психологической структуре личности преподавателя и определяет остальные характеристики личности, ее ценностные ориентации. К.Д. Ушинский отмечал: «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением». Именно убежденность как важный мотив определяет формирование удовлетворенности своим трудом, повышение психолого-педагогической компетентности и непрерывное саморазвитие преподавателя.

Саморазвитие и самоактуализация в классификации А. Маслоу относятся к высшим человеческим потребностям. Естественным следствием непрерывного процесса саморазвития преподавателя становится возрастающая потребность во взаимодействии с «значимым Другим», то есть с «усердно работающим» («студент» - усердно работающий, в переводе с латинского языка) и развивающимся субъектом. Это означает принятие обучающихся субъектов как объективной реальности и обеспечение условий для решения гуманистической задачи их творческого самовыражения, самореализации и удовлетворения их потребностей в общении и социальном признании. Это есть важнейшая миссия образования, которая реализуется посредством педагогического взаимодействия, предполагающего альтруистскую направленность, толерантность, бескорыстную открытость к человеку независимо от его способностей и возможностей.

Преподаватель должен знать и понимать, что важнейшей особенностью педагогической деятельности является то, что она принципиально реализуется по законам общения. Один из важнейших принципов образования определяется так: «Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений», основные положения которого сформулированы гуманистической педагогикой и гуманистической психологией и постоянно совершенствуются в соответствии с социальными требованиями. Эффективное общение и взаимодействие направлено на формирование у обучающихся позитивной «Я-концепции» личности и, соответственно, на повышение самооценки, развитие уверенности, решительности, самостоятельности, инициативности, креативности.

В психолого-педагогических исследованиях, ориентированных на поиск системных подходов реализации оптимального взаимодействия (деятель-ностный компонент компетентности), выделены как приоритетные следующие направления построения моделей педагогической деятельности:

- признание личности и ее предназначения как главной ценности,

- ориентация на позитивные стороны характера и поведения человека,

- утверждение социальной адекватности образования, соответствия его содержания, форм и методов социальной ситуации,

- разработка и реализация инновационных моделей обучения, способов оптимального педагогического взаимодействия,

- освоение и использование здоровьесберегаю-щих технологий,

- адаптация образовательной программы и проектирование соответствующей образовательной среды,

- формирование благоприятного психологического климата,

- создание атмосферы защищенности студентов,

- определение индивидуальной траектории развития обучающегося,

- обеспечение щадящих условий студентам с особыми потребностями,

- организация психологической помощи, эффективного стимулирования и поощрения, психологического консультирования,

- внедрение социального закаливания, выработка социального иммунитета, рефлексивной позиции,

- изменение философии оценки и самооценки, введение оценивания личностных достижений.

Практическое решение этих сложнейших задач, связанных с реализацией традиционных и поиском инновационных систем психолого-педагогических знаний, умений, навыков, компетенций выводит на новый уровень позицию преподавателя по отноше-

нию к обучающимся субъектам, основанную на адекватном восприятии и принятии человека с разными потребностями и создании особого климата помогающих отношений для развития личности. Суть последнего сводится к выполнению преподавателем следующих новых ролей: консультанта, тьютора, куратора, модератора, фасилитатора, ментора и других.

К функциям академического консультанта относится консультирование по вопросам использования образовательной среды вуза, по определению ориентиров образовательной деятельности на индивидуальное развитие, его нормативно-регламентирующему обеспечению, информирование студента о существующих службах в вузе, отслеживание и поддержка в выполнении всех видов работ. Функции преподавателя тьютора предполагают сопровождение индивидуального образования обучающихся, разработку индивидуальных образовательных программ, консультирование по проблематике учебного курса и использованию информационной базы, работу с малыми группами, контроль выполнения студентом учебных заданий.

Функции куратора сводятся к обеспечению преемственности учебных курсов всех блоков дисциплин, практикумов, практик, ориентированности учебного процесса в целом и учебной деятельности обучающегося к конкретному практическому результату в форме подготовки курсовой или выпускной квалификационной работы. Функциями модератора являются наставничество в учебной деятельности студента по овладению способами групповой работы, использованию специальных методов, приемов и техник коммуникации, взаимодействия, создания оптимального психологического климата. Модератор способствует раскрытию способностей и возможностей человека, формированию интереса, повышению мотивации, достижению практического успеха.

Преподаватель как фасилитатор выполняет функции воздействия на сознание и осмысление обучающимся субъектом своей самоценности, ценности своих интересов и потребностей. Фасилитатор стимулирует его обучение и включение в постоянное самообучение, помогает осуществлять собственный выбор поведения и деятельности, содействует его личностному развитию. Функциями преподавателя ментора становятся: оказание помощи студентам при выполнении самостоятельных заданий, преодолении трудностей практической работы, использовании современных электронных программ образования. Новые роли преподавателя в образовательном процессе позволяют ему ставить новые адекватные цели и по-новому решать проблему оптимизации учебной деятельности.

Вышесказанное приобретает особый смысл в современном обучении, поскольку возрастает степень ответственности выполнения новых функций в ситуации

осуществления индивидуального саморазвития человека. Перенос акцента с преподавания на отношения оказания необходимой дифференцированной помощи рассматривается как проявление нового педагогического мышления и новых профессиональных компетенций. Сегодня преподаватель выступает не как носитель и передатчик информации и эксперт результата обучения, а представляет собой многофункционального профессионала, выполняющего множество ролей по консультированию, сопровождению, наставничеству, содействию обучению студентов, созданию помогающих взаимоотношений, способствующих самопознанию обучающегося, узнаванию собственных сил и пределов выносливости в разных ситуациях и его саморазвитию.

Следует отметить, что такая педагогическая деятельность в высшей школе имеет специфическую направленность так как, содействуя повышению потенциала студента и росту профессионализма преподавателя, становится источником уникальных возможностей саморазвития и самореализации педагога в связи с изменением уровня и содержания его деятельности, связанной с повседневной усиленной работой по преодолению специфических сложностей и трудностей [4]. Можно сказать, что дополнительные факторы, усложняющие процесс обучения в сочетании с особыми условиями и обстоятельствами взаимодействия, это своеобразный вызов преподавателю высшей школы, который воспринимается им как требование и важный мотив профессионального развития и самосовершенствования.

Важной стороной развития преподавателя становится формирование антропологической направленности, выражающейся в уважении достоинства личности и оптимистическом отношении ко всем субъектам обучения, и являющейся стержнем педагогической позиции. Такая ориентированность способствует развитию долга, энтузиазма, терпимости, толерантности, способности ориентироваться в неординарных психолого-педагогических ситуациях, принимать ответственные решения, выбирать при-родосообразные гибкие модели, соответствующие методы психологического и дидактического проектирования обучения молодых людей.

В связи с вышесказанным необходимо особо выделить вопрос о значении и роли педагогической позиции и педагогической этики в образовании. Педагогическая профессия - это высокая миссия, суть которой определяется как утверждение человека в человеке и сотворение личности. Термин «педагог» происходит от греческого слова «paidagogos» - ведущий ребенка. Поэтому актуальное значение приобретают нравственные требования к личности преподавателя и его позиции, выражающей индивидуальное своеобразие педагога, стиль его деятельности и по-

ведения [8]. Среди основных компонентов профессиональной позиции, как уже отмечалось ранее, выделяются гуманность и гуманитарность как система доминирующих ценностных отношений к себе, своему делу, к социокультурному окружению, к миру.

Гуманность и гуманитарность заложены в сущности педагогики и результатах педагогической деятельности как идеи взаимоуважения, равенства субъектов образовательного процесса, определяющие основные принципы обучения. А обучение представляет организованный преподавателем процесс, определяемый заповедью: «Не навреди, а способствуй, содействуй, помоги человеку в его саморазвитии и самореализации». С.Л. Братченко определяет такие действия и способности педагога как сочетание следующих искусств: искусства уважения, понимания, помощи и поддержки, искусства договора, искусства быть самим собой. Преподаватель должен сознавать, что сущность каждой личности и ее жизнедеятельности есть результат педагогической деятельности как сотворчества, содействия процессу развития субъекта, основанного на эмоционально-ценностном отношении к нему. Последнее, по определению лучших представителей гуманистической педагогики, означает предоставление обучающимся максимума свободы для творческого самовыражения, соответствующего их возрастным особенностям и потребностям. В известной древнекитайской мудрости говорится: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я пойму», и это, в сущности, есть определение важнейшего принципа обучения, декларирующего необходимость и важность собственной активности субъекта в познавательной деятельности. Разного рода ограничения и чрезмерный контроль препятствуют развитию творческих способностей человека.

В реализации этих идей, принципов и целей, несомненно, большую роль играет личный пример преподавателя, который должен стать нравственным образцом для воспитуемых. Как точно отметил В.А. Сухомлинский: «Добро и красота, нравственное достоинство и доблесть лишь тогда овладеют юными сердцами, когда я утверждаю в них исключительную чувствительность к злу, внутреннюю готовность не только не допустить в свое сердце нравственные пороки, но и быть борцом против зла, где бы оно ни проявлялось». Следует подчеркнуть, что особый объем профессиональных требований, предъявляемых к преподавателю, определяет исключительное место этой профессии среди других профессий, относящихся к типу «человек - человек». В исследованиях, посвященных педагогической деятельности, выделяют ее следующие особенности: двойная подготовка (специальное образование в определенной области и психолого-педагогическое); одновременное выполнение

множества ролей, функций и обязанностей; особый характер взаимоотношений с субъектами обучения, предполагающий требовательно-охранное отношение к ним; соответствие высоконравственному образу, представляющему основное средство воспитания. Именно от личности педагога, его общей и психолого-педагогической культуры, в значительной степени, зависит формирование социально-востребованных качеств обучаемых, их личностное развитие.

Таким образом, психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы, как единство теоретической и практической готовности к деятельности, является ядром профессионализма и важнейшей составляющей педагогической культуры. В то же время она представляет собой основное средство проектирования образования и его ориентирования на новую систему ценностей и целей обучения, основанных на принципах природосо-образности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития человека. Только такое образование, обращенное к личности как главной ценности, утверждающее гуманность, гуманитарность, духовность, нравственность и толерантность как нормы человеческой сущности и его жизнедеятельности имеет истинные смыслы. И главным фактором, определяющим решение этой проблемы как профессионального предназначения, является новый уровень мышления, адекватные психолого-педагогические знания, умения, компетенции преподавателя, высокий уровень его культуры и этики как непрерывно развивающиеся характеристики современного преподавателя.

Список литературы:

1. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 30 сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm.

2. Вербицкий А.А. Преподаватель - главный субъект реформы образования / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2014. - № 4. - С. 13-20.

3. Змеев С.И. Компетенции и компетентности преподавателя высшей школы XXI в. / С.И. Змеев // Педагогика: Научно-теоретический журнал Российской академии образования. - 2012. - № 5. - С. 69-74.

4. Коломиец О.М. Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы / О.М. Коломиец. - М.: «Граница», 2011. - 168 с.

5. Красинская Л.Ф. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы: Учебное пособие / Л.Ф.Красинская. - Самара: СамГУПС, 2010. - 147 с.

6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А.П. Панфилова. -М.: Издательство «Академия», 2012. - 192 с.

7. Симонов В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015.

- 320 с.

8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности / С.Д. Смирнов. - М.: Издательство «Academia», 2014. - 400 с.

List of literature:

1. Borytko N.M. Professional and pedagogical competence of a teacher // Online magazine «Eidos». 2007.

- September, 30th [Electronic resource]. - URL: http:// www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm.

2. VerbitskiyA.A. Teacher - the main subject of education reform. / A.A.Verbitskiy // Higher education in Russia. 2014. - № 4. - P. 13-20.

3. Zmeev S.I. Competences and skills of a higher education teacher in the 21 century / S.I. Zmeev // Pedagogics: Scientific journal of the Russian academy of education. 2012. - № 5. - P. 69-74.

4. Kolomiets O.M. Professional competences of a higher education teacher / O.M. Kolomiets. M.: Granitsa, 2011.

- 168 p.

5. Krasinskaya L.F. Psychological and pedagogical competence of a higher education teacher / L.F. Krasinskaya. - Samara: SamGUPS, 2010. - 147 p.

6. PanfilovaA.P. Innovative pedagogical solutions: active teaching / A.P. Panfilova. - M.: Academy, 2012. - 192 p.

7. Simonov V.P. Pedagogics and psychology of higher education. Innovative course for master's students. - M.: INFRA-M. - 2015. - 320 p.

8. Smirnov S.D. Pedagogics and psychology of higher education: from activity to personality / S.D. Smirnov. -M.: Academia. - 2014. - 400 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.