Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая коррекция самооценки первоклассников: кросскультурное исследование'

Психолого-педагогическая коррекция самооценки первоклассников: кросскультурное исследование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
724
92
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМООЦЕНКА / ПЕРВОКЛАССНИКИ / МОДЕЛЬ / ПРОГРАММА / ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИЯ / АНАЛИЗ / ПРОГНОЗ / CROSS-CULTURAL RESEARCH / GOAL SETTING / ROUTING / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / SELF-ESTEEM / GRADERS / MODEL / SOFTWARE / DIAGNOSTICS / CORRECTION / ANALYSIS AND FORECASTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Яковлева Марина Владимировна

В статье представлено развернутое целеполагание и технологическая карта кросскультурного исследования коррекции самооценки первоклассников средствами психолого-педагогических технологий. Проведено моделирование исследуемого процесса с включением в него четырех составляющих: диагностической, коррекционной, аналитической и прогностической. На входном и выходном контроле использованы методика В.Г. Щур «Лесенка», методика Р.С. Немова «Какой я?», методика А.В. Захаровой «Определение эмоционального уровня самооценки». Достоверность результатов проверена по методике Т-критерия Вилкоксона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical correction of self-assesment of the first-graders: cross-celtural study

The article presents a detailed goal setting and routing of cross-cultural study of psycho-pedagogical correction of first-graders self. The simulation of the test process with the inclusion of four units: diagnostic, correctional, analytical and forward-looking is carried out. The input and output control used V.G. Shur “ladder” and R.S. Nemov “What am I?” methods and technique by A.V. Zakharova “Definition of emotional self-esteem.” The reliability of the results was verified by T. Wilcoxon test.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая коррекция самооценки первоклассников: кросскультурное исследование»

УДК 371.015:371.01 ББК 88.840:74.202.42

В.И. Долгова, М.В. Яковлева

психолого-педагогическая коррекция

самооценки первоклассников: кросскультурное исследование

В статье представлено развернутое целеполагание и технологическая карта кросскультурно-го исследования коррекции самооценки первоклассников средствами психолого-педагогических технологий. Проведено моделирование исследуемого процесса с включением в него четырех составляющих: диагностической, коррекционной, аналитической и прогностической. На входном и выходном контроле использованы методика В.Г. Щур «Лесенка», методика Р.С. Немова «Какой я?», методика А.В. Захаровой «Определение эмоционального уровня самооценки». Достоверность результатов проверена по методике Т-критерия Вилкоксона.

Ключевые слова: кросскультурное исследование, целеполагание, технологическая карта, психолого-педагогические технологии, самооценка, первоклассники, модель, программа, диагностика, коррекция, анализ, прогноз.

V.I. Dolgova, M.A. Yakovleva

psycho-pedagogical correction of self-assesment of the first-graders: cross-celtural study

The article presents a detailed goal setting and routing of cross-cultural study of psycho-pedagogical correction of first-graders self. The simulation of the test process with the inclusion of four units: diagnostic, correctional, analytical and forward-looking is carried out. The input and output control used V.G. Shur "ladder" and R.S. Nemov "What am I?" methods and technique by A.V. Zakharova "Definition of emotional self-esteem." The reliability of the results was verified by T. Wilcoxon test.

Key words:cross-cultural research, goal setting, routing, psychological and pedagogical technologies, self-esteem, graders, model, software, diagnostics, correction, analysis and forecasts.

Анализ теоретических предпосылок исследования проблем психолого-педагогической коррекция самооценки первоклассников показал, что, во-первых, самооценка в различных научных подходах определяется по-разному; во-вторых, она является структурным образованием, и ее структура состоит из более мелких компонентов; уровни, а также средства и приемы самооценки также должны тщательно и целенаправленно подбираться [8; 10].

Феномен самооценки в различных научных подходах определяется как нравственная оценка собственных поступков и мотивов, как сторона самосознания, как динамическое личностное образование, как сопоставление личностных свойств и личностных свойств

других людей, как аффективная оценка образа «Я» [6; 9].

Существует четыре уровня самооценки: процессуально-ситуативный, качественно-ситуативный, качественно-консервативный и качественно-динамический. Самооценка складывается в результате действия конкретных приёмов и средств самоанализа, самоотчета, самоконтроля, сравнения [7].

Основу обсуждаемой самооценки составляют представления первоклассников о себе, постепенно появляются элементы самокритичности и требовательности к себе [5; 11]. Формирование самооценки на протяжении раннего и дошкольного детства происходит под влиянием значимых взрослых, особенно родителей [4]. В центральные новообра-

ш о

S X

О

о го

го

m

ф

^

ш о ¡£ К

od

го ш

£ о

ш

зования школьников на этом возрастном этапе включаются качественно новые возможности развития, которые приобретает произвольная регуляция поведения и деятельности; уровни рефлексии, анализа, внутреннего плана действий; развития новых познавательных отношений с действительностью; вектор ориентации на группы ровесников [1; 2; 3].

Моделирование этих процессов начинали с целеполагания с включением четырех блоков, каждый из которых выполняет в качестве доминирующей соответствующую функцию - диагностическую, коррекционную, аналитическую и прогностическую. В числе эмпирических методов исследования на входном и выходном контроле использованы методика В.Г. Щур «Лесенка», методика Р.С. Немова «Какой я?», методика А.В. Захаровой «Определение эмоционального уровня самооценки». Достоверность результатов проверялась по методике Т-критерия Вилкоксона.

База исследования - 1г класс МБОУ СОШ № 137 г. Челябинска. В 1 г классе обучается 27 учащихся шести-семи лет, из них 10 девочек и 17 мальчиков. Все учащиеся были зачислены в класс в 2013 году. До поступления в школу 26 детей воспитывались в детском саду, 17 человек посещали подготовительный класс школы, 1 воспитывался дома. 2006 года рождения - 25 человек (из них 8 - девочки, 17 - мальчики). 2007 года рождения -2 человека (девочки).

Социальные характеристики семей первоклассников:

1) семьи, состоящие на учёте в соцзащите: 3 семьи;

2) малообеспеченные семьи: 2 семьи;

3) многодетные семьи: 5 семей.

Дети, требующие особого внимания:

1) по дисциплине: 3 человека;

2) по учёбе: 6 человек.

Успеваемость: 4 ученика имеют высокие учебные возможности, 10 учеников - выше среднего, 7 учеников имеют средние возможности, 6 учеников - слабоуспевающие.

Все учащиеся принимают активное участие в уроках, большинство имеет устойчивую учебную мотивацию, выра-

женную высокую активность на уроках, интерес к знаниям, стремление получить хорошие отметки на уроке.

Ученики класса отличаются хорошей воспитанностью, добротой, вежливостью, но не совсем объективно оценивают свою честность и многие другие свои качества.

Дети в большинстве своем знают основные правила поведения в школе, правила хорошего тона, различают плохое и хорошее, старательно выполняют их, хоть может иногда и не получаться, стараются соответствовать правильным реакциям на внешние стимулы, осуждают плохое, радуются красивому.

Но вот взаимоотношения с одноклассниками не всегда позитивные. Способы решения конфликтов в классе выбирают либо сами ученики, либо с помощью учителей.

По мнению классного руководителя, ученики дружные, отличаются хорошей работоспособностью, старательностью и работоспособностью.

Есть ученики, которые хорошо поют, танцуют и уже принимают участие в художественной самодеятельности.

Три ученика требуют особого внимания из-за отсутствия саморегуляции, самоконтроля, 1 человек с нарушением речи.

Анализ данных показал, что высокого уровня самооценка лишь у 1 человека (4 %), адекватная у 19 человек (70 %), а низкая у 7 человек (26 %). Самооценка низкого уровня свидетельствует о неуверенности в себе. Из 27 учащихся 6 человек (22 %) считают себя отвергнутыми, остальные 21 (78 %) заинтересованы в социальных контактах. Также можно сказать, что 15 учащихся (56 %) признают свое сходство с другими, а вот 12 (44 %) считают себя уникальными.

Далее было разработано дерево целей исследования.

Генеральная цель - освоить возможности психокоррекции самооценки первоклассников для последующей реализации их в образовательном пространстве с. Кордай, Республики Казахстан.

1. Изучить теоретические предпосылки решения проблемы.

1.1. Изучить доступные психолого-педагогические исследования по проблеме.

1.2. Изучить специфику коррекцион-ной работы с самооценкой первоклассников.

1.3. Осуществить моделирование процессов психокоррекции самооценок первоклассников.

1.4. Составить программу формирующего психолого-педагогического взаимодействия.

2. Организовать эмпирическое исследование самооценок первоклассников.

2.1. Обосновать выбор этапов, методов и методик психокоррекционной работы.

2.2. Представить особенности выборки.

2.3. Проанализировать данные, полученные на констатирующем эксперименте.

3. Реализовать формирующее психолого-педагогическое взаимодействие.

3.1. Осуществить реализацию программы психокоррекционной работы.

3.2. Дать оценку эффективности пси-хокоррекционной работы.

3.3. Составить методические рекомендации учителям и родителям, направленные на психокоррекцию самооценки первоклассников.

3.4. Разработать карту технологических действий по использованию результатов исследования в практике школы с. Кордай, Кордайского р-на.

Представленная прогностическая деятельность предшествовала составлению технологической карты исследования. Карта развернута в практике по шести разделам: цель, содержание, методы, формы, время, ответственные (табл. 1). Так как в нашем случае мы ответственными и являемся, то эту графу из таблицы убрали. И объединили ячейки Формы и Время. Сделали это для того, чтобы более экономично использовать занимаемый в статье объем.

Табл. 1. Технология кросскультурного взаимодействия

Цель Содержание Методы Формы / Время

1. Изучить литературу по теме исследования Изучение и анализ литературы студентом Обсуждение Самостоятельная работа, консультация с научным руководителем / с 2014 г.

2. Поставить цели исследования Обоснование целей и задач исследования Обсуждение Самостоятельная работа, консультация с научным руководителем / с 2014 г / октябрь 2014 г.

З.Спроекти-ровать этапы исследования Содержание каждого этапа, его задач, принципов, условий, критериев и показателей Обсуждение и анализ Самостоятельная работа, консультация с научным руководителем / октябрь 2014

4. Разработка программы коррекции Анализ уровня самооценки первоклассников Составление программы, анализ материалов Самостоятельная работа / октябрь 2014 г.

5. Проверить эффективность Программы Работа инициативной группы Методы кореляци-онного анализа Работа с детьми в школе/ январь 2015 г.

6. Разработать рекомендации педагогам и родителям Работа инициативной группы Составление программы, анализ материалов Работа с педагогами и родителями / 1-е полугодие 2015/16 учебного года

ш О

X

о о го

о

ей ^

ф

с

¡£

X

ф

^

о о

го о

X

го ей о

ч ф

^

о о о ^

§i

?! о ^

о ^

о

X ^

о С

Разработали программу для первоклассников, входящих в экспериментальную группу, направленную на коррекцию завышенной самооценки первоклассников. Программа реализовывалась дважды в неделю на десяти занятиях по 35-40 минут каждое. Темы занятий: Какой я? (первое занятие); Я и другие (второе занятие); Корзинка хороших качеств (третье); Темные и светлые качества (четвёртое); Претензии и реальность (пятое); Способности и возможности

(шестое); Уверенность в себе (седьмое); Целеустремленность и успех (восьмое); Удача или труд (девятое); Волшебные изменения (десятое занятие).

Были использованы приёмы и методы сказкотерапии, игротерапии, артте-рапии, которые стимулировали сферу взаимоотношений и познавательную деятельность детей.

Сводная таблица результатов диагностики самооценок у первоклассников представлена в таблице 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Табл. 2. Результаты диагностики уровней самооценок у первоклассников

№ Методика Методика Методика Общий уровень

п/п «Лесенка» «Какой я?» А.В. Захаровой самооценки

1 высокий высокий адекватный высокий

2 высокий очень высокий низкий адекватный

3 высокий высокий адекватный высокий

4 высокий высокий адекватный высокий

5 высокий высокий адекватный высокий

6 высокий адекватный адекватный адекватный

7 адекватный адекватный адекватный адекватный

8 высокий высокий адекватный высокий

9 высокий адекватный адекватный адекватный

10 высокий высокий адекватный высокий

11 высокий очень высокий адекватный высокий

12 высокий высокий адекватный высокий

13 высокий очень высокий адекватный высокий

14 высокий высокий низкий адекватный

15 адекватный высокий адекватный адекватный

16 высокий очень высокий низкий высокий

17 высокий очень высокий адекватный высокий

18 высокий высокий низкий адекватный

19 высокий высокий адекватный высокий

20 высокий адекватный низкий адекватный

21 высокий высокий адекватный высокий

22 высокий высокий адекватный высокий

23 высокий очень высокий низкий адекватный

24 высокий высокий адекватный высокий

25 высокий адекватный низкий адекватный

26 высокий высокий адекватный высокий

27 адекватный очень высокий высокий высокий

го

ш

ф

^

ш о ¡£ о;

т

го ей

е

о

т

Из таблицы 2 видно, что общий уровень самооценки у десяти учащихся (37 %) адекватный, а у семнадцати (63 %) - высокий.

По методике В.Г. Щур, 4 человека (33 %) отличаются адекватной самооценкой, а 8 человек (67 %) - высокой. Завышенная самооценка на этапе констати-

рующего эксперимента достигала 92 %, теперь она снизилась до 67 %.

По методике Р.С. Немова, у 3 человек (25 %) - адекватная самооценка, а у 9 человек (75 %) - высокая самооценка. Если сравнивать с результатами констатирующего эксперимента, можно заметить небольшие сдвиги: до проведения коррек-

ционной работы у двенадцати человек (100%) была завышенная самооценка, теперь же у 3 человек (25 %) самооценка стала адекватной, а вот у 9 человек (75 %) осталась завышенной.

По методике А.В. Захаровой, до проведения коррекционной работы у 1 человека (10 %) самооценка была высокой, у 1 человека (10 %) - низкой и у 10 человек (80 %) - адекватной, а вот после формирующего взаимодействия у 12 учеников класса (100 %) уровень самооценки стал адекватным.

По этим результатам можно судить о наметившихся тенденциях изменения самооценок в сторону адекватных. Сдвиги результата формирующего эксперимента статистически достоверны.

Значение проведенной работы велико, потому что возраст первоклассников по своей психологической характеристике является первым сен-зитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости.

Библиографический список

1. Батуева, С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников [Текст] / С.В. Батуева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 2. - № 1 (12). - С. 7-10

2. Буров, А.В. Корреляционный анализ взаимосвязей между индивидуально-психологическими особенностями детей и показателями адаптации к школьному обучению [Текст] / А.В. Буров // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - № 7. - С. 101-105.

3. Виноградова, Н.В. Нормативность поведения как фактор адаптации младших школьников к школе [Текст] / Н.В. Виноградова, Т.П. Маралова // Ученые записки Череповецкого государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 12-16.

4. Витушкина, Э.В. Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника [Текст] / Э.В. Витушкина // Начальная школа. - 2013. - № 1. - С. 45-50.

5. Загурская, И.С. Влияние атрибуции учебной успешности на развитие самооценки творческих способностей первоклассников [Текст] / И.С. Загурская // Молодий вчений. - 2014. - № 10-2 (13). -С. 111-114.

6. Константинова, Н.И. Формирование самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / о Н.И. Константинова // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2015. - № 6 (15). - С. 98-103. 1

7. Крайникова, Т. А. Коррекционно-развивающая программа эмоционального и коммуникативно-

ш

го развития первоклассников в период адаптации к школе [Текст] / Е.А. Крайникова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - Т. 9. - № 9. - С. 167-174.

8. Сурьянинова, Т.И. Методика исследования самооценки, пространства семейных, школьных оценок первоклассников во взаимосвязи с успешностью в обучении [Текст] / Т.И. Сурьянинова, А.С. Фетисова / / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. -№ 12-10. - С. 1877-1882.

9. Тукфеева, Ю.В. Самооценка и самоощущение первоклассника в школе как показатель вектора адаптации ребенка к обучению в школе [Текст] / Ю.В. Тукфеева, С.Г. Азарова // Наука - промышленности и сервису. - 2015. - № 10. - С. 114-117.

10. Тургель, В.А. Изучение самооценки будущих первоклассников с помощью рисуночных методик [Текст] / В.А. Тургель // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2014. - Т. 5. -№ 1.- С. 140-146.

11. Царева, Е.В. Особенности развития самооценки первоклассников с низким уровнем адаптации к школе [Текст] / Е.В. Царева, О.М. Наумова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2015. - № 1. - С. 263-268.

Referencеs

1. Batueva S.V. The study of the structural components of school adaptation of first-graders. Vestnik soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Chelyabinskoi oblasti, 2016. Vol. 2. № 1 (12). P. 7-10. [in Russian].

о

ca ^

ф

с s

X

Ф ^

о о S го о

ф р р

о Т го к ca го о

ü

о s

s i

?! е is

о

■ф

о

с Ü

2. Burov A.V. Correlation analysis of the relationship between individual psychological characteristics of children and adaptation indicators for school. "Kontsept" Scientific Methodological electronic magazine, 2014. № 7. P. 101-105. [in Russian].

3. Vinogradova N.V., Maralova T.P. Normative behavior as a factor of adaptation of younger schoolboys to school. Uchenyie zapiski Cherepovetskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 2015. № 1. P. 12-16. [in Russian].

4. Vitushkina E.V. The role of family education in the formation of an adequate self-esteem of the junior schoolchild. Nachalnaia Shkola, 2013. № 1. P. 45-50. [in Russian].

5. Zagurskaya I.S. Influence of attribution training success on the development of self-creativity of first-graders. Molodoi uchenyi, 2014. № 10-2 (13). P. 111-114. [in Russian].

6. Konstantinova N. Formation of self-assessment in the primary school age. Nauka 21 veka: voprosy, gypotesy, otvety, 2015. № 6 (15). P. 98-103. [in Russian].

7. Kraynikova T.A. Correction and development program of emotional and communicative development of first-graders in the period of adaptation to the school. Socialno-ekonomicheskieyavlenia i protsessy, 2014. T. 9. № 9. P. 167-174. [in Russian].

8. Suryaninova T.I., Fetisov A.S. Methods of self-study, family space, the school first-grade assessments in conjunction with the success of the training. InternationalJournal of Applied and Basic Research, 2015. № 1210. P. 1877-1882. [in Russian].

9. Tukfeeva J.V., Azarova S.G. Self-esteem and self-awareness first-grader at the school as an indicator of vector adaptation of the child for school. Nauka promyshlennosti i servisu, 2015. № 10. P. 114-117. [in Russian].

10. Turgel V.A. The study of self-esteem of the future first-graders with the help of drawing techniques.

Gertsenovskie chtenia. Nachalnoie obrazovanie, 2014. T. 5. № 1. P. 140-146. [in Russian].

11. Tsareva E.V., Naumova O.M. Features self-development of first-graders with low levels of adaptation to school. Aktualnyie problemy iperspectivy razvitia sovremennoipsikhologii, 2015. № 1. P. 263-268. [in Russian].

Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail 23a12@list.ru

Information about the authors: Dolgova Valentina Ivanovna,

Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor, Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: 23a12@list.ru

Яковлева Марина Владимировна,

студент факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. психолог образования с. Кордай, Республика Казахстан.

КтаИ marina-19-74@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yakovleva Marina Vladimirovana,

Student, Psychology Department, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. Education psychologist, Kordai, Republic of Kazakhstan. E-mail: marina-19-74@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.