_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Необходимо продолжать исследования по данному вопросу т.к. тоталитарные секты и деструктивные культы имеют способность маскироваться под различные фонды милосердия и благотворительные центры. Необходимо иметь достоверную информацию о них, которая поможет нам справиться с таким недугом, как тоталитарные секты.
Список использованной литературы.
1.Азарова Е.А. Деструктивные формы семейного воспитания, актуальные проблемы современности, преступления последних времен: духовно-нравственный и криминофамилистический аспекты/ Е.А. Азарова. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2005.
2.Азарова Е.А. Психология зависимости: некоторые аспекты проблемы/Е.А. Азарова. - Культура. Наука. Интеграция. - 2010. - №3 (11). - С. 139-142.
3. Дворкин А. Сектоведение/ А. Дворкин. - Нижний Новгород, 2002
4.Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние/ Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. - СПб.: Питер, 2001
© Пожидаева О.П., 2016
УДК159.99
Н.В. Позднякова
магистрант 1-го года обучения Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация
А.М. Титаренко магистрант 1 -го года обучения Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация Научный руководитель Е.А. Азарова к.пед.н, доцент Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДИАДЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ
В ВУЗЕ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования представлений о психолого-педагогической компетентности в общении у студентов и у преподавателей. Выявлено, что студенты достаточно грамотно разобрались в самом понятии психолого-педагогическая компетентность, не путая ее с профессиональной компетентностью педагога. А вот ответы педагогов содержали больше профессиональных качеств, включенных на их взгляд в понятие психолого-педагогической компетентности.
Ключевые слова
профессиональная компетентность, психолого-педагогическая компетентность в общении, иностранный
язык.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
В настоящее время, в условиях инновационных процессов в образовании все более актуализируется проблема психолого-педагогической компетентности учителя в общении в диаде «ученик - учитель». Этого требует и личностно ориентированный подход в образовании и компетентностный подход к качеству образования в инновационном вузе.
Необходимость анализа данной проблемы стоит, на наш взгляд, в одном ряду с такими проблемами как профессиональная деформация, профессиональное выгорание, педагогическая культура и духовно-нравственный потенциал педагога.
Проблема приобретает еще большую значимость в связи с реализацией национального проекта «Образование», а соответствующий целям и задачам проекта компетентностный подход предполагает повышение уровня подготовки педагогических кадров. Качество образования представляет собой определенный продукт, являющийся индикатором состояния и результативности образовательного процесса, его соответствие социальному запросу, социальным потребностям в развитии и формировании гражданских, личностных и профессиональных компетенций. Эффективность работы учителя оценивается по качеству образования его учеников, их успешности в реализации профессиональных задач.
Особую значимость приобретает психолого-педагогическая компетентность в общении на уроках иностранного языка, так как знание психологических основ и закономерностей усвоения иностранного языка является залогом успешности его изучения.
В нашем исследовании студентам-филологам и преподавателям Южного федерального университета было предложено написать мини-сочинение «Что такое психолого-педагогическая компетентность в общении» с целью выявления понимания сущности, содержания и функционального предназначения этого понятия. Подобные методики полезны и удобны, они заставляют задуматься, проанализировать ситуацию и выразить свои мысли, так как не регламентированы ни временем, ни другими условностями.
На основе контент-анализа и частотного анализа нами были выявлены основные содержательные акценты, на которые обратили внимание студенты и внесли их в определение как необходимые компоненты. По мере убывания признака эти категории расположились следующим образом:
- понимать студента 45%;
- создать положительный климат в коллективе 17%;
- доверительные отношения со студентами 18%;
- индивидуальный подход к студенту, непредвзятое отношение к кому-либо по 7%;
- иное.
Полное разнообразие представлений представим в определении, которое мы сформулировали. Психолого-педагогическая компетентность в общении с точки зрения студентов это - понимание преподавателем студента, умение создать благоприятный климат на занятиях и в коллективе, доверительные отношения со студентами, умение войти в положение студента, объективная оценка стараний и знаний студента, снисходительность и толерантность, умение заинтересовать и умение заставить учиться, способность воздействовать на восприятие материала, умение расположить к себе студента и раскрыть все его способности, умение создать обстановку успеха. Также, с одной стороны, это общение на равных, не быть равнодушным, а с другой стороны не переступать грани личной жизни студента, не лезть ему в душу, при этом быть адекватным, уравновешенным, проявлять уважение и держать дистанцию (каждый должен быть на своем уровне). И, в конце концов, профессионализм, умение преподать предмет и донести суть.
Таким образом, в определении проявляется несколько составляющих психолого-педагогической компетентности в общении:
1. Организаторские, управленческие и коммуникативные способности преподавателя.
2. Оценочно-рефлексивные возможности.
3. Личностные качества педагога как человека и профессиональные, необходимые и достаточные для эффективности и продуктивности образовательного процесса, то есть те качества,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
которые предъявляет к педагогу профессия.
4. Внеконтекстные качества, то есть те, которые не обязательны для учебного процесса, но во внеурочное время несущие в себе дополнительную позитивную нагрузку и пролонгирующие процесс общения вне урока. Эти качества дают возможность студенту обратиться к преподавателю вне урока, поговорить с ним на темы, беспокоящие студента в этот момент.
Несмотря на палитру представлений, практически никто не отметил невербальный компонент компетентности, который на подсознательном уровне создает ситуацию комфорта, взаимопонимания и способствует эффективному усвоению материала. однако следует отметить тот факт, что студенты достаточно грамотно разобрались в самом понятии психолого-педагогическая компетентность, не путая ее с профессиональной компетентностью педагога. А вот ответы педагогов были направлены как раз на определение профессиональных качеств, включенных на их взгляд в понятие психолого-педагогической компетентности.
Что касается педагогов, то их представления распределились следующим образом:
- профессиональные знания и умения 71%;
- личностные качества (доброжелательность, любовь к детям и т.д.) 20%;
- профессионально значимые качества личности 3%;
- не смогли ответить на вопрос 3%.
Педагоги скорей всего дали определение понятия профессиональная педагогическая компетентность, нежели психолого-педагогическая. Подобное положение вещей можно объяснить следующим образом. Преподаватели видят свое предназначение и долг в том, чтобы дать образование, не заботясь о воспитательном, коммуникативном потенциале своей профессии. Тем более это касается организации на уроках ИЯ, образовательная ситуация которых осложнена включенностью в иноязычную культуру. И это требует подготовки в ракурсе владения средствами невербального общения, что облегчает не только учебный процесс, но и усвоение материала на ИЯ. Психология изучает факторы, способствующие передаче и восприятию информации, причины, затрудняющие процесс межличностной и массовой коммуникации. Паралингвистика специализируется на способах невербальной коммуникации и дает возможность предположить, что существуют устойчивые формы поведения людей различных культур, профессий и это позволяет анализировать невербальные коммуникации в процессе педагогической деятельности.
Современная образовательная система характеризуется, прежде всего, функционально-ролевыми взаимоотношениями в системе «педагог - учащийся». Сознательное творческое взаимодействие учителя и ученика предполагает выработку стратегии их взаимопонимания в процессе общения. В этой стратегии должно найти место использование невербальных коммуникаций, которые придают эмоциональную окрашенность, экспрессивную насыщенность речи, выступают как процессуальный элемент педагогического воздействия.
Список использованной литературы
1. Азарова Е.А., Коваленко И.В., Мозговая Н.Н. Психолого-педагогические основы тьюторской деятельности в условиях инновационной образовательной политики/ Е.А. Азарова, И.В. Коваленко, Н.Н. Мозговая//Психология обучения. - 2012. - №9. - с. 74-82.
2. Азарова Е.А. К вопросу о тьюторской практике в современном образовательном пространстве/ Е.А. Азарова//В сборнике: Преподаватель высшей школы в XXI веке. Труды 8 международной научно-практической интернет-конференции. - 2010. - с. 230-234.
3.Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание/ В.А. Лабунская. - Ростов-на-Дону. - 1997.
© Позднякова Н.В., Титаренко А.М., 2016