МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070
управления качеством образовательного процесса по математике.
Для составления наиболее полной картины уровня сформированности компетенций можно использовать рейтинговую систему. Она наиболее полно раскрывает количественные и качественные характеристики. Оценивание должно быть независимым и направлено на помощь обучающимся в формировании профессиональных компетенций. Кроме этого, рейтинг позволяет выстраивать учебную деятельность так, чтобы студенты включались в оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке, становились субъектом оценочной деятельности.
Итак, ФОС должны содержать не только тестовые задачи. Это могут быть экзаменационные билеты, проекты, доклады, рефераты, кейсы, т.е. все, то, что способствует развитию личности обучающегося. ФОСы выполняют мотивирующие и развивающие функции, а также должны стимулировать будущих инженеров на продолжение профессионального саморазвития.
Список использованной литературы:
1. Далингер В.А., Васяк Л.В.Профессионально ориентированные задачи по математике для студентов инженерных специальностей: учебное пособие / В.А.Далингер, Л.В.Васяк. - Омск: ООО Изд-во «Сфера», 2007. - 60 с.
2. Дорожкин Е.М., Колесникова Л.В., Щербина Е.Ю. Специфика контроля компетентностных результатов профессионального обучения / Дорожкин Е.М. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. Педагогика и Психология. 2014. №4. - 43-51.
© Васяк Л.В., Пешков Н.В., Сас С.Н., 2016
УДК 37.01
П.Д. Гаджиева
канд.пед.наук., доцент ДГПУ E-mail: [email protected] г. Махачкала, РД
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНСОТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация
В данной статье дано теоретическое обоснование проблемы реализации идей компетентностного подхода в подготовке будущего педагога; определены сущность и содержание понятие «коммуникативная компетентность студента».
Ключевые слова
Коммуникативная компетентность, общение, педагогическое взаимодействие.
За последние годы в системе высшего педагогического образования произошли серьёзные перемены, которые коснулись структуры вузов, содержания образования, технологий обучения. В целом изменения в системе высшего профессионального образования направлены на построение качественно нового педагогического образования, способного сформировать учителя нового типа, готового к профессиональной самореализации не только в традиционной позиции учителя, но и в значительно более широкой системе «человек - общество - человек».
Основная цель профессионально-педагогического образования - подготовка квалифицированного педагога, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту. Профессиональная компетентность - это и характеристика профессиональной подготовки, и характеристика образованности человека. Важной составляющей профессиональной компетентности является коммуникативная
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
компетентность, поэтому выпускник педагогического вуза должен свободно владеть речью, умением общаться, взаимодействовать с аудиторией, так как именно учитель создаёт в ученическом коллективе атмосферу общения, открытости, заинтересованности в постижении научных истин и овладении практическими способами действий.
В настоящее время перед высшей школой стоят задачи, связанные с подготовкой специалистов-профессионалов нового типа, которые обеспечили бы функционирование всех сфер производства, управления, культуры на более высоком уровне. В условиях модернизации системы образования России, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, современному специалисту недостаточно быть компетентным лишь в своей узкой научной области, ему нужно хорошо ориентироваться в широком спектре образовательных технологий, уметь их использовать в учебном процессе, быть конкурентоспособным на рынке труда.
Коммуникативная компетентность является основным условием, позволяющим педагогу выйти на высокий уровень осуществления профессиональных функций и реализовать социальные ожидания общества, одним из важнейших показателей социально-профессионального статуса специалиста.
Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнеров, глубокое понимание ситуации и предмета общения. Это способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов.
На сегодняшний день, профессия учителя - одна из весьма сложных профессий. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения, идеи o том, как должно совершаться воспитание, зачастую не дает конкретных ответов на вопросы повседневной практики. Поэтому будущему учителю нужно учиться самостоятельно находить решения в различных педагогических ситуациях, формировать профессиональную компетентность. Характер коммуникативной направленности учителя в известной мере определяет его профессиональную состоятельность и компетентность, общий стиль и уровень, на котором осуществляется педагогическое общение, результаты общения, понимаемые как степень достижения поставленных целей.
Коммуникативный аспект занимает в деятельности педагога значительное место, но коммуникативная компетентность - это не только и не сколько успешность будущего учителя в общении, сколько успешность реализации целей и задач обучения.
Разумеется, будущий учитель должен научиться использовать коммуникативные знания для наличной ситуации, уровни общения (вербально - невербальное, рулевое - личностное, диалогическое -монологическое, манипулятивное - адаптивное), диагностировать свои коммуникативные возможности. Проблема заключается в том, что многие воспитанники педагогических вузов хорошо владеют методикой обучения и знают методику внеурочной воспитательной работы, но они слабы в сфере установления и поддержания отношений с учениками и другими участниками педагогического взаимодействия. В учебно-воспитательном процессе важная роль отводится межличностным отношениям, общению, психологическим аспектам взаимодействия учителя и ученика. Неподготовленность будущих учителей права выражается в том, что у студентов часто нет контакта с учениками, доверительных отношений, они не могут правильно выходить из конфликтных ситуаций, вести индивидуальную работу с учащимися, сотрудничать с учителями. Причин тому много, главная состоит в том, что в педагогическом учебном заведении учат методике преподавания предмета, и мало внимания уделяется психологии общения, развитию коммуникативных умений у будущих педагогов.
Список использованной литературы:
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме. // Педагогика. 2003., № 10.
2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2013. -№10. - С. 51-55
3. Гаджиева П.Д.. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права.// Право и образование. - № 4., - 2014.
© Гаджиева П.Д., 2016