Научная статья на тему '«Фонд оценочных средств» или как проверить сформированность общих и профессиональных компетенций на занятиях по математике'

«Фонд оценочных средств» или как проверить сформированность общих и профессиональных компетенций на занятиях по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТЫ / ФОСЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ / РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васяк Л. В., Пешков Н. В., Сас С. Н.

В работе раскрывается понятие фонда оценочных средств по математике, рассматриваются принципы построения ФОС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васяк Л. В., Пешков Н. В., Сас С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Фонд оценочных средств» или как проверить сформированность общих и профессиональных компетенций на занятиях по математике»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

направленность дополнительного образования детей, для популяризации рабочих профессий не в полной мере используются современные и эффективные формы профориентационной работы.

Основными стратегическими ориентирами развития системы образования Приморского края в 20152016 учебном году будут: национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", проекты модернизации системы дошкольного, общего и профессионального образования, Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Национальная стратегия действий в интересах детей, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Закон Приморского края «Об образовании в Приморском крае»; федеральные и краевые программы. Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/

2. Дубровина С.Ю. Государственное управление в сфере образования // Право и образование. - 2009. - № 3. - С. 78.

3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016 г.) Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

4. Александрова О. А. Образование: доступность или качество -- последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. -- 2005. -- № 2. -- С. 86.

© Васюра М.Д., 2016

УДК 38

Л.В.Васяк

К.п.н., доцент, ЗабИЖТ г.Чита, Российская Федерация Н.В.Пешков К.ф.м.н., доцент, ЗабИЖТ г.Чита, Российская Федерация С.Н.Сас

Старший преподаватель, ЗабИЖТ г.Чита, Российская Федерация

«ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ» ИЛИ КАК ПРОВЕРИТЬ СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

В работе раскрывается понятие фонда оценочных средств по математике, рассматриваются принципы построения ФОС

Ключевые слова

Тесты, ФОСы, компетенции, принципы оценивания, рейтинг.

В последнее десятилетие, в условиях внедрения компетентностного подхода, современное образование направлено на формирование профессиональных компетенций обучающихся. В связи с этим, были разработаны более усовершенствованные учебные программы и планы, отражающие взаимосвязь учебного процесса и будущей профессиональной деятельности. Возникает вопрос. А как же проверить уровень сформированности этих компетенций? В разное время, по-разному называли оценочные средства по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

математике: сначала это был «банк задач», затем «ким» (контрольно-измерительные материалы), сейчас мы говорим о создании ФОС (фонда оценочных средств). Каждым вузом разработаны свои требования, инструкции по наполнению ФОС.

Задача таких средств: наиболее точно проверить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся. Базой ФОС являются уровни (минимальный, средний, высокий) планируемых результатов обучения, обозначенные в виде системы задач. Отметим, что для каждой специальности существует свой набор компетенций, определяемый учебным планом. Рассмотрим фрагмент рабочей программы по математике, для специальности 23.05.03 «Подвижной состав железных дорог».

ПК-1: способность применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Знать:

Уровень 1 Основные понятия и инструменты математики.

Уровень 2 Основные теоремы, аксиомы и следствия математики; методы анализа, исследования и моделирования.

Уровень 3 Основы применения математических средств при проведении инженерных исследований специалиста в области проектирования объектов строительства.

Уметь:

Уровень 1 Решать простейшие математические задачи.

Уровень 2 Доказательно рассуждать, решать задачи, используя теоремы и их следствия; уметь обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные.

Уровень 3 Использовать математический аппарат в процессе подготовки производственных отчетов, принятия управленческих решений, осуществления контроля за производством в качестве рабочих объектов.

Владеть:

Уровень 1 Методами решения простейших задач.

Уровень 2 Математическими, статистическими, количественными методами решения типовых, организационно управленческих задач.

Уровень 3 Владеть и применять математические знания при возведении, ремонте и реконструкции сооружений, путей, вагонов и железнодорожных конструкций.

Мы видим, что система компетенций разбита на три уровня: минимальный, средний, высокий. Задачи минимального уровня раскрыть основные понятия, разобрать шаблонные задания, научить решать по образцу, аналогии. Задачи среднего уровня представляют собой сочетание задач минимального уровня и задач, для решения которых необходимо проводить вычисления, минимальные анализ, поиск ассоциативных связей. Задачи высокого уровня («кейсы») - это задачи, связывающие задания минимального и среднего уровня, а также имеющие в своем содержании некоторый прикладной аспект. Этот аспект может отражать, как связь математики с другими дисциплинами, так и показывать связи внутри математики. Приведем пример такой задачи. Определить за какое время грузовой поезд массой 4034 т (электровоз ВЛ 10) разгоняется от скорости 0 км/ч до 30 км/ч (/у = -0,003+20) [1, с. 45].

При составлении ФОС необходимо учитывать принципы мониторинга компетентностных результатов обучения. В своей статье Е.М.Дорожкин выделяет следующие принципы: независимости, интегративности, практикоориентированности и др. [2, с. 44]. Рассмотрим эти принципы и дополним их другими. Принцип независимости. Под независимой оценкой предполагается оценивание непосредственно представителя той или иной профессиональной среды. Это можно отнести непосредственно к специальным дисциплинам, на защитах присутствуют представители профессиональной среды и оценивают способность выпускников к дальнейшей профессиональной работе. В рамках отдельной небольшой дисциплины на помощь придет компьютер. Но эта оценка тоже будет субъективной, компьютер не сможет оценить умение общаться, строить правильную речь, эмоциональную сферу обучающегося.

Следующий принцип интегративности, как раз и предполагает оценивание в комплексе. На наш взгляд, как раз здесь необходимо использование деловых игр, портфолио, творческих проектов, и уже в последнюю очередь оценивание с помощью тестовых заданий. Принцип практикоориентированности. Мониторинг формирования профессиональных компетенций должен быть максимально приближен к профессиональной сфере. Здесь на помощь придут интегрированные задачи. Кроме этого, мы бы хотели дополнить эти пункты - принципом непрерывности. Смысл контроля не в том, чтобы получить срез знаний, а в том, чтобы направить обучающихся в нужном направлении формирования качеств будущей профессиональной деятельности. Мониторинг - это целостная картина, а также инструмент педагогического

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

управления качеством образовательного процесса по математике.

Для составления наиболее полной картины уровня сформированности компетенций можно использовать рейтинговую систему. Она наиболее полно раскрывает количественные и качественные характеристики. Оценивание должно быть независимым и направлено на помощь обучающимся в формировании профессиональных компетенций. Кроме этого, рейтинг позволяет выстраивать учебную деятельность так, чтобы студенты включались в оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке, становились субъектом оценочной деятельности.

Итак, ФОС должны содержать не только тестовые задачи. Это могут быть экзаменационные билеты, проекты, доклады, рефераты, кейсы, т.е. все, то, что способствует развитию личности обучающегося. ФОСы выполняют мотивирующие и развивающие функции, а также должны стимулировать будущих инженеров на продолжение профессионального саморазвития.

Список использованной литературы:

1. Далингер В.А., Васяк Л.В.Профессионально ориентированные задачи по математике для студентов инженерных специальностей: учебное пособие / В.А.Далингер, Л.В.Васяк. - Омск: ООО Изд-во «Сфера», 2007. - 60 с.

2. Дорожкин Е.М., Колесникова Л.В., Щербина Е.Ю. Специфика контроля компетентностных результатов профессионального обучения / Дорожкин Е.М. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. Педагогика и Психология. 2014. №4. - 43-51.

© Васяк Л.В., Пешков Н.В., Сас С.Н., 2016

УДК 37.01

П.Д. Гаджиева

канд.пед.наук., доцент ДГПУ E-mail: krik020304@mail.ru г. Махачкала, РД

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНСОТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация

В данной статье дано теоретическое обоснование проблемы реализации идей компетентностного подхода в подготовке будущего педагога; определены сущность и содержание понятие «коммуникативная компетентность студента».

Ключевые слова

Коммуникативная компетентность, общение, педагогическое взаимодействие.

За последние годы в системе высшего педагогического образования произошли серьёзные перемены, которые коснулись структуры вузов, содержания образования, технологий обучения. В целом изменения в системе высшего профессионального образования направлены на построение качественно нового педагогического образования, способного сформировать учителя нового типа, готового к профессиональной самореализации не только в традиционной позиции учителя, но и в значительно более широкой системе «человек - общество - человек».

Основная цель профессионально-педагогического образования - подготовка квалифицированного педагога, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту. Профессиональная компетентность - это и характеристика профессиональной подготовки, и характеристика образованности человека. Важной составляющей профессиональной компетентности является коммуникативная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.