Научная статья на тему 'Прогноз развития системы образования в Приморском крае и перспективные задачи на среднесрочный период'

Прогноз развития системы образования в Приморском крае и перспективные задачи на среднесрочный период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васюра М. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогноз развития системы образования в Приморском крае и перспективные задачи на среднесрочный период»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 371/373

М.Д. Васюра

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

г. Владивосток, Российская Федерация

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных стандартов). [2]

Задачи образования включают: реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны; приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права; подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социологически-культурных, научных и технологических достижений; социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений; обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования; формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.

В ходе моего исследования было установлено, что управление образованием -- это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Целостный процесс управление образованием включает в себя: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль над результатами образования.

Правовой основой управления в сфере образования является Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов: 1) образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; 2) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; 3) органов управления в области образования и подведомственных им учреждений и организаций. [3]

Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в области образования определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации. Разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственное управление в области образования осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

К элементам новой системы качества относятся лицензирование, государственная аккредитация и контроль качества. При этом данные элементы функционально могут быть использованы только специально созданной системой, имеющей необходимую структуру органов, обладающих целенаправленными задачами и необходимыми «инструментами» для их решения. [4]

Современная правовая система России нуждается в систематизации и совершенствовании

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

образовательного законодательства.

В целом, по результатам проведенного исследования, сделаны следующие выводы:

1) в Российской Федерации создана отвечающая требованиям современности нормативно-правовая база для области образования; в ее основе лежат гарантии, закрепленные Конституцией РФ;

2) принципы государственной политики в области образования (в том числе регламентируемые федеральной программой развития образования) являются базовыми как при подготовке ведомственных законодательных актов, так и для непосредственной деятельности каждого учебного заведения;

3) необходимость реформирования структуры и содержания образования обусловлены развитием науки и связанных с ней технологий производства; основными направлениями последней реформы российского образования являются демократизация системы обучения и воспитания, гуманитаризация и гуманизация, а также компьютеризация процесса образования;

4) реформирование образования обрело статус государственной политики, поскольку государство декларирует, что будущее страны определяет уровень образования, существующий в ней.

Проведенный анализ состояния и развития системы образования Приморского края, ее основных материальных, организационных и управленческих ресурсов, с помощью которых решались задачи 20142015 учебного года, позволяет сделать следующие выводы:

1. В Приморском крае проводится целенаправленная работа по модернизации всех уровней системы образования в соответствии с основными векторами государственной политики в сфере образования, поручениями Президента и Правительства Российской Федерации и с учётом особенностей социально-экономического развития края, демографических процессов.

2. Реализация проекта модернизации дошкольного образования способствовала обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3-х до 7 лет.

3. Достижение целевых показателей Концепции модернизации системы общего образования позволило увеличить долю обучающихся в современных условиях на 19,1%. По итогам 2014 года доля детей, обучающихся в современных условиях от общей численности обучающихся по основным программам общего образования, - 98,1%.

4. В соответствии с Концепцией модернизации профессионального образования создана система укрупненных образовательных организаций, способная готовить кадры рабочих, специалистов и служащих по интегрированным практико-ориентированным образовательным программам. Продолжает развиваться государственно-частное партнерство, первый опыт отраслевых образовательно-производственных кластеров говорит об эффективности реализации данного направления.

5. Формируются современные механизмы оценки качества образования. Начата работа по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ профессиональных образовательных учреждений.

6. Планомерная ресурсная поддержка инновационных процессов в сфере обучения и воспитания отразилась на позитивной динамике в достижении качества образования.

7. Государственная поддержка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оказывается всесторонне.

8. Выполнены Указы Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы педагогических работников всех уровней образования и воспитания.

9. Создаются условия для инклюзивного образования детей.

10. Активно используется информационное сопровождение процессов модернизации в системе образования, участие общественных экспертов в обсуждении актуальных проблем образования и принятии своевременных решений.

Вместе с тем актуальной остается проблема доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не удалось добиться повышения качества преподавания во всех муниципалитетах, есть еще школы, выпускники которых показывают низкие результаты ГИА. Не все сделано для решения кадровой проблемы: в школах по-прежнему не хватает учителей. Недостаточно широко развита техническая

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

направленность дополнительного образования детей, для популяризации рабочих профессий не в полной мере используются современные и эффективные формы профориентационной работы.

Основными стратегическими ориентирами развития системы образования Приморского края в 20152016 учебном году будут: национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", проекты модернизации системы дошкольного, общего и профессионального образования, Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Национальная стратегия действий в интересах детей, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Закон Приморского края «Об образовании в Приморском крае»; федеральные и краевые программы. Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/

2. Дубровина С.Ю. Государственное управление в сфере образования // Право и образование. - 2009. - № 3. - С. 78.

3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016 г.) Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

4. Александрова О. А. Образование: доступность или качество -- последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. -- 2005. -- № 2. -- С. 86.

© Васюра М.Д., 2016

УДК 38

Л.В.Васяк

К.п.н., доцент, ЗабИЖТ г.Чита, Российская Федерация Н.В.Пешков К.ф.м.н., доцент, ЗабИЖТ г.Чита, Российская Федерация С.Н.Сас

Старший преподаватель, ЗабИЖТ г.Чита, Российская Федерация

«ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ» ИЛИ КАК ПРОВЕРИТЬ СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

В работе раскрывается понятие фонда оценочных средств по математике, рассматриваются принципы построения ФОС

Ключевые слова

Тесты, ФОСы, компетенции, принципы оценивания, рейтинг.

В последнее десятилетие, в условиях внедрения компетентностного подхода, современное образование направлено на формирование профессиональных компетенций обучающихся. В связи с этим, были разработаны более усовершенствованные учебные программы и планы, отражающие взаимосвязь учебного процесса и будущей профессиональной деятельности. Возникает вопрос. А как же проверить уровень сформированности этих компетенций? В разное время, по-разному называли оценочные средства по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.