Научная статья на тему 'Особенности рабочего времени педагогических работников: пробелы законодательства'

Особенности рабочего времени педагогических работников: пробелы законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2037
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА / МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быковская Т. С.

В статье обращается внимание на особенности правового регулирования труда педагогических работников, анализируются проблемы, связанные с организацией работы педагогов. Правовому анализу подвергнуты нормативные правовые акты, устанавливающие рабочее время педагогических работников, определены некоторые пробелы в правовом регулировании возникновения трудовых отношений с учителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности рабочего времени педагогических работников: пробелы законодательства»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070

2. Общественный контроль в сфере труда. В настоящее время правовое регулирование общественного контроля в сфере труда находится в зачаточном состоянии. В ФЗ от 17.07.1999 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», утратившем силу в 2006 г., была ст. 22 об общественном контроле за охраной труда. Действующий в настоящее время Трудовой кодекс не содержит норм, регламентирующих общественный контроль. С 2013 г. действует Общественный совет при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. Данный совет принимает участие в общественных обсуждениях ключевых вопросов и проектов нормативных актов в сфере труда - одной из форм общественного контроля, установленной ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Однако активность в данном направлении незначительна и носит спорадический характер, а информация о его деятельности крайне ограничена, что не позволяет сделать заключение об эффективности данного совета.

Вывод. Во-первых, правовое регулирование общественного контроля в современной республиканской истории России прошло два периода: до принятия Федерального закона 2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и после его принятия, когда были конкретизированы порядок, субъекты и иные вопросы его осуществления.

Во-вторых, помимо ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» действуют и иные нормативные правовые акты, которые закрепляют реализацию общественного контроля в определённых сферах (выборы, земельные отношения, ЖКХ) и в отношении отдельных субъектов (лица, находящиеся в местах принудительного содержания, несовершеннолетние).

Список использованной литературы:

1. Аникеева А. О. Институт общественного контроля в современном российском законодательстве: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / А.О. Аникеева // Сайт Уполномоченного по правам человека в Калужской обл. - Режим доступа: http://www.ombudsman.kaluga.ru/library/ ?content=item&item=514

2. Кулешова Н. Н. О современном состоянии общественного контроля в России [Текст] / Н. Н. Кулешова // Юридическая наука. - 2011. - № 2. - С. 21 - 24.

3. Сазонникова Е.В. «Культурное государство» и взаимосвязанные с ним понятия [Текст] / Е.В. Сазонникова // Вестник Воронежского государственного университета. - Серия: Право. - 2011. - № 2. - С. 47-52.

4. Филимонов А. Общественный контроль: перспективы законодательного закрепления [Электронный ресурс] / А. Филимонов // СПС «Гарант»: Новости и аналитика. - Режим доступа: http://www.garant.ru/article/544004/

© Бенда С. А., 2016

УДК 34

Т.С. Быковская,

Студентка магистратуры РПА Минюста России Г.Иркутск, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ:

ПРОБЕЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Аннотация

В статье обращается внимание на особенности правового регулирования труда педагогических работников, анализируются проблемы, связанные с организацией работы педагогов. Правовому анализу подвергнуты нормативные правовые акты, устанавливающие рабочее время педагогических работников, определены некоторые пробелы в правовом регулировании возникновения трудовых отношений с

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

учителями.

Ключевые слова

Педагогические работники, педагогическая деятельность; учебная нагрузка; методический день.

Важность обращения к проблемам российского законодательства, регламентирующего трудовые отношения с педагогическим работниками, обусловлена следующими основными обстоятельствами.

За последние годы в России были произведены существенные изменения в сфере образования, коснувшиеся лиц, обладающих правом на занятие педагогической деятельностью. Отмеченные изменения существенно расширили правовые основания регулирования трудовых отношений с педагогическим работниками и придают актуальность изучению нормативного содержания трудовых отношений с педагогическим работниками, а также складывающейся правоприменительной практики.

Педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании))1.

Понятие педагогического работника также дано Модельным образовательным кодексом для государств-участников Содружества Независимых Государств - это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся2.

Особенности регулирования труда педагогических работников регламентированы Конституцией РФ3, главой 52 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)4, Законом об образовании. Кроме того, правовое регулирование труда педагогов устанавливается также в нормах международного права, федеральных законах и иных нормативных правовых актах, не противоречащих ТК РФ.

На мой взгляд, особенности трудовых правоотношений с педагогическим работниками заключены в условиях заключения трудового договора, в определенных запретах, установленных для кандидатов или уже состоявшихся работников педагогического профиля, в льготных условиях работы данных лиц и особенностях прекращения трудового договора.

В настоящей статье хотелось бы подробнее остановиться на особенностях рабочего времени педагогических работников.

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В типовых положениях об образовательных учреждениях содержатся аналогичные нормы. Так, согласно п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) предусмотрено право педагогических работников на 36-часовую рабочую неделю. В п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном заведении) установлено право педагогических работников средних специальных учебных заведений на сокращенную продолжительность рабочего времени. В пп. «г» п. 65 Типового положения об общеобразовательном учреждении также

1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2 Модельный образовательный кодекс для государств-участников Содружества Независимых Государств (общая часть): принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-12 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (часть 2). С. 103-221.

3 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

4 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

закреплено право педагогических работников на сокращенную рабочую неделю5.

В ч. 2 ст. 333 Трудового кодекса РФ учтено, что учебная нагрузка педагогического сотрудника, оговариваемая в рабочем договоре, может ограничиваться верхним границей в вариантах, предустановленных стандартным положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных органов, реализующих военные профессиональные образовательные проекты, и образовательных органов, реализующих образовательные проекты, имеющие данные, образующие государственную тайну, - Стандартным положением об образовательных организациях, ратифицируемым Правительством Российской Федерации. В зависимости от должности и (либо) специальности педагогическим сотрудникам с учетом отличительных черт их работы длительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (либо) профессии с учетом отличительных черт их работы устанавливается длительность трудового времени:

- 36 часов в неделю - работникам из числа профессорско-преподавательского персонала образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных органов дополнительного профессионального образования (увеличения квалификации специалистов);

- 30 часов в неделю старшим воспитателям образовательных учреждений (не считая дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);

- 36 часов в неделю: старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных органов дополнительного образования детей; педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, специалистам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных органов; руководителям физического обучения образовательных органов начального профессионального и среднего профессионального образования; преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных органов, органов начального профессионального и среднего профессионального образования; инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных органов дополнительного образования детей спортивного профиля.

Законодательство понятие "методический" день не предусматривает вообще. Как следствие -законодательными нормами наличие или отсутствие подобного дня не определено.

Однако, во внимание можно принять Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 22.05.2008г. №1168-6-1 "Об учете "методического дня" в табеле рабочего времени", согласно которому время, когда преподаватель не ведет занятия, но выполняет другую работу, предусмотренную его трудовым договором или должностной инструкцией (в том числе методическую), в табеле учета рабочего времени следует отражать как "рабочее".

Следовательно, можно сделать вывод о том, что время, когда преподаватель осуществляет методическую работу, включается в общее рабочее время.

Помимо этого, можно принять во внимание Приказ Минобороны РФ от 12 марта 2003 г. N 80 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации" согласно которому методическая работа имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности, качества проведения всех видов учебных занятий, повышение профессионального уровня руководящего, преподавательского состава.

На практике количество и частота включения методических дней в расписание преподавателей регулируется внутренними нормативными актами каждого отдельного учебного заведения.

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая доля педагогической работы):

5 Спасская В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

- 18 часов в неделю: преподавателям 5 - 11 (12)-х классов общеобразовательных органов (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных органов для детей-сирот и детей, оставшихся в отсутствии попечения отца с матерью, специальных (коррекционных) образовательных органов для обучающихся (учеников) с отклонениями в формировании, оздоровительных образовательных органов санаторного вида для детей, имеющих необходимость в продолжительном лечении, специализированных учебно-воспитательных органов прямого и закрытого вида, образовательных органов для детей, имеющих необходимость в психолого-педагогической и медико-общественной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских; преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей; преподавателям специальных дисциплин 1 - 11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных органов; педагогам 3 - 5-х классов школ единого музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5 - 7-х классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и иных школ), 1 - 4-х классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения; педагогам дополнительного образования; тренерам-педагогам (старшим тренерам-педагогам) образовательных органов дополнительного воспитания детей спортивного профиля; преподавателям иностранного языка дошкольных образовательных органов6;

- 20 часов в неделю - учителям 1 - 4-х классов общеобразовательных органов;

- 24 часа в неделю - педагогам 1 - 2-х классов школ общего музыкального, художественного, хореографического воспитания с 5-летним сроком обучения, 1 - 4-х классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

- 720 часов в год - педагогам органов начального профессионального и среднего профессионального образования.

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

- 20 часов в неделю - преподавателям-дефектологам и преподавателям-логопедам;

- 24 часа в неделю - музыкальным руководителям и концертмейстерам;

- 25 часов в неделю - воспитателям образовательных учреждений, работающим напрямую в группах с обучающимися (учениками), имеющими отличия в развитии;

- 30 часов в неделю - инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных органов, в пришкольных интернатах;

- 36 часов в неделю - педагогам дошкольных образовательных органов, дошкольных групп общеобразовательных органов и образовательных органов для детей дошкольного и младшего школьного возраста, органов дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

Нормирование труда для педагогических работников осуществляется в форме определения для них учебной работы (нагрузки), с учетом верхнего рубежа, предустановленного на федеральном уровне. Таким образом, учебная деятельность в учебный год для педагогов образовательных органов среднего профессионального образования, оговариваемая в трудовом договоре, не обязана быть выше 1440 часов (п. 54 Типового положения о образовательном учреждении среднего профессионального образования).

Учебная деятельность (работа) для педагогических сотрудников образовательных учреждений высшего профессионального образования устанавливается образовательным учреждением независимо в связи с их квалификации и профиля кафедры размером не более 900 часов в учебном году (п. 77 Стандартного положения о образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении Российской Федерации)7.

Размер учебной работы (нагрузки) педагогических сотрудников общеобразовательного учреждения обусловливается, отталкиваясь из числа часов по учебному плану и учебным программам, состоятельности

6 Спасская В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.

7 Трудовое право: Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Учебник для вузов. М., 2010.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070

персоналом, иных обстоятельств деятельность в этом общеобразовательном учреждении. Учебная деятельность (работа), размер которой более либо менее нормы часов за ставку заработной платы, вводится только лишь с письменного согласия сотрудника. Определенный в начале учебного года размер учебной работы (нагрузки) никак не способен быть уменьшен в течение учебного года согласно инициативе работодателя, за исключением ситуации снижения числа часов согласно учебным планам и программам, уменьшения числа классов (групп продленного дня). При установлении учебной работы (нагрузки) в новый учебный год учителям и иным педагогическим сотрудникам, для которых это общеобразовательное учреждение считается местом главной работы, как принцип, сохраняется её размер работы и последовательность обучения предметов в классах (п. 66 Стандартного положения об общеобразовательном учреждении).

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Модельный образовательный кодекс для государств-участников Содружества Независимых Государств (общая часть): принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-12 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (часть 2). С. 103-221.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

5. Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций: Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 33. Ст. 4381.

6. Спасская В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое исследование: Дис. доктора юр. наук. М., 2007.

7. Трудовое право: Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Учебник для вузов. М., 2010.

© Быковская Т.С., 2016

УДК 340.12

В.С. Бялт

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Санкт-Петербургский университет МВД России г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

И.А. Шевченко начальник кабинета специальных дисциплин кафедры административной деятельности ОВД Санкт-Петербургский университет МВД России г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕ

Аннотация

Рассматриваются основные подходы к пониманию правового статуса личности. Анализируются точки зрения ученых правоведов касательно элементов структуры правового статуса. Авторами формулируются и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.