Научная статья на тему 'Правовое регулирование законодательного процесса на уровне субъекта Российской Федерации'

Правовое регулирование законодательного процесса на уровне субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2368
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РФ / СУБЪЕКТЫ РФ / НОРМЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова К. С.

В статье рассматриваются различные формулировки понятия регионального закона. Раскрывается ряд определенных признаков, которыми должна обладать юридическая конструкция. Так же показываются специальные законы в сфере законодательной деятельности на примере Кемеровской области, включен анализ И.В. Гранкина о функциях регламента Федерального парламента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование законодательного процесса на уровне субъекта Российской Федерации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 342

Волкова К. С.

студент ВолГУ г. Волгоград, РФ E-mail: [email protected]

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются различные формулировки понятия регионального закона. Раскрывается ряд определенных признаков, которыми должна обладать юридическая конструкция. Так же показываются специальные законы в сфере законодательной деятельности на примере Кемеровской области, включен анализ И.В. Гранкина о функциях регламента Федерального парламента.

Ключевые слова

Региональный закон, законы субъектов РФ, субъекты РФ, нормы специальных законов,

законодательная инициатива.

Прежде всего, определимся с формулировками.

Под региональным законом можно понимать нормативный правовой акт, юридическая сила которого производна от юридической силы Конституции Российской Федерации и федеральных законов1.

Региональный закон, принятый представительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном особом порядке, не подлежит отмене органами государственной власти ее субъектов. Если региональные нормативные акты были приняты непосредственно населением на референдуме или сходе, то есть путем прямого волеизъявления граждан и были направлены на урегулирование социально значимых, устойчивых общественных отношений, то они также не подлежат правовому изменению на уровне субъекта Федерации.

Закон субъекта Российской Федерации как юридическая конструкция должен обладать определенным набором признаков, производных от закона, таких, как единичное и особенное, что должно найти отражение в содержании регионального нормотворчества, для которого требуется адаптация признаков закона к местным условиям. Исходя из этого можно выделить признаки регионального нормативного акта субъекта РФ, в которых воля народа явилась результатом согласования его различных целей и интересов. Закон субъекта Российской Федерации первичен для местного нормотворчества и носит устойчивый, стабильный, характер, определяющий действия его субъектов. Он регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает признаками производными от законодательной власти его издавшего и принимается исключительно органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ или населением в ходе референдума.

Законы субъектов РФ, издаваемые представительными органами регионов, принимаются в рамках законотворческого процесса на основе специальных процедур. Изданный законотворческим органом субъекта РФ региональный закон не подлежит отмене никаким другим органом государственной власти региона, за исключением органа, его издавшего, так как юридическая сила нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации производна от юридической силы федеральных законов. Поэтому региональные нормативные правовые акты, будучи принятыми в рамках полномочий региона, обладают высшей юридической силой и имеют прямое действие на его территории2.

Региональные законы, принятые на уровне субъекта Федерации, обладают присущими им структурой

Земченков, Н.Ф. Правотворческая политика РФ на региональном уровне: философско-правовой аспект / Н.Ф. Земченков //Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 8. - С. 56.

2Земченков, Н.Ф. Правотворческая политика РФ на региональном уровне: философско-правовой аспект / Земченков Н.Ф. //Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 8. - С. 56.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

и содержанием, включающим элементы нормативной преемственности с соответствующими положениями федерального закона.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, регулирующие правотворческую деятельность. В частности, к ним относится Закон Волгоградской области от09.12.2014 № 169-ОД «О нормативных правовых актах Волгоградской области»3, Кодекс о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24.02.2009 № 25-ОЗ4. Их нормами, как правило, урегулированы материальные и процессуальные аспекты регионального правотворчества, установлены понятие правотворческого процесса, его виды, стадии, прописаны содержание, стадии законодательного процесса.

Кроме того, в некоторых субъектах Российской Федерации действуют специальные законы в сфере законодательной деятельности. Так, закон Кемеровской области «О законодательной деятельности в Кемеровской области»5 регулирует не только непосредственно законодательные процедуры с участием законодательного органа. Как указано в части 1 статьи 2 данного закона, законодательная деятельность предусматривает прогнозирование, планирование, разработку, оформление, предварительное рассмотрение, научную экспертизу законопроектов и внесение их в Совет народных депутатов Кемеровской области.

Самостоятельное законодательное регулирование в ряде субъектов РФ имеют процедуры официального опубликования и вступления в силу региональных законов. Примерами являются, в частности, Закон Калининградской области от 11.05.2011 № 3 «О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области»6, Закон Приморского края от06.08.2014 № 463-К3 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Приморского края»7.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, регулирующие процедуры антикоррупционной экспертизы (например, Закон Рязанской области от 28.12.2009 № 175-ОЗ «Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Рязанской области и нормативных правовых актов Рязанской области»8), общественного обсуждения (например, Закон Вологодской области от 30.01.2013 № 2980-ОЗ«Об общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов Вологодской области»9), вопросы проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (например, Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 216-V «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Республике Бурятия»10, Закон Рязанской области от 09.10.2014 № 60-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской иинвестиционной деятельности»11).

В части, не урегулированной нормами специальных законов в сфере правотворческой

3 Закон Волгоградской области от 09.12.2014 № 169-ОД «О нормативных правовых актах Волгоградской области» // Волгоградская правда. - 2014. - № 237.

4 Кодекс о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24.02.2009 № 25-ОЗ // Ведомости. - 2009. -№ 8/3.

5 Закон Кемеровской области от 23.06.2003 № 33-03 «О законодательной деятельности в Кемеровской области» // Кузбасс. - 2003. - № 120.

6 Закон Калининградской области от 11.05.2011 № 3 «О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области» // Калининградская правда (вкладыш «Официально»). - 2011. - № 85.

7 Закон Приморского края № 463-К3 от 06.08.2014 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Приморского края» //Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. - 2014. - № 89.

8 Закон Рязанской области от 28.12.2009 № 175-ОЗ «Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Рязанской области и нормативных правовых актов Рязанской области» // Рязанские ведомости. - 2009. - № 264-265.

9 Закон Вологодской области от 30.01.2013 2980-ОЗ «Об общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов Вологодской области» // Красный Север. - 2013. - № 18.

10 Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 216-У «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Республике Бурятия» // Собрание законодательства Республики Бурятия. - 2013. - № 12.

11 Закон Рязанской области от 09.10.2014 № 60-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской иинвестиционной деятельности» // Рязанские ведомости. - 2014. - № 191

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 2410-6070_

(законодательной) деятельности, законодательный процесс в субъектах Российской Федерации регулируется регламентами законодательных (представительных) органов, иными подзаконными актами.

Отметим, что регламенты как источники регулирования региональных правотворческих процедур играют огромное значение в анализируемых видах общественных отношений во всех регионах России. Но проблемы существуют и в практике регламентного регулирования. Федеральный закон № 184 в пункте 4 части 4 статьи 4, конституции и уставы субъектов предусматривают правозаконодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать свой регламент и решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

И. В. Гранкин анализируя функции регламентов Федерального парламента, дифференцирует их на регулятивную и защитную, их практическое значение заключается в том, что регламенты гарантируют самостоятельное осуществление палатами своих полномочий, не допускают вмешательства в их деятельность каких-либо государственных органов, навязывание ими своих актов в качестве регулятора деятельности правотворческого органа12. По нашему мнению, указанные функции аналогичны и по отношению к регламентам парламентов субъектов Федерации. Анализ регламента как подзаконного акта, юридическая сила которого распространяется на конкретный законотворческий орган, актуализируется вопрос о пределах его регулирования, которые, на практике часто нарушаются.

Так, например, Федеральный закон № 184 не содержит списка документов, вносимых совместно; не содержит такого перечня и Устав Волгоградской области, Закон области «О нормативных правовых актах Вологодской области» от 05.07.2012 также; данный перечень приведен лишь в Регламенте Волгоградской областной Думы13.

В итоге мы имеем ситуацию, при которой регулирующее воздействие оказывается регламентом не только на парламентских участников законодательного процесса, но и на внепарламентских субъектов законодательной инициативы.

Список использованной литературы:

1. Закон Кемеровской области от 23.06.2003 № 33-03 «О законодательной деятельности в Кемеровской области» // Кузбасс. - 2003. - № 120

2. Постановление Волгоградской областной Думы от 24.02.2005 № 5/77 О Регламенте Волгоградской областной Думы(ред. от 26.05.2011) [Электронный ресурс] http://volgoduma.ru (дата обращения 5 мая 2017 г.)

3. Вулаков, О.Н. Парламентское право России: Курс лекций / О.Н. Вулаков, И.Н. Рязанцев. - М.: Юстицинформ, 2007. - 715 с.

4. Кордик, Д.Н. Законодательный процесс в европейских государствах: ФРГ, Австрия, Швейцария, Россия (сравнительно-правовой анализ): Монография / Д.Н. Кордик. М., 2007.- 243 с.

5. Липатов, Э.Г. Компетенция органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правотворчества / под ред. В.В. Володина. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2009. - 265 с.

6. Артамонов, А.Н. Принципы законотворчества в законодательном процессе региональных парламентов /А.Н. Артамонов // Российская юстиция. - 2012. - № 10. - С. 20-25

7. Борсова, Ж.П. К вопросу о принципах законотворчества /Ж.П. Борсова // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 1. - С. 56-61

8. Гарашко, А.Ю. Проблема единой системы источников права /ЮА. Гарашко // История государства и права. - 2012. - № 21. - С. 24-28

9. Гранкин, И. В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания РФ /И.В. Гранкин // Журнал российского права. - 2003. - № 1. - С. 26-35

© Волкова К.С.,2017

12Гранкин, И. В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания РФ /И.В. Гранкин // Журнал российского права. - 2003. - № 1. - С. 26-35

13Постановление Волгоградской областной Думы от 24.02.2005 № 5/77 О Регламенте Волгоградской областной Думы(ред. от 26.05.2011) [Электронный ресурс] http://volgoduma.ru (дата обращения 5 мая 2017 г.).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 342

Волкова К. С.

студент ВолГУ г. Волгоград, РФ E-mail: [email protected]

КОНСТИТУЦИЯ РФ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ КАК ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В данной статье рассказывается о правотворческой политики Российской Федерации на Региональном уровне, перечисляются основные стадии законодательного процесса. Говорится о нормах нормах, касающиеся законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, дифференцируются на две группы, объединяющие нормы-принципы, в том числе общеправовые, и нормы-инструменты.

Ключевые слова

Конституция РФ, Федеральные законы, основа регионального законодательного процесса, Конституционные нормы, нормативные акты регионального уровня

Правотворческая политика в Российской Федерации на региональном уровне охватывает деятельность по обеспечению законодательного процесса в ее субъектах. При этом важно учитывать, что Конституция РФ14 предоставляет своим субъектам право на издание законов, что предполагает соблюдение общепризнанных стандартов законотворчества на местах. Специфика региональной правотворческой политики заключается в том, что она представляет собой, с одной стороны, научно обоснованную, планомерную и системную деятельность различных участников правотворческого процесса регионального уровня, а с другой - она выступает средством управления территориями, с помощью которого формируется стратегия и тактика их правового регулирования. Исходя из этого продолжает оставаться актуальной задача по созданию стройной системы регионального законодательства и преодолению возможных внутренних юридических коллизий.

Правовой основой законодательного процесса в регионах является, прежде всего, Конституция Российской Федерации (ст. 5, 72, 73, 76).

Следует согласиться с мнением, что целью Конституции РФ не является детальное регулирование всей общественной жизни, а также отношений, возникающих при осуществлении регионального законодательного процесса. Основной закон фиксирует принципы деятельности и базовые инструменты для разрешения конфликтных ситуаций15. Соответственно нормы, касающиеся законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, дифференцируются на две группы, объединяющие нормы-принципы, в том числе общеправовые, и нормы-инструменты.

В первую группу включаются нормы 1 главы Конституции РФ, посвященные основам конституционного строя нашего государства. По своей сути - это концентрированно сформулированные основные начала, образующие идейную и нормативно-правовую базу для всей системы конституционного строя. Вторая глава Основного закона содержит глобальные принципы для законодательства субъектов Федерации. Конституционные нормы по тематике нашего исследования сосредоточены во второй группе, к которой относится главу 3 Конституции РФ, а именно статью 66, устанавливающую необходимость принятия высших нормативных актов регионального уровня, образующих механизм отношений между отдельными субъектами Федерации. Блок статей 71-72-73 Конституции РФ, разграничивающих предметы ведения РФ и субъектов, тем самым очерчивающих круг правовых компетенций субъект Российской

"Конституция РФ от 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014 г.) // СЗ РФ. - 2014. - № 30. - Ст. 4202.

15 Пискунова, Е.А. Правовое регулирование законодательно процесса в субъектах российской Федерации // Е.А. Пискунова // Грамота. - 2014. - № 3. - С. 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.