Научная статья на тему 'Конституция РФ и федеральные законы как основа регионального законодательного процесса'

Конституция РФ и федеральные законы как основа регионального законодательного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
316
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова К. С.

В данной статье рассказывается о правотворческой политики Российской Федерации на Региональном уровне, перечисляются основные стадии законодательного процесса. Говорится о нормах нормах, касающиеся законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, дифференцируются на две группы, объединяющие нормы-принципы, в том числе общеправовые, и нормы-инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституция РФ и федеральные законы как основа регионального законодательного процесса»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 342

Волкова К. С.

студент ВолГУ г. Волгоград, РФ E-mail: christine33@yandex.ru

КОНСТИТУЦИЯ РФ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ КАК ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В данной статье рассказывается о правотворческой политики Российской Федерации на Региональном уровне, перечисляются основные стадии законодательного процесса. Говорится о нормах нормах, касающиеся законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, дифференцируются на две группы, объединяющие нормы-принципы, в том числе общеправовые, и нормы-инструменты.

Ключевые слова

Конституция РФ, Федеральные законы, основа регионального законодательного процесса, Конституционные нормы, нормативные акты регионального уровня

Правотворческая политика в Российской Федерации на региональном уровне охватывает деятельность по обеспечению законодательного процесса в ее субъектах. При этом важно учитывать, что Конституция РФ14 предоставляет своим субъектам право на издание законов, что предполагает соблюдение общепризнанных стандартов законотворчества на местах. Специфика региональной правотворческой политики заключается в том, что она представляет собой, с одной стороны, научно обоснованную, планомерную и системную деятельность различных участников правотворческого процесса регионального уровня, а с другой - она выступает средством управления территориями, с помощью которого формируется стратегия и тактика их правового регулирования. Исходя из этого продолжает оставаться актуальной задача по созданию стройной системы регионального законодательства и преодолению возможных внутренних юридических коллизий.

Правовой основой законодательного процесса в регионах является, прежде всего, Конституция Российской Федерации (ст. 5, 72, 73, 76).

Следует согласиться с мнением, что целью Конституции РФ не является детальное регулирование всей общественной жизни, а также отношений, возникающих при осуществлении регионального законодательного процесса. Основной закон фиксирует принципы деятельности и базовые инструменты для разрешения конфликтных ситуаций15. Соответственно нормы, касающиеся законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, дифференцируются на две группы, объединяющие нормы-принципы, в том числе общеправовые, и нормы-инструменты.

В первую группу включаются нормы 1 главы Конституции РФ, посвященные основам конституционного строя нашего государства. По своей сути - это концентрированно сформулированные основные начала, образующие идейную и нормативно-правовую базу для всей системы конституционного строя. Вторая глава Основного закона содержит глобальные принципы для законодательства субъектов Федерации. Конституционные нормы по тематике нашего исследования сосредоточены во второй группе, к которой относится главу 3 Конституции РФ, а именно статью 66, устанавливающую необходимость принятия высших нормативных актов регионального уровня, образующих механизм отношений между отдельными субъектами Федерации. Блок статей 71-72-73 Конституции РФ, разграничивающих предметы ведения РФ и субъектов, тем самым очерчивающих круг правовых компетенций субъект Российской

"Конституция РФ от 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014 г.) // СЗ РФ. - 2014. - № 30. - Ст. 4202.

15 Пискунова, Е.А. Правовое регулирование законодательно процесса в субъектах российской Федерации // Е.А. Пискунова // Грамота. - 2014. - № 3. - С. 122.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

Федерации. Статья 76 Основного закона определяет видовой ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в рамках законодательного процесса, закрепляя принцип необходимости соответствия законов различных уровней. Поэтому встречающиеся суждения по поводу изменения конституционного текста, обвинения его в слишком поверхностном регулировании, конечно же, несостоятельны16.

Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации в своих основах урегулирована нормами Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»17. В главе II указанного Федерального закона регламентированы право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ (ст. 6), порядок принятия данным органом нормативных правовых актов (ст. 7), порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (ст. 8).

Именно на перечисленные нормы ссылаются суды, оценивая законность принятия того или иного регионального нормативного акта.18

Однако наличие указанного Федерального закона не позволяет учесть всех особенностей и специфики законотворческого процесса в субъектах РФ, которые отличаются по географическому, социально-

19

экономическому, национальному, историческому и другими критериям19.

Федеральный и региональный законодательный процессы во многом схожи, включают в себя как несколько основных этапов, так и ряд факультативных этапов.

К числу основных стадий законодательного процесса относятся:

1) внесение проекта закона в законодательный (представительный) органов порядке законодательной инициативы и принятие его к рассмотрению законодательным органом;

2) рассмотрение законопроекта и принятие закона;

3) обнародование высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации закона, принятого законодательным (представительным) органом, и официальное опубликование закона;

4) вступление закона в силу.

В случае разногласий и преодолении вето второй платы, Президента Российской Федерации или главы субъекта РФ возникает факультативный этап.

В таком случае если региональное законодательство опережает общероссийское, то надо подтягивать федеративное законодательство с целью использования регионального нормативного опыта.

Для субъектов Российской Федерации право принимать законы и другие нормативные акты является относительно новым. Возможны случаи, когда правотворческая политика субъектов РФ по некоторым направлениям опережает общефедеральную, и в регионах могут действовать законы, опережающие правотворчество государства. В таком случае если региональное законодательство опережает общероссийское, то надо подтягивать федеративное законодательство с целью использования регионального нормативного опыта. Поэтому «единственным выходом является предположение идеи существования системы (модели в сознании исследователя), далее - экстраполяция общесистемных свойств на данную модель и выделение иных (уникальных для данной системы) системных свойств и системообразующих

16 Пискунова, Е.А. Правовое регулирование законодательно процесса в субъектах российской Федерации /Е.А. Пискунова // Грамота. - 2014. - № 3. - С. 124.

17 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. о 28.03.2017) // СЗ РФ. -1999. - № 42. - Ст. 5005; 2017. - № 14. - Ст. 2001.

18 Определение Верховного Суда РФ от 26.06.2013 № 44-АПГ13-7 «Об отмене решения Пермского краевого суда от 06.02.2013 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абз. второго, третьего, четвертого, пятого, шестого и седьмого ч. 1 ст. 47 Закона Пермского края от 12.10.2007 № 111-ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2013. - № 8. - С. 54.

19Гокова, О.Б. Разработка унифицированной процедуры регионального законодательного процесса в России / О.Б. Гокова, М.А. Мирошниченко // Проблемы становления общества и экономики, основанных на знании: неоиндустриализация и методы исследования: Сборник научных статей молодых исследователей, Краснодар, 2016. -С. 43.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

элементов»20. При отсутствии такой системы значимым может стать анализ системных свойств источника права, что позволит понять его характеристику и особенности. Список использованной литературы:

1. Закон Ростовской области от 03.03.2014 № 121-ЗС «О гражданской инициативе Ростовской области» // Наше время. - 2014. - № 80;

2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 216-V «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Республике Бурятия» // Собрание законодательства Республики Бурятия. - 2013. - № 12;

3. Закон Вологодской области от 30.01.2013 № 2980-0З «Об общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов Вологодской области» // Красный Север. - 2013. - № 18;

4. Закон Калининградской области от 11.05.2011 № 3 «О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области» // Калининградская правда (вкладыш «Официально»). - 2011. - № 85;

5. Закон Рязанской области от 28.12.2009 № 175-ОЗ «Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Рязанской области и нормативных правовых актов Рязанской области» // Рязанские ведомости. - 2009. - № 264-265;

6. Кодекс о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24.02.2009 № 25-ОЗ // Ведомости. - 2009. - № 8/3;

7. Закон Кемеровской области от 23.06.2003 № 33-ОЗ «О законодательной деятельности в Кемеровской области» // Кузбасс. - 2003. - № 120;

©Волкова К.С.,2017

УДК 34

А.Е. Киктева

Магистрант ДВФ ФГБОУВО «РГУП» г. Хабаровск, Российская Федерация

ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛВНОЙ ОТВЕТСВЕЕНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются понятие основания освобождения от уголовной ответственности, условия о совершении преступления, рассматривается необходимость совершенствования уголовного законодательства

Ключевые слова

Уголовная ответственность, основания освобождения от уголовной ответственности

Понятие ответственности вообще - это центральное понятие правовой науки, разработкой которого занималось множество ученых. Правовая ответственность является разновидностью социальной ответственности, ввиду чего во всех существенных моментах она обладает теми же свойствами.

В русском языке слово ответственность имеет несколько толкований. Так, с одной стороны говорится о слове «ответственный», то есть речь идет о чувстве долга. С другой стороны, об ответственности говорят как о необходимости или обязанности отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях или поступках.

20Гарашко, А.Ю. Проблема единой системы источников права /ЮА. Гарашко // История государства и права. - 2012. -№ 21. - С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.