Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2013
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
Рахманин Намиг Таирович
Rahmanin Namig НОУ ВПО ИГУПИТ, филиал в го. Электросталь
Electostal branch
Директор филиала НОУ ВПО ИГУПИТ в г.о. Электросталь
branch Director in Electostal Кандидат исторических наук Ph.D. in History E-Mail: [email protected]
О правовом ресурсообеспечении финансового законотворчества на федеральном, региональном и местном уровнях
About legal resourcing of financial lawmaking at the federal, regional and local levels
Аннотация: В настоящее время назрела настоятельная необходимость и
целесообразность особое внимание уделить соответствующим законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые могут приобретать жизнедеятельную силу, становиться источником и формой права в общем механизме правового регулирования с другими элементами нормативных правовых актов государства основываясь на взаимодействии и взаимообусловленности различных по юридической силе актов. Оценить правовую значимость нормативного правового акта субъекта Российской Федерации необходимо на стадии правотворческого процесса, поскольку качество акта и его эффективность зависят от совокупности важнейших требований. Процесс совершенствования правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации должен осуществляться одновременно с усилением контроля и ответственности за подготовку и принятие законных и обоснованных нормативных правовых актов.
В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации нередки случаи придания формы закона акту типично управленческого содержания, часто отсутствуют системные связи.
Цели, задачи и предмет правового регулирования акта необходимо проанализировать на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина.
The Abstract: Currently, there is an urgent need and feasibility to pay special attention to the relevant laws and other normative legal acts of the Russian Federation, which can acquire the vital activity, and become a source of law in the form of the general mechanism of legal regulation with the other elements of regulatory legal acts of the State based on the interaction and interdependence between various legal acts. Evaluate legal significance of the normative legal act of the Russian Federation is important on stage of law-making process, as the quality of the act and its effectiveness depends on a combination of the most important requirements. The process of improving the legislative activities of the Russian Federation should be carried out simultaneously with the strengthening of control and responsibility for the preparation and adoption of the legitimate and reasonable regulations. In the normative legal acts of the Russian Federation is not unusual to make a typical management act in a shape of law, often without any systematic relationship. The goals, objectives and the subject of legal regulation of the act should be analyzed for compliance with principles of the constitutional system of the Russian Federation, the respect of fundamental rights and freedoms of man and citizen.
Ключевые слова: Правовое обеспечение; хозяйственная деятельность; финансовое право; финансовая деятельность; финансовый контроль; управление хозяйствующим субъектом; законодательные основы; эффективность.
Keywords: Legal support, business operations, financial law, financial activities, financial control, management of the economic entity, the legislative framework; efficiency.
***
Тот факт, что Россия является федеральным государством, предполагает, что одной из важнейших функций управления, а, следовательно, и финансового контроля должно быть обеспечение оптимального сочетания интересов Федерации в целом и ее субъектов.
Согласно Конституции Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами [1]:
а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При существующих нормах права не вызывает сомнения положение о том, что назрела настоятельная необходимость и целесообразность особое внимание уделить соответствующим законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые могут приобретать жизнедеятельную силу, становиться источником и формой права в общем механизме правового регулирования с другими элементами нормативных правовых актов государства основываясь на взаимодействии и взаимообусловленности различных по юридической силе актов.
Между тем оценить правовую значимость нормативного правового акта субъекта Российской Федерации возможно и необходимо уже на стадии правотворческого процесса, поскольку качество акта и, следовательно, его эффективность зависят от совокупности важнейших требований, а именно: установление субъектов правотворчества на различных стадиях этого процесса; правильный выбор вида акта в зависимости от содержания правового материала; четкость, логичность структуры; надлежащее выполнение важнейших условий подготовки, рассмотрения (согласования), принятия и обнародования закона или иного нормативного правового акта.
Процесс совершенствования правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации должен осуществляться одновременно с усилением контроля и ответственности за подготовку и принятие законных и обоснованных нормативных правовых актов, причем законность - это не только соответствие актов федеральному и региональному законодательству, но и обеспечение единого правового пространства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 N 1486 (ред. от 18.01.2010) "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 N 904 (ред. от 20.02.2010) "Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федеральный регистр. Целью федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации является обеспечение контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создание условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.
Дополнительными сведениями могут быть экспертные заключения. Юридическую экспертизу в Минюсте России проводят:
• территориальные органы Минюста России:
• управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации;
• управления Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам;
• Департамент законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов Минюста России.
При необходимости к проведению юридической экспертизы в установленном порядке могут быть привлечены другие подразделения центрального аппарата Минюста России, учреждения Минюста России.
В отдельных наиболее сложных случаях в установленном порядке либо по согласованию к проведению юридической экспертизы могут привлекаться научные и иные организации [2].
Немаловажная роль при этом отводится значительной части решений Конституционного Суда Российской Федерации - судебного органа конституционного контроля, приходящихся на долю постановлений и определений по делам о проверке конституционности правовых актов субъектов Российской Федерации; решений верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов по делам об оспаривании
правовых актов; судебные постановления, вынесенные по кассационным и надзорным жалобам на эти решения, независимо от результата рассмотрения жалоб; решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по делам о проверке соответствия правовых актов конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, а также о толковании конституций (уставов) субъектов Российской Федерации; информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении правовых актов (протесты и представления); указы Президента Российской Федерации о приостановлении действия правового акта; указы Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и другим сведениям.
Правовой акт должен представлять собой нормативную модель будущего с опережающим отражением процессов, на которые он призван воздействовать.
При этом закон или иной нормативный правовой акт должен быть ресурсно обеспечен, то есть соответствовать социальным условиям, финансовым возможностям региона, уровню правознания граждан, а также получить поддержку государственных и общественных организаций. Тут не обойтись без оценки факторов влияния, различаемых по радиусу действия, по содержанию и направленности. И тогда, предвидя их воздействие, положительные факторы нужно усиливать, отрицательные - ослаблять или нейтрализовать.
Кроме того, необходимо, чтобы предмет правового регулирования был четким, значимым, стабильным и системным.
Однако в действительности многие принимаемые нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации либо не имеют собственного предмета регулирования, либо вторгаются в предмет регулирования других нормативных правовых актов.
К сожалению, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации нередки случаи придания формы закона акту типично управленческого содержания, часто отсутствуют системные связи. Между тем системность предполагает:
а) определение точного места будущего акта в системе нормативных правовых актов;
б) соответствие его положений установленному разграничению предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71,72,73,76 Конституции Российской Федерации);
в) адекватность формы законодательного, иного нормативного правового акта предмету его регулирования (конституционный закон, кодекс, закон, постановление);
г) обеспечение правильного соотношения между законами и подзаконными актами, недопустимость преувеличенного, искусственного расширения объема правотворческой компетенции как за счет предметов ведения органов исполнительной власти, так и конституционной компетенции законодательного органа субъекта Федерации.
При оценке формы акта следует иметь в виду, что в некоторых случаях федеральным законодательством конкретно устанавливается, в какой форме должен быть принят акт по определенному вопросу. Исчерпывающий перечень таких вопросов установлен ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Оценка соответствия содержания акта федеральному законодательству должна включать в себя рассмотрение:
а) целей и задач нормативного правового акта;
б) предмета правового регулирования;
в) состояния правового регулирования в адресной сфере отношений;
г) компетенции органа, принявшего акт;
д) конкретных правовых норм, содержащихся в акте субъекта Российской Федерации;
е) порядка опубликования и вступления в силу нормативного правового акта.
Цели, задачи и предмет правового регулирования акта необходимо проанализировать на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина.
Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации [3].
При изучении состояния правового регулирования элементного состава в определенной сфере важно установить, во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом (иным федеральным актом) принят нормативный правовой акт, соответствуют ли правовые основания, обусловливающие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве.
В целях изучения состояния правового регулирования важно проанализировать не только федеральные законы и подзаконные акты, но и решения Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных органов судебной власти Российской Федерации.
Наличие в правотворчестве субъектов Российской Федерации «узких мест» и нерешенных проблем свидетельствует о том, что регулятивные возможности нормативных правовых актов субъектов Федерации находятся в прямой зависимости от совершенствования правотворческих процессов и его организационно - правового обеспечения и требует реального усиления ответственности должностных лиц субъектов Российской Федерации за законность и качество принимаемых нормативных правовых актов.
Хотя ст. 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также в ряде субъектов установлена ответственность за нарушения Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, нормы эти фактически не действуют.
Соблюдению иерархии нормативных правовых актов послужит, по нашему глубокому убеждению, и обязательный характер экспертных заключений органов юстиции для законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2013
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
В этой связи интересен опыт европейских стран, в которых конституционно установлено, что правовая экспертиза, проводимая Министерством юстиции, является обязательной.
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // СПС КонсультантПлюс/
2. Приказ Минюста РФ от 31.12.2012 N 87 "Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999.
Рецензент: Гулаков Николай Васильевич, первый заместитель Генерального директора ОАО «Центродорстрой», кандидат экономических наук.
ЛИТЕРАТУРА