Научная статья на тему 'Индивидуальный образовательный маршрут учителя как средство повышения профессиональной компетентности'

Индивидуальный образовательный маршрут учителя как средство повышения профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2034
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашарина Е.А.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессиональной компетентности педагога. В качестве средства повышения профессиональной компетентности выбран индивидуальный образовательный маршрут учителя. Выделены и описаны характерные особенности индивидуального образовательного маршрута педагога и представлены рекомендации по его построению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный образовательный маршрут учителя как средство повышения профессиональной компетентности»

и истощаемости нервной системы. Даже небольшое умственное напряжение вызывает переутомление нервных клеток и детям становится недоступным изучение школьной программы.

У чрезмерно подвижных детей, которых называют гиперактивными поведение также обусловлено слабостью центральной нервной системы, только у них страдают в первую очередь процессы торможения, тогда как у медлительных детей ослаблены процессы возбуждения.

Во всех случаях неуспевающие ученики должны быть обследованы в педагогическом и медицинском плане.

Список использованной литературы:

1. Осолодкова Е.В. Особенности обучения медлительных детей в школе // Тр. междунар. конф. « Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики»/ НИЦ «Аэтерна». - Пермь, 2016.- С. 70-72.

2. Осолодкова, Е.В. Диагностика готовности и адаптация детей к обучению в школе: учебное пособие/ Е. В. Осолодкова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2016. -198 с.

© Осолодкова Е.В., 2017

УДК37.08

Е.А.Пашарина

Магистр 2 года обучения направления «Управление качеством образования» ФГБОУ ВПО «ТГПУ им.Л.Н.Толстого»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессиональной компетентности педагога. В качестве средства повышения профессиональной компетентности выбран индивидуальный образовательный маршрут учителя. Выделены и описаны характерные особенности индивидуального образовательного маршрута педагога и представлены рекомендации по его построению.

Ключевые слова

Профессиональная компетентность учителя, индивидуальный образовательный маршрут.

Реформы современного образования в России направлены на повышение качества образования и личностное развитие обучающихся. Одной из составляющих качества образования является профессиональная компетентность педагога. На это в своих работах указывают такие ученые как Бордовский Г.А., Граничина О.А., Трапицын С.Ю., Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С., Субетто А.И. и другие.

На данном этапе развития педагогической науки существует большое количество определений понятия «качества образования». В своей работе мы будем придерживаться определения Шмыревой Н.А., Губановой М.И., Крецан З.В.: «Качество образования - совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося». Из этого определения следует, что основными факторами, влияющими на качество образования, являются преподавательский состав, учебно-методическое обеспечение, материально-техническая база, интеллектуальный потенциал учебного заведения и учащиеся и выпускники [4, с.47].

Образование можно считать качественным, если образовательные результаты учащихся соответствуют требованиям ФГОС и отвечают запросам потребителей (родителей, учащихся, общества), уровень профессиональной подготовки учителей позволяет достигать обучающимся заданных образовательных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

результатов. Таким образом, можем говорить, что качество образования, во многом, зависит от профессиональной компетентности педагога.

Занина Л.В., Меньшикова Н.П. в своей работе определяют профессиональную компетентность учителя как совокупность индивидуальных свойств личности, которые состоят в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и способствуют созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося [1, с. 102].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что не существует строго установленного перечня профессиональных компетентностей педагога. Так, например, Кричевский В.Ю. выделяет 4 компетентности: функциональную, интеллектуальную, ситуативную и социальную. Н.В. Кузьмина в своих работах описывает специальную, методическую, психолого-педагогическую и аутопсихологическую (рефлексии педагогической деятельности) компетентности [2, с.173]. В своей работе мы придерживаемся подхода доктора педагогических наук Симоненко В.Д. Он выделяет следующие основные компоненты профессиональной компетентности учителя:

- социально-правовую (взаимодействия и профессионального общения);

- персональную (стремление к профессиональному росту и совершенствованию в профессиональной деятельности);

- специальную (способность к самостоятельному выполнению профессиональных задач);

- аутокомпетентность (умение адекватно оценивать свою профессиональную деятельность);

- экстремальную (готовность решать профессиональные задачи в усложнившихся, экстремальных условиях) [3].

Опираясь на требования профессионального стандарта педагога к профессиональным функциям учителя считаем необходимым добавить в компонентный состав информационно-коммуникативный компонент.

Одним из средств достижения высокого уровня профессиональной компетентности учителя является индивидуальный образовательный маршрут педагога.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога, по мнению Ястребовой Г. А. и Цветковой Г. В., представляет собой целенаправленную проектируемую дифференцируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития [5]. Целью и соответственно результатом реализации индивидуального образовательного маршрута любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога.

Индивидуальный образовательный маршрут строится педагогом исходя из личных образовательных потребностей, профессиональных затруднений или методических сложностей, возникающих в педагогической деятельности. Опираясь на них, педагог ставит цели и подбирает содержание, методы и формы профессионального самосовершенствования и самообразования. Это могу быть курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, конференции, мастер-классы, участие в методических объединениях, научная деятельность педагога, самообразование.

Работа по индивидуальному маршруту отслеживается с помощью «дорожной карты», в которой фиксируется работа педагога, направленная на достижение поставленных целей и сроки выполнения. По мере продвижения по «дорожной карте» педагог фиксирует свои достижения (сертификаты, методические разработки, публикации, технологические карты, эссе и т.п.).

Рассмотрим один из вариантов построения индивидуального образовательного маршрута педагога, направленного на развитие ИКТ-компетентности. Цель - формирование компетентности в области использования современных информационно-коммуникационных средств в образовательной деятельности.

Первый этап - диагностика уровня владения современными информационно-коммуникационными средствами. Выделение проблемных зон и несформированных умений.

Второй этап - составление индивидуальной образовательной траектории, определение методов, приемов, форм работы учителя, направлений самообразования.

Третий этап - реализация индивидуального образовательного маршрута. Самостоятельная работа с

информационными источника и курсы повышения квалификации с целью повышения знаниевого компонента. Участие в научно-методических семинарах, конференциях, творческих объединениях учителей, проведение открытых мероприятий, мастер-классов для формирования деятельностного компонента.

Четвертый этап - рефлексивный анализ, позволяет определить достижения учителя по отдельным направлениям построенного маршрута и внести коррективы в дальнейшую работу.

На следующем этапе продолжаем реализацию индивидуальной траектории формирования заявленной компетентности.

Итогом работы считаем творческий отчет учителя, который может быть представлен в форме портфолио, методических разработок, организации и проведения методического семинара или мастер-класса.

При реализации индивидуального образовательного маршрута очень важна помощь и поддержка со стороны администрации и коллег. Только при объединении усилий всего педагогического коллектива образовательной организации возможно эффективное развитие профессиональной компетентности учителей.

Список использованной литературы:

1. Занина Л.В. Основы педагогического мастерства: учеб. Пособие / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. -Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 288 с.

2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.

3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - URL: http://elibrary.bsu.az/books_163/N_97.pdf

4. Шмырева Н.А. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития / Н.А. Шмырева, М.И. Губанова, З.В. Крецан. - Кемерово, 2002. - 100 с.

5. Ястребова Г. А. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта педагога / Г. А. Ястребова, Г. В. Цветкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 25. -С. 26-30. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55249.htm.

© Пашарина Е.А., 2017

УДК 378.1

О.В. Перевозова

канд. пед. наук, кафедра менеджмента и маркетинга Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Челябинск, Российская Федерация

УПРАВЛЕНИЕ ВЫБОРОМ ТИПА ПРОФЕССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СТУДЕНТА

Аннотация

В статье рассматриваются профессионально-ориентированные типы личностей, выявляющиеся при помощи вопросника, который представляет собой модификацию теста американского профессора Дж. Холланда, основанного на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, и призванного помочь выбрать профессию с учетом личностных особенностей.

Ключевые слова

Люди, тип личности, профессии, деятельность, качества, предпочтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.