и истощаемости нервной системы. Даже небольшое умственное напряжение вызывает переутомление нервных клеток и детям становится недоступным изучение школьной программы.
У чрезмерно подвижных детей, которых называют гиперактивными поведение также обусловлено слабостью центральной нервной системы, только у них страдают в первую очередь процессы торможения, тогда как у медлительных детей ослаблены процессы возбуждения.
Во всех случаях неуспевающие ученики должны быть обследованы в педагогическом и медицинском плане.
Список использованной литературы:
1. Осолодкова Е.В. Особенности обучения медлительных детей в школе // Тр. междунар. конф. « Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики»/ НИЦ «Аэтерна». - Пермь, 2016.- С. 70-72.
2. Осолодкова, Е.В. Диагностика готовности и адаптация детей к обучению в школе: учебное пособие/ Е. В. Осолодкова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2016. -198 с.
© Осолодкова Е.В., 2017
УДК37.08
Е.А.Пашарина
Магистр 2 года обучения направления «Управление качеством образования» ФГБОУ ВПО «ТГПУ им.Л.Н.Толстого»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессиональной компетентности педагога. В качестве средства повышения профессиональной компетентности выбран индивидуальный образовательный маршрут учителя. Выделены и описаны характерные особенности индивидуального образовательного маршрута педагога и представлены рекомендации по его построению.
Ключевые слова
Профессиональная компетентность учителя, индивидуальный образовательный маршрут.
Реформы современного образования в России направлены на повышение качества образования и личностное развитие обучающихся. Одной из составляющих качества образования является профессиональная компетентность педагога. На это в своих работах указывают такие ученые как Бордовский Г.А., Граничина О.А., Трапицын С.Ю., Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С., Субетто А.И. и другие.
На данном этапе развития педагогической науки существует большое количество определений понятия «качества образования». В своей работе мы будем придерживаться определения Шмыревой Н.А., Губановой М.И., Крецан З.В.: «Качество образования - совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося». Из этого определения следует, что основными факторами, влияющими на качество образования, являются преподавательский состав, учебно-методическое обеспечение, материально-техническая база, интеллектуальный потенциал учебного заведения и учащиеся и выпускники [4, с.47].
Образование можно считать качественным, если образовательные результаты учащихся соответствуют требованиям ФГОС и отвечают запросам потребителей (родителей, учащихся, общества), уровень профессиональной подготовки учителей позволяет достигать обучающимся заданных образовательных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
результатов. Таким образом, можем говорить, что качество образования, во многом, зависит от профессиональной компетентности педагога.
Занина Л.В., Меньшикова Н.П. в своей работе определяют профессиональную компетентность учителя как совокупность индивидуальных свойств личности, которые состоят в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и способствуют созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося [1, с. 102].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что не существует строго установленного перечня профессиональных компетентностей педагога. Так, например, Кричевский В.Ю. выделяет 4 компетентности: функциональную, интеллектуальную, ситуативную и социальную. Н.В. Кузьмина в своих работах описывает специальную, методическую, психолого-педагогическую и аутопсихологическую (рефлексии педагогической деятельности) компетентности [2, с.173]. В своей работе мы придерживаемся подхода доктора педагогических наук Симоненко В.Д. Он выделяет следующие основные компоненты профессиональной компетентности учителя:
- социально-правовую (взаимодействия и профессионального общения);
- персональную (стремление к профессиональному росту и совершенствованию в профессиональной деятельности);
- специальную (способность к самостоятельному выполнению профессиональных задач);
- аутокомпетентность (умение адекватно оценивать свою профессиональную деятельность);
- экстремальную (готовность решать профессиональные задачи в усложнившихся, экстремальных условиях) [3].
Опираясь на требования профессионального стандарта педагога к профессиональным функциям учителя считаем необходимым добавить в компонентный состав информационно-коммуникативный компонент.
Одним из средств достижения высокого уровня профессиональной компетентности учителя является индивидуальный образовательный маршрут педагога.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога, по мнению Ястребовой Г. А. и Цветковой Г. В., представляет собой целенаправленную проектируемую дифференцируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития [5]. Целью и соответственно результатом реализации индивидуального образовательного маршрута любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога.
Индивидуальный образовательный маршрут строится педагогом исходя из личных образовательных потребностей, профессиональных затруднений или методических сложностей, возникающих в педагогической деятельности. Опираясь на них, педагог ставит цели и подбирает содержание, методы и формы профессионального самосовершенствования и самообразования. Это могу быть курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, конференции, мастер-классы, участие в методических объединениях, научная деятельность педагога, самообразование.
Работа по индивидуальному маршруту отслеживается с помощью «дорожной карты», в которой фиксируется работа педагога, направленная на достижение поставленных целей и сроки выполнения. По мере продвижения по «дорожной карте» педагог фиксирует свои достижения (сертификаты, методические разработки, публикации, технологические карты, эссе и т.п.).
Рассмотрим один из вариантов построения индивидуального образовательного маршрута педагога, направленного на развитие ИКТ-компетентности. Цель - формирование компетентности в области использования современных информационно-коммуникационных средств в образовательной деятельности.
Первый этап - диагностика уровня владения современными информационно-коммуникационными средствами. Выделение проблемных зон и несформированных умений.
Второй этап - составление индивидуальной образовательной траектории, определение методов, приемов, форм работы учителя, направлений самообразования.
Третий этап - реализация индивидуального образовательного маршрута. Самостоятельная работа с
информационными источника и курсы повышения квалификации с целью повышения знаниевого компонента. Участие в научно-методических семинарах, конференциях, творческих объединениях учителей, проведение открытых мероприятий, мастер-классов для формирования деятельностного компонента.
Четвертый этап - рефлексивный анализ, позволяет определить достижения учителя по отдельным направлениям построенного маршрута и внести коррективы в дальнейшую работу.
На следующем этапе продолжаем реализацию индивидуальной траектории формирования заявленной компетентности.
Итогом работы считаем творческий отчет учителя, который может быть представлен в форме портфолио, методических разработок, организации и проведения методического семинара или мастер-класса.
При реализации индивидуального образовательного маршрута очень важна помощь и поддержка со стороны администрации и коллег. Только при объединении усилий всего педагогического коллектива образовательной организации возможно эффективное развитие профессиональной компетентности учителей.
Список использованной литературы:
1. Занина Л.В. Основы педагогического мастерства: учеб. Пособие / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. -Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 288 с.
2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.
3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - URL: http://elibrary.bsu.az/books_163/N_97.pdf
4. Шмырева Н.А. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития / Н.А. Шмырева, М.И. Губанова, З.В. Крецан. - Кемерово, 2002. - 100 с.
5. Ястребова Г. А. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта педагога / Г. А. Ястребова, Г. В. Цветкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 25. -С. 26-30. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55249.htm.
© Пашарина Е.А., 2017
УДК 378.1
О.В. Перевозова
канд. пед. наук, кафедра менеджмента и маркетинга Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Челябинск, Российская Федерация
УПРАВЛЕНИЕ ВЫБОРОМ ТИПА ПРОФЕССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СТУДЕНТА
Аннотация
В статье рассматриваются профессионально-ориентированные типы личностей, выявляющиеся при помощи вопросника, который представляет собой модификацию теста американского профессора Дж. Холланда, основанного на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, и призванного помочь выбрать профессию с учетом личностных особенностей.
Ключевые слова
Люди, тип личности, профессии, деятельность, качества, предпочтения.