Вестник «öp.fiey»-kst
в; s х
<c
m
о
СП £
w
о в; s
l-ч
о
4 о
X X ш Е-
5 в;
S Рч
о
ш Е-
Е.Н. Банникова,
методист Костанайского колледжа автомобильного транспорта
He?i)?i свздер: жолдар, кезец-дер, цуз1ретппл1к, пцрлер/', sdi-cmepi, Kdci6u цызмет.
Ключевые слова: пути, этапы, компетентность, формы, методы, профессиональная деятельность.
Keywords: ways, stages, competence, forms, methods, professional activity.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Ацдатпа
Педагогтармен эдютемелш кызмет жумысынын ерекшелштер1 карастырылады. Kaciön тэяарибеш жинактау, жеке кэсюи сапаны дамытуга жетелей-т1н педагогтардьщ кэс1би кузАреттшгш дамыту эдь CTepi, турлер1 айтылады.
Аннотация
Рассматриваются особенности работы методической службы с педагогами. Освещаются формы, методы развития профессиональной компетентности педагогов, которые ведут к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта.
Annotation
Features of the methodical work with teachers are considered. The forms, methods of development of professional competence of teachers, which lead to development of individual professional qualities, accumulation of professional experience, are covered.
« Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»
К. Д. Уишнский
Изменения в образовательной политике Казахстана, модернизация образования определили новое понимание профессиональной компетентности педагога. Современного педагога, которого по праву можно назвать профессионалом, - это «...исследователь, способный к научной деятельности и постоянному саморазвитию». Основная цель современного образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную вос-
питывать личность в современном, динамично метающемся мире. Считается, что для того, чтобы стать компетентным специалистом, в том числе и в педагогической деятельности, необходимо овладеть ее ключевыми компетенциями - базовыми и специальными.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в метающейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в цикловых комиссиях, творческих группах;
2. Исследовательская деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
6. Трансляция собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ и др.
Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием колледжа, что способствует развитию его профессионализма.
Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных ка-
честв, накоплению профессионального опыта.
По мнению исследователей можно выделить следующие этапы формирования профессиональной компетентности:
• самоанализ и осознание необходимости;
• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
• самопроявление, анализ, самокорректировка.
Сегодня, говоря о степени владения педагогом своей профессией, употребляют множество терминов: профессионализм, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, педагогическое искусство, квалификация, причем зачастую происходит смешение данных понятий. В свете активного обсуждения проблемы компетентностного подхода как приоритетной образовательной стратегии в условиях модернизации образования особый интерес представляет профессиональная компетентность, которая является ведущим компонентом профессионального потенциала личности.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей, а для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Профессиональная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. Высшим компонентом личности преподавателя является профессиональная компетентность.
Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный смысл ее решения сводится к триаде «Мыслить - Действовать - Мыслить».
В результате профессиональная компетентность педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности.
Очевидно, что сегодня знания превращаются из цели образования в средство, призванное научить человека образовываться и развиваться в течение всей жизни.
в; К х
<с
т
о
СП
я
ш О в; х
и
О §
X X ш Е-
к
в; X Рч
о
ш Е-
в; х х
<с
т
о
СП
я
ш О в; X
1-ч
о ч о
X X ш Е-
к
в; К
Рч
о
ш Е-
Таким образом, процесс обновления требует совершенствования не только содержания обучения, но и методической работы. Учитывая новые ценности образования и методической работы в целом, были определены новые цели методической работы в колледже. И прежде всего мы должны помнить, что главной фигурой является личность самого педагога.
Задача методической службы - помочь педагогу углубить различные аспекты профессиональной подготовки. Какие же функции выполняет методическая служба? На наш взгляд, они следующие:
- обучение и развитие педагогических кадров;
- повышение их квалификации;
- выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов коллектива;
- подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
- участие в конкурсах, конференциях и т.д.
Назначение всей методической службы -
обеспечение перспективного развития процесса обучения, его постоянное саморазвитие и самосовершенствование.
Актуальность выбранного направления совершенствования научно-методической работы объясняется тем, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, в профессии могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входит система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. Повышение квалификации помогает преподавателю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Поэтому наша цель - создание условий для роста профессионального мастерства педагога. Методическая служба в колледже дает возможность членам педагогического коллектива не
только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке. Чем больше удовлетворен педагог работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства.
На совершенствование профессионального мастерства преподавателей в нашем колледже направлены как индивидуальные, коллективные, так и групповые формы и методы работы. Формы этой работы разнообразны:
- коллективные формы работы: семинары, научно-практические конференции, педагогические советы, методические советы, конкурсы профессионального мастерства «Открытый урок», «Лучший преподаватель спецдисциплин», конкурсы УМК, методических разработок, работа творческих групп, мастер-классы;
- групповые: заседания ЦК, мастер-классы, открытые учебные занятия, внеклассные мероприятия, внутриколледжный контроль;
- индивидуальные: собеседование, самоанализ, консультация, самообразование, творческий отчет, курсовая подготовка.
Методический совет колледжа организует и координирует деятельность ЦК, которые призваны осуществлять работу по совершенствованию профессионально-педагогического мастерства, организации взаимопомощи в целях обеспечения качества образовательного процесса и реализации государственных образовательных стандартов, а также творческих формирований педагогов.
Особое внимание методическая служба уделяет вопросам повышения эффективности учебных занятий. С преподавателями колледжа проводятся инструктивные занятия в школах педагогического мастерства, молодых преподавателей, компьютерной грамотности, обсуждаются перспективно- тематические планы, организуется обмен опытом, взаимопосещение занятий, наставничество. Повышению эффективности занятий служат посещения занятий председателями ЦК, кураторами от администрации, методистами и последующий анализ, и обсуждение занятий с преподавателями.
Не без помощи методистов созданы различного рода методические рекомендации, которые ориентированы на оказание помощи руководителям структурных подразделений, преподавателям, молодым педагогам.
Одним из инновационных направлений де-
Ш.
ятельности коллектива колледжа является создание программы МоосИе, где педагоги размещают теоретический и практический материал преподаваемых дисциплин.
Педагогический коллектив колледжа неоднороден по составу: здесь трудятся преподаватели общеобразовательных дисциплин, имеющие высшее педагогическое образование; преподаватели специальных дисциплин, имеющие высшее техническое образование; мастера производственного обучения, которые пришли с производства и имеют богатый практический опыт, но не знают основ педагогики, психологии, методики преподавания. Анализ кадрового состава преподавателей колледжа и результатов учебно-воспитательной деятельности показывает, что педагогу, не имеющему базового педагогического образования, необходима помощь не только в повышении квалификации, но и в переподготовке в связи с недостатком знаний по педагогике и психологии общения. Грамотно организованная методическая работа позволяет преподавателям и мастерам производственного обучения увидеть и понять глубокую связь педагогической науки с практикой, изучить передовой педагогический опыт, оценить свою готовность к использованию их в профессиональной практике. Одной из основных задач методической службы является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать студентам глубокие теоретические знания, но и уметь связывать их с практическим обучением, педагога, владеющего различными методиками преподавания и способного приметать их в своей профессиональной деятельности.
Сегодня преподаватели и мастера производственного обучения смело внедряют новые формы проведения учебных занятий (интегрированные уроки «математика+геодезия, «физика + устройство автомобилей», «безопасность жизнедеятельности + геодезия», «химия + материаловедение», уроки - дискуссии, уроки - семинары), на которых студенты приобретают опыт публичных выступлений. Участвуя в дискуссиях, учатся самостоятельно извлекать и обрабатывать информацию из различных источников, что способствует развитию широкого спектра аналитических знаний и умений. Умелое использование на уроках компьютерных технологий также способствует лучшему усвоению материала.
Говоря о профессиональной компетентности педагога нельзя не сказать о создании портфо-лио. Портфолио - есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио - хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Реализация инновационной деятельности методической службы колледжа позволяет повысить социально-педагогическую эффективность колледжа. Основным показателем эффективности выступает имидж колледжа, который выражается в большом количестве абитуриентов, росте объемов образовательных и методических услуг, повышении уровня профессиональной компетентности педагогов колледжа. Постоянное повышение уровня профессиональной компетентности, происходящее непосредственно в едином коллективе колледжа, положительно сказывается на становлении личности педагога, на создании условий для самоутверждения.
Реализуя непрерывное профессиональное образование, педагоги научились получать удовольствие не только от результата профессиональной деятельности, но и от процесса работы.
Проводимая разнообразная методическая работа способствует готовности педагогов к инновационной деятельности, повышению профессиональной компетентности, конкурентоспособности колледжа не только в городе, области, но и республики.
ЛИТЕРАТУРА
1.3анина, Л.В. Основы педагогического мастерства [Текст]: учеб.пособие. /Л.В. Занина., Н.П. Меньшова. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. -288 с.
2.Махова,Ю.В. Методическое сопровождение деятельности педагогов профессионального колледжа [Текст] /Ю.В. Махова. //Методист.-2008.-№10.-С.45-46.
З.Ожегов, С.И. Словарь русого языка [Текст] / Под ред. Н.Ю. Шведовой,-19 изд., испр. М.: Рус.яз. 1987. -750 с.
4.Энциклопедический словарь[Текст]. М., 1981,-621с.
в; S х
<с
m
о
СП
£ W О в; s i—
О §
х X ш tS в; S Рч О ш t-