НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Е. Г. драпезо, заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО «Кемеровский областной колледж культуры и искусств», отличник среднего профессионального образования
К. я. джус, методист
Контент современного образования требует от педагога развития его способности к профессиональному творческому росту. Тем не менее формирование профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков педагогической деятельности, актуализация убежденности педагогов в правильности выбора профессии, развитие творческого мышления, стремление к постоянному самосовершенствованию не всегда находят отражение в процессе профессионального становления педагогов. В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема, заключающаяся в разработке путей, условий и способов успешного профессионального становления педагога
Человек осуществляет возможности своего развития посредством приложения собственных усилий в совместной деятельности и творчестве с другими людьми. Он реализует себя в различных сферах жизнедеятельности. Время пика продуктивности специалиста зависит от необходимого соотношения уровня знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и личностной готовности — с другой.
Уровень профессиональных достижений, уровень мастерства субъекта профессиональной деятельности свидетельствуют об уровне развития личности. Профессионализм как устойчивое качество или свойство личности и деятельности специалиста формируется в процессе профессионального становления.
Содержательный анализ трудовой деятельности, проведенный К. Марксом, стал основой множества исследований процесса профессионализации, рассматриваемой как вид социальной активности личности, как форма взаимодействия индивида и общества.
Е. Г. драпезо
К. я. джус
Разработка категории трудовой деятельности дает богатейший материал для осмысления целостности и структурности деятельности, ее механизмов. Это убедительно доказывают работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других авторов.
Любой вид деятельности имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Любое внешнее действие опосредствуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс — стремится к своему внешнему проявлению. При этом деятельность предстает в системности и иерархичности, соотношении и соподчинении своих составляющих: мотивов и целей, программ и способов принятия решений, методов и средств.
Для характеристики качеств личности специалиста, профессионала, несомненно, имеет значение системно-деятельностный подход, который предполагает рассмотрение структурных и функциональных качеств, активности и способов мотивации его поведения и поступков.
А. Р. Фонарев в рамках рассмотрения проблемы становления, развития и достижений личности в профессии указывает не столько на на-
личные, актуальные, сколько на потенциальные возможности, способности к саморазвитию специалистов. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, углубление представлений о ней, что характеризуется изменением как требований, предъявляемых профессией к человеку, так и требований, которые сам человек начинает предъявлять к профессии.
Этапы профессионального становления личности:
1. Этап адаптации:
• изучение и развитие профессиональных и личностных качеств молодых преподавателей;
• актуализация имеющегося профессионального опыта, стиля профессиональной деятельности, степень адаптации к требованиям профессии;
• поддержка молодого специалиста в адаптационный период при вхождении в трудовой коллектив;
• помощь в оценке профессиональной компетентности.
2. Этап профессионализации:
• согласование целей развития образовательной организации и преподавателя;
• методическая помощь при преодолении барьеров, препятствующих профессиональному становлению;
• помощь в определении видов и форм повышения квалификации на этапе последипломного обучения.
3. Этап профессионального мастерства:
• помощь в самореализации, преодолении профессиональных и личностных проблем;
• определение перспектив и темпа профессионального становления;
• актуализация потенциала, связанного с наставничеством.
Преобразование профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень в свою очередь приводит к совершенствованию личности, ее развитию и самореализации, и изменившаяся личность вновь наполняет деятельность новым содержанием и смыслом.
В настоящее время, несмотря на значительное количество работ, связанных с изучением личности специалиста, профессионала, в научной литературе отсутствует единый подход к терминологии. Наиболее часто авторы для обозначения успешного работника употребляют термин «профессионал». Можно встретить и другие определения: эффективный работник, специалист, мастер своего дела и проч. Сущность и содержание этих понятий определим ниже.
Специалист — это подготовленный человек, обладающий определенными профессиональными знаниями, умениями, навыками и личностными особенностями, необходимыми для выполнения профессиональной деятельности, самостоятельно вырабатывающий средства достижения поставленной ему цели, результат которой соответствует замыслу (установленному нормативу).
А. К. Маркова добавляет, что, рассматривая специфику модели специалиста, многие описывают обобщенный образ специалиста выбранного профиля. Модель специалиста рассматривается как аналог его деятельности, выраженный в репрезентативных характеристиках. Это отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества. Выделяя «эталонную» модель успешного специалиста, вычленяют психологические ресурсы, нужные человеку для достижения им высоких профессиональных результатов [1].
Таким образом, специалист — это еще не профессионал. Достижение профессионализма, по мнению А. А. Реана, в акмеологическом понимании связано с развитием личностных качеств, черт характера, интеллектуальных качеств, с совершенствованием и обогащением профессиональных умений, раскрытием творческого потенциала личности и ее нравственным совершенствованием. Профессионализм всегда связан с личностно-профессиональным развитием [2].
Профессионал — характеристика человека, выражающаяся в его способности выйти за пределы собственной деятельности для ее анализа, оценки и последующей организации. Ведущими понятиями для оценки человека как профессионала становятся, по мнению Н. Г. Алексеева, «рефлексия» и, по мнению В. И. Слободчи-кова, «деятельностный способ существования». Профессионал, по мнению А. Р. Фонарева, — это человек, осознавший свое жизненное предназначение, являющийся субъектом своего труда и владеющий деятельностью в целом, осознавший свою нравственную ответственность за последствия реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств ее выполнения [3]. Профессионализм — есть результат самоактивности человека.
Анализ исследований по проблемам профессионального становления специалистов позволяет утверждать, что становление профессионала обычно опирается на общее психическое развитие, осуществляется на его фоне. Личность
человека обычно оказывает позитивное влияние на ход профессиональной адаптации, поддерживает профессиональное мастерство, стимулирует творчество, но также может препятствовать становлению профессионала в человеке (отсутствие трудолюбия, добрых мотивов и др.).
К факторам, влияющим на становление профессионала и достижение им успеха, относятся такие общие факторы, как высокий уровень мотивации, потребность в достижениях, высокие личностные стандарты, стремление к самореализации, рассматриваемые А. А. Деркач, Н. В. Кузьминой, престиж профессионального мастерства, выделяемый В. Д. Шадриковым.
Таким образом, встает вопрос об оптимизации личностного, социального, профессионального, нравственного развития специалистов, без отрыва от производства, с целью достижения ими высоких результатов в реализуемой деятельности.
Системе научно-методического сопровождения отводится важное место в процессе активизации личностного развития и становления профессионала, обеспечивающее продуктивное освоение профессионального пространства, где образование и воспитание личности специалиста представляют собой единый процесс, направленный на формирование культурных, образованных, способных к творчеству, созидательной активности в обществе, адаптации к меняющимся социальным условиям конкурентоспособных специалистов. От специалиста ожидают реализации способности к самостоятельной организации поиска и изучения актуальной информации при работе с инновационными технологиями, оптимального выполнения деятельности в сложных социальных, экономических и других ситуациях с наименьшими психологическими и социальными потерями, что предполагает высокий уровень развития и профессионализм.
Цель реализации научно-методического сопровождения заключается в создании условий, обеспечивающих совершенствование профессиональной компетентности преподавателей на этапах профессионального становления, достижение весомых результатов профессиональной деятельности в рамках внедрения ФГОС нового поколения.
Реализация цели научно-методического сопровождения осуществляется в следующих направлениях деятельности:
• научно-методическое сопровождение практической разработки и внедрения в воспитательно-образовательный процесс колледжа комплексного программного и контрольно-измери-
тельного, контрольно-оценочного методического обеспечения реализации ФГОС;
• обеспечение мониторинга уровня качества образования и эффективности деятельности педагогического коллектива с целью прогнозирования перспективных направлений развития образовательно-воспитательной среды колледжа;
• внесение предложений педагогическому коллективу по внедрению оптимальных форм и методов, технологий обучения, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций обучающихся как будущих конкурентоспособных специалистов на рынке труда.
На педагогических советах, научно-методических практических семинарах, проведенных в течение 2013-2015 гг. в образовательной организации, приоритетным направлением работы определена реализации ФГОС в условиях колледжа культуры и искусств, что позволило выработать ряд рекомендаций педагогическому коллективу: активизировать использование в практической деятельности воспитательно-образовательного процесса современных педагогических технологий (блочно-модульной, сквозного обучения и т. д.); быть готовыми к использованию современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС (познакомиться с личностно ориентированными системами обучения; формировать индивидуальный стиль преподавания); наставникам начинающих преподавателей осуществить контроль эффективности внедрения современных образовательных технологий и методик на учебных занятиях, ввести в практику проведения учебного занятия педагогический анализ; использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения предмету (дисциплине) (презентации, электронные учебники, пособия и пр.); усилить работу по диссеминации передового педагогического опыта в форме участия в проектно-ис-следовательской или опытно-экспериментальной деятельности, подготовки статей к публикации в научно-методических профессиональных изданиях, проведения открытых учебных занятий и мастер-классов, активного участия в профессиональных конкурсах.
Необходимо отметить, что реализуемое научно-методическое сопровождение совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров колледжа осуществляется в системе, позволяющей охватить весь педагогический коллектив образовательного учреждения.
Реализация системы научно-методического сопровождения совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров
Рис. Система научно-методического сопровождения совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров колледжа
колледжа позволила достичь следующих показателей:
- активизировано инновационное направление самообразования педагогического коллектива (презентация педагогического опыта в рамках различных форм повышения квалификации педагогического сообщества, конкурсного движения, применение в воспитательно-образовательном процессе интерактивных форм с целью формирования интереса у обучающихся к изучаемым дисциплинам, формирование инновационного стиля преподавания);
- 94 % преподавателей применяют в педагогической деятельности новые технологии (исследовательские, проектные, проблемные, лич-ностно-ориентированные, кейс-технологии, игровые и др.);
- обеспечено повышение квалификации педагогических работников через систему практико-ориентированных семинаров на базе колледжа с приглашением специалистов высшей школы;
- достигнуто повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения предмету/дисциплине (поиск и размещение материалов в Интернете, создание мультимедиапрезентаций, электронных
пособий, обеспечение доступа обучающихся к содержанию учебно-методических материалов электронных предметных папок, расположенных в читальном зале библиотеки);
- совершенствуются формы распространения передового педагогического опыта (подготовка и публикация статей в научно-методических профессиональных изданиях, разработка учебно-методических материалов (учебники, пособия, рекомендации и пр.), презентация результатов педагогической деятельности на научно-методических семинарах, освещение педагогического опыта на научно-практических конференциях, проведение открытых учебных занятий и мастер-классов);.
- результаты передового педагогического опыта аккумулированы в портфолио преподавателей (электронный и бумажный варианты).
Резюмируя, отметим, что реализация системы научно-методического сопровождения позволяет обеспечить создание оптимальных условий для наиболее эффективного профессионального становления личности на всех этапах, осуществляя включение преподавателей в систему непрерывного повышения квалификации, когда субъект психологически готов расширить систему социальных
связей и отношений, что обусловлено специфическим содержанием, задачами деятельности преподавателей в условиях реализации ФГОС.
1. Маркова, А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. — 308 с.
2. Реан А. А. Личностная зрелость и социальная практика // Теоретические и прикладные вопросы психологии. — Вып. 1. — СПб., 1995.
3. Фонарев А. Р. Психология становления личности профессионала : учеб. пособие [Текст]. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института. — 2005. — 240 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
Г. В. Иванова, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»
Изменения, происходящие в нашем обществе в последние годы, резко повлияли на ситуацию в сфере педагогической науки и образования. На современном этапе педагогическое общество располагает рядом нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование и развитие системы образования в Российской Федерации, а также организацию воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях разного уровня и профиля. Основные принципы образовательной политики в России, определенные в федеральном законе «Об образовании в российской Федерации», раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В аспекте реформирования образования вопрос подготовки будущего учителя является основным. Новые цели и содержание образования отражены в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а формирование компетенций заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения. Особая роль в достижении заявленных результатов, безусловно, отводится преподавателю педагогического колледжа, методисту, умеющему организовать успешное сотрудничество со студентом в ходе практики. Высокий профессионализм методиста, его широкий кругозор, творческий подход к моделированию урока, к реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), терпение, такт, желание помочь студенту — это не надуманный перечень
требований к преподавателю педагогического колледжа. Соответствовать этим требованиям в полной мере молодые специалисты, конечно, не могут. Сложность состоит еще и в том, что одновременно в школах действует до десятка различных программ, в которых учитель начальных классов должен хорошо ориентироваться. Далеко не все молодые педагоги способны пройти такое испытание достойно.
За последние годы на кафедру социально-гуманитарных дисциплин дважды приходили выпускники филфака КемГУ, имеющие диплом с отличием. Много сил было вложено в их подготовку, но молодые специалисты, имеющие хорошие предметные, теоретические знания, не владели спецификой подготовки будущих учителей начальных классов. Многолетние наблюдения за работой педагогического коллектива колледжа показывают, что лучшие педагоги — это наши выпускники, закончившие впоследствии высшие педагогические учебные заведения. В Кемеровском педагогическом колледже на сегодняшний день работают восемь таких педагогов, достигших высоких результатов профессионального мастерства.
Введение в школы ФГОС НОО усложнили ситуацию: мы находимся на этапе апробирования новых программ подготовки студентов с учетом новых стандартов СПО и НОО, в условиях, когда выпускнику педагогического колледжа необходимо знать особенности нескольких образовательных систем, уметь работать по различным учебным комплексам.
Обострившаяся проблема подготовки квалифицированных кадров стала предметом разго-