Научная статья на тему 'Организация работы педагога-наставника'

Организация работы педагога-наставника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г. В. Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работы педагога-наставника»

связей и отношений, что обусловлено специфическим содержанием, задачами деятельности преподавателей в условиях реализации ФГОС.

1. Маркова, А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. — 308 с.

2. Реан А. А. Личностная зрелость и социальная практика // Теоретические и прикладные вопросы психологии. — Вып. 1. — СПб., 1995.

3. Фонарев А. Р. Психология становления личности профессионала : учеб. пособие [Текст]. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института. — 2005. — 240 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА

Г. В. Иванова, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»

Изменения, происходящие в нашем обществе в последние годы, резко повлияли на ситуацию в сфере педагогической науки и образования. На современном этапе педагогическое общество располагает рядом нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование и развитие системы образования в Российской Федерации, а также организацию воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях разного уровня и профиля. Основные принципы образовательной политики в России, определенные в федеральном законе «Об образовании в российской Федерации», раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В аспекте реформирования образования вопрос подготовки будущего учителя является основным. Новые цели и содержание образования отражены в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а формирование компетенций заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения. Особая роль в достижении заявленных результатов, безусловно, отводится преподавателю педагогического колледжа, методисту, умеющему организовать успешное сотрудничество со студентом в ходе практики. Высокий профессионализм методиста, его широкий кругозор, творческий подход к моделированию урока, к реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), терпение, такт, желание помочь студенту — это не надуманный перечень

требований к преподавателю педагогического колледжа. Соответствовать этим требованиям в полной мере молодые специалисты, конечно, не могут. Сложность состоит еще и в том, что одновременно в школах действует до десятка различных программ, в которых учитель начальных классов должен хорошо ориентироваться. Далеко не все молодые педагоги способны пройти такое испытание достойно.

За последние годы на кафедру социально-гуманитарных дисциплин дважды приходили выпускники филфака КемГУ, имеющие диплом с отличием. Много сил было вложено в их подготовку, но молодые специалисты, имеющие хорошие предметные, теоретические знания, не владели спецификой подготовки будущих учителей начальных классов. Многолетние наблюдения за работой педагогического коллектива колледжа показывают, что лучшие педагоги — это наши выпускники, закончившие впоследствии высшие педагогические учебные заведения. В Кемеровском педагогическом колледже на сегодняшний день работают восемь таких педагогов, достигших высоких результатов профессионального мастерства.

Введение в школы ФГОС НОО усложнили ситуацию: мы находимся на этапе апробирования новых программ подготовки студентов с учетом новых стандартов СПО и НОО, в условиях, когда выпускнику педагогического колледжа необходимо знать особенности нескольких образовательных систем, уметь работать по различным учебным комплексам.

Обострившаяся проблема подготовки квалифицированных кадров стала предметом разго-

вора на расширенном заседании совета колледжа. Было принято решение обратиться к департаменту образования и науки Кемеровской области с предложением разрешить студентам 4-5-го курсов КемГУ — выпускникам педагогического колледжа — совмещать учебу и работу в колледже под наблюдением опытных педагогов. Доказано, что обучение педагогов на рабочем месте, наставничество, создание возможностей для учиться друг у друга являются эффективными способами повышения качества преподавания.

В колледже многие годы существует традиция наставничества, когда официально, соответствующим приказом, за каждым молодым специалистом закрепляется опытный педагог. Его задача — сопровождение в период адаптации, ознакомление со спецификой работы педагогического колледжа, преподавания конкретной дисциплины, включение молодого педагога в процесс профессионального становления.

В качестве примера рассмотрим систему взаимодействия педагога-наставника и нашей выпускницы, студентки 5-го курса филологического факультета КемГУ Ольги Николаевны Прищепа. Сотрудничество опытного и молодого педаго-

га осуществляется в режиме наставничества в течение полутора лет.

На первом этапе мы провели диагностику, используя методики оценки профессиональной направленности личности учителя, которые подтвердили наши прогнозы, показав высокий уровень общительности, организованности, интеллигентности, направленности на предмет; порадовала шкала самооценки мотивации одобрения и достижения; практически идеально выглядела карта ее коммуникативной деятельности. Ольга Николаевна владеет традиционной методикой начального образования, ориентируется в основных образовательных системах и имеет хорошие знания по теории литературы. Но анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС СПО и ФГОС НОО показала, что Ольга Николаевна испытывает затруднения в вопросах, касающихся внедрения ФГОС НОО (табл.), в частности в анализе системно-деятельностного подхода к процессу обучения, обосновании целесообразности разработки технологической карты урока, вопросах формирования универсальных учебных действий и т. д.

Таблица

№ п/п Вопрос Шкала от 0 до 10 баллов

1 Удовлетворены ли Вы своей профессиональной подготовкой?

2 Часто ли у Вас возникают профессиональные затруднения?

3 Нуждаетесь ли Вы в помощи со стороны опытных педагогов?

4 Способны ли Вы изучать и использовать в своей работе опыт творческой деятельности других педагогов?

5 Имеете ли Вы необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС СПО?

6 Участвовали ли Вы в разработке УМК преподаваемой Вами дисциплины?

7 Испытываете ли затруднения в составлении рабочих программ?

8 Умеете ли Вы организовывать самостоятельную деятельность студентов?

9 Ориентируетесь ли Вы в современных образовательных технологиях?

10 Умеете ли Вы организовать внеурочные мероприятия по преподаваемой дисциплине?

11 Достаточно ли Вы информированы о ФГОС НОО?

12 Достаточно ли Вы информированы о различных УМК и системах учебников в начальном общем образовании?

13 Знаете ли Вы, что такое универсальные учебные действия?

14 Владеете ли Вы умениями осуществлять системно-деятельностный подход в обучении?

15 Владеете ли Вы умениями составлять технологическую карту урока?

Анкета для выявления профессиональных затруднении педагогов

Следующий шаг в совместной работе — разработка индивидуального плана профессионального развития, в котором заявлены следующие приоритетные направления:

• исследование системно-деятельностно-го подхода к процессу обучения, обозначенного ФГОС НОО;

• использование современных образовательных технологий на уроках литературы с методикой преподавания;

• формирование информационной культуры молодого специалиста (использование на уроках информационных ресурсов Интернета, в том числе и в ходе моделирования пробных уроков литературного чтения, контрольных работ, индивидуальных проектов, применение слайд-презентаций, видео- и аудиоматериалов на уроках литературного чтения с методикой преподавания).

Этапы профессионального становления и развития молодого специалиста, определенные в плане:

1. Совместная работа наставника и молодого специалиста.

Была составлена программа совместных действий по адаптации молодого специалиста к условиям работы преподавателя, определена последовательность шагов для решения выявленных проблем.

Изучены ФГОС СПО по специальности 50146 «Преподавание в начальных классах», созданная наставником модульная программа по детской литературе с практикумом по выразительному чтению, проанализирована основная и дополнительная литература, определена роль информационно-коммуникационных технологий в системе преподавания, составлен план деятельности по разработке элементов учебно-методического комплекса.

2. Совместно-разделенная деятельность наставника и молодого специалиста.

На втором этапе мы исследовали системно-деятельностный подход к процессу обучения, рассмотрев в деталях все три вида деятельности учителя и учащихся (совместная, совместно-разделенная, самостоятельная), что помогло понять молодому педагогу целесообразность и необходимость разработки технологической карты урока.

Самое пристальное внимание в работе с молодым специалистом мы обратили, конечно, на использование на уроках литературы современных образовательных технологий.

Реализуя метод проекта, мы используем прием создания проблемных ситуаций, часто с при-

менением компьютерных технологий. В наших условиях главная идея любого проекта — развитие личности студента при максимальной самостоятельности его продуктивной деятельности, когда хорошо просматривается связь между теоретическим освоением знаний и практическим их применением. Сегодня, например, в решении не только проблемы литературного образования младших школьников, но и воспитания их личностных качеств мы формируем у них исследовательские умения в работе с художественным текстом, опираясь на концепции М. М. Бахтина, Л. В. Занкова [1; 2]. Теоретическая подготовка Ольги Николаевны помогла ей взглянуть на эту проблему уже почти профессионально, и она осознано начала разрабатывать со студентами запланированные нами проекты. Посещение уроков Ольги Николаевны позволяет сделать вывод, что типы используемых уроков, их структура соответствуют современным требованиям. Что касается используемых на уроках методов и приемов, то доминируют эвристическая беседа, индивидуально-групповые задания творческого или исследовательского характера, продуктивные виды работы, но пока недооцениваются приемы рефлексии, приемы стимулирования и, конечно, требует совершенствования система оценивания.

Уже много лет я предлагаю студентам два варианта комплексного курсового экзамена, который проходит накануне государственной практики: традиционный и творческий. Ольга Николаевна, имея опыт сдачи творческого экзамена, с легкостью включилась в решение усложнившейся задачи: подготовка студента к созданию не просто собственного проекта современного урока литературного чтения с использованием ИКТ, но и технологической карты урока как результата реализации системно-деятельностного подхода к процессу обучения.

Важен и тот факт, что в основе нашей совместной деятельности лежит мотивация обеих сторон, а значит, любая идея с той или с другой стороны находит быстрое решение, главное — уметь выстроить диалог. По этому поводу М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения» [1, с. 96].

Совместно с Ольгой Николаевной были поставлены задачи профессионального роста: преодоление монологизма на уроке; создание ситуации, направленной на преодоление комплекса молчащей личности; выстраивание мыслительной деятельности студента; создание си-

туации сотворческого переживания и, как следствие, развитие творческого потенциала педагога, способного не только освоить, но и оценить эффективность проблемного метода обучения, найти свой путь решения возникшей трудности, быть готовым к вариативности творческого и мыслительного поиска, в преодолении возникших на данном пути противоречий. Использование эвристического метода позволяет избежать субъектно-объектной ситуации подчинения студента преподавателю, выстроить отношения до уровня межличностного общения. Мы пришли к выводу, что при условии использования такого метода способы достижения обозначенных преподавателем результатов могут быть каждый раз новыми, творчески переработанными, уточненными за счет отсутствия авторитарной позиции преподавателя.

Посещая друг у друга уроки, анализируя их, мы с удовлетворением отметили, что вся совокупность поисковых методов способствует развитию творческой самостоятельности, аналитического мышления. Особенно интересными, эффективными оказались уроки-проекты, уроки-дискуссии, уроки-рецензии. Подготовка учителя литературы осложняется тем, что диалог в культуре и диалог культур осуществляется при помощи текстов, которые сами по себе не могут организовать диалог. Чтобы тексты порождали диалог, необходимо «воскресить» их в живом речевом акте, в сознании читателя — учителя. Чтобы способность вести диалог стала нормой для преподавателя литературы, мы с Ольгой Николаевной учимся сами и учим других выделять разные виды диалогов как внутри литературного текста (диалог реплик, голосов героев; диалог смыслов, сущностей; диалог личностей; диалог внутри сознания действующего персонажа, рассказчика, автора), так и между педагогом и студентом, между коллегами старшего и младшего поколения. Главное не только удерживать диалогическую ситуацию, но и перевести во внутренний диалог как студента, так и молодого специалиста. Мы стараемся с Ольгой Николаевной проигрывать на уроках-диалогах разные роли (автор, герой, критик, искусствовед и т. д.). В последнее время учебный диалог стал объектом пристального внимания и учителя начальных классов. Это «форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде неразрешительных проблем, парадоксов» [3, с. 37]. Именно в уроке-диалоге очень хорошо проявляются сотрудничество, сотворчество учителя и ученика, а значит, осваиваются определенные позиции, роли, логики,

типы мышления, осуществляется при этом свободный выбор. Именно такой урок предполагает разные виды деятельности учащихся, связанные с восприятием, оценкой, интерпретацией художественных явлений, литературно-творческой деятельностью и т. д.

Изучая, обсуждая положения ФГОС НОО, размышляя над необходимостью реализации системно-деятельностного подхода к процессу обучения, мы к пришли к выводу о необходимости создания технологической карты урока. Технологическая цепочка урока — это выстраивание урока-диалога, основные структурные элементы которого — предпонимание, т. е. первоначальное самоопределение читателя; познание «чужого языка» автора; интерпретация произведения как целостного художественного высказывания.

С. П. Лавлинский разбивает урок-диалог на своеобразные мизансцены — учебные ситуации, которые предполагают различные виды деятельности на уроке учителя и учащихся:

- общение одного субъекта с другим, постоянное разрешение внутренних противоречий в сознании. На таком уроке могут возникнуть вопросы, на которые пока нет ответа — делаем мы с Ольгой Николаевной вывод. Как и в преподавательской деятельности, здесь главное — поиск;

- партнерство, сотрудничество, сотворчество учителя и учеников, в результате которых осваиваются определенные позиции, роли, проявляется при этом свободный выбор (и у педагога он всегда есть);

- разомкнутый, спиралевидный характер урока-диалога, его «опрокинутость» в культуру, восхождение учащихся к важнейшим эстетическим, нравственным, философским смыслам. Это, пожалуй, важнейшая ценность урока литературы, а значит и один из критериев оценки личности педагога [2, с. 234]

Что касается информационной культуры молодого педагога, то она достаточно высока у Ольги Николаевны, и это помогло ей в использовании в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий в ходе моделирования как пробных уроков литературного чтения, так и контрольных, зачетных уроков, учебных проектов.

Результатом работы с наставником в данном режиме взаимодействия стали разработанные методические продукты: методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по профессиональному модулю для студентов специальности 050146 «Учитель начальных классов» (приложение 5); методические реко-

мендации к анализу пробного урока литературного чтения; макет технологической карты урока литературного чтения.

3. Самостоятельная работа молодого специалиста.

Наблюдение за работой молодого специалиста в течение полутора лет показало, что мотив стремления к успеху, творчеству у Ольги Николаевны доминирует над мотивом избегания неудач, а высокий уровень нравственности, интеллекта говорит о способности педагога к саморазвитию. Результаты рейтинга по кафедре и в целом по колледжу у Ольги Николаевны достаточно высокие. Она вместе с наставником принимала активное участие в разработке учебных, дидактических, методических материалов, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, самостоятельно занималась корректировкой вариативной части программы профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего образования», и участвовала в организации, проведении и подготовке студентов к ряду внеурочных мероприятий по плану работы кафедры социально-гуманитарных дисциплин: лингвистические чтения, конкурс на лучшее чтение стихотворений (первый тур городского конкурса), литературно-музыкальная гостиная «И помнит мир спасенный...».

Мониторинг профессиональных затруднений, проводившийся каждый семестр, показал значительную динамику в решении методических вопросов (знание современных образовательных технологий, сути системно-деятельност-ного подхода и др.), а также понимания современных требований к подготовке будущего учителя начальных классов. В течение первого года работы наблюдался рост профессиональных затруднений, связанных с активной работой по ознакомлению с программной документацией по внедрению ФГОС СПО. Однако последняя диагностика показала снижение роста профессиональных затруднений и более высокую удовлетворенность своей профессиональной подготовкой. Высокий уровень знаний и умений студентов по дисциплинам, преподаваемым Ольгой Николаевной, также свидетельствует об эффективности сложившейся системы совместной работы наставника и молодого специалиста.

Диагностика индивидуального стиля педагогической деятельности Ольги Николаевны по методике А. К. Марковой [4, с. 112]. показала преимущественную ориентацию молодого педагога на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокую методичность, оперативность,

требовательность, умение интересно преподнести материал, что свидетельствует о преобладании у молодого специалиста эмоционально-методического стиля (рис.).

■ эмоционально-импровизационный

■ эмоционально-методический рассуждающе-импровизационный

■ рассуждающе-методический

Рис. Соотношение стилей педагогической деятельности О. Н. Прищепа

Наличие таких недостатков в преподавании, как некоторая демонстративность, несколько завышенная самооценка, повышенная чувствительность, обусловливающая излишнюю зависимость педагога от ситуации на уроке, настроения и подготовленности студентов и т. д., побудили наставника разработать методические рекомендации для молодого педагога.

1. Уменьшите количество времени, отводимого на объяснение нового материала.

2. Чаще меняйте различные приемы и методы объяснения нового материала, виды работы студентов.

3. При разработке заданий для самостоятельной работы студентов используйте дифференцированный подход к процессу обучения.

4. Тщательно отрабатывайте на уроках весь учебный материал, уделяя больше внимания закреплению и повторению.

5. Чаще практикуйте коллективные обсуждения, поощряйте хорошие ответы студентов, проявляйте больше изобретательности в подборе увлекающих их тем.

6. Переходите к изучению нового материала, когда предыдущий усвоен всеми студентами.

7. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых студентов, используйте индивидуальные задания, консультации.

8. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы — отработки схем анализа художественных произведений с учетом их жанровых особенностей, алгоритмов, повторения.

9. Следите, чтобы студенты выполняли творческие работы самостоятельно.

10. Не исправляйте неправильные ответы сразу, уточняйте, дополняйте вопросы, помогите студенту самостоятельно сформулировать правильный ответ.

11. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

12. Повышайте требовательность.

Таким образом, представленный опыт наставничества позволяет говорить об эффективной системе взаимодействия опытного педагога и молодого специалиста. Новизна этого опыта для нашего учебного заведения и педагогических колледжей в целом состоит, прежде всего, в использовании системно-деятельностного подхода к процессу формирования профессиональной компетентности молодого педагога, в использовании технологии организации проектной деятельности, в привлечении молодого специалиста к решению практических задач по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса на примере отдельно взятой дисциплины. Кол-

ледж стал экспериментальной площадкой формирования творческой личности учителя, педагога, методиста. Реализация программы профессионального становления показала, что возможность работать вместе с наставником ускоряет процесс адаптации молодого специалиста, позволяет даже первые уроки проводить с достойным качеством, а поддержка наставника вселяет день ото дня все больше уверенности в собственных силах, помогает пройти путь профессионального становления быстрее и эффективнее.

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев, С. Г. Бочаров. — М. : Искусство, 1979. — 423 с.

2. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М. : Педагогика, 1990. — 424 с.

Библер В. С. Школа диалога культур. Основы программы / под. общей ред. В. С. Библера. — Кемерово : Алеф, 1992. — 96 с.

Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход : учебное пособие. — М. : Инфра-М, Прогресс-Традиция, 2003. — 384 с.

НОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ

Н. А. фесикова, методист Государственного учреждения профессионального образования г. Кемерово

Социально-экономические преобразования в обществе в условиях рыночной экономики предполагают существенное изменение содержания и организации учебного процесса в системе профессионального образования с целью повышения качества подготовки рабочих кадров по различным профессиям.

Существующие профили профессионально-трудового обучения в коррекционных школах не ориентированы на рыночную экономику с ее специфическими производственными условиями и отношениями. Поэтому профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сегодня особенно важна. Только получение востребованной про-

фессии позволит подготовить данную категорию обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, окажет содействие их реабилитации и социальной адаптации.

До настоящего времени проблема профессиональной подготовки выпускников с ограниченными возможностями здоровья остается острой.

Государственное учреждение профессионального образования г. Кемерово (руководитель — Михаил Викторович Боровский) занимается разрешением этой проблемы, предоставляя образовательные услуги по программам профессионального обучения. Главной задачей является создание необходимых условий для удовлетворения потребности в получении профессионального обучения выпускниками специализированных школ (VIII вида), не имеющими среднего общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.