Научная статья на тему 'Проект "диалог читателей"'

Проект "диалог читателей" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект "диалог читателей"»

модернизация образования -

ПРОЕКТ «ДИАЛОГ ЧИТАТЕЛЕЙ»

Т. Ю. Рубцова, кандидат педагогических наук, преподаватель Кемеровского педагогического колледжа

Снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией,обусловленной глобализацией средств массовой информации, интенсивным развитием индустрии развлечений. Чтение является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры. В Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (2017 г.) заявлено также, что чтение имеет первостепенное значение для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности, для формирования качества жизни.

Специалисты предупреждают о нарастающих проблемах, связанных с концентрацией внимания, клиповостью восприятия и мышления, ослаблением когнитивных способностей молодого поколения. Углубленное аналитическое чтение все чаще подменяется поверхностным просмотром текстов в электронной среде, не позволяющим осмыслить и запомнить прочитанное. Как следствие — неспособность использовать родной язык как главный инструмент сознания, освоения культурного опыта, общения.

Учитель начальных классов — это квалифицированный специалист, отвечающий за читательскую подготовку младших школьников. Только научив детей полноценно общаться с книгой-собеседником, он в состоянии выполнить свое профессиональное предназначение — помочь каждому ребенку пробудить заложенные в нем возможности для постижения накопленного и отраженного человечеством в книгах опыта и приобщения к искусству слова.

ФГОС НОО предполагает овладение школьниками читательской компетенцией, включающей способность к сотворческому чтению, освоение литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «читатель — автор» и «читатель — герой»; понимание специфики языка художественного произведения. Как следствие, преподавание литературного чтения требует от учителя высокого уровня сформированности заявленной компетенции, готовности к такой организации эмоционально-интеллектуальной работы с текстом, которая обеспечивала бы достижение школьниками заявленных в ФГОС НОО метапредметных и предметных результатов обучения.

Проведенная диагностика студентов-первокурсников специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах выявила отсутствие высокого уровня сформированности читательской компетенции. Средний уровень имеют 25 % студентов, 75 %% — низкий.

Таким образом, проблема заключается в том, что уровень читательской компетенции студентов не позволяет в полной мере осуществлять подготовку специалистов, готовых к реализации ФГОС НОО в предметной области «Филология». На наш взгляд, решить данную проблему возможно в процессе реализации проекта «Диалог читателей».

Цель проекта — формирование читательской компетенции студентов как одно из условий повышения качества подготовки специалиста.

Задачи:

— выявить уровень сформированности читательской компетенции у студентов первого года профессионального обучения;

— формировать у студентов мотивацию к овладению читательской компетенцией;

— обеспечить методическое сопровождение процесса формирования читательской компетенции;

— реализовать проект в рамках учебной, внеурочной деятельности, учебной и производственной практики.

Новизна проекта

Проект позволяет создать систему работы по формированию читательской компетенции студентов по следующим направлениям деятельности:

— учебная деятельность;

— внеурочная деятельность;

— учебная и производственная практика;

— исследовательская деятельность.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

1. Диагностика уровня сформированности читательской компетенции студентов.

2. Определение направлений деятельности по формированию читательской компетенции студентов и составление плана реализации проекта.

3. Разработка методического сопровождения проекта.

II. Этап реализации проекта

1. Формирование читательской компетенции студентов в учебной деятельности

Цель — освоение авторских методик работы с художественным произведением, воспитание бережного отношения к авторскому слову.

Содержание деятельности:

• изучение теоретических и практических аспектов анализа и понимания художественного произведения;

• знакомство студентов с авторскими методиками, способствующими формированию у младших школьников читательской деятельности (Е. И. Матвеева, С. П. Лавлинский, Н. Д. Тамар-ченко, Т. С. Троицкая, О. Е. Петухова, В. Левин, З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина);

• поэтические пятиминутки;

• презентации прочитанных книг;

• открытый смотр знаний;

• тренинг-квесты.

2. Формирование читательской компетенции студентов во внеурочной деятельности

Цель — развитие интереса к книге, к творчеству писателей.

Содержание деятельности:

• литературные гостиные;

• встречи с писателями, поэтами Кузбасса;

• литературные конкурсы, викторины;

• конкурсы чтецов;

• дискуссионные площадки;

• литературные радиопередачи;

• всероссийские конкурсы научно-исследовательских, проектных и творческих работ.

3. Формирование читательской компетенции студентов на производственной практике

Цель — применение студентами методов и приемов работы с художественным произведением, организации диалога автора и читателей по его изучению в практической деятельности.

Содержание деятельности:

• «Школа читателей» с младшими школьниками (ПП. 02.01 Внеурочная работа в различных областях деятельности);

• уроки литературного чтения (ПП. 01.02 Пробные уроки и занятия).

4. Формирование читательской компетенции студентов в исследовательской деятельности

Цель — формирование навыков исследовательской деятельности в области литературоведения.

Содержание деятельности:

• консультации со студентами по написанию научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ;

• круглые столы;

• студенческие научно-практические конференции;

• фокус-группы;

• кейс-стади.

III. Рефлексивный этап

1. Диагностика уровня сформированности читательской компетенции студентов, анализ результатов.

2. Создание методических рекомендаций по формированию читательской компетенции студентов.

Мероприятия Дата

I. Подготовительный этап

Проведение диагностики Сентябрь 2017 г

Составление плана реализации проекта Октябрь 2017 г.

Разработка памяток, схем анализа текста, методических рекомендаций, опорных конспектов, технологических карт уроков Октябрь 2017 г.

II. Этап реализации проекта

Формирование читательской компетенции студентов в учебной деятельности

Изучение теоретических и практических аспектов анализа и понимания художественного произведения Согласно календарно- тематическому планированию

Знакомство с авторскими методиками, способствующими формированию у младших школьников читательской деятельности (Е. И. Матвеева, С. П. Лавлинский, Н.Д. Тамарченко, Т. С. Троицкая, О. Е. Петухова, В. А. Левин, З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина) Согласно календарно- тематическому планированию

Поэтические пятиминутки Каждое занятие

Мероприятия и этапы проекта

Мероприятия Дата

Презентации прочитанных книг: — детских писателей XIX века; поэтов XIX века — детских писателей XX века; поэтов XX века — современных писателей; современных поэтов — любимых писателей Два раза в семестр (декабрь, май)

Открытый смотр знаний по теме: — методы и приемы работы с эпическим произведением — методы и приемы работы с лирическим произведением — сказки А. С. Пушкина — журналы для детей и юношества — сказки Г. Х. Андерсена — детская игровая поэзия Раз в семестр (декабрь, апрель)

Тренинг-квесты: — устное народное творчество — русская литературная сказка XIX века — зарубежные литературные сказки XIX века — литературные сказки XX века — познавательная детская литература — современная детская литература Раз в семестр (ноябрь, март)

Формирование читательской компетенции студентов на производственной практике

«Школа читателей» с младшими школьниками (ПП. 01.02. Внеурочная работа в различных областях деятельности) Раз в семестр (ноябрь, март)

Уроки литературного чтения (ПП. 02.01. Пробные уроки и занятия) Согласно учебному плану

Формирование читательской компетенции студентов во внеурочной деятельности

Литературные гостиные Раз в семестр (ноябрь, март)

Встречи с писателями, поэтами Кузбасса Раз в уч. году (апрель)

Литературные конкурсы, викторины для студентов Раз в семестр (октябрь)

Конкурсы чтецов Раз в уч. году (апрель — май)

Дискуссионные площадки: — образован — значит успешен? — культура современного педагога — Интернет — «Книга песка»? Раз в уч. году (февраль)

Литературные радиопередачи о биографии и творчестве писателей Раз в уч. году (февраль)

Всероссийский конкурс читательских рекомендаций «Книжный штурман» (рекомендации литературных предпочтений участников) Март — апрель 2018, 2019, 2020 гг.

Всероссийский онлайн-конкурс по литературе «Литературный квадрат» Раз в уч. году (октябрь)

Всероссийский конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ «Обретенное поколение — наука, творчество, духовность» Раз в уч. году (январь 2019, 2020 гг.)

Формирование читательской компетенции студентов в исследовательской деятельности

Консультации со студентами по написанию научно-исследовательских работ Ежемесячно в течение трех лет обучения

Круглые столы: — «Дети. Чтение. Диалог» — «Книги в цифровую эпоху: за и против» — «Кто такой Читатель?» Раз в уч. году (март)

Консультирование студентов по выполнению выпускных квалификационных работ Ежемесячно в течение трех лет обучения

Фокус-группы Раз в уч. году (ноябрь 2018, 2019 гг.)

- «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 2 (57) 2018 - - 13 —

Мероприятия Дата

Кейс-стади Раз в уч. году (февраль 2018, 2019 гг.)

III. Рефлексивный этап

Проведение диагностики сформированности читательской компетенции студентов Апрель 2020 г.

Анализ результатов работы по формированию читательской компетенции студентов Май 2020 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание электронной базы методических материалов Май 2020 г.

Ожидаемые результаты

• разработано методическое сопровождение деятельности по формированию читательской компетенции;

• освоены современные авторские методики работы с художественным произведением;

• повышено качество проведения уроков литературного чтения на производственной практике (до 95 %);

• освоена новая форма организации внеурочной деятельности младших школьников — «Школа читателя»;

• расширен читательский кругозор студентов, сформирован интерес к книге;

• повышен уровень сформированности читательской компетенции студентов: высокий уровень сформированности читательской компетенции — до 12 %, средний — до 67 %%.

Возможные риски

— снижение интереса при возможных неудачах или ошибках во время участия в проекте;

— недостаток времени у студентов.

Продолжительность проекта: 3 года; сентябрь 2017 года — май 2020 года.

Целевая группа: студенты специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Перспективы реализации проекта

• Реализация проекта «Диалог читателей» на других специальностях колледжа:

— дошкольное образование;

— специальное дошкольное образование;

— коррекционная педагогика в начальном образовании;

— педагогика дополнительного образования.

• Разработка дополнительной профессиональной программы «Формирование культуры читателя» в рамках деятельности специализированного центра компетенции «преподавание в младших классах».

Нормативно-правовая база

1. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

2. Федеральный государственный стандарт среднего специального образования специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

4. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

ИНТЕРАКТИВНЫМ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИГОН ВШЮШв Е^ивн

Г. А. Швецов, преподаватель Кузбасского техникума архитектуры, геодезии и строительства

Актуальность создания проекта обусловлена переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержденный приказом Минобрнауки РФ № 2 от 10.01.2018.

ФГОС (приказ Минобрнауки от 11 августа 2014 г. № 965) содержит требования освоения обучающимися лексического и грамматического минимума, необходимого для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.