Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения качества профессионального образования'

Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева С. В.

Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов. Исследование влияния информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на качество профессионального образования остается одной из важных проблем. В статье рассматривается каталитическая функция ИКТ, оказывающая влияние на повышение качества профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION

Informatization of education is accompanied by the introduction of information and communication technologies in the professional activity of teachers. Investigation of the influence of information and communication technologies (ICT) on the quality of vocational education remains a major problem. The article deals with the catalytic function of ICT, which has an impact on improving the quality of vocational education.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения качества профессионального образования»

тать одно универсальное определение, а окончательной формулировки качества образования вообще не может быть.

С изменением уровня развития общества и социальных условий к качеству образования

Библиографический список

предъявляются все новые и новые требования. Учитывая постоянную изменчивость социальной среды, можно констатировать тот факт, что само понятие «качество образования» будет непрерывно трансформироваться и в дальнейшем.

1. Философский словарь [Текст] / под ред. И. Т. Фролова. — М., 1980.

2. Азгальдов, Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров : Основы квалиметрии [Текст] / Г. Г. Азгальдов. — М. : Экономика, 1982.

3. Панасюк, В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса [Текст] / В. П. Панасюк. — СПб., 1998.

4. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе [Текст] / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. — М., 1998.

5. Волкова, И. Е. Качество высшего образования в информационном обществе [Текст] / И. Е. Волкова // Открытое образование. — 2009. — № 2. — С. 18-22.

6. Богдан, Н. Н. Взаимосвязь организационной культуры вуза и качества профессионального образования [Текст] / Н. Н. Богдан, И. Ю. Парфенова // Университетское управление. — 2010. — № 4. — С. 18-27.

7. Актуальные проблемы обеспечения качества начального профессионального образования : Опыт системы начального профессионального образования Новосибирской области [Текст] : сб. статей / под общ. ред. Я. Я. Боргено и А. В. Красюк. — М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.

УДК 377.5 С. В. Савельева, зав. лабораторией информа-

004 тизации ПО Челябинского института развития

профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов. Исследование влияния информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на качество профессионального образования остается одной из важных проблем. В статье рассматривается каталитическая функция ИКТ, оказывающая влияние на повышение качества профессионального образования.

Ключевые слова: информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, показатели качества образования, качество профессионального образования.

В настоящее время профессиональное образование рассматривается как фактор роста социального и экономического благосостояния, конкурентоспособности страны. Однако часто констатируют несоответствие уровня профессионального образования потребностям экономики.

Сегодня следует говорить о том, что особую роль приобретает информатизация всех сфер жизнедеятельности человека: науки, производства, образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информационных и коммуникационных техно-

логий в предметные области, профессиональную деятельность педагогов и организацию управления учебно-воспитательным процессом. Однако использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной и управленческой практике профессионального образования носит эпизодический характер, поэтому изучение их влияния на качество профессионального образования остается важной проблемой. В распоряжении правительства «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» отме-

чается, что решением этой проблемы являются мероприятия Программы по созданию технических и технологических условий. Они позволяют, во-первых, получить быстрый доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, во-вторых, использовать новые электронные образовательные ресурсы в процессе обучения, в том числе дистанционном [1].

Качество образования — интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить. Поскольку мнения на этот счет расходятся, трактовки термина различаются.

В словаре согласованных терминов и определений в области образования государств — участников СНГ качество образования определяется, с одной стороны, как соответствие

Анализируя представленные в таблице данные, можно констатировать, что на качество профессионального образования оказывают влияние следующие показатели: высококвалифицированные преподаватели; свободный доступ к учебникам и профессиональной литературе, к современным обучающим материалам и дополнительной информации; материально-техническая база, т. е. хорошо оборудованные учебные классы и лектории; способность обуча-

образования (результата, процесса, социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства, с другой — как совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучающегося (студента) [2, с. 44].

С. Д. Ильенкова считает, что качество образования — это, прежде всего, востребованность полученных знаний в конкретных условиях, их применение для достижения конкретной цели и повышения качества жизни [3].

Сопоставим основные факторы, определяющие качество образования (М. И. Губанова, З. В. Крецан, Н. А. Шмырева) [4], необходимые и достаточные условия достижения конечной цели образования — его качества (В. Кинелев, П. Коммерс, Б. Коцик) [5] и показатели качества образования С. Д. Ильенкова [3] (табл. 1.).

ющегося удовлетворять требованиям современного общества. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует реализации данных показателей, обеспечивающих качество профессионального образования.

Рассмотрим первый показатель — высококвалифицированные преподаватели. Следует отметить, что многих педагогов в настоящее время интересуют вопросы использования средств информационных и коммуникацион-

Таблица 1

Факторы, условия и показатели качества образования

Факторы, определяющие качество образования (М. И. Губанова, З. В. Крецан, Н. А. Шмырева) Необходимые и достаточные условия достижения качества образования (В. Кинелев, П. Коммерс, Б. Коцик) Показатели качества образования (С. Д. Ильенкова)

Профессорско-преподавательский состав Необходимые условия - высококвалифицированные преподаватели Качество и мотивация преподавательского состава

Учебно-методическое обеспечение - свободный доступ к учебникам и профессиональной литературе, к современным обучающим материалам и дополнительной информации Качество учебных программ, качество инфраструктуры, качество знаний

Материально-техническая база - хорошо оборудованные учебные классы и лектории Состояние материально-технической базы учебного заведения

Интеллектуальный потенциал учебного заведения Инновационная активность руководства, внедрение инновационных процессов

Студенты (учащиеся) и выпускники Достаточные условия способность обучающегося удовлетворять требованиям современного общества Востребованность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда, достижения выпускников

ных технологий в учебном процессе. Сегодня необходимо не только поставлять в профессиональные учреждения современное оборудование и программное обеспечение, электронные средства учебного и образовательного назначения, но и организовывать специальную подготовку работников системы образования в области создания и использования электронных образовательных ресурсов в педагогической деятельности.

Необходимость этой подготовки обусловлена тем, что современный преподаватель должен не только обладать фундаментальными знаниями в своей предметной области, не только уметь донести эти знания до обучающихся, но и знать об уникальных возможностях ИКТ и уметь применять их в учебном процессе, использовать их в качестве средства обучения. Следовательно, педагог профессионального учреждения должен быть не просто квалифицированным, а высококвалифицированным специалистом.

В ЧИРПО в рамках программ повышения квалификации педагогов начального и среднего профессионального образования проводятся занятия по следующим модулям: «ИКТ в работе преподавателя мастера п/о» в объеме 12 ч, «ИКТ в профессиональной деятельности», «ИКТ в педагогической деятельности» в объеме 94 ч для профессионального обучения и в объеме 72 ч для педагогических работников по базовой ИКТ-компетентности.

Рассмотрим второй показатель — свободный доступ к учебникам и профессиональной литературе, к современным обучающим материалам и дополнительной информации. Современный уровень развития ИКТ расширяет доступ к образовательным и профессиональным ресурсам, способствует интеграции национальной системы образования в мировую сеть, значительно облегчает доступ к международным ресурсам в области образования, науки и культуры.

Информационные и коммуникационные технологии не только способствуют обновлению учебного процесса в учреждениях профессионального образования, но и используются с целью реорганизации учебного процесса в образовательных учреждениях для создания образовательных сетей, объединения их в образовательные сообщества. Преподаватели имеют решающий голос при разработке и внедрении учебных методик и программ в профессиональных учебных заведениях. Поэтому для них создание образовательных сообществ имеет большое значение, открывая возможность обмена опытом, участия в профессиональных дискуссиях. Дисциплина «ИКТ в работе преподавате-

ля мастера п/о» включает изучение Интернета, работу по поиску предметной информации на образовательных порталах и сайтах.

Рассмотрим третий показатель — материально-техническая база, хорошо оборудованные учебные классы и лектории. Применение информационно-коммуникационных технологий помогает обучающимся учреждений начального и среднего профессионального образования лучше усваивать информацию, так как позволяет использовать информационно насыщенные объекты: рисунки, видеофрагменты, сложные структуры данных и их комбинации, доступные через Интернет и другие интеллектуальные компьютерные сети. Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности зрительного восприятия, делая реальными изображения невидимого, а также предметов, изменяющих цвет и форму.

Экспоненциальный характер развития информационных и коммуникационных технологий определяет актуальность изучения вопросов их использования в системе образования. Заметно активизировалась работа в направлении создания для системы образования разного рода программных продуктов и комплексов на базе технологий мультимедиа, гипермедиа и телекоммуникации.

Технология мультимедиа позволяет объединить в информационной системе визуальную информацию (текст, графику, анимацию, видео) и звуковое сопровождение (аудиоинформацию). Как показывает практика и специальные исследования, повышение эффективности обучения с использованием технологии мультимедиа достигается за счет опоры на всю триаду восприятия: «вижу, слышу, пишу». Для того чтобы педагог имел возможность применять в своей деятельности технологии мультимедиа, телекоммуникаций, его рабочее место должно быть оборудовано компьютерной техникой. Для демонстрации презентаций необходимо иметь проектор. Это минимум компьютерных средств, которыми должен располагать преподаватель, чтобы передать учебную информацию обучающимся.

Рассмотрим четвертый показатель — способность обучающегося удовлетворять требованиям современного общества. Было бы ошибкой считать, что применение информационно-коммуникационных технологий автоматически повышает качество профессионального образования. Несмотря на все многообразие информационных источников, педагогических методик, преобразующих информацию в знания, существует только один путь превращения знаний в образование.

Эта трансформация совершается в сознании обучающегося, в результате чего формируется и развивается личность [3]. Научно-технический прогресс приводит к появлению новых производственных и информационных технологий, поэтому требуется непрерывное образование с целью получения новых знаний и их применения в профессиональной деятельности.

Обучающиеся нуждаются как в новых практических навыках и теоретических знаниях, так и в способности постоянно их совершенствовать. Следовательно, им необходимо развивать культуру непрерывного обучения, обучения в течение всей жизни. Таким образом, ИКТ разрушают рамки традиционного образовательного процесса; их использование ведет к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров. Сейчас повсеместно и в самых разных условиях люди всех возрастов и профессий постоянно учатся, формируя обучающееся общество XXI в. [5].

Таким образом, практика внедрения инновационных моделей образования и новых форм учебного процесса базируется на использова-

Библиографический список

нии передовых информационно-коммуникационных технологий, сетевых сервисов и средств. Особенность применения информационных и коммуникационных технологий обусловлена их каталитической (ускоряющей) функцией. Они реализуются в составе интерактивной образовательной среды, интегрирующей контент по учебным предметам и современные педагогические технологии, обеспечивая связность содержательных, методических и технологических компонентов обучения и реальную возможность повышения качества образования.

В заключение можно сделать вывод, что влияние информационно-коммуникационных технологий на профессиональное образование не ограничивается модернизацией дидактических методов. Оно должно приводить к внутреннему развитию образовательных учреждений и их трансформации в образовательные сообщества. Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетных направлений, обеспечивающим достижение высокого качества профессионального образования.

1. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] : распоряжение от 7 февр. 2011 г. № 163-р. — Режим доступа: http:// www.referent.ru/1/173627.

2. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств [Текст] / под ред. Н. А. Селезневой. — М. : Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Ильенкова, С. Д. Показатели качества образования [Электронный ресурс] / С. Д. Ильенкова. — Режим доступа: http://www.ubo.ru/articles/?cat=124&pub=133.

4. Шмырева, Н. А. Педагогические системы : Научные основы, управление, перспективы развития [Текст] / Н. А. Шмырева, М. И. Губанова, З. В. Крецан. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2002. — 119 с.

5. Кинелев, В. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум [Электронный ресурс] / В. Кинелев, П. Коммерс, Б. Коцик. — М. : ИИТО ЮНЕСКО. 2005. — Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/ book275.pdf.

УДК 377.12 Н. М. Старова, заведующая научно-методичес-

ким центром Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ

В статье анализируются возможности удовлетворения потребности региональной экономики в кадровом потенциале. Предлагаются различные направления взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями — социальными партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.