Эта трансформация совершается в сознании обучающегося, в результате чего формируется и развивается личность [3]. Научно-технический прогресс приводит к появлению новых производственных и информационных технологий, поэтому требуется непрерывное образование с целью получения новых знаний и их применения в профессиональной деятельности.
Обучающиеся нуждаются как в новых практических навыках и теоретических знаниях, так и в способности постоянно их совершенствовать. Следовательно, им необходимо развивать культуру непрерывного обучения, обучения в течение всей жизни. Таким образом, ИКТ разрушают рамки традиционного образовательного процесса; их использование ведет к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров. Сейчас повсеместно и в самых разных условиях люди всех возрастов и профессий постоянно учатся, формируя обучающееся общество XXI в. [5].
Таким образом, практика внедрения инновационных моделей образования и новых форм учебного процесса базируется на использова-
Библиографический список
нии передовых информационно-коммуникационных технологий, сетевых сервисов и средств. Особенность применения информационных и коммуникационных технологий обусловлена их каталитической (ускоряющей) функцией. Они реализуются в составе интерактивной образовательной среды, интегрирующей контент по учебным предметам и современные педагогические технологии, обеспечивая связность содержательных, методических и технологических компонентов обучения и реальную возможность повышения качества образования.
В заключение можно сделать вывод, что влияние информационно-коммуникационных технологий на профессиональное образование не ограничивается модернизацией дидактических методов. Оно должно приводить к внутреннему развитию образовательных учреждений и их трансформации в образовательные сообщества. Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетных направлений, обеспечивающим достижение высокого качества профессионального образования.
1. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] : распоряжение от 7 февр. 2011 г. № 163-р. — Режим доступа: http:// www.referent.ru/1/173627.
2. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств [Текст] / под ред. Н. А. Селезневой. — М. : Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Ильенкова, С. Д. Показатели качества образования [Электронный ресурс] / С. Д. Ильенкова. — Режим доступа: http://www.ubo.ru/articles/?cat=124&pub=133.
4. Шмырева, Н. А. Педагогические системы : Научные основы, управление, перспективы развития [Текст] / Н. А. Шмырева, М. И. Губанова, З. В. Крецан. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2002. — 119 с.
5. Кинелев, В. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум [Электронный ресурс] / В. Кинелев, П. Коммерс, Б. Коцик. — М. : ИИТО ЮНЕСКО. 2005. — Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/ book275.pdf.
УДК 377.12 Н. М. Старова, заведующая научно-методичес-
ким центром Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ
В статье анализируются возможности удовлетворения потребности региональной экономики в кадровом потенциале. Предлагаются различные направления взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями — социальными партнерами.
Ключевые слова: подготовка будущих специалистов, культура профессиональной деятельности, взаимодействие с работодателями.
Современное состояние российского общества, а именно процессы, проходящие в политической, экономической жизни страны, побуждают по-новому взглянуть на проблему подготовки кадров. Главенствующую роль приобретает ориентация на личность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации будущих специалистов к профессиональной среде. Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и дать ему возможность справляться в будущем с различными профессиональными ситуациями. Разрешение данной проблемы в большей степени возлагается на систему среднего профессионального образования. В последнее время подготовка специалистов среднего звена вызывает серьезные нарекания работодателей. Можно обозначить ряд факторов, которые, по их мнению, препятствуют адаптации выпускников к профессиональной деятельности: неготовность управлять собственной трудовой деятельностью, не соответствие уровня профессионализма подготавливаемых специалистов потребностям рынка труда.
В качестве механизмов решения задачи можно рассматривать как административное регулирование, так и систему организации учебного процесса. Административное регулирование образовательных процессов направлено на опережающее развитие профессионального образования с целью актуализации содержания, ориентированного на потребности территориального рынка труда. Однако такое реформирование образования больше касается внешней организации, чем внутреннего содержания педагогической системы: организация учебного процесса изменилась недостаточно, хотя учеными и практиками предпринимаются попытки научного обоснования и практической реализации новых моделей обучения.
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в сфере образования определяет необходимость переосмысления основных методологических подходов к реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой будущих специалистов именно в учреждении среднего профессионального образования. В частности, становится необходимым усиление культурологического аспекта профессионального образования. Согласно
исследованиям, 73,7 % выпускников учреждений среднего профессионального образования испытывают трудности с самореализацией в профессиональной деятельности. В этой связи необходимо еще на этапе профессиональной подготовки формировать у будущих специалистов элементы культуры профессиональной деятельности, последнюю можно рассматривать как комплекс профессиональных и личностных качеств, на базе которых вырабатывается модель профессионального поведения, обеспечивающая выполнение действий на основе принятых норм профессиональной деятельности. Особая роль в этом процессе отводится взаимодействию образовательного учреждения с предприятиями отрасли с целью объединения усилий и привлечения дополнительных интеллектуальных и материально-технических ресурсов для достижения поставленных целей, что позволит обеспечить подготовку специалистов, ориентированных на традиции, нормы и ценности сферы конкретного производства.
Данное положение требует конструирования системных связей между образовательными учреждениями и сферой производства: «Системная связь образовательных учреждений с работодателями может стать базой для их взаимного развития» [1, с. 408]. Установление таких связей, несомненно, повышает уровень качества подготовки будущих специалистов, так как ориентация на региональный рынок труда позволяет повысить конкурентоспособность выпускников.
Можно определить три основных направления, в которых происходит развитие партнерских отношений между предприятиями и образовательными учреждениями.
1. Модернизация содержания профессионального образования. На протяжении многих лет председателями комиссий по итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования назначаются представители предприятий (заказчики кадров). По результатам итоговой аттестации председатели комиссии вносят предложения по совершенствованию содержания профессионального образования, организации учебного процесса, в том числе производственной практики. Вводимые в 2011 г. федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего профессионального образо-
вания, разработанные на основе компетент-ностного подхода, требуют разработки учебно-программной документации с обязательным участием работодателя. Новая процедура формирования образовательных стандартов и программ предоставляет работодателям широкие возможности для постоянного обновления содержания этих программ и тонкой настройки на конкретные потребности, образовательному учреждению во взаимодействии с заинтересованными предприятиями — постоянно актуализировать содержание и технологии образования в соответствии с реальными запросами рынка труда.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что не все образовательные учреждения СПО привлекают работодателей к разработке учебно-программной документации на основе нового поколения ФГОС, хотя содержание вариативной части основных профессиональных образовательных программ должно определяется ими.
Нормативные документы требуют систематического повышения профессионального мастерства педагогических работников. Прохождение стажировок на предприятиях — одна из эффективных форм повышения квалификации. Однако эта форма также недостаточно используется учебными заведениями.
2. Развитие материально-технической базы. Инновационным видом взаимодействия образовательных учреждений с работодателями можно рассматривать создание производственных площадок (учебных полигонов), на которых обучающиеся могли бы получать опыт практической деятельности, повышать уровень формируемых профессиональных компетенций. Этот вид совместной работы вынесен как инновационный по той причине, что требует совершенно иной организации совместных действий образовательного учреждения и предприятий, на базе которых планируется создание учебного полигона. Несомненно, полигон поможет создать необходимые условия для производственного обучения будущих специалистов таким видам профессиональной деятельности, которые требуют хорошо отработанных профессиональных навыков. На учебных полигонах предполагается прохождение некоторых этапов освоения рабочих профессий, что должно сделать выпускника более мобильным и конкурентоспособным в сфере материального производства. Учебные полигоны должны быть оснащены всем необходимым производственным действующим оборудованием, позволяющим организовать производственное обучение студентов.
Создание учебных полигонов можно рассматривать как дополнительный резерв в формировании культуры профессиональной деятельности у студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, который поможет привлечь дополнительные интеллектуальные и материально-технические ресурсы. Организация учебного полигона должна обеспечить создание среды, приближенной к реальному производству, что позволит формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции на более высоком уровне. С целью обучения будущих специалистов различным видам профессиональной деятельности к процессу обучения могут привлекаться специалисты, имеющие специальное образование и опыт деятельности в данном направлении, что позволит усилить профессиональный контекст. Привлечение представителей предприятий к организации практической деятельности дает возможность обучающимся обобщить и активизировать лежащие в основе профессиональных компетенций базовые знания и умения, сформировать опыт практической деятельности, научиться оценивать свои достоинства и недостатки, организовывать свою работу, принимать решения в пределах своих полномочий.
3. Оценка качества подготовки выпускников. Особая роль во взаимодействии отводится вопросам мониторинга качества подготовки выпускников, который проводится на всех этапах подготовки будущих специалистов и на этапе квалификационного экзамена, отражающего уровень сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся, так как разработка контрольно-оценочных средств также подразумевает совместную деятельность предприятий и образовательных учреждений.
Выстроенная таким образом система отношений охватывает практически всю вертикаль профессионального становления личности:
- оптация (формирование профессиональных намерений);
- профессиональная подготовка (формирование направленности и системы знаний, умений, навыков);
- профессиональная адаптация (формирование профессионально важных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, вхождение в профессию, освоение новой социальной роли);
- профессионализация (формирование профессиональной позиции, квалификационное выполнение профессиональной деятельности) [2, 3].
Все указанные стадии включены в инновационную систему производственного обучения. В результате выявлены точки пересечения между профессионально-практическим обучением на предприятии и профессионально-теоретическим обучением в образовательном учреждении. Процесс профессионализации личности на этапе профессиональной подготовки в данных условиях проходит более успешно, так как условия обучения максимально приближены к условиям деятельности реального производства. Обучающиеся вступают в различные
Библиографический список
виды социального взаимодействия, что способствует формированию модели профессионального поведения в различных производственных ситуациях.
Важным является тот факт, что указанное взаимодействие ведет к развитию не только образовательных учреждений, но и предприятий— социальных партнеров, так как они получают специалистов, у которых сформированы те личностные и профессиональные качества, которые востребованы в данный момент на их производстве.
1. Чапаев, Н. К. Интеграция образования и производства : Методология, теория, опыт [Текст] : монография / Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн. — Челябинск ; Екатеринбург, 2007.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития [Текст] : учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. — М. : Академия, 2006. — 240 с.
3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст] : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 480 с.
УДК 377 Л. Б. Тельминова, зам. директора ГБОУ СПО
351/354 (ССУЗ) ««Челябинский техникум торговли
и художественных промыслов» (ЧТТХП), e-mail: [email protected]
РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье актуализируется значение самооценки развития учреждений начального и среднего профессионального образования, рассматривается методика самооценки на основе модели РАГС, гармонизированной с моделью Рособрнадзора, и ее практическое применение для эффективной гарантии внутреннего качества.
Ключевые слова: самооценка, модели самооценки, критерии, уровни совершенствования, эффективная гарантия качества.
Формирование инновационного характера и конкурентоспособности российской экономики во многом определяется степенью инновационного развития сферы образования.
В ходе внедрения инноваций формируется и развивается современная образовательная система, представляющая собой единство:
- производственных инноваций, а именно новых технологий (технологических инноваций), новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций);
- управленческих инноваций, включая экономические механизмы (экономические инно-
вации), и институциональных форм в области образования (организационных инноваций).
Развитие современной образовательной системы сопровождается тенденцией в области гарантий качества профессионального образования, предусматривающей перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества деятельности образовательного учреждения на базе аккредитации на внутреннюю самооценку (самообследование) на основе тех или иных моделей управления качеством.
Самообследование, или самооценка, учебных заведений — это отправная точка для обес-