научно-методический электронный журнал
Преображенская С. Г. Информационные
коммуникационные технологии как средство
повышения качества образования // Концепт. - 2013.
- № 04 (апрель). - ART 13079. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13079.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13G79
УДК 37.G14:GG4.9
Преображенская София Григорьевна,
аспирант кафедры методик дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», г. Нижневартовск [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к содержанию понятия «качество образования» и возможности его повышения средствами информационнокоммуникационных технологий.
Ключевые слова: образование, «качество образования», информационнокоммуникационные технологии.
Понятие «качество образования» в начале 90-х годов ХХ века впервые в России появилось в Законе «Об образовании» (1992 и 1996 годы) в статье о государственном контроле за «качеством образования», что породило большое количество различных практик такого контроля, инициировало разработки соответствующих теоретических концепций, превратившись в основной фактор устойчивого возрастания интереса ученых к данной проблеме.
Анализ дефиниции «качество образования» позволяет выделить широкое и узкое толкование данного понятия [1]. В узком смысле, рассматривается как категория, характеризующая результат образовательного процесса: уровень сформированно-сти общетеоретических знаний, практических умений и навыков выпускников: уровень интеллектуального развития, нравственных качеств личности; особенности ценностных ориентации, определяющих мировоззрение; активность и творческое отношение к действительности, проявляющееся в деятельности. Качество образования в широком смысле предполагает подход к образованию как социальнопедагогическому процессу и рассматривается как совокупность характеристик этого процесса: реализации его целей, современных технологий, а также условий, необходимых для достижения положительных результатов [2].
В обобщенном виде качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересом общества и государства.
В энциклопедии профессионального образования под редакцией С. Я. Батышева под качеством образования понимается интегративная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить.
В работе С. Е. Шишова и В. А. Кальней «Мониторинг качества образования в школе» качество образования рассматривается как социальная категория, определяющая состояние, результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержания образования, форм и методов обучения, материально - технической базы, кадрового состава и т. п.
Информационные коммуникационные технологии как средство повышения качества образования
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13079.htm
научно-методический электронный журнал
Преображенская С. Г. Информационные
коммуникационные технологии как средство
повышения качества образования // Концепт. - 2013.
- № 04 (апрель). - ART 13079. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13079.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13079
УДК 37.014:004.9
Профессор М. М. Поташник предлагает понимать качество образования как соотношение цели и результата, как меры достижения целей, притом что цели (результаты) заданы только операционально в зоне потенциального развития школьника.
На современном этапе сложилась многоплановая система определения понятия качества образования, в которой можно выделить два основополагающих подхода: философский и педагогический. Основополагающими характеристиками философского подхода являются: неотъемлемость, совокупность внешних и внутренних признаков, определенность относительно объекта [3]. Считается, что категория «качество» впервые была подвергнута анализу ещё Аристотелем в IV веке до н. э. По Аристотелю качества - особенности предмета, определяющие его цельность и строение и проявляющиеся с большей или меньшей интенсивностью [4].
В основе педагогического подхода доминантами становятся определенные целевые установки и результаты. Так, понятие «качество образования» интерпретируется с позиций:
- личностно-ориентированного подхода, основой которого является направленность образования на формирование образа обучающегося-выпускника, отвечающего социальным потребностям общества, государства (В. П. Панасюк) и региона (В. С. Долгунов). В этом случае образование призвано на основе соотнесения целей и результатов посредством знаниевой парадигмы (В. М. Полонский) и развития компетенций (С. Б. Шишов, В. А. Кальней) обеспечивать потенциальное развитие личности обучающегося (М. М. Паташник, М. А. Тарасов, Д. Ш. Матрос и др.);
- системного подхода, компонентами которого являются знания, умения и навыки обучающихся, показатели личностного развития, отрицательный эффект образовательного процесса, компетентность учителей и руководителей школы, престиж школы в социуме (В. И. Загвязинский);
- комплексного подхода, «синтезирующего все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса», а также реализующегося в качестве критерия эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия [5].
Так или иначе, качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного, материально-техническую базу, кадровый состав и т. п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающихся [6].
Таким образом, категория «качество образования» - сложная интегративная характеристика, которую можно трактовать в категориях совершенства (степени достижения) или соответствия целевым установкам [7].
Развитие категории качества в настоящее время связано с новой квалитативной парадигмой А. И. Субетто. Её теоретической основой являются взаимодействие качества и количества с учётом его экстенсивной и интенсивной сторон, принципы и закономерности системогенезиса качества. Эти принципы и положения подробно освещены В. П. Панасюком, при этом качество рассматривается как категория науки, включающая теорию качества, теорию измерения и оценки качества, а также торию управления качеством [8].
В настоящее время предлагаются разнообразные пути решения проблемы качества образования. Во-первых, различают (О. Е. Лебедев, А. Н. Майоров, М. В. Ры-жаков, С. Е. Шишов, В. А. Кальней и др.) качество образования как процесса и качество образования как его результата. Исходя из этого, качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, ква-
пи пи
http://e-koncept.ru/2013/13079.htm
научно-методический электронный журнал
Преображенская С. Г. Информационные
коммуникационные технологии как средство
повышения качества образования // Концепт. - 2013.
- № 04 (апрель). - ART 13079. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13079.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13079
УДК 37.014:004.9
лификация преподавателей и т. д.) само по себе еще не гарантирует качества образования в целом, так как его цели могут не в полной мере соответствовать новым потребностям общества. Во-вторых, во многом меняется смысл понятия «образовательные результаты». В современной педагогической психологии и дидактике оно определяется как возрастание мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, которые в совокупности составляют готовность к решению значимых для нее проблем.Развитию мотивационного потенциала (ценностных ориентации, потребностей и интересов) соответствуют личностные образовательные результаты, операциональных ресурсов (освоенные способы деятельности) - мета-предметные. Когнитивные возможности (знания) соотносятся, как правило, с предметными результатами образования. Совокупность этих результатов можно охарактеризовать в рамках принятого сейчас в мировой образовательной практике компе-тентностного подхода. Они представляют собой ключевые компетенции [9].
В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентностей ребенка (т. е. его готовности к решению новых задач и действию в ситуации неопределенности) актуальными для дошкольников и подготавливающими к включению в новую - школьную - жизнь, являются данные характеристики: развитие познавательной активности, мышления, коммуникативных способностей символических способностей (воображения и игры). Наиболее традиционными для современных способов оценки качества дошкольного образования являются показатели качества образовательных условий в частности, в первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы [10].
Система оценки качества образования в России начала создаваться не так давно, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Проблемы определения качества образования возникают при выборе конкретного аспекта образования для его оценки, возможных подходах к его измерению [11]. Критерии качества образования только тогда станут реальными ориентирами для обучения и воспитания детей, когда они институциализируются, т. е. будут переведены в показатели и встроены в реальную систему оценки качества работы и образовательного учреждения/ организации и конкретного педагога, станут основанием для принятия управленческих решений [12].
Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества [13]. Современное общество все более приобретает черты информационного, появляются новые требования, как к человеку, так и к его образованию в широком смысле этого слова: к его личностным и профессиональным качествам, творческим, креативным возможностям, его знаниям и умениям оперировать ими, постоянно их обновлять, расширять и производить новые. В информационном обществе образование человека протекает в условиях информационного, информационнообразовательного пространства и информационно-образовательной среды. Информационное пространство - это пространство создания, хранения, переработки и использования информации. Оно включает в себя информацию, средства ее производства, хранения и передачи, методы и технологии работы с информацией.
Термин «информационно-образовательное пространство» подчеркивает, что цель использования информации в нем - образование личности [14].
В настоящее время правительства большинства стран прилагают значительные усилия для модернизации систем образования на основе применения новейших технологий [15].
http://e-koncept.ru/2013/13079.htm
научно-методический электронный журнал
Преображенская С. Г. Информационные
коммуникационные технологии как средство
повышения качества образования // Концепт. - 2013.
- № 04 (апрель). - ART 13079. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13079.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13079
УДК 37.014:004.9
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс не столько насущная необходимость, сколько осознанный процесс технологизации рутинных процессов с целью высвобождения творческой энергии личности современного общества. Информационно-коммуникационные технологии проникают в образование извне через быт, культуру и производственную среду. Ответный процесс овладения технологиями в образовательной среде распространяется все шире, отвечая запросу времени [16].
Применение ИКТ в системе образования актуализирует их коммуникативную составляющую. Проникновение компьютерных телекоммуникаций в сферу образования инициировало развитие новых образовательных технологий, когда техническая составляющая образовательного процесса приводит к сущностному изменению образования. Развитие компьютерных телекоммуникаций в образовании инициировало появление новых образовательных практик, что в свою очередь способствовало трансформации образовательной системы в целом. Границы образовательной сферы, локализованные институциональными, временными и пространственными рамками были значительно расширены за счет внедрения телекоммуникационных технологий в образовательный процесс.
Компьютерные телекоммуникации развиваются в нескольких направлениях: либо они частично используются в образовательном процессе, либо образование реализуется дистанционным путем [17].
Как показывают проведенные психолого-педагогические и дидактические исследования (Я. А. Ваграменко, А. А. Кузнецов, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. В. Рубцов, О. К. Тихомиров и др.), методики обучения на основе ИКТ способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д. [18].
Современные технологии расширяют возможности восприятия информации посредством органов чувств, используя познавательную способность воображения, эмоциональное и эстетическое воздействие, которые будут играть важнейшую роль при разработке учебных программ нового поколения [19].
С помощью программных средств можно представлять на экране в различной форме учебную информацию:
- инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений или навыков учебной или практической деятельности;
- эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение;
- активизировать познавательную деятельность обучаемых;
- формировать и развивать определенные виды мышления
Обучающие программы, которые включают в себя тексты, фотографии, аудио-и видеоинформацию, компьютерные программы и базы данных принято называть мультимедийными продуктами. По силе информационного воздействия сегодня на всех этапах образования одно из первых мест занимают мультимедийные продукты. В настоящее время мультимедиа на CD-ROM становится таким же необходимым и распространенным атрибутом деятельности организаций и учебных учреждений, как и книги, слайды, аудио- или видеокассеты. Причем эта информация на диске не хранится обособленно. Для каждого мультимедийного продукта разрабатывается сценарий и интерфейс с привлекательным дизайном, продумывается система гиперссылок и поиска, позволяющая быстро получить необходимую информацию, а при
rv /j ги
http://e-koncept.ru/2013/13079.htm
научно-методический электронный журнал
Преображенская С. Г. Информационные
коммуникационные технологии как средство
повышения качества образования // Концепт. - 2013.
- № 04 (апрель). - ART 13079. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13079.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13079
УДК 37.014:004.9
необходимости и распечатать ее. Недаром этот самый современный вид информационных технологий получил название мультимедиа - что означает синтез различных видов информации. Мультимедийные продукты являются составляющими в современном обучении. Особенно это важно в гуманитарном и художественном образовании, так как становятся доступными элементы произведения искусств, музыка в исполнении выдающихся мастеров, музейные ценности [20].
Обозначим основные дидактические требования, предъявляемые к информационно-коммуникационным технологиям в образовании с целью повышения эффективности их применения в образовательном процессе:
- мотивированность в использовании различных дидактических материалов;
- четкое определение роли, места, назначения и времени использования электронных образовательных ресурсов и компьютерных средств обучения;
- ведущая роль преподавателя в проведении занятий;
- введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;
- соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;
- учет того, что введение в комплект учебных средств электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;
- обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;
- обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др.
Применение общедидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТ будет способствовать повышению качества подготовки. В силу этого следует рассматривать их в контексте целей образования и научного осмысления практики образовательной деятельности, исходя из принципов целесообразности и эффективности использования ИКТ в учебном процессе [21].
Таким образом, уникальная роль, которую ИКТ играют в улучшении качества образования, основана на их способности эффективно способствовать выполнению как необходимых, так и достаточных условий для обеспечения качества образования. Современный уровень развития ИКТ значительно расширяет доступ к образовательным и профессиональным ресурсам, значительно облегчает доступ к международным ресурсам в области образования, науки и культуры [22].
Говоря об определении качества образования в сфере использования ИКТ, образуются несколько групп индикаторов.
1. Нормативное обеспечение использования ИКТ в образовании.
2. ИКТ в учебных планах и программах.
3. Аппаратное обеспечение образовательных учреждений.
4. Доступность системного и программного обеспечения образовательного
5. назначения.
6. Доступ к Интернету и средствам глобальной коммуникации.
7. Повышение квалификации преподавателей и уровня владения новыми технологиями [23].
Методологически и культурологически точное внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу и освоение знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества. Современные ИКТ позволяют повысить качество обучения, что даст возможность человеку успешнее и быстрее адап-
http://e-koncept.ru/2013/13079.htm
научно-методический электронный журнал
Преображенская С. Г. Информационные
коммуникационные технологии как средство
повышения качества образования // Концепт. - 2013.
- № 04 (апрель). - ART 13079. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13079.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13079
УДК 37.014:004.9
тироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Умение использовать информационные средства дает возможность получать необходимые знания по цифровым источникам как сегодня, так и в будущем.
Энергичное и отрефлексированное внедрение этих технологий в образование является важным фактором реформирования системы образования, отвечающей потребностям процесса развития традиционной системы образования в свете требований прогрессивного конкурентноспособного общества и сотрудничества в глобальном социуме [24].
Однако ошибочно было бы думать, что применение ИКТ само по себе повысит качество образования. Система индикаторов качества образования не может рассматриваться без связи с рядом экономических аспектов, включающих такие параметры, как нагрузка преподавателей, учебное оборудование, поддержка инновационных процессов. Для эффективного использования возможностей ИКТ педагогам и методистам необходимо развивать и исследовать такие области современной науки, как компьютерная психология, компьютерная дидактика и компьютерная этика, а также активно применять новые знания на практике. Важно помнить, что, несмотря на все многообразие источников информации и образовательных методик, преобразующих информацию в знания, существует только один путь превращения знаний в образование. Эта трансформация совершается в сознании человека. При этом имеет место чрезвычайно интересное и сложное взаимодействие сознания человека с киберпространством. В результате взаимодействия формируется и развивается человеческая личность. Вот почему нет и не может быть двух одинаковых образований, как не бывает двух одинаковых людей, ибо личность каждого человека уникальна [25].
В заключении отметим, что главное стратегическое направление образовательной политики России в настоящее время - это комплексная и глубокая модернизация системы образования, повышение его качества. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, личности, общества, государства [26].
Информационные и коммуникационные технологии играют значительную роль в развитии современного образования. Однако решение о целесообразности применения новейших технологий в связи с повышением качества образования следует принимать с учетом общих стратегических целей развития образования. Использование ИКТ при обучении и создание образовательных сетей являются непременными условиями дальнейшего развития образования [27].
Ссылки на источники
1. Никокошева Н. Г. Некоторые подходы к определению понятия «качества образования». - иРЬ: http://journals.uspu.ru/i/inst/pedobraz/ped2008/ped2(3)2008_4.pdf.
2. Караваева О. В. Социально-педагогический аспект проблемы качества образования в системе дополнительного образования детей // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы международной научно-практической конференции 29-30 декабря 2010 г. - М., 2010. - С. 70-73.
3. Фоменко О. Е. Теоретические проблемы определения концепта «качество» в муниципальном образовательном пространстве // Теоретические и методологические проблемы современного об-
разования: Материалы международной научно-практической конференции 29-30 декабря 2010 г.: М., 2010. - С. 213-216.
4. Никокошева Н. Г. Указ. соч.
5. Фоменко О. Е. Указ. соч.
6. Караваева О. В. Указ. соч.
7. Никокошева Н. Г. Указ. соч.
http://e-koncept.ru/2013/13079.htm
научно-методический электронный журнал
Преображенская С. Г. Информационные
коммуникационные технологии как средство
повышения качества образования // Концепт. - 2013.
- № 04 (апрель). - ART 13079. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13079.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13079
УДК 37.014:004.9
8. Там же.
9. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования. - URL: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=1326&showentry=12022.
10. Критерии качества (результативности) дошкольного образования. - URL: http://www.eurekanet.ru/ ewww/info_print/13082.html.
11. Фоменко О. Е. Указ. соч.
12. Критерии качества... Указ. соч.
13. Информационно-образовательная среда... Указ. соч.
14. Иванова Е. О. Тенденции развития образования в условиях информационного общества. - URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2011_2pp/06.pdf.
15. Кинелев В., Коммерс П., Коцик Б. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании // Информационный меморандум. - Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2005.
16. Коммуникационные технологии в образовательном процессе информационного общества. - URL: http://screen.ru/i kt/goncharov03.html.
17. Современные ИКТ и их роль в системе образования. - URL: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ filosof_umk/text/t5_1 .htm.
18. Информационно-образовательная среда. Указ. соч.
19. Кинелев В. и др. Указ. соч.
20. Применение информационных технологий в образовании. - URL: http://screen.ru/ikt/panasenko02.html.
21. Современные ИКТ... Указ. соч.
22. Кинелев В. и др. Указ. гоч.
23. Там же.
24. Коммуникационные технологии... Указ. соч.
25. Кинелев В. и др. Указ. гоч.
26. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты. - URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0208/index.shml#book_page_inner.
27. Кинелев В. и др. Указ. гоч.
Preobrazhenskaya Sofia,
graduate student of preschool and primary education HPE "Nizhnevartovsk State University for the Humanities," the Lithuanian city of Nizhnevartovsk [email protected]
Information communication technologies as a tool to enhance quality of ed- ISSN 2304-120Х ucation
Abstract. This article observes approaches to the content of the concept of “quality of education” and to opportunities of its improving by means of information communication technologies.
Keywords: education, “quality of education”, information communication technologies. 9 7 7 2 з 0 4 120135 Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук.
pu "7 fu
977230412013504
http://e-koncept.ru/2013/13079.htm