_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 159.99
О.П. Пожидаева
магистрант 1-го года обучения Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация Научный руководитель: Е.А. Азарова К.пед.н., доцент Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
КОМПЕНСАНТОРНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДУХОВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ:
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
В статье представлены результаты теоретического анализа понятия духовной зависимости. В последние годы активизировали свою деятельность разнообразные религиозные организации, среди которых имеют место быть и тоталитарные секты, и деструктивные культы. Подавляя свободу и психику человека, духовная зависимость по силе своего влияния на человека может сравниться с наркотической зависимостью. Духовные традиции Православной церкви служат примером обличения тех идей, которыми секты хотят подчинить себе человека, особенно молодого.
Ключевые слова Деструктивные культы, тоталитарные секты, духовная зависимость,
Долгие годы в России насаждались идеи воинствующего атеизма и бездуховности. На фоне этого стало модным рассуждать о вере и о духовности. Многие придерживаются мнения, что атеизм и бездуховность наносят безусловный вред человеку, и в целом обществу, а значит любая вера в светлое и доброе - это хорошо, «лишь бы во что-то верили».
Мы хотели бы обратить внимание на то, что на фоне возрождения православной церкви, которая является традиционным символом духовности в России, в нашу жизнь вошло такое понятие как секты.
Надо отметить, что мы очень мало знаем о сектах. В переводе с английского «секта» - это «кусочек» или «часть», часть общества. Действительно все общество состоит из «кусочков» - это и политические партии, и экологические сообщества, и детские организации. Для того чтобы ситуацию прояснить специалистами был введен термин «тоталитарные секты». Данные секты относятся к религиозным объединениям, которые прикладывают все усилия, чтобы огородить своих адептов от остального мира, тотально овладевая психикой и сознанием человека.
Проблема духовной зависимости имеет много аспектов, что является почвой для переплетения вокруг нее научных интересов психологов, социологов, религиоведов и богословов, которые в рамках своего опыта изучают и пытаются решить эту проблему. Со временем среди исследователей проблемы духовной зависимости сформировались четкие подходы (направления), каждому из этих направлений характерны определенные предпосылки, стереотипы и понятия. Представители каждого направления учитывают достижения других направлений. В рамках исследования духовной зависимости выделено несколько основных подходов: популярный (релятивистский) подход, (Лео Пфефферу), психологический подход ( Роберт Дж. Лифтон, Эдвард Хантер, Мадлен Ландау Тобайас, Джанья Лалич), социологический подход (Джон Салиба, Брайан Уилсон), богословский подход, подход А.Л. Дворкина (сектоведение) [3].
Мы задаем себе вопрос: почему тысячи образованных, обеспеченных и на вид благополучных людей позволяют втягивать себя в сети культов? Ведь каждый из нас считает себя сильной личностью, способной преодолеть трудности, устоять перед соблазнами и различать «добро» и «зло». Однако, мы сами, того не замечая, оказываемся в западне, которую нам сотворили наше высокомерие и амбиции. Это и является
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
главной зацепкой всех культов. Приемы психологического воздействия сочетаются с элементами грамотно организованной рекламы.
Современное общество - это общество, во многом, одиноких людей. Институт семьи девальвирован возможностью жить в «гражданском браке» - сожительстве (отсюда и множество матерей одиночек самостоятельно воспитывающих детей); родители признают, что мало уделяют внимания детям, ссылаясь на свою занятость; многие семьи имеют лишь витрину благополучия, при этом каждый в семье живет своей жизнью [1].
Религиозные культы изначально предлагают одиноким людям абсолютную их значимость. Тоталитарные секты и религиозные культы подвергают новичка «атаке любовью». Такое внимание и неожиданное признание члены культов и сект ценят очень высоко и в связи с этим готовы отказаться от всего, что их может связывать со всем миром. Именно этого и добиваются религиозные культы и тоталитарные секты. Деструктивные культы пропагандируют политику двойственности, т.е. четкого разделения на «мы» и «они». И, что характерно для деструктивных культов, «мы» - это всегда «правильные люди» во всех значениях, а «они» - люди пропащие, заблуждающиеся и т.п. Поэтому во всех деструктивных культах любовь, понимание и забота приветствуются только по отношению к членам культа, т.е. к «своим». Тогда как к противникам допускается абсолютно противоположное отношение и даже физическая расправа.
Для привлечения новых членов секты применяются всевозможные методы психологического воздействия. Ф. Зимбардо и М. Лайппе в работе «Социальное влияние» приводят их перечень, характерный для большинства деструктивных культов и тоталитарных сект:
1. Технология « Step by step» - небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки: «приходи к нам - проведи у нас выходные - останься у нас еще на недельку - отдай нам свои деньги».
2. Новичка постоянно уверяют в том, что все его личные проблемы решаться чудесным образом, как только он примет идеологию секты.
3. Сила групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с новичком. Зачастую к новичкам прикрепляют привлекательного представителя противоположного пола, т.к. сексуальность имеет немаловажное значение.
4. У новичка отсутствует возможность спорить и возражать. Его никогда не оставляют наедине с самим собой. Постоянно проводят разнообразные мероприятия, куда обязательно вовлечен новичок [4].
Одобрение со стороны секты получает не любое поведение новичка, а только «правильное», желаемое. Если на заданный вопрос от новичка звучит ожидаемый ответ, то звучат и похвала, и восторженные возгласы, и улыбки озаряют лица тех, кто задал вопрос, в противном случае лицо слушателя хмурое, взгляд направлен вдаль, а не на новичка.
И в какой-то момент новичок начинает понимать, что если он хочет остаться в дальнейшем рядом с этими «заботливыми» и «сердечными» людьми, надо говорить только то, что их радует и вызывает одобрение. В дальнейшем для новичка его поведение и поведение других членов секты становится внутренним убеждением. Всем членам секты прививается мысль о «духовном просветлении».
Для членов секты все психологические манипуляции, которые с ними проводят, не заметны. Каждый из них живет с твердой уверенностью, что он сам пришел к «правильному решению».
На основе проведенных исследований, наблюдений, исповедей сектантов известно, что тоталитарные секты и деструктивные культы время от времени проводят «чистку» в своих рядах. Они избавляются от неугодных, неудобных личностей. Это дает возможность сектам укрепить свою власть над «слабыми», «правильными» членами организации.
Разрушая целостность личности, тоталитарные секты становятся полноправными «владельцами» тела - души - духа сектанта, который становится исполнителем в руках «умелого режиссёра».
Мы считаем, что исследования проблемы духовной зависимости должны помочь нам решить ряд социальных вопросов и проблем, связанных с нравственным и духовным воспитанием. Следует обратиться к истории, извлечь из нее уроки и сделать акцент на традиционные духовные ценности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Необходимо продолжать исследования по данному вопросу т.к. тоталитарные секты и деструктивные культы имеют способность маскироваться под различные фонды милосердия и благотворительные центры. Необходимо иметь достоверную информацию о них, которая поможет нам справиться с таким недугом, как тоталитарные секты.
Список использованной литературы.
1.Азарова Е.А. Деструктивные формы семейного воспитания, актуальные проблемы современности, преступления последних времен: духовно-нравственный и криминофамилистический аспекты/ Е.А. Азарова. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2005.
2.Азарова Е.А. Психология зависимости: некоторые аспекты проблемы/Е.А. Азарова. - Культура. Наука. Интеграция. - 2010. - №3 (11). - С. 139-142.
3. Дворкин А. Сектоведение/ А. Дворкин. - Нижний Новгород, 2002
4.Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние/ Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. - СПб.: Питер, 2001
© Пожидаева О.П., 2016
УДК159.99
Н.В. Позднякова
магистрант 1-го года обучения Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация
А.М. Титаренко магистрант 1 -го года обучения Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация Научный руководитель Е.А. Азарова к.пед.н, доцент Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДИАДЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ
В ВУЗЕ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования представлений о психолого-педагогической компетентности в общении у студентов и у преподавателей. Выявлено, что студенты достаточно грамотно разобрались в самом понятии психолого-педагогическая компетентность, не путая ее с профессиональной компетентностью педагога. А вот ответы педагогов содержали больше профессиональных качеств, включенных на их взгляд в понятие психолого-педагогической компетентности.
Ключевые слова
профессиональная компетентность, психолого-педагогическая компетентность в общении, иностранный
язык.