Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
характеристика / процесс / профессиональное самоопределение / старшеклассник / педагог-психолог / школа / characteristics / process / professional self-determination / high school student / educational psychologist / school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Б. Алиева, Д.М. Даудова, К.А. Ахмедпашаева

Данная статья посвящена изучению психолого-педагогических характеристик процесса профессионального самоопределения старшеклассников. Авторы рассматривают дефиницию «профессиональное самоопределение». Построение профориентационной работы с детьми в образовательных организациях, особенно в старших классах, является важной работой, поскольку неграмотно организованный процесс привносит отрицательные тенденции в общество. Важнейшей особенностью данного возраста является профессиональное самоопределение, что представляется необходимой составляющей личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение старшеклассников является личностно значимой деятельностью, направленной на поиск личностного смысла в выбираемой профессии. Авторы пришли к выводу, что представление о себе как о личности у старшеклассников более развито, чем представление о себе как о профессионале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.Б. Алиева, Д.М. Даудова, К.А. Ахмедпашаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS

The article studies psychological and pedagogical characteristics of the process of professional self-determination of high school students. The authors consider the definition of “professional self-determination”. The construction of career guidance work with children in educational organisations, especially in high schools, is an important work, because an illiterate organised process brings negative tendencies in society. The most important feature of this age is professional self-determination, which seems to be a necessary component of personal self-determination. Professional self-determination of high school students is a personally meaningful activity aimed at finding personal meaning in the chosen profession. The authors conclude that high school students’ idea of themselves as a person is more developed than the idea of themselves as a professional.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

проведен анкетный опрос 472 случайно отобранных студентов - выпускников иранских общеобразовательных школ.

По свидетельству авторов публикации, результаты проведенного анкетного опроса университетских студентов выявили следующую картину. Отношение иранских респондентов к английскому языку в целом оказалось положительным. Из предложенной альтернативы (английский язык) «нравится» и «ненавижу» большинство выбрало первый вариант ответа, и лишь небольшая группа опрошенных указала на второй. При этом любопытно, что на вопрос о том, есть ли польза от владения английским языком», почти все, в том числе не питающие к нему симпатии, ответили утвердительно, и лишь приблизительно 4,4% отдали предпочтение варианту «нет». Абсолютное большинство (свыше 90%) опрошенных университетских студентов признали владение

Библиографический список / References

английским языком профессиональным и образовательным преимуществом современного иранца.

Исходя из вышеизложенного, имеются достаточные основания заключить, что в условиях иранского общества отмечаются отчетливо выраженные расхождения между политикой исламского режима и общественным мнением о целесообразности распространения английского языка в стране через национальные образовательные системы разных уровней. При этом в первую очередь у иранской молодежи, а также современного иранского общества в целом отмечается стабильное осознание того, что в условиях глобализации только английский язык выполняет две ключевые функции планетарного масштаба: универсальное средство транснационального общения представителей разноязычных народов и языковое средство удовлетворения их инструментальных потребностей [6, с. 11].

1. Bagheri H. A profile of teaching English in pre-university schools of Sistan and Baluchestan Province: Problems and solutions (Unpublished master's thesis). Shiraz University, Shiraz, Iran, 1994.

2. Borjian M. English in post-revolutionary Iran. Bristol, UK, 2013.

3. Khajavi Y., Abbasian R. English language teaching, national identity and globalization in Iran. The case of public schools. International Journal of Humanities and Social Science. 2011; № 1: 181-186.

4. Khatami Z. English language instruction in Iran (MA TESOL Collection, Paper 273). Available at: https://digi talcollections.sit.edu/ipp_collection-1977,/273/

5. Mahboob A. English as an Islamic language: A case study of Pakistani English. World Englishes. 2009; № 28: 175-189.

6. Paivandi SEducation in the Islamic Republic of Iran and perspectives on democratic reforms. Dubai, United Arab Emirates: Legatum Institute, 2012.

7. Rassouli1 A., Osam N. English Language Education Throughout Islamic Republic Reign in Iran: Government Policies and People's Attitudes. SAGE. 2019: 1-11.

8. Riazi A. The four language stages in the history of Iran. Decolonization, globalization: Language-in-education policy and practice. Clevedon, UK, 2005: 98-114).

9. Strain J.E. New York State English Council. English language instruction in Iran. Washington, DC: ERIC Clearinghouse, 1971.

10. Tollefson J.W. Planning language, planning inequality: Language policy in the community. London, England, 1991.

Статья поступила в редакцию 02.04.23

УДК 37.048.45

Alieva M.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology of Personal Development, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: dinara.daudova@yandex.ru

Daudova D.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology of Personal Development, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: dinara.daudova@yandex.ru

Akhmedpashayeva K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology of Personal Development,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: dinara.daudova@yandex.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS. The article studies psychological and pedagogical characteristics of the process of professional self-determination of high school students. The authors consider the definition of "professional self-determination". The construction of career guidance work with children in educational organisations, especially in high schools, is an important work, because an illiterate organised process brings negative tendencies in society. The most important feature of this age is professional self-determination, which seems to be a necessary component of personal self-determination. Professional self-determination of high school students is a personally meaningful activity aimed at finding personal meaning in the chosen profession. The authors conclude that high school students' idea of themselves as a person is more developed than the idea of themselves as a professional.

Key words: characteristics, process, professional self-determination, high school student, educational psychologist, school

М.Б. Алиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: dinara.daudova@yandex.ru

Д.М. Даудова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: dinara.daudova@yandex.ru

К.А. Ахмедпашаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: dinara.daudova@yandex.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Данная статья посвящена изучению психолого-педагогических характеристик процесса профессионального самоопределения старшеклассников. Авторы рассматривают дефиницию «профессиональное самоопределение». Построение профориентационной работы с детьми в образовательных организациях, особенно в старших классах, является важной работой, поскольку неграмотно организованный процесс привносит отрицательные тенденции в общество. Важнейшей особенностью данного возраста является профессиональное самоопределение, что представляется необходимой составляющей личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение старшеклассников является личностно значимой деятельностью, направленной на поиск личностного смысла в выбираемой профессии. Авторы пришли к выводу, что представление о себе как о личности у старшеклассников более развито, чем представление о себе как о профессионале.

Ключевые слова: характеристика, процесс, профессиональное самоопределение, старшеклассник, педагог-психолог, школа

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что выбор профессии очень важный шаг на пути каждого человека, поэтому старшекласснику необходима помощь и поддержка в данном вопросе. Выбирая профессию, старшеклассник опирается на множество факторов: престижность профессии, возможность последующего трудоустройства, рекомендации родителей, педагогов, друзей, а также на свои стремления: интересы, возможности, способности, субъективный опыт Часто обучающиеся старших классов сталкиваются с противоречиями между выбором, предлагаемым извне, и своими личными пред-

почтениями. Поэтому очень важно в образовательных организациях проводить профориентационную работу. Она должна начинаться уже в дошкольном возрасте и продолжаться на протяжении всей школьной жизни. Формы данной работы должны быть различными и учитывать психолого-педагогические особенности детей, их интересы и потребности государства [1-8].

Цель данной статьи заключается в изучении психолого-педагогической характеристики процесса профессионального самоопределения у старшеклассников.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом: проанализировать понятие «профессиональное самоопределение» школьников, рассмотреть психолого-педагогические особенности этого возраста.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (наблюдение за старшеклассниками).

Научная новизна статьи определяется изучением понятия «профессиональное самоопределение» старшеклассников.

Теоретическая значимость статьи отражается в расширении педагогического знания о психолого-педагогических характеристиках процесса профессионального самоопределения у старшеклассников.

Практическая значимость заключается в изучении процесса профессионального самоопределения обучающихся 9-х и 11-х классов.

Повышается спрос на получение высшего образования как некий атрибут престижности, но при этом есть дефицит в квалифицированных рабочих из-за социальных стереотипов в обществе. Вследствие этого сегодня профессиональная мотивация носит чаще всего формальный характер, а молодые специалисты оказываются психологически не готовы к профессиональному труду, что пагубно влияет на самого человека и общество, в целом порождая социальные проблемы.

Таким образом, построение профориентационной работы с детьми в образовательных организациях, особенно в старших классах, является важной работой, поскольку неграмотно организованный процесс привносит отрицательные тенденции в общество. Для правильного выбора персонализированной профессиональной траектории старшекласснику необходимо ориентироваться в мире профессий, знать требования, предъявляемые к специалисту той или иной профессии, перспективы развития данной профессии, согласовывать профессиональную деятельность с личностными возможностями, умениями и, конечно же, наличие грамотного построения профориентационной работы в образовательных организациях как одного из направлений внешней государственной политики и поддержка близких в выборе будущей профессиональной деятельности. Работа занимает значимое место в жизни человека, поэтому от того, как он будет успешен в своей профессиональной деятельности и удовлетворён её результатами, будет зависеть благополучие его жизни и его семьи. Важно понимать, что выбор будущей профессии является очень важным шагом в жизни любого человека, поэтому нужно ответственно подходить к данному выбору и начинать изучать профессии с дошкольного возраста. У старшеклассников должно быть обширное представление о профессиях, т. к. именно после 9-го класса или 11-го класса обучающийся переходит в следующую образовательную организацию, где будет непосредственно получать профессию. И от того, насколько осознано он выберет учебное заведение для освоения профессии, будет зависеть его удовлетворённость или неудовлетворённость жизнью. Очень жаль, когда студент после 4-х лет обучения понимает, что ошибся в своём выборе, вследствие чего ему срочно нужно опять искать себя, своё дело. Некоторым это удаётся легко, некоторым чуть труднее, некоторые всю жизнь находятся в поиске профессии-мечты, а некоторые настолько потеряны, что просто плывут по течению жизни, просто существуют, а не живут. В результате чего необходимо в дошкольных образовательных организациях, а потом и в школах заниматься профориентационной деятельностью. Особое внимание стоит уделять педагогическому сопровождению самоопределения старшеклассников.

Профессиональное самоопределение старшеклассников возможно только совместно с грамотной работой педагога (психолога) по развитию обучающихся как будущих субъектов профессионального труда. Поскольку старшеклассник, который полностью предоставлен сам себе, не сможет сделать профессиональный выбор, для этого ему будет в помощь педагог (психолог), который не только выявит, но и заложит профессионально важные качества посредством воспитания.

Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей под профессиональным самоопределение понимают «определение своего места в мире профессий, нахождение личностного смысла в выполняемой работе, внесение коррективов в «вектор» профессионального становления личности» [3, с. 3].

С.Н. Чистякова выделяет несколько смыслов профессионального самоопределения:

- социально-педагогический смысл сводится к жизненной необходимости для каждого человека и реализуется по средствам специальный усилий со стороны общества и государства;

- психолого-педагогический смысл заключается в поэтапном решении личностных задач;

- индивидуально-психологический смысл профессионального самоопределения выражается в формировании смысловой основы отношений личности к атрибутам профессиональной деятельности и создании индивидуально-делового стиля [8, с. 11].

В нашей статье мы будем определять профессиональное самоопределение как процесс познания мира профессий и осознанный выбор профессионального пути на основе требований, специфики выбираемой профессии и знаний,

субъективного опыта, личностных особенностей, способностей, возможностей, интересов человека.

Большое значение в профессиональном самоопределении играет роль информированности человека о мире профессий.

Е.А. Климов разработал классификацию профессий, в которой выделил типы, классы, отряды, группа профессий.

Первый ярус в классификаторе профессий составляют типы профессий:

- человек - человек: профессии, труд в которых направлен на человека (адвокат, арбитр, бортпроводник, врач, воспитатель, гид-переводчик, диспетчер, контролёр-кассир, официант, парикмахер, педагог, полицейский, продавец, секретарь, юрист и др.);

- человек - природа: профессии, труд в которых направлен на объекты живой природы (агроном, биохимик, ветеринарный врач, взрывник, вирусолог, животновод, зоолог, овощевод, палеоботаник, пчеловод, рыбовод, техник-геодезист, техник-океанолог цитолог эмблиолог и др.);

- человек - техника: профессии, труд в которых направлен на технические объекты (авиационный механик, бетонщик, водитель, инженер по горным работам, кровельщик, лесоруб, матрос, машинист, пилот, проходчик, слесарь-сантехник, стекольщик, столяр, такелажник, флотатор и др.);

- человек - знак: профессии, труд в которых направлен на обработку информации (архивист, аэрогеодезист, брокер, бухгалтер, делопроизводитель, картограф-составитель, логист, математик, монтажник связи, робототехник, специалист по информационным технологиям, стенографист, технический редактор, чертёжник, экономист и др.);

- человек - художественный образ: профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания (актёр, архитектор, визажист, декоратор-оформитель, дизайнер, культуролог, музыкант, певец, резчик по камню, режиссёр, фокусник, фотограф, художник, чеканщик художественных изделий, ювелир и др.) [4, с. 45].

Второй ярус в классификаторе профессий составляют классы профессий:

- преобразовательные профессии - класс профессий, которые связаны с активным изменением разного рода характеристик и состояний предмета труда (живописец по фарфору, лепщик архитектурных изделий, токарь и др.);

- гностические профессии - класс профессий, которые связаны с познавательным трудом (социолог, судебно-медицинский эксперт, искусствовед и др.);

- изыскательные профессии - класс профессий, которые связаны с изобретениями, поисками новых решений (биолог-исследователь, лётчик-наблюдатель рыбного хозяйства, селекционер и др.) [2, с. 85].

Третий ярус в классификаторе профессий составляют отряды профессий:

- ручные профессии - профессии ручного труда (кузнец, мясник, сапожник);

- механизированные профессии - профессии, в которых используются машины с ручным управлением (крановщик, оператор связи, швея и др.);

- автоматизированные профессии - профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (оператор атомной станции, оператор инкубационных цехов, пивовар и др.);

- функциональные профессии - профессии, в которых преобладают функциональные орудия труда (акробат, дирижёр, танцор и др.) [2; 4].

Четвёртый ярус в классификаторе профессий составляют группы профессий:

- бытовые условия труда: профессии там, где работник трудится в обычных бытовых условиях (кондитер, лаборант, сборщик мебели и др.);

- особые требования профессии к моральным качествам субъекта труда: профессии, в которых от работника требуются повышенные моральные качества, т. к. он отвечает за здоровье, жизнь людей и материальные ценности (инженер по технике безопасности, психолог, следователь и др.);

- необычные условия труда, связанные с наличием факторов вредности для здоровья: профессии там, где работник выполняет свою работу в трудных и экстремальных условиях (водолаз, космонавт, шахтёр и др.);

- работа на открытом воздухе: профессии там, где работник выполняет свою работу на улице (инженер по электрооборудованию летательных аппаратов, монтажник стальных и железобетонных конструкций, пожарный и др.) [2; 4].

Данный классификатор поможет обучающемуся выбрать наиболее подходящую для себя профессию и более основательно познакомиться с ней. Но для этого ему обязательно нужен взрослый, которой способен в этом помочь, также немаловажно желание самого обучающегося по изучению мира профессий и готовность пробовать себя в той или иной профессии. Для этого должна быть обязательно создана профориентационная работа в образовательной организации, поддерживаемая государством.

Рассмотрим психологические особенности это возраста. Старшеклассники - это обучающиеся 9-11-х классов, возраст данных детей составляет 15-18 лет, т. е., согласно возрастной периодизации В.С. Мухиной, данный возраст является окончанием подросткового возраста и началом юности [6]. На наш взгляд, будет более правильным остановиться именно на периоде юности.

У человека в юношеском возрасте существует огромная потребность в объединении разных проявлений жизни своего «Я». Для этого человеку нужна сила,

энергия, которая способна помочь ему преодолеть самую большую противоречивость - наличие в жизни смерти. В этом человеку может помочь другой - друг. Друг - это тот, с которым человек может осознать своё «Я», с другом происходит «переживания энергии собственной интегрированности, плотности, реальности бытия собственного «Я» ... друг даёт возможность пережить свою позицию как действительно существующую, реальную, которая задаёт направление в движении по жизни, осуществляющейся как индивидуальная судьба» [1, с. 573-574]. Друг в юношеском возрасте очень важен, он помогает посмотреть на себя со стороны, учит быть справедливым по отношению к собственному «Я». Дружба помогает познать себя через познание другого; уточнить и перестроить свои позиции; учит не изменять другого, а принять его таким, какой он есть; она имеет нравственную природу.

В старших классах происходит становление нравственного самосознания. В этот период формируется новый уровень морали - конвенциональный, что связано с развитием интеллекта. Юноши начинают понимать и обсуждать вопросы, которые волнуют взрослых, ищут на них ответы. Морально-нравственные вопросы становятся первыми в этом списке, пытаясь решить их, молодые люди обращаются к реальным, многообразным и сложным человеческим отношениям, литературе, культуре, искусству. Современные юноши и девушки не сильно отличаются от юношей и девушек, которые жили много веков назад, они более отрыты, самостоятельны, непредвзяты и смотрят смело на мир [7, с. 235-238].

Ведущим видом деятельности для школьников является учебно-профессиональная деятельность, но в старших классах умственная деятельность приобретает особое значение, становясь более эффективной и устойчивой.

В юности проявляются страстные желания (любовь, страсть к свободе, амбиции, алчность, ревность, завиться и др.) могут довлеть над провозглашёнными ценностными ориентациями. Старшие остаются значимыми людьми, общение со сверстниками становится исключительной ценностью, чаще всего в общении присутствует толерантность, но встречается и криминальная прослойка, которая подчиняется строгой иерархии. Важнейшей особенностью данного возраста является профессиональное самоопределение, что представляется необходимой составляющей личностного самоопределения. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он даст им с практической стороны, т. е. для будущего, поэтому в этом возрасте наблюдается разграничение интересов и предпочтений определённых предметов, которые необходимо для получения будущей профессии. Профессиональное самоопределение старшеклассников является личностно значимой деятельностью, направленное на поиск личностного смысла в выбираемой профессии, но также это и сфера деятельности педагога-психолога, ориентированная на информирование о мире профессий и на оказание ему поддержки в принятии решения по выбору профессии. В то же время профессиональное самоопределение старшеклассников представляет «процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации, достигаемый благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей» [8].

Старшеклассники сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. У них происходит отказ от подростковых фантазий по поводу будущей профессии, при выборе профессии они начинают оценивать не только свои интересы, но и уровень учебной подготовки, состояние здоровья, свои склонности, способности, возможности. В ранней юности профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием, юноша начинает быть психоло-

Библиографический список

гически готов к реальному поиску своего места в жизни и несение ответственности за свой выбор.

В выборе будущей профессии старшеклассник начинает ориентироваться не только на опыт взрослых, но и на свои приобретённые знания, взгляды, убеждения и субъективный опыт Начинает развиваться нравственная устойчивость личности, такая личность способна сложить в сознании единую картину мира. Мир своей будущей профессии включает эмоциональные и когнитивные компоненты, т. е. важны не только знания о профессии, но и соответствие требований со стороны профессии интересам, особенностям, склонностям, возможностям старшеклассника.

Специфика формирования профессионального самоопределения старшеклассников зависит от ряда обстоятельств: от самого старшеклассника (его интересов, особенностей, склонностей, возможностей, знаний о мире профессии и др.); от родителей (от их участия или неучастия в выборе профессии, от их принятии и непринятии профессии ребёнка, от их возможности отучить на ту или иную профессию, просто от поддержки в вопросам профессионального самоопределения); от сверстников (от степени их влияния на товарища, от их интересов, социального статуса и др.); от педагогов-психологов (наличие или отсутствие профориентационной работы в школе и психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников); от общества (социальные стереотипы по поводу той или иной профессии, престиж профессии); от государства (поддержка со стороны государства по вопросу профессионального самоопределения на первых уровнях образования, востребованность в том или ином регионе страны тех или иных профессий). Все это очень важно в профессиональном самоопределении старшеклассника, и поэтому только грамотный союз всех субъектов данного процесса способен сделать выбор каждого школьника успешным. И быть направленным на благо себя, общества и государства.

Изучая психолого-педагогические особенности профессионального самоопределения старшеклассников, мы выяснили, что больше юношей определились с выбором своей будущей профессии, чем подростков; свою профессиональную жизнь большинство обучающихся 11 класса связывают с экономикой, организацией и управлением, обучающиеся 9 класса - с медициной; на выбор большинством юношей будущей профессии повлияла информированность о ней; у подростков - материальное благополучие; в 11 классе почти одинаковое количество ребят определились с выбором будущей профессии и находятся в кризисе выбора профессии, много подростков не определились со своим профессиональными планами; для юношей важнее престиж в профессиональной сфере, для подростков - материальное благополучие; важными ценностными ориентациями у 11 класса являются автономия, менеджмент, вызов; для обучающихся 9 классов - автономия, менеджмент, интеграция стилей жизни, респондентам неважна стабильность места жительства.

Таким образом, можно сделать выводы, что представление о себе как о личности у старшеклассников более развито, чем представление о себе как о профессионале. Это обусловлено тем, что одни знают о себе больше, чем другие; одни больше понимают, что хотят, и уже выбирают те учебные предметы, которые им нужны для будущей профессии; некоторые уже начинают пробовать себя в будущей профессии или хотя бы пытаются окунуться в атмосферу данной профессии; какие-то ребята склонны желаемое выдавать за действительное; кто-то пытается уйти из-под опеки родителей и др. Выбор профессии, как и сами профессии, у всех разнообразен. И каждый по-разному приходит к своей профессии.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов. Москва: Юрайт, 2012.

2. Газарян С.С. Стратегия выбора. Москва: Московский рабочий, 1981.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учебное пособие. Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2008.

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. Москва: Просвещение, 1990.

5. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие. Москва: МПСИ «Флинта», 2003.

6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2012.

7. Немов РС. Психология: в 3 т. Психология образования: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2007, Книга 2.

8. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие. Москва: Академия, 2014. References

1. Abramova G.S. Vozrastnaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Yurajt, 2012.

2. Gazaryan S.S. Strategiya vybora. Moskva: Moskovskij rabochij, 1981.

3. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya vrannejyunosti: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta, 2008.

4. Klimov E.A. Kak vybirat'professiyu: kniga dlya uchaschihsya starshih klassov srednej shkoly. Moskva: Prosveschenie, 1990.

5. Mitina L.M. Psihologicheskoe soprovozhdenie vybora professii: nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: MPSI «Flinta», 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya. Fenomenologiya razvitiya: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2012.

7. Nemov R.S. Psihologiya: v 3 t. Psihologiya obrazovaniya: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr «VLADOS», 2007, Kniga 2.

8. Chistyakova S.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoopredeleniya shkol'nikov: metodicheskoe posobie. Moskva: Akademiya, 2014.

Статья поступила в редакцию 31.03.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.