Процесс становления рефлексивных умений в структуре профессиональной деятельности учителя является неотъемлемой частью общепедагогической профессиограммы. Формирование умений педагогической рефлексии способствует становлению профессиональной позиции в жизни, искусстве в процессе профессионального образования, развития, совершенствования; повышению уровня самоконтроля непосредственно в деятельности; выработке и осуществлению стратегии личностного и профессионального саморазвития в возможном диапазоне индивидуально-психологических ресурсов; наполнению профессиональных действий ценностным смыслом, стремлением и способностью к творческому познанию и преобразованию музыкально-педагогической действительности.
Осознание закономерностей и явлений педагогической действительности, овладение методо-
логическим анализом проблем музыкальной педагогики, умениями педагогической рефлексии -главнейшее условие творческой реализации всего комплекса художественно-педагогической деятельности учителя музыки современной школы.
Библиографический список
1. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М., 1995.
2. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессиональной рефлексии в системе высшего педагогического образования. - М., 1997.
3. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пос. для студ. высших пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозов и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. -М.: Академия, 2002.
4. МудрикА.В. Учитель: мастер и вдохновение. - М., 1986.
Г.В. Гавришина
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Преамбула. В статье дается теоретическое обоснование сущностных характеристик психолого-педагогической готовности преподавателя высшей школы как интегрального качества его личности
Реализация гуманистической парадигмы образования в процессе психолого-педагогической подготовки преподавателя высшей школы требует развития его как активного субъекта педагогической деятельности. Критерием качества данного вида подготовки должна стать психолого-педагогическая готовность преподавателя к педагогической деятельности, которая характеризует начальный уровень его педагогической квалификации и выступает как личностный потенциал профессионального развития - «необратимого, направленного и закономерного движения» к педагогическому мастерству и далее к педагогической зрелости.
Обращение к исследованию феномена психолого-педагогической готовности преподавателя высшей школы обусловлено рядом обстоятельств. В процессе психолого-педагогической подготовки можно наблюдать слишком жесткое разделение психологии и педагогики, хотя в реальной пе-
дагогической практике преподаватель имеет дело с действительностью, в которой психологический и педагогический аспекты неразделимы. Эффективность психолого-педагогической подготовки определяется лишь путем субъективных оценок, весьма приблизительно, что не позволяет видеть динамику развития реальной готовности каждого обучающегося к педагогической деятельности и возможность ее коррекции на основе индивидуальной программы саморазвития.
Согласно данным социологических и педагогических исследований существуют серьезные проблемы в педагогической квалификации начинающих преподавателей высшей школы, которые составляют 30-40% от всех педагогических кадров российских вузов. К этой группе ученые относят не только педагогов в возрасте до 30 лет, но и значительную часть преподавателей старшего возраста, пришедших на педагогическую работу в вузы из правоохранительных органов и иных сфер. В от-
© Г.В. Гавришина, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 8, 2006
65
личие от преподавателей вузов педагогического профиля они получили высшее образование, не ориентированное на профессиональную работу в высшей школе, не имеют психолого-педагогической подготовки к данной деятельности или отмечают ее недостаточность. Это существенно влияет на качество подготовки специалистов [1, с. 12; 2, с. 24; 4, с. 7; 7, с. 3; 9, с. 50-52].
Обоснование сущностных характеристик психолого-педагогической готовности преподавателя к педагогической деятельности строим на основе анализа различных подходов к понятию «профессиональная готовность», сложившихся в педагогической науке.
Анализ научной литературы показал, что введение в исследовательскую практику категории «профессиональная готовность» в 50-е годы XX века было связано с изучением общей проблемы готовности к различным видам труда, имеющим стрессогенный характер. Позднее, начиная с 70-х годов XX века, данный вопрос становится актуальным в исследовании профессионального становления педагога. Необходимость исследования научной категории «готовность преподавателя высшей школы к педагогической деятельности» возникает в конце 90-х годов XX века, когда наряду с переподготовкой и повышением квалификации педагогических работников, с помощью которых на протяжении нескольких десятилетий готовили преподавателей для вузов нашей страны, была введена системная подготовка преподавателей на государственном уровне.
На современном этапе развития науки разные трактовки данного феномена обусловленны объектом его направленности и особенностями теоретических концепций авторов. Например, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович рассматривают психологическую готовность к педагогической деятельности как профессионально важное и сложное личностное образование, которое включает в себя такие компоненты, как: положительное отношение к профессии, достаточно устойчивые мотивы деятельности; черты характера, способности, проявления темперамента, адекватные требованиям профессиональной деятельности; необходимые знания, умения и навыки; устойчивые профессионально важные особенности психических процессов [3, с. 18-19].
По мнению В.А. Сластенина и Н.Е. Мажар, профессиональная готовность личности педагога к педагогической деятельности представляет
собой его профессиональную пригодность совместно с подготовленностью [5, 6]. Готовность учителя к работе в школе интерпретируется
B.А. Сластениным как целостное личностное образование, ядром которого в соответствии с основными потенциалами личности выступают нравственно-психологическая, содержательно-информационная, операционально-деятельност-ная готовность. [6, с. 252-253].
А.Д. Лазукин определяет психологическую и педагогическую готовность преподавателя к педагогической деятельности с позиций процессуального подхода. В понимании автора психологическая готовность к педагогической деятельности - это целостное выражение особенностей протекания психических процессов и специфических черт их личности (эмпатия, наблюдательность и др.); педагогическая готовность - это «процесс формирования у преподавателей устойчивого и длительного мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности и направленности на ее успешное осуществление в условиях педагогической практики на основе соответствия ее требованиям уровня педагогической обу-ченности, педагогической воспитанности и педагогической развитости» [4, с. 26 -27, 32].
В исследованиях Т. А. Царегородцевой готовность преподавателя высшей школы к эффективному выполнению профессионально-педагогических функций определяется как психолого-педагогическая компетентность, в структуре которой, основываясь на исследовательских данных
C.А. Гапоненко, выделяются четыре блока (интеллектуальный, функционально-предметный, личностный, адаптивный) [8, с. 9, 81-84].
«Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы» трактуется автором неправомерно широко, вследствие чего теряется специфика термина, его изначальная лексическая основа. Понятие «профессиональная готовность преподавателя к педагогической деятельности» как более емкое по содержанию подменяется понятием «психолого-педагогическая компетентность».
Анализ психолого-педагогических исследований сущности понятия «профессиональная готовность» позволяет сделать следующие выводы:
1. Профессиональная готовность в педагогической теории определяется как готовность к педагогической деятельности, результат целенаправленной подготовки (профессиональной в целом
или только психолого-педагогической), квалификационная характеристика его профессиональной пригодности совместно с профессиональной подготовленностью, первичное фундаментальное условие, фактор и способ успешного выполнения соответствующей деятельности.
2. Профессиональная готовность к педагогической деятельности в контексте классификационного подхода представлена на различных уровнях обобщения в качестве родового, видового и частного понятия. Как родовое понятие профессиональная готовность имеет общие черты, которые экстраполируются на готовность к педагогической деятельности педагога любой педагогической системы, потому что в каждом случае речь идет о профессиональной деятельности педагога, имеющей общее содержание и общую психологическую структуру Как видовое и частное понятие профессиональная готовность отличается специфическими чертами, обусловленными особенностями тех педагогических систем, где педагог осуществляет свою педагогическую деятельность.
3. Выделены исследователями три уровня изучения профессиональной готовности педагога к педагогической деятельности - личностный,
функциональный и целостный, в контексте которых она рассматривается как процесс, свойство, способность, качество личности, субъективное состояние, целостное личностное образование, психолого-педагогическая компетентность. Все подходы к пониманию сущности профессиональной готовности педагога к педагогической деятельности содержательны и существенны.
4. Все авторы едины в том, что это сложное структурное образование, компонентный состав которого определяются учеными по-разному, в зависимости от основного концептуального подхода в исследовании ими готовности к педагогической деятельности.
5. Понятие «готовность к педагогической деятельности как личностное образование» двоично, потому что предполагает наличие двух противоположностей: внутренней (мыслительной, теоретической) и внешней (практической) готовности.
6. Разные подходы к пониманию сущностных характеристик готовности к педагогической деятельности свидетельствуют о многоаспектнос-ти данного понятия. Использование их в диалектическом единстве позволит сформулировать единую точку зрения на понятие «профессио-
Схема 1
Психолого-педагогическая готовность преподавателя высшей школы к педагогической деятельности
I блок
Психолого-педагогическая готовность преподавателя к педагогической деятельности
\
Интегральное качество Сущность Функция
как часть целого - как проявление качества в качества
психическои и духовной структуре личности на ее как внешнее проявление качества
сущности личности уровнях в системе педагогической деятельности
I_^
Внутренняя сторона Педагогическое сознание: профессионально- педагогические убеждения как высшая форма направленности и непосредственные побудители деятельности; стиль мышления, педагогические действия (конструктивные и гностические) И Внешняя сторона Педагогические действия (организаторские и коммуникативные) и профессиональное поведение
Субъективная сторона Объективная сторона
Субъективно-личностные характеристики как «индивидуализированная оболочка» Профессионально-функциональные характеристики как «педагогическое нормативное ядро»
нальная готовность преподавателя к педагогической деятельности» и определить место в ней психолого-педагогической готовности преподавателя к педагогической деятельности и ее сущностные характеристики.
7. Психолого-педагогическая готовность преподавателя высшей школы как один из видов его профессиональной готовности не являлась предметом специальных научных исследований. В изучении данного феномена нам представляется целесообразным целостный подход к личности педагога и его педагогической деятельности, который позволяет рассматривать его как сложное структурное образование, обладающее свойствами общей готовности к педагогическому труду и определенной спецификой, взаимосвязью и взаимообусловленностью педагогического и психологического его компонентов.
В контексте нашего исследования психолого-педагогическая готовность начинающего преподавателя к педагогической деятельности определяется как интегральное качество личности педагога высшей школы, его сущность проявляется в совокупности профессионально-функциональных и личностно-субъективных характеристик. Она представляется общей и необходимой каждому преподавателю высшей школы независимо от его основной специальности. Целостный подход дает возможность избежать односторонности в содержании и структуре психолого-педагогической готовности преподавателя и выделить в ней систему качеств личности, которые, с одной стороны, исходят из объективных требований профессиональной педагогической деятельности, с другой - характеризуют личность преподавателя как субъекта собственной педагогической деятельности.
Схема 2
Модель психолого-педагогической готовности начинающего преподавателя высшей школы к педагогической деятельности
Структурные компоненты
Личностный (самоанализ и самооценка в педагогической деятельности на уровне личностно-смысловой активности)
1 о
Ценностно-мотивационный Совокупность мотивационных факторов, определяющих значимость для преподавателя педагогической деятельности и включенность в нее его сил и способностей: - педагогическое мировоззрение; - педагогическая целеустремленность; - педагогическое призвание; - педагогические интересы; - мотивы решений и поступков в педагогической деятельности и их оценка с позиций профессионального и личностного смысла (по А.М. Сто-ляренко) —► Когнитивный Система педагогического и психологического знания: - психологические и педагогические аспекты содержания образования; - теоретические основы педагогического процесса и формирования в нем педагогической системы личности; - психологическое знание о личности, личности обучающихся в высшей школе, особенностях их учебной деятельности и коллектива; - знание о педагогической деятельности и технологиях педагогической деятельности; - знание о себе как субъекте педагогической деятельности (о себе как личности и педагоге) —► <— Операционный Система обобщенных педагогических умений: - педагогического целеполагания и научного планирования образовательного процесса по учебной дисциплине, - конструирования педагогического процесса, - организации педагогического процесса, - организации педагогического взаимодействия субъектов педагогического процесса, - организации научного познания в педагогической деятельности
Функции компонентов
1 1 1
Регулятивная н Ориентационная —► «— Операщонно-деятельностная
к ^ i к
Саморазвивающая
Критерии
г Л Г 1 г
Мотивационный критерий в форме профессионально-педагогической направленности —> Когнитивный критерий в форме психолого-педагогической грамотности •4— ,. Функциональный критерий в форме - операционно-технологической грамотности
т т
Личностно-субъективный критерий в форме профессиональной самоактуализации как профессиональном самопроявлении
С позиций диалектического подхода научное понятие «психолого-педагогическая готовность начинающего преподавателя высшей школы к педагогической деятельности» как целостное образование представляем в двух блоках: 1) троичный: «качество, сущность, функция»; 2) двоичный: «внутреннее - внешнее», «субъективное - объективное» (см. схему 1).
В основе образования каждого блока понятий лежат качественно различные признаки: однопо-рядковость, то есть определенное соотнесение объема понятий (1 блок); связь внутренней и внешней, субъективной и объективной сторон (2 блок).
Таким образом, психолого-педагогическая готовность преподавателя к педагогической деятельности как целостное образование существует потенциально в его педагогическом сознании и актуализируется только в системе его индивидуальных отношений и индивидуальной педагогической деятельности как ее обладателя
В схеме 2 представлена структурно-функциональная модель психолого-педагогической готовности преподавателя к педагогической деятельности.
Вычленение отдельных ее компонентов носит условный характер, так как все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и образуют целостную динамическую систему. Роль системообразующего компонента в динамической системе готовности преподавателя высшей школы к педагогической деятельности выполняет личностный компонент, поскольку в ходе психолого-педагогической подготовки осуществляется профессиональное становление личности педагога-профессионала как субъекта педагогической деятельности, а «не тиражирование исполнителя», соответствующего некой идеальной модели. Самоанализ и самооценка начинающим преподавателем своих
возможностей в педагогической деятельности осуществляются на уровне всех ее структурных компонентов и являются условием его личност-но-субъективной позиции в педагогической деятельности.
Библиографический список
1. БатыщевА.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. - М., 2003.
2. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. - М., 1999.
3. ДьяченкоМ.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск, 1976.
4. Лазукин А.Д. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей образовательных учреждений МВД России: опыт, проблемы, перспективы. - М., 2001.
5. Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной подготовленности молодежи к педагогической деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1987.
6. Интегративные тенденции в психолого-педагогическом образовании //Сластенин. - М., 2000.
7. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. - М., 2002.
8. Царегородцева Т.А. Формирование психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы в процессе постдипломного образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2002.
9. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. -М., 1997.