Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ОЩУЩЕНИЯ / ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ / ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ / СВЯЗЬ ВОСПРИЯТИЯ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ / СТРУКТУРА ЦЕЛОГО И ВОСПРИЯТИЕ ЕЕ ЧАСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленкович Ольга Борисовна, Митнаев Станислав Алексеевич

Статья посвящена вопросам, имеющим непосредственное отношение к проблеме повышения уровня профессиональной подготовки студентов художественных специальностей, что является актуальным в векторе ориентации современного высшего образования на профессиональную подготовку высококвалифицированных кадров. Практика показывает, что отсутствие навыков целостного восприятия негативно сказывается на качестве творческих работ студентов художественных специальностей. В целях определения условий и методов педагогических воздействий, позволяющих организовать процесс эффективного формирования целостного восприятия у студентов, авторы статьи исследуют психолого-физиологические особенности восприятия через призму изобразительной деятельности. В контексте поставленной задачи подробно рассмотрены изменения качеств визуально воспринимаемых предметов обусловленные окружением предмета восприятия, а также психическими свойствами воспринимающего и стоящими перед ним задачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павленкович Ольга Борисовна, Митнаев Станислав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF HOLISTIC PERCEPTION IN STUDENTS OF ARTISTIC SPECIALTIES

The article is devoted to issues that are directly related to the problem of increasing the level of professional training of students of art specialties, which is relevant in the vector of orientation of modern higher education to the professional training of highly qualified personnel. Practice shows that the lack of holistic perception skills negatively affects the quality of creative work of students of art specialties. In order to determine the conditions and methods of pedagogical influences that allow organizing the process of effective formation of holistic perception in students, the authors of the article investigate the psychological and physiological characteristics of perception through the prism of visual activity. In the context of the task, the changes in the qualities of visually perceived objects are considered in detail due to the environment of the object of perception, as well as the mental properties of the perceiver and the tasks facing him.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

оптимального пути обучения, и кейс технологии сейчас считаются наиболее эффективным методом мировоззренческого обучения студентов.

Обучая студентов работе с кейсом, преподаватель, прежде всего, должен им объяснить, что у них есть свои особенности решения. Необходимо, прежде, всего, следовать алгоритму выполнения кейса и особых технологий его выполнения.

Каждый кейс может быть выполнен как одним студентом, так и в ходе групповой работы. Разрабатывая кейс, преподаватель должен адаптировать их к конкретной группе, выдвигать доступные для их понимания вопросы, проявлять тактичность и доброту в ходе построения заданий и избегать малейших ущемлений личности и грубых намеков

Выводы. Кейс методы имеют свои четкие требования для применения в обучении. Проведение занятий по кейс технологиям должно проводиться с определенной целью и задачами. При создании любого кейс -занятия стоит выбирать лишь такие темы, которые позволят вести дискуссию, проводить анализ ситуации и рассматривать ее с различных точек зрения. Тема занятия должна быть актуальной и значимой для студентов, чтобы она вызывала стремление е обсудить и высказать свое мнение.

Главным плюсом в применении кейс технологий на занятиях является приобретение практического опыта по своей будущей профессии и расширение кругозора.

Во многом успешность кейса зависит не от уровня знаний студентов, его выполняющих, а от профессионализма составившего его преподавателя.

Преподаватель, стремящийся в своей работе интегрировать теорию и практику, всегда добьётся положительного результата.

Литература:

1. Лежнина Н.Л. Кейс-метод в обучении. // Вестник Марийского государственного университета. 2009. № 3. - С. 90-92.

2. Сергеева М.Г. Дидактические возможности кейсового метода при подготовке специалиста" Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2008. № 6. -С. 252-254.

3. Герова Н.В. Компоненты методической системы обучения студентов в условиях непрерывной информационной подготовки // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. - С. 31-37.

4. Трапезникова Т.Н. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа). // Территория науки. 2015. № 5. - С. 52-59.

5. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. 1999. № 1. - С. 107-111.

6. Бахтина А.С. Проблема использования кейс-стади в образовательном процессе. // Векторы благополучия: экономика и социум. 2016. № 2. - С. 23-31.

7. Демидова Н.Н., Камерилова Г.С. Кейс-стади: "изучение случая - технология инактивированного познания. // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. - С. 20.

8. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб. 2006. - С. 137-140.

9. Багирова И.Х., Бурыхин Б.С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом»" // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 3. - С. 118-129.

10. Кадржанова Г.Б., Смагулова А.Р., Избасарова А.Ш. Опыт проведения преподавания методом CBL ^ased-based learning) на практическом занятии // Вестник Казахского Национального медицинского университета. 2018. № 3. - С. 427-429.

11. Пянзина Ю.А. Кейс как основной элемент метода обучения case-study // Вестник Курганской ГСХА. 2015. №1. - С. 75-76.

12. Гладких И.В., Замулин А.Л., Старов С.А. «Нужны ли современным студентам традиционные бизнес-кейсы?» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2019. № 9. - С. 288-314.

13. Султанова М.К., Аллахвердиева Л.М., Султанова Ш.Ш. // Вопросы использования кейс-метода в рамках проблемного подхода Вестник науки и образования. 2017. № 2. - С. 71-74.

14. Пяткова О.Б. Активизация деятельности слушателей на учебных занятиях в системе дополнительного профессионального образования с использованием кейс-метода // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 4. - С. 35-40.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Павленкович Ольга Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск);

кандидат педагогических наук, доцент Митнаев Станислав Алексеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена вопросам, имеющим непосредственное отношение к проблеме повышения уровня профессиональной подготовки студентов художественных специальностей, что является актуальным в векторе ориентации современного высшего образования на профессиональную подготовку высококвалифицированных кадров. Практика показывает, что отсутствие навыков целостного восприятия негативно сказывается на качестве творческих работ студентов художественных специальностей. В целях определения условий и методов педагогических воздействий, позволяющих организовать процесс эффективного формирования целостного восприятия у студентов, авторы статьи исследуют психолого-физиологические особенности восприятия через призму изобразительной деятельности. В контексте поставленной задачи подробно рассмотрены изменения качеств визуально воспринимаемых предметов

обусловленные окружением предмета восприятия, а также психическими свойствами воспринимающего и стоящими перед ним задачами.

Ключевые слова: целостное восприятие, ощущения, зрительные ощущения, образ восприятия, связь восприятия с изображением, структура целого и восприятие ее частей.

Annotation. The article is devoted to issues that are directly related to the problem of increasing the level of professional training of students of art specialties, which is relevant in the vector of orientation of modern higher education to the professional training of highly qualified personnel. Practice shows that the lack of holistic perception skills negatively affects the quality of creative work of students of art specialties. In order to determine the conditions and methods of pedagogical influences that allow organizing the process of effective formation of holistic perception in students, the authors of the article investigate the psychological and physiological characteristics of perception through the prism of visual activity. In the context of the task, the changes in the qualities of visually perceived objects are considered in detail due to the environment of the object of perception, as well as the mental properties of the perceiver and the tasks facing him.

Keywords: holistic perception, sensations, visual sensations, the image of perception, the connection of perception with the image, the structure of the whole and the perception of its parts.

Введение. Общеизвестно, что ощущения и восприятия являясь чувственным отражением действительности, существуют независимо от сознания, но при целевой установке управляются им. Как сенсомоторная реакция восприятия, ощущения выступают результатом дифференциации отдельных чувственных качеств объекта. Л.С. Рубинштейн утверждал, что точность, дифференциация, тонкость и чувствительности ощущений зависят от развития практики. Новые формы бытия и развитие практики способствуют совершенствованию восприятия человека. Так, в историческом развитии искусства формировалось и совершенствовалось восприятие красоты. Продукты современных технологии их качество, порождают «новые чувства», способные более совершенно и сознательно их отображать. Это положение находит подтверждение в практике обучения студентов художественных специальностей - с каждым семестром работы студентов обретают выразительность решения, точность построения, тонкость и сложность тонально-цветовой нюансировки и др. Дело, как в совершенствовании навыков рисования, так и обретении опыта. При выполнении новых заданий у студентов развиваются способности к более тонкому и сложному восприятию, на основе чего повышается чувствительность ощущений и формируется целостность восприятия.

Изложение основного материала статьи. Особенно велика роль зрительных ощущений в познании мира. Они доставляют человеку «опредмеченные», исключительно богатые, точно дифференцированные данные огромного диапазона. Зрение способно дать совершенное, достаточно подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания.

Художественная деятельность способствует переходу от непреднамеренного восприятия студента к целенаправленной деятельности - преднамеренному наблюдению. Наблюдения строятся на анализе и синтезе, осмыслении и истолковании воспринятого через призму поставленных задач. Развиваясь в творческой деятельности, восприятие студентами действительности трансформируется в эстетическое созерцание, способствуя созданию художественного образа мира.

Формирование образа восприятия предполагает наличие у субъекта определенной действенной установки, высокое развитие сенсорно-двигательного аппарата. Связь с конкретной деятельностью определяет исторический путь развития восприятия у человечества. Развитие специфических форм восприятия обусловлено развитием культуры и искусства. В специфической, художественной деятельности связь восприятия с изображением проявляется наглядно. В художественной деятельности восприятие действительности и изображения воспринятого единый, неделимый процесс [2].

В художественном восприятии соотношение между восприятием и его изображением аналогично мышлению и его проявлению в речи. Как мышление формирует речь, а речь формирует мышление, так и изображение воспринятого выражает мысль художника и формирует восприятие зрителя. Следовательно, искусство формирует восприятие людей.

Восприятие - познание путем сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств объекта; художественное восприятие - специфическая форма распознавания образа объекта. Образ, сформированный на чувственных ощущениях, опосредуется предметным значением - его истолкованием (Л.С. Рубинштейна, С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.).

Суть восприятия - решение определенной задачи, исходящей из раскрывающихся в процессе распознания ощущений от внешних раздражителей, действующих непосредственно, с целью определить их значения, адекватно интерпретировать.

Но восприятие не сводится к сумме ощущений, оно - сложное целое, качественно зависимое и отличное от элементарных ощущений, входящих в его состав. Процесс и результат восприятия обуславливаются опытом, мышлением, чувствами и эмоциями воспринимающего. Восприятие по форме активно, в нем преломляется весь опыт и психическая составляющая личности воспринимающего. Примером могу служить работы студентов художественных специальностей, выполненные с одной учебной постановки. При одинаковых условиях выполнения работы будут различны.

Чувственные составляющие восприятия, образуя многообразные связи, обуславливают друг друга, способствуя тем целостному восприятию объектов:

• при визуальном сопоставлении объективно равных по величине предметов различных по цвету меняется их видимая величина: белые (светлый) предмет - кажется больше чем черный (темный); один и тот же человек в светлой одежде кажется выше и полнее;

• один и тот же предмет в различном цветовом окружении воспринимается отличным по тону и цвету;

• интенсивность общего освещения обуславливает видимую отдаленность предмета;

• расстояние и угол восприятия предмета и/или его изображения влияют на видимую окраску воспринимаемого и т.д.

Из сказанного следует, что качества воспринимаемых предметов обусловливаются их окружением, психическими свойствами воспринимающего и стоящей перед ним задачей. Данные психолого-

физиологические аспекты формирования целостного восприятия являются фундаментальными при обучении студентов художественных специальностей, но и наиболее сложными для их понимания.

Значение структуры целого для восприятия его частей наглядно проявляется в оптических иллюзиях Мюллера-Лайера (и ее эббингаузовских вариантах). А именно, зависимость восприятия длины линий от формы фигур, в которых они размещены, а также направления каждой из них и параллельность. Перенос целого на части объясняет и характеризует только ряд иллюзий, поскольку многообразию иллюзии способствуют различные причины. Наряду с иллюзиями, строящимися на оценке целого к его части, есть иллюзии от части к целому или иллюзии, возникающие при соотнесении вертикальных и горизонтальных элементов и т.д.

Незнание или же недостаточная оценка значимости этих проявлений ведет к ошибкам/неточностям в работах студентов. Как правило, в начальный период освоения изобразительной грамоты, причины ошибок, обусловленных психолого-физиологическими особенностями восприятия, студент самостоятельно выявить не может. Преподавателю следует не столько помочь студенту исправить ошибки, сколько разъяснить причины их возникновения. Когда иллюзорность контраста величины формируется под влиянием окружения, объяснить ее следует психологическими закономерностями влияния контраста, а иллюзию увеличения размера светлых предметов в сравнении с равновеликими темными - иррадиацией.

При восприятии часть целого отлична от того, чем она казалась внутри целого. Например, одна и та же нота в различных мелодиях звучит по-разному; добавление к фигуре новых линий может менять ее видимые характеристики фигуры; один и тот же квадрат на различных фонах воспринимается подругому. Влияние целого на восприятие части проявляется вследствие взаимовлияния частей, а приоритетное значение одной из них влияет на восприятие остальных (гештальттеория).

Образы восприятия подразделяют на: первичные и вторичные. Первичные образы (образы действительности) связывают человека с настоящим, вторичные (образы представления - образы памяти и воображения) - с прошлым и будущим. Выполняя определенные функции познания, они взаимно дополняют друг друга. При первичном восприятии человек непосредственно контактирует действительностью, посредством представлений у него формируются и хранятся обобщенные образы, эталоны. Представления строятся на воспринятом, воспринятое сличается с образами представлений, вследствие чего, случайности единичного соотносятся с закономерностями общего.

Целостность - фундаментальная характеристика восприятия. Характеристиками адекватности восприятия являются предметность мира в его метричности и непрерывности [1]. Отличие функций восприятия и представления обусловлено различием в формах отражения пространства. Восприятие пространства формируется при движении мышц глаз, рук др. Глаз, по выражению И.М. Сеченова, вымеряет углы, определяет расстояния, направления, рельеф и др. пространственные свойства действительности [3]. При этом связность + непрерывность + метричность пространства воспринимаются субъектом как пространственная конкретность (глубинность) на каждый временной момент восприятия. Образам представления, в силу абстрагирования их от конкретности, свойственна текучесть, неустойчивость, фрагментарность. Несмотря на целостность собственной структуры, представления допускают «зоны туманностей», следовательно, им не свойственны пространственные связи, глубинность. По выражению Л.М. Веккера, фрагментарность представлений - негативный эквивалент целостности перцептивного образа [1]. А значит степени адекватности восприятия и представления различны. Первичные образы отражают одни свойства объективной реальности, вторичные - другие. При целостности, предметности, восприятие ограничено определенным углом зрения и не дает панорамного взгляда на мир, который дают представления, лишенные целостности, конкретности, точности. «Обладая свойством панорамности, вторичный образ может достигать большей полноты метрически инвариантного воспроизведения пространственно-временной структуры объекта-источника, чем образ перцептивный» [1, с. 289]. Сохраняя конкретно-чувственный облик, представления выступают переходным звеном от уровня непосредственной адекватности к адекватности опосредованной (смысловой). Их изменчивость, подвижность в определенном диапазоне, способствует приспособляемости к реальному миру. Известно, что адекватным формам отражения действительности, свойственно как приближение к объективной истине, так и отлет фантазии от реальности.

Любое произведение искусства - результат отражения первичных и вторичных образов сознания. Взаимопроникая они «подпитывают» друг друга. Доминирование первичных или вторичных образов наглядно проявляется в картинах художников различного направления и стиля творчества. При этом изображения, рожденные представлениями, могут быть насыщены предметной конкретностью. В творчестве также имеют место в «растворенном» виде представления и понятия. Т.к. воспринимая какой-либо предмет или явление, человек воспринимает его осознанно, давая ему понятийное определение. В работах студентов впервые изображающих новые для них объекты (гипсовый слепок головы, обнаженную модель и др.) преобладают «неполноценные» вторичные образы, т.е. представления и понятия - наглядно проявляется субъективная ограниченность, вследствие несформированности гармоничной структуры восприятия целостного образа.

И.М. Сеченов отмечал, что ценность восприятия заключается в максимальной приближенности к индивидуально-конкретному облику предметов (конкретному ракурсу в перспективе), а ценность представлений - в освобождении от единичного и случайного. Он пишет: «Многие люди видали... стулья, притом такой разнообразной формы и с таких различных точек зрения..., что если бы представление было простым слиянием полученных в отдельности перспективных образов, результатом могла бы быть только невообразимая путаница. А между тем, .«стул состоит из горизонтального сиденья, четырех отвесных ножек под сиденьем и вертикальной спинки позади и кверху от сиденья» [3]. В этой обобщенной форме объект имеет определенный пространственный облик, а значит, руководствуясь его пространственными характеристиками, функциональной назначением и др. данными, его можно нарисовать. В переходе от восприятия к представлению проекционный образ, формируемый визуальной целостностью, сменяется целостно-смысловым образом.

Выводы. Все выше сказанное позволяет глубже понять психолого-физиологические особенности процесса формирования целостного восприятия у студентов художественных специальностей, следовательно, имеет важное значение при совершенствовании условий и выборе методов обучения изобразительному искусству.

При разработке методических рекомендаций, при выборе средств и методов профессионального становления студентов художественных специальностей следует руководствоваться следующими положениями:

- восприятие - специфическая форма познания путем сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств объекта;

- суть восприятия - решение определенной задачи, исходящей из тех или иных ощущений, доставляемых органам чувств от внешних раздражителей, действующих непосредственно, с целью определить их значение, адекватно интерпретировать;

- в восприятие входит опыт, мышление, чувства и эмоции воспринимающего;

- формирование образа восприятия предполагает наличие у субъекта действенной установки, высокое развитие сенсорного и двигательного аппарата;

- творчество обусловлено его восприятием, и само восприятие в известной степени обусловлено изображением; творчество подчинено условиям изображения и преобразовано в соответствии с ними;

- целостность является фундаментальной характеристикой профессионального восприятия художник;

- в целостном восприятии объект, каждая его часть воспринимается обусловлено, зависимо от среды и окружения, в котором она дана;

- характеристиками адекватности восприятия являются предметность мира в его метричности и непрерывности.

Литература:

1. Веккер Л.М. Психологические процессы / Л.М. Веккер. - Л.: ЛГУ, 1974.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010.

3. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения / Под ред. В.М. Каганова. -М.: ОГИЗ, 1947.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Павленкович Ольга Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); кандидат педагогических наук, доцент Митнаев Станислав Алексеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

РАЗВИТИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Статья содержит краткий обзор исторических предпосылок формирования и развития профессионального восприятия художника, а также научно-методическое обоснование необходимости развития целостного восприятия у студентов художественно-педагогических специальностей. В ходе изучения классических и современных исследований проблемы профессионального становления художника авторами выявлены закономерности и компоненты целостного восприятия художника, входящие в структуру изобразительных способностей. Анализ трудов, посвященных особенностям развития общих и специальных способностей, позволил авторам определить направление и характер педагогических воздействий в целях эффективного решения проблемы развития целостного восприятия у студентов художественно-педагогических специальностей. В ходе педагогического эксперимента, проведенного авторами, выявлены возможности краткосрочных упражнений по трансформации обыденного восприятия в целостное восприятие художника. Авторы пришли к заключению, что процесс выполнения студентами краткосрочных упражнений, направленных на развитие специальных способностей художника должен сопровождаться педагогическими установками, стимулирующими активность и направленность восприятия студента.

Ключевые слова: целостное восприятие, художественное видение, подготовка высококвалифицированных художников-педагогов, структура художественного восприятия, упражнения по развитию целостного восприятия художника.

Annotation. The article contains a brief overview of the historical prerequisites for the formation and development of the professional perception of the artist, as well as the scientific and methodological substantiation of the need to develop a holistic perception among students of art and pedagogical specialties. In the course of studying classical and modern studies of the problem of the artist's professional development, the patterns of professional perception, components of the artist's holistic perception, included in the structure of visual abilities, were identified. The analysis of the psychological and pedagogical features of the development of general and special abilities allowed the authors to determine the direction and nature of pedagogical influences in order to effectively solve the problem of the development of holistic perception among students of artistic and pedagogical specialties. In the course of the pedagogical experiment conducted by the authors, the possibilities of short-term exercises for transforming ordinary perception into a professional, holistic perception of the artist were revealed. In the course of the study, the authors came to the conclusion that the process of performing short-term exercises by students aimed at developing the special abilities of the artist should be accompanied by pedagogical attitudes that stimulate the activity and orientation of the student's perception.

Keywords: holistic perception, artistic vision, training of highly qualified artist-teachers, the structure of artistic perception, exercises to develop the holistic perception of the artist.

Введение. На современном этапе развития общества актуален вопрос подготовки высококвалифицированных художников-педагогов, владеющих эффективными методиками развития творческих способностей у студентов. Важнейшими аспектами профессиональной подготовки будущих художников-педагогов выступают качество и уровень развития целостного художественного восприятия (далее - целостного восприятия). Исследования в области художественной подготовки и психологии творчества показывают, что в курсе профессиональной подготовки художника-педагога, развитие целостного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.