Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / АБСТРАКТНАЯ ИДЕЯ / SENSORY KNOWLEDGE / ARTISTIC PERCEPTION / ARTISTIC THINKING / VISUAL-FIGURATIVE THINKING / ARTISTIC IMAGE / ABSTRACT IDEA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленкович Ольга Борисовна, Шиповалова Анна Борисовна

В статье рассматривается дефиниция «художественный образ» как специфическая форма освоения и чувственного познания мира и его преобразования, берущее свое начало в ощущениях и эмоциях человека при непосредственном участии актов мышления; затрагивается вопрос о проблемах развития художественного восприятия, как специальной способности человека к восприятию и созданию образов искусства. Также в статье приводятся специальные задания для студентов художественных специальностей по формированию художественных образов при непосредственном восприятии элементов действительности и их трансформации в образы искусства. Приведенные задания обоснованы личной творческой практикой авторов исследования и анализом особенностей психологических процессов восприятия, памяти и мышления человека при постановке специальной художественной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павленкович Ольга Борисовна, Шиповалова Анна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ARTISTIC IMAGE AT STUDENTS OF ARTISTIC SPECIALTIES AT PERCEPTION OF REALITY: PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL AND METHODICAL ASPECTS

The article considers the definition of «artistic image» as a specific form of development and sensory knowledge of the world and its transformation, originating in the sensations and emotions of a person with the direct participation of acts of thinking; the question of the development of artistic perception as a special ability of a person to perceive and create images of art is raised. The article also provides special assignments for students of art specialties on the formation of artistic images with direct perception of the elements of reality and their transformation into images of art. The above tasks are based on the personal creative practice of the authors of the study and analysis of the characteristics of the psychological processes of perception, memory and thinking of a person when setting a special artistic task.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

effect on students contribute to the intensification of the educational process and create beneficial conditions to develop students' communicative competence. The effectiveness is raised in case various video tasks are used, which allow developing students' speech activity.

Bibliography:

1. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika i metodika [Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика]: Ucheb. posobie dlya stud. lingv, un-tov i fak. in. yaz. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. — M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.

2. Gebhard J.G. Teaching English as a Foreign Language: a Teacher Self-Development and Methodology Guide: the University of Michigan Press, 1996.

3. Elukhina N.V. Obuchenie slushaniu inoyazychnoy rechi [Teaching foreign language listening]. IYaSH -Foreign Languages at School, 1996, no. 5, pp. 20-22 (in Russian).

4. Horuzhenko K.M. Kul'turologiya: Enciklopedicheskij slovar' [Энциклопедический словарь]. - Rostov-na-Donu.: Feniks, 1997.

5. Isenko I.A. Ispol'zovanie ispanskih autentichnyh fil'mov dlya formirovaniya sociolingvisticheskoj kompetencii [Использование испанских аутентичных фильмов для формирования социолингвистической компетенции]. - IYaSh №1 2009, s. 78-82.

6. Kolker Ya.M., Ustinova E.S Obuchenie vospriyatiyu na sluh anglijskoj rechi [Обучение восприятию на слух английской речи]. Izdatel'stvo: Izdatel'skij centr «Akademiya» 2002.

7. Krichevskaya K.S. Pragmaticheskie materialy, znakomyashchie uchenikov s kul'turoj i sredoj obitaniya zhitelej strany izuchaemogo yazyka [Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка] // IYaSh. 1996. № 1. S. 13-17.

8. Margus, T.O sociolingvisticheskoj kompetencii studentov [О социолингвистической компетенции студентов] / Vyssh.obrazovanie v Ros. - 2007. - № 2. - s. 118-120. - s. 2007.

9. Nikitina S.E., Blagoveshchenskaya A.A., Gutman E.V. Specifika i potencial autentichnogo hudozhestvennogo fil'ma kak metoda obucheniya inostrannomu yazyku [Специфика и потенциал аутентичного художественного фильма как метода обучения иностранному языку] / Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. -Yalta 2019. - Vyp. 62 Ch. 2 - str. 186-189.

10. Nosonovich, E.V. Parametry autentichnogo uchebnogo teksta [Параметры аутентичного учебного текста ] / E.V. Nosonovich, R.P. Mil'rud // Inostrannye yazyki v shkole. - 1999. - № 1. - s. 18-23

11. S. Stempleski, B. Tomalin Video in action: recipes for using video in language teaching / Englewood: Prentice Hall Regents, 1990. - VIII, 173 p. - (Language teaching methodology series: classroom techniques and resources / ed. C. N. Candlin) (International English language teaching). - Index: p. 165-173. - ISBN 0-13-945619-8

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Павленкович Ольга Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск);

магистрант Шиповалова Анна Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье рассматривается дефиниция «художественный образ» как специфическая форма освоения и чувственного познания мира и его преобразования, берущее свое начало в ощущениях и эмоциях человека при непосредственном участии актов мышления; затрагивается вопрос о проблемах развития художественного восприятия, как специальной способности человека к восприятию и созданию образов искусства. Также в статье приводятся специальные задания для студентов художественных специальностей по формированию художественных образов при непосредственном восприятии элементов действительности и их трансформации в образы искусства. Приведенные задания обоснованы личной творческой практикой авторов исследования и анализом особенностей психологических процессов восприятия, памяти и мышления человека при постановке специальной художественной задачи.

Ключевые слова: чувственное познание, художественное восприятие, художественное мышление, наглядно-образное мышление, художественный образ, абстрактная идея.

Annotation. The article considers the definition of «artistic image» as a specific form of development and sensory knowledge of the world and its transformation, originating in the sensations and emotions of a person with the direct participation of acts of thinking; the question of the development of artistic perception as a special ability of a person to perceive and create images of art is raised. The article also provides special assignments for students of art specialties on the formation of artistic images with direct perception of the elements of reality and their transformation into images of art. The above tasks are based on the personal creative practice of the authors of the study and analysis of the characteristics of the psychological processes of perception, memory and thinking of a person when setting a special artistic task.

Keywords: sensory knowledge, artistic perception, artistic thinking, visual-figurative thinking, artistic image, abstract idea.

Введение. Каждый этап развития общества, его нравственные, экологические и других проявления ставят перед художником свои отличительные задачи. В современном мире художественно-эстетическая составляющая - обязательное условие полноценного становления личности, фактор, обуславливающий ее отношение с обществом, природой, техникой и другими сферами бытия. В данном контексте ценностно-смысловая сфера «человек - художественный образ» заслуживает особого внимания.

Изложение основного материала статьи. Художественный образ - отражение, преобразование реального мира в сознании художника воплощенное в материале средствами искусства. Настоящий художник - личность со своей индивидуальностью, приоритетами и интересами, направленностью и мастерством. Инструментом постижения индивидуумом художественного образа является процесс художественного восприятия - длительный, целенаправленный созидательный акт личности, способствующий развитию самой личности и культуры в целом.

Психологические механизмы художественного восприятия произведения искусства, его этапы и уровни достаточно хорошо изучены в трудах В.М. Аллахвердова, Л.Л. Бочкарева, П.М. Якобсона, С.Х. Раппопорт, Е.П. Крупника, Е.В. Белоноговой, но как осуществляется процесс восприятия натуры с целью создания художественного произведения, ответа нет.

Художественный образ как средство искусства и способ индивидуализации образа действительности искусством. Благодаря тому, что художественный образ не только форма бытия искусства, но и образ реального мира, преображенный сознанием художника, он насыщает мысли зрителя чувствами бытия и переживаниями образа реальности.

Переживания от восприятия произведения искусства, как и творческая деятельность художника по его созданию напрямую связаны с психикой человека (Р. Архейм, Л.С. Выготский, П.М. Якобсон, В.Б. Блок, Е.П. Крупник, Б. Лхамцэрэн). Следовательно, вопросы формирования художественного образа необходимо рассматривать не только как функцию зрения, а как психические механизмы и особенности личности воспринимающего. Формирование художественного образа берет начало с ощущений и представлений человека, основанных на чувственном познании мира, обретает смысловую значимость (осознание) в актах его мышления. Посредством ассоциаций и символов (чисел, цвета, жестов и др. геномов) образ фиксируется в памяти. При необходимости, по цепочке ассоциаций и символов память воссоздает образ, его эмоциональное и смысловое значение для человека, а также условия, при которых данный образ формировался. Художественный образ - своего рода отражение материального в форме идеальной.

В живописи образ передается через изображение, соответственно художнику необходим визуальный материал, чтобы воплотить материальное подобие предмета или явления. Символ многогранен по смыслу, следовательно, помимо осознания сути символов художнику, как и зрителю, требуется определенная внутренняя работа по визуализации и прочтению смысла, чувств воплощенных средствами искусства. Живопись не просто отображает реальность, она обеспечивает взаимодействие предметов и символов как сущностей одного порядка. Только сущность предмета воплощенная в образе адекватна впечатлению от первоисточника. Картина как форма бытия с художественной полнотой отражает различные свойства действительности. В повседневности человек осознанно или бессознательно ищет под внешним проявлением то внутреннее, что не сразу читается. Живописное произведение обретает выразительность благодаря ассоциациям, возникающим у зрителя при восприятии художественного образа и образам памяти, сформированным в личном опыте. Так, рассматривая портрет, зритель видит не просто внешние данные человека, но и его «внутреннюю наполненность», его качества характера.

Художественный образ - основа любого искусства. Он невозможен без творческого восприятия, через которое и выражается важная роль художника. Образами мыслят все. Художественный образ берет начало в образном мышлении, но не каждое образное мышление обладает художественностью. Художественному восприятию свойственны: высокая степень обобщения, единство содержания и формы, оригинальность и другие характеристики, которые могут выступать критериями его наличия и/или уровня.

Образы искусства, сохраняя связь со сферой чувств, содержат всю глубину и своеобразие содержательной художественности. Гегель отмечал: «чувственные образы... выступают в искусстве не только ради себя и своего непосредственного выявления, а с тем, чтобы в этой форме удовлетворить высшие духовные интересы, так как они обладают способностью пробудить и затронуть все глубины сознания и вызвать их отклик в духе» [1, с. 45].

Художественный образ часто соотносят с гносеологическим образом, который включает в себя помимо образов чувственности (ощущений, восприятия, представлений) и абстрактные понятия. Отсюда следует, что художественный образ объявляется формальным началом искусства. Но абстрактная идея, выраженная в чувственной форме, и есть художественный образ. Хоть образ и строится на обобщении и абстрагировании, все же он не является абстракцией в чистом виде благодаря его чувственной стороне. И в то же время художественный образ заключает в себе долю абстракции, чем он обосабливается от образов чувственности.

Подходы к изучению художественного образа. Наиболее часто для изучения феномена «художественный образ» используется подход разделения, к примеру, объективный и субъективный, рациональный и эмоциональный, типичный и индивидуальный. Эстетика изучает художественный образ, посредством анализа его этапов/видов - от образа-замысла, к образу восприятия и собственно воплощению, как художественному произведению. Деление на этапы обусловлено процессуальной стороной создания художественного образа: от идеи и воплощения автором до восприятия зрителем, что позволяет определить методологические основания для изучения любого аспекта образа в искусстве (будь то объективного или субъективного, эмоционального или рационального, типичного или индивидуального).

Уже на первом, так называемом абстрактном этапе творческого процесса, художественная идея, посредством чувственных и мыслительных актов художника преобразуется в выразительную композиционную схему. При чувственном восприятии законченного произведения художественный образ, его эмоциональное переживание, заложенное художником на абстрактном уровне, осознается зрителем в форме идеи. На втором этапе творческого процесса художник насыщает композицию деталями и символами искусства, руководствуясь эмоционально-чувственном восприятием и сопереживанием создаваемого им же образа. На этапе завершения работы, оперируя арсеналом изобразительных средств, он выделяет главную идею и обобщает второстепенные, незначительные детали. При анализе творческого процесса художника четко просматривается преобразование действительности средствами искусства, ее отражение в особых художественных образах. Если рассматривать художественный образ как форму мышления в искусстве, он будет являться «метафорической мыслью», которая способна раскрывать одно явление через другое. Сущность художественной мысли в том, что она не диктуется объектами, а неотъемлемо формируется из их сопоставления и взаимодействия.

В искусстве выделяют две формы обобщения - жизнеподобную и условную. Первая - достоверна по отношению к воспринимаемой картине мира. Ее изображение достаточно естественно т.к. основано на

сходстве с жизненными фактами и обстоятельствами, хотя и может иметь небольшую трансформацию. Второй форме присущи активные преобразования: резкая ассоциативность, иносказательность, нарочито измененные форм. Основой обеих форм обобщения выступают чувственность автора, но специфическую природу художественного образа определяет соотношение изобразительно-конкретного или абстрактно-логического обобщения - доминанта объективного или субъективного начала. Благодаря средствами искусства и особенностям личности творца, типичное раскрывается в индивидуальном. Таким образом, искусству с его чувственной составляющей присущи широкие обобщения (вплоть до создания концепции мира). Единство мыслей и чувств, рационального и эмоционального рождает художественный образ. Без одного из этих компонентов художественный образ как искусство, исчезнет.

Метод формирования художественного образа у студентов художественных специальностей. Мышление художника ввиду специфики художественного творчества имеет свои особенности. Чтобы отобразить предметы и явления в своих произведениях художнику необходимо наполнять свой мыслительный процесс наглядными образами. В силу этого мышление художника представляет собой особое, художественное мышление, включающее в себя наряду с абстрактно-теоретическим мышлением и наглядно-образное, без преобладания одного над другим.

Отличительной чертой художественного образа, является неразрывная связь, единение изобразительного и выразительного компонентов. Художник воплощает в реальность результаты своего мышления путем конкретных действий, что придает мышлению практический, действительный характер. Если художник руководствуется только задачей передать как можно точнее, достовернее изображаемую вещь в произведении, то его вполне бы мог заменить фотоаппарат. Если же художник ставит перед собой задачи только на выразительность, то исчезает сам предмет изображения.

Специфика изобразительного искусства, прежде всего, направлена на познание действительности и отражение ее во всем многообразии проявлений, обусловливая тем постоянную работу мысли художника, где бы он ни находился. Художник активно мыслит не только непосредственно в процессе творчества, но и в обыденной жизни. Таким образом, художник «движется» от обычного восприятия к художественному, благодаря художественному мышлению создает художественный образ.

Формирование художественного образа у студентов художественных специальностей логично рассматривать в контексте непосредственного восприятия образов, созданных художниками, умеющими увидеть красивое и необычное в обыденном. При восприятии живописи, обязательным является приложение усилий, чтобы обыденное, явившиеся в первый момент при восприятии произведения, преобразовалось в художественное. Восприятие произведения искусства протекает с помощью четырех основных механизмов: художественно-смыслового («раскодирование» языка произведения искусства); эмоционально-эмпатического (сопереживание, соучастие); ощущения художественной формы; чувства эстетического наслаждения. При приложении усилий «Черный квадрат» Малевича, простая геометрическая фигура, становится глубоко личным переживанием со сложным смыслом, началом новой живописи или черной дырой, рассматривать которую необходимо с ее пространством. Следовательно, чтобы распознать заложенные в произведении образы-смыслы студент должен владеть языком живописи, ведь только подготовленный зритель на двухмерной плоскости способен видеть глубину пространства и мысли.

Природа художественного образа восприятия субъективно-объективная. Объективная в том, что для ее понимания автор уже все вложил произведения все возможные средства, а зритель по-своему интерпретирует созданное художником. Если прочтение художественного образа зрителем совпадает с авторским, значит образ лишь репродукция, если же он совсем вне рамок, заданных автором, то зритель минует саму суть произведения. Наилучшим вариантом восприятия художественного образа следует считать процесс создания целостного образа восприятия на основе полученной эстетической информации, имеющей для воспринимающего ценность и смыл.

Непосредственное восприятие объекта совмещает в себе эмоциональное переживание, логику мысли постижения богатства и разветвленности ассоциаций и идентификацию воспринятого образа с образами предыдущего опыта. Зачастую простые объекты действительности, трансформируясь в образы представления, становятся аналогами искусства. Безусловно, механизмы трансформации образов из обыденных в художественные, присущи людям с развитым художественным восприятием или хотя бы имеющим склонность к творческой интерпретации.

Еще Леонардо да Винчи в целях побуждения ума к творческому воображению предлагал своим ученикам подолгу рассматривать пятна, выступающие от сырости на церковных стенах, вглядываться в оставшийся от костра пепел и другие проявления действительности. Р. Якобсон (в 1972 г.) определял восприятие как художественное, если очертания движущихся облаков, причудливость пятен, клякс, воспринимающий интерпретировал как изображение живых существ, пейзажей и т.д.

Руководствуясь тем, что в процессе целенаправленного восприятия элементов действительности, не имеющих ценности и смысла, сознание человека склонно обогащать образы восприятия содержанием и сущностью, авторами исследования разработан комплекс заданий по формированию художественного восприятия у студентов художественных специальностей. Помимо непосредственного восприятия предметов и явлений действительности с целью формирования образов искусства студентам предлагается сопровождать данный процесс пояснениями «на что это похоже?», «что они ощущают при восприятии этого?». Помимо абстрактных плоскостных изображений, сходных визуально с тест-объектами [2], в качестве стимуляторов творческого восприятия и мышления следует применять трехмерные предметы (древесные корни, изогнутые веточки, узоры на камнях, кристаллы, причудливой формы камни и др.). Руководствуясь ассоциациями от воспринятого и образами памяти студенты выполняли быстрые зарисовки-эскизы будущих композиций. Например, при восприятии веток и корней, по ассоциации сходства с внешней формой, студенты создавали бытовые сцены жизни народов Севера с пасущимися стадами оленями или труднопроходимые лесные пейзажи с выразительными изогнутыми стволами деревьев и т.д.

Помимо запечатленного студентом образа средствами искусства, исходя из его ассоциативной сложности, понять художественно-эстетическое и личностно-смысловое отношение к объекту педагогу позволяют комментарии студентов по ходу восприятия. Задания позволяют также выявить уровень осмысления студентом содержания формы как эмоционально-смысловой категорией и применение символики как содержательно-смыслового и знакового компонента произведения.

В целом данного рода задания можно рассматривать как метод способствующий проявлению индивидуальности и обогащению жизненного и художественного опыта восприятия. При использовании данного метода происходит активная трансформация обыденного восприятия - в эстетическое - и далее в художественное. По цепочке трансформации восприятия информация складывается в целостный образ восприятия, обретая для субъекта определенную ценность и смысл.

Выводы. Художественное восприятие - специфическая форма освоения и чувственного познания мира и способность человека к созданию образов искусства. Развитие художественного восприятия у студентов художественных специальностей возможно в специально организованной деятельности по восприятию элементов действительности и их трансформации в образы искусства. Руководствуясь тем, что в процессе целенаправленного восприятия элементов действительности, не имеющих ценности и смысла, сознание человека склонно обогащать образы воспринятого содержанием и сущностью, разработан комплекс заданий по формированию художественного восприятия. Для эффективности формирования художественного образа в процессе выполнения заданий студентам, основываясь на ассоциациях и образах памяти, следует выполнять зарисовки-эскизы будущих композиций. Исходя из ассоциативной сложности художественного образа, понять художественно-эстетическое и личностно-смысловое отношение к объекту восприятия и его воплощению, педагогу позволяют комментарии студента по ходу выполнения задания.

Литература:

1. Гегель. Эстетика: В 4 т.: [Перевод] / под ред. М. Лифшица. Т.1 - М.: Искусство, 1968.

2. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. - М.: «Институт психологии РАН», 1999. 240 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Пантелеева Наталья Георгиевна

Московский государственный областной университет (г. Москва)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье рассматривается вопрос повышении качества высшего образования с помощью реализации компетентностного подхода как ценностной основы развития личности студента. В настоящее время практика обучения должна быть ориентирована, прежде всего, на результативность образования. Для этого в оценке результата образования необходимо перейти с понятия «подготовленность» на понятие «компетентность» студентов, что означает создание условий для овладения комплексом компетенций -развитие способностей для подготовки к жизнедеятельности в условиях современного информационного пространства.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная подготовка студентов, компетентностный подход, компетенции, компетентность, качество образования, интеграция, творческое развитие личности студента.

Annotation. The article considers the issue of improving the quality of higher education through the implementation of a competency-based approach as a value basis for the development of a student's personality. Currently, the practice of training should be focused, first of all, on the effectiveness of education. To do this, in assessing the result of education, it is necessary to switch from the concept of "preparedness" to the concept of "competence" of students, which means creating conditions for mastering a set of competencies - developing abilities for preparing for life in the modern information space.

Keywords: higher education, professional training of students, competency-based approach, competencies, competence, quality of education, integration, creative development of the student's personality.

Введение. Соответствие современным требованиям социальной жизни привели к изменениям в профессиональной подготовке студентов высшей школы. Стратегическое направление образовательной политики Российской Федерации - это комплексная и глубокая модернизация системы высшего образования, чтобы присоединится к лидирующим государствам мира. Поэтому главной целью образования, в том числе и высшего в современных условиях становится воспитание личности, способной к самообразованию и самовоспитанию, к свободному определению себя в обществе, культуре, профессии. Следовательно, на первый план в образовании выдвигается задача активизации творческого потенциала всех сфер личности студента (эмоционального, личностного, духовно-нравственного и др.) в процессе обучения и взаимодействия с социумом. Достижение качественной подготовки студентов в вузах является показателем продуктивного отечественного образования, ориентируемое на их готовность работать в новых изменившихся условиях.

Изложение основного материала статьи. В ситуации гуманизации и демократизации образования перспективы государственной политики исходят из признания человека высшей ценностью, приоритетом становится приобщение к общечеловеческим ценностям, при этом преподавателям предоставляется самостоятельность для успешного осуществления педагогической деятельности в высших учебных заведениях [11]. Педагогическая деятельность - это вид общественно-полезной деятельности взрослых, направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни, поэтому она характеризуется совместным взаимодействием преподавателя и студента. В этой деятельности происходит процесс взаимного влияния преподавателя и студентов, студентов друг с другом, в результате которого осуществляется профессиональная подготовка будущих специалистов, необходимых для выполнения трудовых функций, связанных с профессией. В современной науке понятие профессиональная подготовка - это процесс изменением личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленный на самореализацию себя в будущей специальности. Следовательно, профессиональная подготовка студентов требует особого образования, т.е. овладения системой специальных психолого - педагогических знаний, умений, навыков, изучая теоретическую и практическую педагогику, психологию, занимаясь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.