Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / "КЛИПОВОЕ" МЫШЛЕНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ / СКЕТЧ / FIGURATIVE THINKING / "CLIP" THINKING / THE FORMATION OF A SPECIALIST / PSYCHO PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERCEPTION / THE DEVELOPMENT OF FIGURATIVE THINKING / SKETCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленкович Ольга Борисовна, Воронина Анастасия Витальевна

В статье рассматривается феномен «образное мышление» как специфическая форма освоения, чувственного познания и преобразования художником мира, берущее свое начало в ощущениях и эмоциях при непосредственном участии актов мышления; поднимается вопрос о проблемах развития образного мышления как специальной способности художника к созданию образов искусства. В качестве активной формы развития образного мышления, наряду с традиционными способами художественного воплощения мысли, в целях активного развития образного мышления в учебном процессе студентов художественных специальностей, авторы рекомендуют применять скетч рисунок. Формат скетча заставляет начинающего художника быстрее думать и действовать, вычленять существенные детали и отбрасывать лишнее, переходить от копирования реальности к большему ее переосмыслению и преобразованию, к созданию чего-то нового и оригинального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павленкович Ольга Борисовна, Воронина Анастасия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF IMAGINARY THINKING IN STUDENTS OF ART SPECIALTIES

The article examines the phenomenon of «imaginative thinking» as a specific form of mastering, sensory cognition and transformation of the world by an artist, which originates in sensations and emotions with the direct participation of acts of thinking; the question is raised about the problems of the development of figurative thinking as a special ability of the artist to create images of art. As an active form of the development of imaginative thinking, along with the traditional ways of artistic embodiment of thought, in order to actively develop imaginative thinking in the educational process of students of art specialties, the authors recommend using a sketch drawing. The sketch format makes the novice artist think and act faster, isolate essential details and discard unnecessary things, move from copying reality to its greater rethinking and transformation, to creating something new and original.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Павленкович Ольга Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); аспирант кафедры изобразительного искусства Воронина Анастасия Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается феномен «образное мышление» как специфическая форма освоения, чувственного познания и преобразования художником мира, берущее свое начало в ощущениях и эмоциях при непосредственном участии актов мышления; поднимается вопрос о проблемах развития образного мышления как специальной способности художника к созданию образов искусства. В качестве активной формы развития образного мышления, наряду с традиционными способами художественного воплощения мысли, в целях активного развития образного мышления в учебном процессе студентов художественных специальностей, авторы рекомендуют применять скетч рисунок. Формат скетча заставляет начинающего художника быстрее думать и действовать, вычленять существенные детали и отбрасывать лишнее, переходить от копирования реальности к большему ее переосмыслению и преобразованию, к созданию чего-то нового и оригинального.

Ключевые слова: образное мышление, «клиповое» мышление, становление специалиста, психофизиологические особенности восприятия, развитие образного мышления, скетч.

Annotation. The article examines the phenomenon of «imaginative thinking» as a specific form of mastering, sensory cognition and transformation of the world by an artist, which originates in sensations and emotions with the direct participation of acts of thinking; the question is raised about the problems of the development of figurative thinking as a special ability of the artist to create images of art. As an active form of the development of imaginative thinking, along with the traditional ways of artistic embodiment of thought, in order to actively develop imaginative thinking in the educational process of students of art specialties, the authors recommend using a sketch drawing. The sketch format makes the novice artist think and act faster, isolate essential details and discard unnecessary things, move from copying reality to its greater rethinking and transformation, to creating something new and original.

Keywords: figurative thinking, «clip» thinking, the formation of a specialist, psycho physiological characteristics of perception, the development of figurative thinking, sketch.

Введение. Выработанные и апробируемые на протяжении многих десятилетий методики обучения обладают бесспорными преимуществами, но современные тенденции в развитии общества и информатизация всех сфер деятельности требуют новых, современных методов организации образовательного процесса и его содержания. Знания, без учета их актуальности в профессии, в лучшем случае остаются в зоне общего развития человека (Е.В. Бондаревской, А.Н. Леонтьева, В.Т. Фоменко) или, как отмечал В.П. Зинченко, переходят в разряд «мертвых». Содержание учебных планов высшего профессионального образования, согласно ФГОС, формируется дисциплинами общего и специального блоков. Каждая область знания для сохранения статуса научного, стремиться актуализировать свой предмет исследования, терминологический аппарат, целевые установки и т.д. Но разнородность предъявленных к освоению учащимся знаний уводит от главной задачи обучения - подготовки высококвалифицированного специалиста, владеющего специальными знаниями и умениями, способного в изменяющихся условиях на высоком уровне осуществлять профессиональные задачи. В этой связи возникает необходимость поиска эффективных методик по усвоению специальных знаний и умений в учебном процессе вузов.

Изложение основного материала статьи. Цели и особенности современного художественного образования. Одной из главных целей современного образования становится взращивание человека, способного быстро воспринимать информацию и учиться, перестраиваться в зависимости от обстоятельств и менять направление деятельности. Реализация данной концепции возможна лишь в условиях, когда у обучающихся есть возможность проявить самостоятельность и свободу мысли, творческое освоения заданий, вариативность подходов и выстраивание нелинейного решения проблем. Анализируя научное подходы в образовании В.И. Слободчиков [10] отмечает состоятельность антропологической модальности содержания образования, которая рассматривает человека в перспективе становления как существо универсальное, способное к саморазвитию. Особую актуальность данный подход обретает в отношении художественных специальностей, в которых, наряду с необходимыми знаниями и умениями, востребованы профессиональные качества и специальные способности. К примеру, в сравнении с художником эпохи Возрождения, современный художник не ограничивает себя выбором жанра, трактовкой сюжета, художественным материалом и т.д. Современный художник в большей степени плод конъюнктуры и потребности быть успешным, он следует веяниям моды и спросу. Его профессиональная состоятельность требует постоянного подтверждения и напрямую зависит от его реакции на внешние обстоятельства.

Бесспорно, взаимодействие теории и практики существенно определяет уровень развития профессионализма, но как протекают механизмы этого взаимодействия, исследователи точного ответа не дают. Поток информации - неотъемлемая основополагающая часть современной жизни. Но человек неспособен воспринять ее в полной мере, улавливает лишь небольшие ее фрагменты. В силу этого у современников развивается фрагментарное, «клиповое» мышление, оперирующее слабо связанными между собой образами сознания. При клиповом мышлении мозг не обременен выстраиванием сложных смысло-временных связей и образов, мир воспринимается им отчасти как череда несвязанных между собой фактов и событий. «Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый» [9]. Эта тенденция способствует созданию современными художниками произведений, рассчитанных на эмоциональную реакцию зрителя, вызванную неожиданностью художественного решения, без смыслового компонента.

Многие методики обучения, основанные на фрагментарности подачи информации и фрилансовом характере деятельности специалиста,«оптимизируют» учебный процесс по принципу чередования краткосрочных циклов, в которых ученик, в сжатые временные рамки получает задание, выполняет его, видит результат и оценку. Такой процесс обучения не преследует задач фундаментальности подготовки и становления специалиста. «Как показывает художественно-педагогическая практика «модные» течения в искусстве, привлеченные в качестве современных форм реализации творческого потенциала учащегося отчасти имеют негативное влияние при подготовке специалиста. Разнополярность целей в обучении формирует проблемное поле, подменяя академическую культуру культурой штудий и/или проектной культурой. Без развития творческого потенциала личности в планомерном процессе обучения, выверенном вековой отечественной школой искусства, художественное образование, сведенное к уровню самоподготовки, схоластично по существу» [6]. Качество профессионального обучения зиждется на стратегических задачах и принципах их достижения, ориентированных на постепенное становление специалиста в учебном процессе, посредством обретения им специальных знаний и способностей.

А.Г. Маклаков пишет, что: «Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи» [3]. Американский психолог, один из основателей психологи творчества, Дж. Гилфорд творческое мышление рассматривает как: «стремление к интеллектуальной новизне; семантическая гибкость - способность увидеть объект восприятия с иной точки зрения; образная адаптивная гибкость - способность сознательно менять свое восприятие объекта; семантическая спонтанная гибкость - способность к поиску решений неочевидных проблем» [1]. Но как в творческом акте художественно преобразуется окружающая реальность, психология творчества ответа не дает.

Психофизиологические особенности восприятия и обработки информации. В 50 гг. ХХ в. психофизики установили, что мозг человека функционально асимметричен - левое полушарие отвечает за логическую обработку информации, создание модели реального понятно-структурированного мира, «правое же полушарие ответственно за ситуацию, образное мышление и регулирующую деятельность, способно целиком воспринимать многозначный контекст, интегрируя все многочисленные и даже противоречивые связи между объектами окружающего мира, оперируя с целыми образами окружающего» [2]. При востребованности функций левого полушария подавляются, но не пропадают, функции правого. Благодаря деятельности правополушарных механизмов, человек обладает способностью замечать красоту в мире, созерцать прекрасное. В процессе мышления одновременно задействуются как «образная», так и «понятийная» компонента, образуя единое течение мыслительного процесса [5]. Согласно теории развития мышления в онтогенезе Ж. Пиаже мышление можно представить как процесс:

1) получения информации от органов чувств;

2) формирования образа сознания;

3) логического осмысления полученного образа;

4) знакового выражения образно воспринятой, логически осмысленной информации посредством слов, символов или рисунков.

Нарушение порядка от восприятия до обработки информации ограничивает продуктивность мыслительной деятельности человека, но часто результат, полученный на его основе нетривиален. Многие зарубежные школы искусства применяют данный подход в образовательном процессе. Так в Мюнхенском университете (Германия) в начале курса изоискусства учащиеся должны воплотить нетрадиционными изобразительными средствами индивидуальность образных представлений по заданной теме; в Шеффилд Халлэм университете (Великобритания) основной вид учебной деятельности - экспериментально-тематическая работа, обучение основам изобразительной грамоты не предусмотрено программой, а осуществляется в довузовской подготовке. В отечественной модели образования в силу отсутствия преемственности и сетевого взаимодействия довузовской и вузовской подготовки установилась замкнутая, самодостаточная система уровневого обучения [6]. Несомненными плюсами уровневого обучения авторы статьи считают целостность и прозрачность процесса становления качеств личности на каждом этапе ее развития с учетом возрастных особенностей и индивидуальных стратегий развития. Форсирование процесса становления профессионала в учебном процессе вуза часто приносит наглядный, но временный успех. Педагогу важно осознавать, что позитивная профессиональная направленность базируется только на ценностной основе и согласуется с личными смысловыми ценностями. Успех стимулирует мотивационную сферу личности, но временный его характер и непонимание основ его достижения, как правило, приводит к непониманию сути обучения и потере интереса к его предмету. «Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат» [8, с. 26].

Развитие образного мышления в учебном процессе вуза. Продукт деятельности художника -художественное произведение. Но не каждое произведение обладает художественностью. Художественность произведения - результат сознательной деятельности, направленной на создание прекрасного. Деятельность художника включает в себя эмоциональный и логический компоненты, его сознание оперирует как наглядно-образным, так и абстрактно-теоретическим мышлением, без преобладания одного над другим.

Для создания выразительного с художественной и эстетической точек зрения произведения, художник должен обладать специальными знаниями и умениями, способностями и профессиональными качествами. Образное мышление - одна из ведущих способностей профессионального художника, проявляющаяся в совокупности способов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов.

Развитие образного мышления имеет непосредственное отношение к феномену формотворчества -активному воспроизведению образов восприятия действительности с привнесением в них индивидуально-чувственного сопереживания. Образное мышление в данном случае является своеобразной формой отражения действительности, в которой осмысление изображаемого происходит на уровне эмоционального восприятия и представления.

Педагог должен уметь ставить задачи перед учеником таким образом, чтобы операционная структура этих задач соответствовала педагогическим целям на основе понимания сущности процессов,

обеспечивающих их достижение. Как правило, на первых этапах обучения у студентов преобладают элементы репродуктивного мышления, когда происходит активное накопление знаний, вырабатываются умения и навыки рисования. На более поздних стадиях учебы доминирует продуктивное образное мышление. Развитие образного мышления является динамическим процессом, чем больше творческого опыта накапливается, тем более сложными становятся процессы мышления [7]. Естественно, уникальные особенности и личный опыт человека неразрывно связаны с образным мышлением и непосредственно влияют на его творческую деятельность.

Первая функциональная задача психики - формирование образов предметов внешнего мира. Образ наделен содержанием и признаками. Образ без содержания и признаков - фантом. Образы своего мышления художник материализует путем конкретных действий - скетчей. Скетчи как специфическая художественная деятельность заставляет художника быстрее думать и действовать, вычленять существенные детали и отбрасывать лишнее, переходить от копирования реальности к большему ее переосмыслению и преобразованию, к созданию чего-то нового и оригинального. Продуктом этой деятельности является изображение, выполненное в художественном материале, отражающее способность личности анализировать, выделять в предметах и явлениях действительности наиболее значимое, существенное, обобщать, сочинять художественно-значимый образ и переводить идеально сложившиеся образы мышления на язык искусства. В данном акте художник становится «объединяющим инструментом», создает прочную связь между чувством и мыслью, художественным образом и его техничным исполнением. Э. Мейман в тесной связи между внутренним образом и изобразительным движением видит художественный дар и полагает, что образ переходит в движение и изображение, как только он ясно обрисовывается и постоянно вновь и вновь появляется в сознании: «Движения слагаются тогда точно таким же образом, как и образы» [4]. В акте творчества синхронизируются работа мысли и действия руки - наглядно проявляется уровень образности мышления.

Выводы. Умение образно мыслить - одно из главных составляющих качеств художника, способствующее активному воспроизведению образов восприятия действительности с привнесением в них индивидуально-чувственного сопереживания. Целенаправленное развитие образного мышления у студентов художественных специальностей в учебном процессе вуза способствует аналитическому отношению к художественному творчеству; выделению в предметах и явлениях действительности наиболее значимого, существенного; обобщению, сочинению художественно-значимого образа и переведению идеально сложившихся образов на язык искусства. Наряду с традиционными способами художественного воплощения мысли для активного развития образного мышления в учебном процессе студентов художественных специальностей целесообразно применять скетч рисунок. Формат скетча включает в себя эмоциональный и логический компоненты, позволяет учащимся проявить самостоятельность выбора и вариативность творческого решения рисунка. Скетчи как специфическая художественная деятельность заставляет художника быстрее думать и действовать, вычленять существенные детали и отбрасывать лишнее, переходить от копирования реальности к большему ее переосмыслению и преобразованию, к созданию чего-то нового и оригинального.

Литература:

1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М. Прогресс, 1965.

2. Ильичева Е.В., Ильичев В.В. Значение образного мышления в обучении // Педагогика и современность. 2013. № 1(3).

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2008.

4. Мейман Э. Введение в современную эстетику / Под ред. и с предисловием Ю.И. Айхенвальда. Изд. 2-е. - М: Изд-во ЛКИ, 2007.

5. Николаенко Н.Н. Психология творчества / Под ред. Л.М. Шипицыной / Н.Н. Николаенко. СПб.: Речь, 2005. - 277 с.

6. Павленкович О.Б. Парадигмальный подход при моделировании художественно-педагогического образования: проблемы и пути их решения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67(3). - С. 142-145.

7. Полынская И.Н., Федорович А.В. К вопросу о формировании художественно-образного мышления студентов художественных вузов // Высшее образование сегодня. 2020. № 7.

8. Рубинштейн С.Л. О сознании / С.Л. Рубинштейн // Психология сознания / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001.

9. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 5(24).

10. Слободчиков В.И. Типологический анализ научно-технологических подходов в современном образовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 4(48). С. 4-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.