Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ'

СУЩНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
705
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мышление / образное мышление / визуальное мышление / художественно-образное мышление / thinking / imaginative thinking / visual thinking / artistic and imaginative thinking

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Клементьева Анастасия Витальевна

в статье рассматривается значение понятия художественно-образного мышления и его отличие от образного, визуального и художественного типов мышления. Смысловое развитие данного термина ведется в контексте становления понятия художественного образа. Анализируется эволюция этого понятия, начиная с философии античности и до эстетической концепции Гегеля и современных концепций. А также такие понятия как «образ», «мышление», «художественно-образное мышление» и «визуальное мышление».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF ARTISTIC AND IMAGINATIVE THINKING

the article examines the meaning of the concept of artistic-figurative thinking and its difference from figurative, visual and artistic types of thinking. The semantic development of this term is carried out in the context of the formation of the concept of an artistic image. The evolution of this concept is analyzed, starting with the philosophy of antiquity and up to the aesthetic concept of Hegel and modern concepts. And also, such concepts as "image", "thinking", "artistic-figurative thinking" and "visual thinking".

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ»

СУЩНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ Клементьева А.В. Email: Klementieva6103@scientifictext.ru

Клементьева Анастасия Витальевна - студент, кафедра дизайна и методики профессионального обучения, факультет художественного и музыкального образования,

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация: в статье рассматривается значение понятия художественно-образного мышления и его отличие от образного, визуального и художественного типов мышления. Смысловое развитие данного термина ведется в контексте становления понятия художественного образа. Анализируется эволюция этого понятия, начиная с философии античности и до эстетической концепции Гегеля и современных концепций. А также такие понятия как «образ», «мышление», «художественно-образное мышление» и «визуальное мышление». Ключевые слова: мышление, образное мышление, визуальное мышление, художественно-образное мышление.

THE ESSENCE OF ARTISTIC AND IMAGINATIVE THINKING

Klementieva А^.

Klementyeva Anastasia Vitalievna - Student, DEPARTMENT OF DESIGN AND VOCATIONAL TRAINING METHODS, FACULTY OF ART AND

MUSIC EDUCATION, CHUVASH STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER I.YA. YAKOVLEV,

CHEBOKSARY

Abstract: the article examines the meaning of the concept of artistic-figurative thinking and its difference from figurative, visual and artistic types of thinking. The semantic development of this term is carried out in the context of the formation of the concept of an artistic image. The evolution of this concept is analyzed, starting with the philosophy of antiquity and up to the aesthetic concept of Hegel and modern concepts. And also, such concepts as "image", "thinking", "artistic-figurative thinking" and "visual thinking". Keywords: thinking, imaginative thinking, visual thinking, artistic and imaginative thinking.

УДК 745/749

Одной из наиболее важнейших задач, стоящих перед системой образования на всех ее этапах является формирование у студентов таких качеств, которые бы отвечали требованиям времени. Современная действительность характеризуется ускорением всех процессов и требует высокого уровня интеллектуальной и творческой активности человека, мышление которого должно позволять ему обобщать свой жизненный опыт и синтезировать универсальные знания. В связи с этим проблема развития умения мыслить образами продолжает быть актуальной во всех областях, в том числе и в художественной педагогике.

Мыслительная деятельность это способность сознания, которая проявляется в процессе постановки практических и теоретических проблем и их решении. Это дает возможность говорить о различных типах и видах мышления, классифицируя их по характеру самих проблем, по способам их решения и т.д. В словаре по образованию и педагогике В. М. Полонского дается понятие, что означает термин «образ» -субъективная многоуровневая картина предметов и явлений материального мира, форма отражения реальности, самого субъекта, других людей, координаты пространства и временной последовательности событий в сознании человека. Образ имеет биологическое и социальное значение, может формироваться на уровне

ощущений, восприятия, представления или на уровне мышления, отличаясь полнотой, целостностью, яркостью, устойчивостью» [3, с. 33].

С точки зрения психологии,« образ - общепсихологическое понятие. Используется для обозначения особой формы результатов целостного отражения в психике человека действительности. Различают сенсорно-перцептивные и мыслительные образы».

Значение термина «художественный образ» рассматривается с позиции таких наук, как философия, эстетика, психология искусства, художественная педагогика и частные методики.

С точки зрения частной методики О.Л. Голубевой, описанной в книге «Основы композиции», художественный образ - это «выражение творцом своего «Я», своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего нам, зрителям, свое понимание действительности» [2, с. 7].

В эстетике Гегеля говорится о первых основах художественно-образного мышления. Именно в его работах дано начало изучения мышления художника, как уникального способа познания мира. В дальнейшем эта проблема получила свое продолжение в работах таких известных философов как М. Хайдегер, Ф. Ницше, К. Ясперс А. Шопенгауэр, и др. Вопрос художественного мышления рассматривался в экзистенциальной концепции эстетики и искусства, которую представляли А.Камю и Ж.П. Сартр. Занимались вопросами этого типа мышления и такие известнейшие представители психоанализа как З.Фрейд и К. Юнг. Именно они подчеркивали, важно ли создание образов в подобном виде мышления, пытались объяснить природу их возникновения. Необычную идею о природе мышления предложили представители гештальтпсихологии. Она помогла изменить прежние взгляды на сознание, показывая этим, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Л.С. Выготский сформулировал «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами:« всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству. Эмоция как бы собирает впечатления, мысли, образы, созвучные настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения» [1]. Следовательно, образ является конечным результатом отражения окружающего мира, полученным посредством сложного интеллектуального процесса - мышления.

Визуальное мышление может служить пробному понятию художественного образа. Оно также как и образное опирается на внутренние визуальные образы и направленно на создание новых форм и визуальных образов, несущих определенные смысловые нагрузки делающих значение образов видимым. Различие смысловых понятий состоит в том, что визуальное мышление направлено на решение стратегических задач, таких как научная разработка теоретических систем и концепций.

А вот художественно-образное мышление нацелено на создание художественного образа, с помощью мыслей. Так как художественный образ выступает как процесс, ему свойственна некая «незавершенность»,« неоднозначность», его главное и специфическое качество - это двоякая структура, которая включает в себя два компонента: эмоционально-субъективный и объективно-формальный. Именно эти два компонента способны воздействовать на формирование художественно-образного мышления.

Но, в словарях по изобразительному искусству понятия «образное» и «визуальное» мышление отождествляются.

«Под стремлением к визуальному мышлению понимают переход от пассивного зрительного восприятия к особому типу мышления, включающему не только

собственные зрительные ощущения, но также двигательные (осязательные) и интеллектуальные компоненты»

Художник всегда смотрит на мир по-своему, он рассматривает создание образа через призму имеющихся в его распоряжении художественных средств. А уже для этого ему необходимо знать и владеть грамотой изобразительного искусства как средством воплощения образа. Из этого можем сделать вывод, что на успешное развитие художественного мышления влияет, не только практические умения и навыки, но и свое нестандартное восприятия художником действительности. Это подчеркивает важность согласованного взаимодействия практического опыта, знаний, умений с фантазией, воображением, эмоциональным настроем и эстетической позицией художника.

Так, в разных аспектах можно рассматривать художественный образ, который будет указывать на различные формы данного определения. В онтологическом аспекте художественный образ - это факт идеального бытия, который выступает как собственное воплощение в вещественной основе, некоторые характеристики которой имеют для него значение, другие - нет.

Семиотический аспект позволяет рассматривать художественный образ как знак, символ, выполняющий трансляцию смыслов и значений в рамках определенной культуры. В гносеологическом аспекте художественный образ выступает как вымысел, имеющий определенное тождество с такой разновидностью познающей мысли, как допущение. Таким образом, изображение по причине своей идеальности, воображению и способности оказывать убедительное действие. Художественный образ в эстетическом аспекте - это уместное единство множества факторов творчества, для того что бы достигнуть существования единого самостоятельного «организма», который бы мог нести определённый смысл.

Образ реализуется путем диалога между художником и зрителем, поэтому он будет являться не мыслью, а определенным процессом, без каких-либо возникновений противоречия. Художественно-образное мышление, естественно, направлено на создание художественного образа, то есть попытку организовать процесс посредством мысли. Из-за этого художественный образ выступает как незавершенный, неоднозначный процесс. Все это является преимуществом воздействия художественного образа на зрителя в сравнении с подобным фактом реальности, несмотря на всю вещественность последнего. Совокупность личностных и смысловых особенностей и их воплощения, а также субъективная инициатива автора является основой художественного образа. Но со стороны органичности, художественности образ представляет собой арену предельного действия эстетически гармонизирующих, завершающих и просветляющих «законов красоты». Из-за бесконечной возможности создания художественного образа и неоднозначностью трактовки этого термина с условиями субъективного и надсубъективного характера, исторически и социально переменчивых факторов и вечных, незыблемых первооснов самого существования человека говорят о существовании определенного «познавательного и эстетического риска». Вследствие этого при первом взгляде на произведение искусства нужно внимательно изучить эстетический «объект», а только после можно произвести анализ, опираясь на собственный опыт и знания. Особую важность для человека, работающего в сфере искусства, играет это умение.

Из этого можно сделать вывод, что понятие «художественно-образное» мышление связано в большой степени с профессиональной деятельностью, а не только со способностью к формированию художественных образов. Другими словами, можно сказать, что понятие художественно-образного мышления является более конкретным, позволяя выразить закономерность проявления образов и поиска художественно-выразительного его воплощения средствами искусства в процессе творчества.

Таким образом, художественно-образное мышление как понятие имеет два компонента: «художественное» - отражающее специфику восприятия, владение формами воплощения (анализ средств и приемов, необходимых для раскрытия образа) и «образное» - как природная способность сознания к обобщению и выражению субъективного отношения к тем или иным предметам или явлениям окружающей действительности.

Список литературы /References

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. 519 с.

2. Голубева О.Л. Основы композиции. М.: В. Шевчук, 2008. 144 с.

3. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.