Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ФХИМО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН'

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ФХИМО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мышление / образное мышление / художественно-образное мышление / художественный образ / изобразительная деятельность / thinking / imaginative thinking / artistic-figurative thinking / artistic image / visual activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клементьева Анастасия Витальевна

в статье рассматриваются теоретические и практические вопросы развития художественно-образного мышления студентов факультета художественного и музыкального образования при изучении дисциплины графический дизайн. Приводятся определения понятий образ, мышление, визуальное мышление, художественно-образное мышления и его отличие от образного, описываются педагогические условия развития художественно-образного мышления студентов. Анализируется актуальность проблемы развития художественно-образного мышления студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ARTISTIC-IMAGINARY THINKING IN FKHIMO STUDENTS WHEN STUDYING DISCIPLINE GRAPHIC DESIGN

the article deals with theoretical and practical issues of the development of artistic and imaginative thinking of students of the Faculty of Art and Music Education in the study of the discipline of graphic design. The definitions of the concepts of image, thinking, visual thinking, artistic-figurative thinking and its difference from figurative thinking are given, pedagogical conditions for the development of artistic-figurative thinking of students are described. The urgency of the problem of the development of students' artistic-figurative thinking is analyzed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ФХИМО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН»

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ФХИМО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН Клементьева А.В. Email: Klementieva6103@scientifictext.ru

Клементьева Анастасия Витальевна - студент, кафедра дизайна и методики профессионального обучения, факультет художественного и музыкального образования, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические и практические вопросы развития художественно-образного мышления студентов факультета художественного и музыкального образования при изучении дисциплины графический дизайн. Приводятся определения понятий образ, мышление, визуальное мышление, художественно-образное мышления и его отличие от образного, описываются педагогические условия развития художественно-образного мышления студентов. Анализируется актуальность проблемы развития художественно-образного мышления студентов.

Ключевые слова: мышление, образное мышление, художественно-образное мышление, художественный образ, изобразительная деятельность.

FORMATION OF ARTISTIC-IMAGINARY THINKING IN FKHIMO STUDENTS WHEN STUDYING DISCIPLINE GRAPHIC DESIGN

Klementieva А.У.

Klementyeva Anastasia Vitalievna - Student, DEPARTMENT OF DESIGN AND VOCATIONAL TRAINING METHODS, FACULTY OF ART AND MUSIC EDUCATION, CHUVASH STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER I.YA. YAKOVLEV,

CHEBOKSARY

Abstract: the article deals with theoretical and practical issues of the development of artistic and imaginative thinking of students of the Faculty of Art and Music Education in the study of the discipline of graphic design. The definitions of the concepts of image, thinking, visual thinking, artistic-figurative thinking and its difference from figurative thinking are given, pedagogical conditions for the development of artistic-figurative thinking of students are described. The urgency of the problem of the development of students' artistic-figurative thinking is analyzed.

Keywords: thinking, imaginative thinking, artistic-figurative thinking, artistic image, visual activity.

УДК 745/749

Понятие «художественно-образное» мышление связанно в большой степени с профессиональной деятельностью, а не только со способностью к формированию художественных образов. Другими словами, можно сказать, что понятие художественно-образного мышления является более конкретным, позволяя выразить закономерность проявления образов и поиска художественно-выразительного его воплощения средствами искусства в процессе творчества. Понятие художественно-образного мышления состоит из двух важных компонентов:

1. Некий образ, возникающий в сознании художника, который он стремится воплотить в жизнь, при помощи средств в искусстве;

2. специфечески-профессиональный компонент - художественное. Теперь возникает необходимость дать четкие характеристики этих двух компонентов и их

смыслового взаимодействия. Если посмотреть с одной стороны, то «художественное» может выступать как совокупность средств искусства для выявления идеи, образа произведения, с другой - «художественное» можно соотнести с эстетической характеристикой, которой можно оценить то или иное произведение. Часто смыслом этого значения является то, что выделяют одно произведение как художественное (имеющее определенную художественную ценность) и другое, подобной ценностью не обладающее. А это приводит тому, что позиция относительна, есть необходимость в выработки понятных и четких критериев, с помощью них можно было выразить смысл всего понятия в целом.

Проблема развития художественно-образного мышления студентов является одной из самых актуальных, стоящих перед педагогами и исследователями на сегодняшний день. Большинство студентов не могут на должном уровне составить композицию эскиза, выстроить колорит, грамотно выделить композиционный центр и т.д.

Для создания художественного образа у студентов необходимо развивать такое качество восприятия, как наблюдательность. Как известно, И.К. Айвазовский писал свои картины не с натуры, а используя собственные наблюдения. Творческая деятельность невозможна без наблюдения, которое позволяет заметить в природе то, что затем ложится в основу художественных произведений. Отсутствие наблюдений в изобразительной практике делает невозможность образа.

Особенность формирования художественного образа предполагает движение и становление внешних качеств предмета, явления к внутренним. Образное сопоставление - это характеристика одного изображаемого предмета через другой. Сопоставление позволяет охарактеризовать изображаемый предмет, раскрыть его изобразительное значение.

Формирование замысла может осуществляться не только умозрительно, но и в процессе непосредственной работы с изобразительным материалом. Без глубокого, серьезного замысла не может быть подлинного искусства, глубокого, содержательного и волнующего.

Искусство, как форма общественного сознания, представляет собой художественно образное отражение жизни. Родившись из потребностей жизни, оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человечества. Современная действительность предъявляет высокие требования к уровню интеллектуальной и творческой развитости человека, к технической и культурной образованности и соответственно к уровню подготовленности молодёжи к профессиональной деятельности. Развитие технократической цивилизации, практикуемых в ней методов воспитания и образования привело к тому, что в работе головного мозга доминирует левое полушарие, которое обеспечивает формально-логическое (понятийное) мышление и речь. Правое полушарие, отвечающее за непосредственное чувственное восприятие мира, ориентацию в пространстве, художественное мышление, творчество и интуицию, у большинства людей находится в угнетенном состоянии, это показали исследования английского физиолога Экклза. Этим объясняется столь малое число людей с ярко выраженными талантами. Дисбалансом активностей полушарий объясняется и растущая дегуманизация нашей цивилизации, о чем свидетельствует глобальный экологический кризис, военная конфронтация между государствами, насилие и жестокость, царящие в быту, поскольку жизненными принципами «левополущарного» человека являются: «цель оправдывает средства». Гармонизировать работу головного мозга, повысив активность правого полушария, возможно с помощью различных методик развивающих образное мышление. Для нашего времени характерна изменчивость, сложность, хаотичность жизненных явлений, что определяет необходимость воспитывать в современном человеке такие качества личности, как умение обобщать (это ускоряет процессы поиска оптимальных

путей в решение проблемных ситуаций); умение свободно переносить элементы знаний из одной ситуации в другую.

Всё это требует хорошо развитого образного мышления важного психического процесса, определяющего творческий потенциал человека. Проблема развития образного мышления продолжает быть особенно актуальной в области подготовки людей к художественной деятельности и преподаванию художественных дисциплин. Искусство на современном этапе идёт в ногу со временем и приобретает особые черты, которые раньше были менее ярко выражены: большая символичность, многозначность образов и очень часто глубокий философский подтекст произведения.

Однако большинство даже образованных людей ориентированы до сих пор на поверхностно-натуралистическое восприятие произведения изобразительного искусства. В современном мире, с его бешеным темпом жизни это становиться ненужным. Многолетний труд над одной картиной теперь неактуален. Остается только суть искусства, сама идея художественный образ, почти знаковый и сильно воздействующий на сознание и подсознание человека. Образное мышление как цельное отражение, способность к многократному оперированию представлениями и синтезированию новых образов «является одним из существенных условий успешности творческой деятельности в различных областях теории и практики». Основной целью художественного образования в учебном процессе является формирование духовной культуры личности студента, приобщение его к культурным ценностям, к художественно-культурным национальным традициям, развитию творческого, образного мышления, памяти, художественных способностей, формирования эстетического понимания сути происходящего. В этом процессе многое зависит от духовной и художественной культуры преподавателя специальных дисциплин, хорошо сформированным у него образным мышлением.

Осуществляющий художественно-эстетическое обучение и развитие учеников, он должен формировать и развивать их художественное восприятие, через практическую, творческую деятельность, совершенствовать изобразительные умения и навыки. Проблема заключается в слабой развитости образного мышления студентов, вследствие чего, они оказываются в затруднении создавать художественные образы в композиционных работах. Преподаватели большое значение уделяют обучению технике, законам композиции, а развитие образного мышления и эстетическое воспитание остается, как правило, в тени. Студенты занимаются срисовыванием натуры, не вкладывая в свои работы основ художественного образа.

Понятие «проектно-образное мышление», столь часто употребляемое в теоретических исследованиях по дизайну, недостаточно раскрыто на уровне познавательных процессов личности. Его специфика заключается в особом преобразовании информации, где проблема, представленная словесно-логически наглядно воплощается в целостный концептуально-пластический образ. Как отмечают исследователи данной проблемы [3 и др.], для поиска путей формирования профессионального мышления дизайнера определение его как проектно-образного, как одной из форм образного мышления является наиболее целесообразным.

В процессе обучения основам графического дизайна происходит развитие творчества студентов, в связи с тем, что новизна проблемных ситуаций сохраняет для них свой объективный характер, изменяя лишь область своего раскрытия и имеет практическую направленность. Обучение основам графического дизайна является также технологическим, что соединяет все ранее полученные знания и превращает их в законченный реальный дизайн-объект, выполненный студентами и востребованный сегодняшним днем и обществом. Главным в обучении студентов и есть направленность на развитие познавательных процессов, самостоятельности в выполнении творческих работ (визуальных, художественно-графических, объемных,

пластических, компьютерных). Дизайнерская деятельность в современном мире является многосубъектной.

Субъектом дизайна как социокультурной деятельности, субъектом проектирования социокультурного пространства выступает не только дизайнер-профессионал, но и "рядовой" потребитель вещей, продукции профессионального дизайнерского проектирования.

Дизайнер через свою профессиональную деятельность способствует вживанию полезного предмета, вещи в рамки повседневной жизни, но использование дизайнерского предложения остается в конечном счете за потребителем, который в ходе повседневного манипулирования вещами создает собственную не только предметную, но и духовно-смысловую среду. Таким образом дизайн как конструирование, проектирование, создание новой социокультурной реальности приобретает четкие направления и этапы, соответствующие общей структуре социокультурной деятельности - познание и ценностное осмысление реальности в процессе разработки и проектирования формы изделия, воплощение найденного социокультурного смысла в вещи, декодирование в процессе освоения социокультурного пространства, предметной среды. Формирование культуры профессионального мышления, целенаправленное развитие способностей человека является существенным фактором обучения студентов основам графического дизайна (А. Батаршев, Е. Корзинова, В. Кузин).

Путь к «композиционному» представлению гораздо короче, гораздо конкретнее, если он начинается с целостности художественного образа графического произведения, с объекта восприятия. Целостность художественного образа характеризуется тщательностью проработки отдельных деталей изображения, обобщенно сливающихся в строго организованную форму, в гармоничное сочетание частностей в единое целое.

Умение дать целостность художественного образа неразрывно связано с понятием сюжетного содержания композиции, что зависит:

- от ограниченности образного мышления, замыкающегося в рамках сугубо узкого круга вещей, от богатства его, что проявляется обычно либо в широком выборе реальных объектов предметного мира, либо - вымышленных, сказочных, расцвеченных фантазий.

И тут не избежать декоративного элемента в художественном образе, под которым подразумевается или упрощение изображаемых форм (что порою не мешает оригинальности) или использование большого числа декоративных элементов, изобилие которых, опять же, или мешает восприятию произведения или создает его неповторимость. Следует начинать с основного элемента графической техники — линии, как края формы, как границы, определяющей форму. Используем линию простую, «проволочную», сложную, «нащупывающую», штриховую - сочетание простой и сложной. И так, шаг за шагом, необходимо двигаться вперед, дальше следуя ступенями преемственности педагогического и художественного мастерства. В своем выборе педагог должен быть свободен, но для нас свобода - не беспечность, это, прежде всего, ответственность. Руководствуясь своей апробированной собственной методикой, необходимо стараться достичь хороших результатов, тем не менее, не выходить далеко за рамки учебной программы по графической композиции, принятой на кафедре. Учебно-творческую работу студентов следует вести на основе тематического плана — рисовании с натуры, набросках и зарисовках, в основе которых лежит воспроизведение художественного образа карандашом, задуманного как наиболее отвечающего развитию графических способностей студентов в области книжной графики.

По нашим наблюдениям, при выборе психолого-педагогических установок как предпосылок успешного формирования способностей композиции в книжной графике

считаем необходимым выделить следующие основополагающие моменты, ради которых должен вестись курс обучения:

- практическую направленность учебно-творческой работы в плане будущей профессии;

- основополагающую теоретическую базу познаний в области иллюстрирования книжной и печатной графики;

- общественную значимость полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков в области художественной и печатной графики;

- возросший (или угасающий) интерес к изучаемому предмету и к роду будущей деятельности.

Все это, конечно, возможно только при наличии культуры организации труда, внутренней самоорганизации и самодисциплины студентов, соблюдении принципа методологической последовательности в выполнении поставленных учебно-творческих задач.

Список литературы / References

1. Андреев А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. М.: Знание, 1981. 64 с.

2. Гурова Л.Л. Психология мышления. М.: ПЕР СЭ, 2005. 135 с.

3. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во: МПСИ, МОДЭК 2003 . 720 с. 1

4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 2000. 251 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.,1989. Т 2. С.102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.