Научная статья на тему 'Развитие образного мышления в процессе обучения живописи'

Развитие образного мышления в процессе обучения живописи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ЖИВОПИСИ / FIGURATIVE THINKING / LEARNING PAINTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бартенева Ю.В., Невядомская А.Н.

В статье рассматривается проблема развития образного мышления у студентов в процессе обучения живописи. В качестве методологического основания предлагается комплексный психолого-педагогический подход, объединяющий формирование профессиональных компетенций и психологической культуры будущих художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бартенева Ю.В., Невядомская А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие образного мышления в процессе обучения живописи»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

8

УДК: 7.017.9:378.147 ББК: 74.480.26

Педагогические науки

Развитие образного мышления в процессе обучения живописи.

© Ю.В. Бартенева, А.Н. Невядомская

Бартенева Ю.В. - ст. преподаватель кафедры художественного проектирования костюма, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ). E-mail: bartesha-u@mail.ru

Невядомская А.Н. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ).

E-mail: alya.nevyadomskaya@mail.ru

Адрес: г. Курск, ул. Кирова, 5, 305000, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема развития образного мышления у студентов в процессе обучения живописи. В качестве методологического основания предлагается комплексный психолого-педагогический подход, объединяющий формирование профессиональных компетенций и психологической культуры будущих художников.

Ключевые слова: образное мышление, обучение живописи.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности. В процессе создания изображения формируются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Изобразительное искусство позволяет доступными средствами выразить эмоциональное состояние, отношение к окружающему миру, умение самостоятельно создавать прекрасное, а также видеть его в произведениях искусства. Все это относится к образному мышлению человека.

В процессе обучения конкретного вида искусства- живописи, необходимо развитие образного вида мышления. Рассматривая процесс подготовки художников, с точки зрения их практической деятельности на занятиях живописью,стоит уделить внимание формированию специального компонента профессионального мышления художника одним из важнейших аспектов которого является художественно-образное мышление.

Таким образом, основой данной статьи является раскрытие роли художественно - образного мышления в формировании самостоятельности творческого видения в процессе практических занятий живописью.

Постановка проблемы: Подготовка художников направленная на выявление их знаний в области восприятия, теории изобразительной грамоты, а так же степень развития художественного вкуса в процессе формирования готовности творческой личности.

Формулировка цели статьи: Развитие фантазии через формирование умений изображать предметы в трёхмерном пространстве, способствование получению базовых умений и навыков в изобразительном искусстве, содействующих для самостоятельного поиска способов решения тех или иных задач.

Объект исследования: Аспекты образного мышления и воображения в практических занятиях живописью.

Предмет исследования: Формирование художественно-творческой личности образного, абстрактного и про-

странственного мышления посредством практических занятиях живописью.

Мышление - психологический процесс познания. По степени новизны и оригинальности различают: репродуктивное (мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определённых источников) и продуктивное (творческое) - мышление на основе воображения [4].

Творческое мышление - это именно то мышление, результатом которого является открытие нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа или идеи, на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Воображение всегда есть определённый отход от действительности. Творческое воображение -неотъемлемая сторона творчества. В процессе практических занятий живописью мыслительная деятельность человека активизируется и познает окружающий мир с помощью особых умственных операций, так как искусство влияет на эмоциональную сферу жизни человека, на эстетические и нравственные чувства и даже на общий уровень здоровья [5].

Особенность изобразительного искусства заключается в том, что ее образ передается посредством изображения, а это означает наличие некоторого визуального материала. Существующие виды изобразительного искусства подразделяются на основании материала, выбранного для воплощения образа, способа представления характера его восприятия. Наиболее гибкими выразительными средствами в этом отношении обладает живопись. Возможности живописи определяются тем, что она способна отображать не только материальные объекты, но и пространство между ними, причем использование для этих целей палитры цветов более похоже на реальность, чем использование только линий в графике. Живопись, как никакой другой вид изобразительного искусства, позволяет не только одновременно отображать и обычные объекты, и символы, но и совмещать их в едином

9

изобразительном пространстве.

Изучение проблемы формирования художественного образа должно основываться также на результатах научных исследовании таких процессов как восприятие, память, воображение, мышление, эмоции и чувства, на данных о связи внешности и личностных характеристик человека. [3]

Одной из специфических черт образного мышления является направленность на практическое исполнение и поиск выразительного решения образа, возникающего в сознании в результате воздействия различных факторов действительности (как объективных, так и субъективных). Это позволяет говорить о существовании художественно-образного типа мышления, который формируется у людей, работающих в сфере искусства, отличается условиями протекания мыслительных процессов, представляет Ю собой один из способов взаимодействия

чувственного и рационального компонентов. Выделяя этот тип мыслительной деятельности, следует отметить, что в его процессе художественно-образного мышления осуществляются такие операции как быстрота, глубина, самостоятельность, гибкость, креативность. [6]

Из высказывания выше следует вывод, что зрительные образы возникают в сознании человека посредством воображения и являются своеобразным результатом воздействия внешних факторов. В таком контексте все художественное творчество предстает как отраженное через призму сознания художника объективная реальность. Этой концепции придерживаются в своих работах Е.И. Игнатьев, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, Б.М. Неменский. [1]

Как говорил живописец Б.М. Неменский: «Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Искусством можно лечить, учить размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять». [5] №5 (14) 2018 Также, изучение художественных

произведений тоже способствует развитию внимания, памяти, пространственно-

го мышления и образного мышления.

Благодаря этой способности сознания художник способен провести анализ, как натуры, так и изображения, выявляя самые существенные, характерные черты изображаемого. Этим и достигается убедительность художественного образа, его неповторимость и оригинальность. [7]

Кроме навыков восприятия, влияющие на формирование художественно-образного мышления, немаловажным можно назвать и навык практической работы. Довольно значительную роль в решении художественного образа занимает не только применение средств изобразительной выразительности, но и владение материалом. Поэтому приобретение практических навыков в искусстве живописи крайне важно для развития творческого потенциала и самостоятельности. Раскрывая роль художественно-образного мышления в формирование самостоятельности в процессе работы с натуры, подробней можно рассмотреть сам процесс работы на занятиях живописью на примере различных художников, с целью выявления особых условий влияющих на развитие самостоятельности и гибкости. (Рис.1)

При такой работе все доступные обучаемому изобразительные средства, в том числе и средства живописи, направлены на передачу основного ощущения, вызванного восприятием постановки. От того как натура будет организована зависит и способ создания изображения. Таким образом, художник включается в активный учебно-творческий процесс, не только осваивая основы изобразительной грамоты, но и развивает навыки восприятия, приучается мыслить образами и целесообразно осуществлять выбор художественных средств необходимых для их воплощения, основываясь на натурном материале. В связи с такими поэтапными основами изображения развивается наблюдательность, и фантазия. [2]

Все эти факторы оказывают влияние на формировании самостоятельности, а, следовательно, на возможность творческого потенциала.

Рис. 1. Образцы творческих заданий, предъявляемых студентам.

Творческий характер учебной деятельности предполагает вариативность решения задач. Поэтому, придать процессу обучения творческий характер означает создать такие условия, при которых художник бы проявил творческий подход к решению конкретной творческой задачи. Для такого подхода к процессу обучения, необходимо формирование художественно - образного мышления. В самом этом понятии уже отражен творческий компонент и владение средствами выражения,

изобразительной грамотой как средством создания образа.

Изобразительная деятельность является составной частью культуры человека, это его живая потребность, т.к. занимаясь искусством, человек не только овладевает практическими навыками, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, а также развивает свои психические процессы.

Это способствует приобретению необходимых навыков восприятия, которые включают в себя как направленный анализ натурной постановки, с целью выявления главного, умения целостно воспринимать натуру, поиск оптимально-выразительного способа ее изображения, так и ряд частных умений. Отсюда

можно сделать вывод, что мышление на занятиях изобразительного искусства носит активный творческий характер.

Эти знания необходимы для успешного ведения студентами самостоятельной работы и являются залогом будущего профессионализма.

ЛИТЕРАТУРА

12

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер — М.: Сов.радио, 1979.- 184 с.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин — СПб.: Питер, 1999. — 368 с.

3. Копытин А.И. Арт-терапия — новые горизонты / А.И. Копытин. — М.: Когни-то-Центр, 2006. — 336 стр.

4. Леонтьев А.А. Научите человека фантазии... (творчество и развивающее образование) / А. А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 82-85

5. Неменский Б.М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд : 1-9 кл./ Б. М. Неменский и др. ; -4-е изд.-М.: Просвещение, 2008. -140 с.

6. Пидкасистый П.И. (ред.) Психология и педагогика; Учебник для вузов. — М.: Высшее образование, 2010. — 714 с. — (Основы наук).

7. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // Вопросы философии. - 1989. ^ 4. - С. 8995.

DYNAMICS OF PUBLICATION (RESEARCH) ACTIVITY OF THE PROBLEMS OF SCIENTIFIC DECISIONS IN THE FIELD OF CONTINUOUS MEDICAL REFERENCE

© Yuliya V. Barteneva, Albina N. Nevyadomskaya

Barteneva Yuliya V. - Senior Lecturer of the Department of Art Costume Design, Kursk State University. E-mail: bartesha-u@mail.ru

Nevyadomskaya Albina N. - student, Kursk State University. E-mail: alya.nevyadomskaya@mail.ru

Address: Kursk, ul. Kirova, 5, 305000, Russian Federation.

Abstract

The article deals with the problem of the development of figurative thinking in students in the process of learning painting. As a methodological basis, a complex psychological and pedagogical approach is proposed, combining the formation of professional competencies and the psychological culture of future artists. 13

Keywords: figurative thinking, learning painting.

REFERENCE

1. Al'tshuller G.S. Tvorchestvo kak tochnaya nau-ka. Teoriya resheniya izobretatel'skikh zadach / G.S. Al'tshuller — M.: Sov.radio, 1979.- 184 s.

2. Druzhinin V.N. Psikhologiya obshchikh spo-sobnostey / V.N. Druzhinin — SPb.: Piter, 1999. — 368 s.

3. Kopytin A.I. Art-terapiya — novyye gorizonty / A.I. Kopytin. — M.: Kognito-Tsentr, 2006. — 336 str.

4. Leont'yev A.A. Nauchite cheloveka fantazii... (tvorchestvo i razvivayushcheye obrazovaniye) / A. A. Leont'yev // Voprosy psikhologii. - 1998. - № 5. - S. 82-85.

5. Nemenskiy B.M. Programmy obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Izobrazitel'noye iskusstvo i khudozhestvennyy trud : 1-9 kl./ B. M. Nemenskiy i dr. ; -4-ye izd.- M.: Prosveshcheniye, 2008. -140 s.

6. Pidkasistyy P.I. (red.) Psikhologiya i peda-gogika; Uchebnik dlya vuzov. — M.: Vyssheye obrazovaniye, 2010. — 714 s. — (Osnovy nauk).

7. Rubinshteyn S.L. Printsip tvorcheskoy samodeyatel'nosti / S.L. Rubinshteyn // Voprosy filosofii. - 1989. -N 4. - S. 89-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.