1УДК 37.032 ББК 86.2Я72
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СИНТЕЗА ИСКУССТВ
Н. В. Бигус, Н. Н. Цаль, А. Н. Бигус
Статья является актуальной, поскольку рассматривает недостаточно разработанную в теории и методике художественного образования проблему развития образного мышления учащихся на основе синтеза искусств. Предлагаемая система задания и упражнений способствует осмыслению учащимися категории «художественный образ», пониманию его структуры и развитию мышления. Представленный теоретический материал может быть успешно использован в практике работы педагогов детских школ искусств и учреждений дополнительного образования детей.
Ключевые слова: художественный образ, образное мышление, ассоциация, синтез искусств.
FORMING OF ARTISTIC AND CREATIVE THINKING OF STUDENTS BASED ON SYNTHESIS OF ARTS
N. V. Bigus, N. N. Tsal, ^ N. Bigus
The article considers the insufficiently studied topical issues in the theory and methodology of the development of the students' artistic and creative thinking on the basis of Arts synthesis. The suggested system of the lessons and exercises helps students to comprehend the category of the "artistic image", understand its structure and helps to develop their thinking. The presented theoretical material can be successfully used in art schools and institutions of additional education of children.
Keywords: artistic image, artistic and creative thinking, association, Arts synthesis.
Проблема формирования образного мышления учащихся детских школ искусств (ДШИ) - одна из самых актуальных как в системе предпрофессиональной подготовки, так и в процессе обучения в целом. Опыт работы с учащимися показывает, что нивелирование художественно-образных задач в процессе освоения специальных дисциплин ведет к бездушному копированию фрагментов окружающей действительности в изобразительном искусстве или невыразительному исполнению изучаемого произведения в музыке. Таким образом, без соответствующего уровня развития образного мышления теоретически грамотный и хорошо технически подготовленный учащийся вскоре обнаруживает свою творческую несостоятельность.
Следовательно, художественно-образное осмысление действительности должно быть непременным условием преподавания предметов эстетического цикла. Оно способствует разви-
тию аналитических способностей учащихся, позволяет им проводить отбор наиболее значимых признаков для создания образной характеристики персонажей произведения искусства.
Однако, как показывает практика, у большинства учащихся школ искусств уровень художественно-образного мышления недостаточно высок. Анализ учебных программ и продуктов творческой деятельности учащихся позволил определить следующие причины обозначенной проблемы:
• низкий уровень развития художественного восприятия действительности, воображения, представления, образной памяти;
• неумение проводить словесный анализ образной структуры произведений искусства (музыки, живописи, литературы);
• недооценка значения творческих упражнений в процессе учебных занятий;
• отсутствие общих и частных развивающих методик, рекомендаций по организации
учебных занятий интегрированного типа, направленных на развития художественно-образного мышления.
В этой связи возникает противоречие между объективной потребностью развития образного мышления на основе интеграции различных областей творческой деятельности, и недостаточной разработанностью дидактических основ его реализации.
С целью разрешения данного противоречия возникает необходимость в разработке методической системы заданий и упражнений для учащихся ДШИ с использованием межпредметных связей, направленных на развитие художественно-образного мышления детей и осмысления ими категории «художественный образ».
Анализ ключевых понятий: «художественный образ», «образное мышление», «визуальное мышление», «художественно-образное мышление», связанных с обозначенной проблемой, позволит обеспечить научную основу представленной методики.
Значение термина «художественный образ» рассматривается с позиции таких наук, как философия, эстетика, психология искусства, художественная педагогика и частные методики.
В словаре по образованию и педагогике В. М. Полонского понятие «образ» трактуется как: «субъективная многоуровневая картина предметов и явлений материального мира, форма отражения реальности, самого субъекта, других людей, координаты пространства и временной последовательности событий в сознании человека. Образ имеет биологическое и социальное значение, может формироваться на уровне ощущений, восприятия, представления или на уровне мышления, отличаясь полнотой, целостностью, яркостью, устойчивостью» [1, с. 33].
С точки зрения психологии, «образ - общепсихологическое понятие. Используется для обозначения особой формы результатов целостного отражения в психике человека действительности. Различают сенсорно-перцептивные и мыслительные образы» [2, с. 225].
С точки зрения частной методики О. Л. Голу-бевой, описанной в книге «Основы композиции», художественный образ - это «выражение творцом своего "Я", своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего
мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего нам, зрителям, свое понимание действительности» [3, с. 7].
В монографии К. В. Макаровой «Формирование художественного образа в академическом рисунке портрета» на основе данных искусствоведческих и философских словарей приводится следующее определение художественного образа: «Художественный образ -это специфическая присущая искусству форма отражения действительности и выражения отношения к ней художника, раскрывающая общее через конкретное и осуществляемая в творческом процессе» [4, с. 14].
Следовательно, образ является конечным результатом отражения окружающего мира, полученным посредством сложного интеллектуального процесса - мышления.
Психологический словарь-справочник, классифицируя виды мышления по преобладающим способам и психическим процессам, выделяет, помимо прочих, близкие к понятию «художественно-образное мышление» виды: наглядно-действенное и наглядно-образное. Согласно приведенному определению, «наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление, позволяющее воссоздать многие свойства предмета. Этот вид мышления характерен для дошкольников, а в развитых формах - для писателей, художников, музыкантов, актеров» [2, с. 58].
В словаре по образованию и педагогике приведено множество типов мышления. Среди них «наглядно-образное (связанное с представлением ситуаций и изменений в них)... и творческое (направленное на создание субъективно нового продукта в ходе самой познавательной деятельности)» [1, с. 49] наиболее соответствуют обозначенной проблеме.
В словарях по изобразительному искусству понятия «образное» и «визуальное» мышление отождествл яются.
«Под стремлением к визуальному мышлению понимают переход от пассивного зрительного восприятия к особому типу мышления, включающему не только собственные зрительные ощущения, но также двигательные (осязательные) и интеллектуальные компоненты» [5, с. 569].
Подобной концепции придерживается Р. Арнхейм в научном труде «Искусство и визуальное восприятие» [6]. Там же высказывается мысль, что «соответственно задачам и содержанию мышления различают такие его виды, как научное, техническое, поэтическое, музыкальное, художественное и т. д., однако четкого определения данных видов мышления не приводится.
Продуктивной основой художественно-образного мышления является умственная активность учащегося, сопряженная с такими психическими процессами, как восприятие, воображение, представление и память, имеющими свои специфические особенности, проявляющиеся в процессе изобразительного творчества.
«Открытие того, что восприятие не есть механическое регистрирование элементов, а представляет собой схватывание и постижение значимых моделей структуры, принесло человечеству большую пользу. Если это верно для простого акта восприятия предмета, то, по всей вероятности, это применимо также и к художественному восприятию действительности. Очевидно, художник не представляет собой механическое записывающее устройство, как и его собственные органы зрения. Художественное изображение объекта не может рассматриваться как скучное, утомительное копирование случайных внешних деталей. Другими словами, понимание того, что образы действительности представляют собой определенную ценность, даже в том случае если они далеки от "натуралистического" подобия, получило научную поддержку» [6, с. 21].
Целостный художественный образ основывается на акте визуального восприятия, включающего активное изучение объекта, его визуальной оценки, отбора существенных черт и сопоставление их со следами памяти.
Изучение литературы по проблеме исследования позволило сделать следующий вывод: понятийный аппарат психологии не имеет однозначного толкования термина «художественно-образное» мышление. Для данной науки типичным понятием является «наглядно-образное» мышление, в то время как в терминологии изобразительного искусства используются очень близкие в смысловом значении понятия «художественное мышление» и «визуальное мышление». Таким образом, понятие «художественно-
образное мышление» находится на стыке двух наук - психологии и педагогики художественного творчества. Суммирование знаний по изучению данной проблемы легло в основу формулирования следующего определения: художественно-образное мышление - вид интеллектуальной деятельности, отличающийся специфическими (профессионально-ориентированными) особенностями протекания психических процессов, направленных на создание художественных образов, отличающихся оригинальностью, выразительностью и вариативностью.
Развитие художественно-образного мышления в значительной степени обусловлено широтой и богатством сенсорной палитры учащихся, развивающейся посредством взаимодействия с различными видами искусств.
Взаимосвязь, в частности, музыки и живописи, которые затрагивают разные каналы сенсорного восприятия, отмечали многие поэты, художники и композиторы: А. В. Лентулов, В. В. Кандинский, И. В. Гете, М. К. Чюрленис, Н. А. Рим-ский-Корсаков, А. Н. Скрябин и др.
Неоднократно музыкальные произведения служили источником вдохновения для художников. В свою очередь живописные и графические образы, запечатленные на полотнах, активизировали творческое воображение композиторов. Колоритные персонажи работ художника В. А. Гартмана отразились в пространстве музыкального мышления русского композитора М. П. Мусоргского и воплотились в музыкальном шедевре - цикле фортепианных пьес «Картинки с выставки».
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи формирования образного мышления:
• развивать художественное видение мира, образную память, воображение;
• разработать формы, методы, приемы обучения на основе синтеза искусств;
• обеспечить формирование теоретических знаний и умение анализировать образную структуру произведений искусств, находить наиболее значимые качества натуры, необходимые для создания выразительного живописного или графического образа;
• обеспечить формирование практических умений и навыков, способствующих созданию выразительного художественного образа,
включающих различные живописные и графические техники, приемы работы (гиперболизация, декоративность, деформация, акцентировка композиционного центра и т. п.).
Развивать образное мышление учащихся можно, используя различные формы, методы и приемы работы на стыке областей творческой деятельности.
Методическая система рассмотрена на примере музыкального произведения Н. Бигус «Песня ночи» на стихи Т. Переверзевой и иллюстрирована работами учащихся преподавателей «Талнахской детской школы искусств»: Е. Иониной, Е. Барсуковой, А. Попова, Н. Цаль.
Анализ проведенной методической работы на основе синтеза искусств продемонстрировал эффективность следующих методов:
• ассоциация;
• звукопись (наложение поэтического текста на нотный материал);
• текстографика (создание образа на основе точек, полученных по заданному символу);
• цветопись (создание абстрактного образа на основе цветобуквенных ассоциаций);
• каллиграмма (визуальная поэзия).
Говоря об ассоциативных связях, следует
отметить, что они могут формироваться на основе сходства, контраста или близости двух явлений в пространстве и во времени.
Метод ассоциаций развивает гибкость и оригинальность мышления. Предъявление стимуль-ного слова, например «ночь», предоставляет широкие вариативные возможности для воплощения, возникшего в воображении учащегося сюжета: льющийся монотонным потоком лунный свет; романтические грезы любви; темная сила, рождающая мистические образы; яркие искры пламени, прорезающие ночную тьму и т. д.
Аналогичные мысли высказывал в своих научных исследованиях В. Пропп: «Существует ограниченное количество тем и сюжетов, присутствующих в общечеловеческой драме жизни. Но невозможно подсчитать количество самых разнообразных романов, живописных полотен и симфоний, спектаклей и балетов, которые эти темы и сюжеты раскрывают» [цит. по: 7, с. 83].
Творческие работы, представленные на рис. 1, являются иллюстрацией ассоциаций, возникших на основе сходства.
Ассоциативная связь «ночь» - «сон» возникла в сознании учащегося на основе близости двух явлений: «с наступлением ночи люди ложатся спать». Полученное ключевое слово «сон» легло в основу декоративной шрифтовой композиции, мягкие округлые линии которой соответствуют певучему характеру колыбельной мелодии. Контрастные отношения черного и белого передают свечение звездного неба.
Проводя аналогию с метрическими повторами в музыке, учащиеся выстраивают чередование линий, пятен и фигур в композиции. Таким образом, метроритимческие построения композиции являются важнейшим выразительным, эмоционально воздействующим средством (рис. 2).
Музыка затрагивает психологические механизмы эмпатии учащихся, помогает прочувствовать суть изображаемого и предать художественно-образную выразительность персонажам композиции.
Одним из способов передачи зрительных представлений в музыке являются знаки-символы и прежде всего - слово. Выдающиеся мастера русской школы создавали музыкальные произведения с яркими зрительными ассоциациями и характерными названиями: «Баба-Яга»
Рис. 1. Ассоциативные композиции на основе сходства
Рис. 2. Ассоциативные композиции на основе близости двух явлений во времени
А. Даргомыжского, «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Кикимора» А. Лядова, «Этюды-картины» для фортепиано С. Рахманинова. При этом чем абстрактнее название произведения, тем больше простора для воображения. Но для того, чтобы фантазия не увела учащегося в далекую от авторского замысла сторону, композитор при помощи слова задает своему образному мышлению нужное направление. Создание зрительного образа с опорой на поэтический текст представляет собой значительно более сложную задачу, поскольку определяет жесткие сюжетные рамки.
Потребность в создании музыкального прочтения поэтического полотна воплощается в произведения разных жанров, каждое из которых имеет свое графическое отображение -звукопись (нотная запись, рис. 3). «Музыка» стихотворения Т. Переверзевой «Песня ночи», его поэтические обороты, созвучные метро-ритму колыбельных песен, легли в основу вокального сочинения Н. Бигус. Нежная мелодия в сопровождении фортепианного аккомпанемента, напоминающего мерное покачивание колыбели, рождает звуковую картину ночного звездного неба, где царица таинственного времени суток в своей песне обещает исполнение всех желаний.
Формирование визуального художественного образа в системе представленных выше ограничений осуществляется в рамках цикла уроков интегрированного типа на основе синтеза поэзии, музыки и изобразительного искусства.
Песня ночи
Я мир укрою темным покрывалом,
Расшитым звездным сказочным узором.
Пусть сладко спится и большим, и малым -
Я пригляжу за ними добрым взором.
Я - Ночь! И так нежны мои объятья, Наука и Школа № 6'2015
Что и ладошка кажется подушкой.
Пусть будут ваших снов нарядны платья,
Я нашепчу надежду вам на ушко.
Спокойно спи до самого рассвета,
Ведь говорят же: утро мудренее.
На твой вопрос я поищу ответы.
Да, я - темна. Но после - день светлее!
Изобразительный образ, являющийся продуктом мыслительной деятельности художника, может быть решен как в реалистической, так и в авангардной манере. Примером тому может служить реалистическое (рис. 4а), аллегорическое (рис. 4б) и абстрактное (рис. 4в) изображение образа ночи.
Работа методом текстографики заключается в создании образа на основе точек, полученных по заданному символу (букве).
Проанализировав стихотворение, выявляем в тексте и обозначаем точками доминирующие буквы слова «ночь»: гласную - «о» и согласную - «н». Соединяя в произвольном порядке получившиеся точки одной из букв или комбинируя их, формируем на основе полученной канвы образ, связанный с идеей произведения. В процессе рисования допускается горизонтальное и вертикальное (отзеркаливание точек) вращение формата листа с целью расширения пространства для работы воображения.
н но
оно о
н он о о
о о
н о о о
Описанный метод проиллюстрирован творческими работами учащихся (рис. 5).
При анализе стихотворной формы на основе цветописи доминирующее значение принадлежит пониманию смысла начальной буквы
стиха и связанной с ней гласной, а также первой строчки произведения.
Создание абстрактного образа на основе цветобуквенных ассоциаций тесно связано с явлением синестезии и цветозвуковыми образами поэзии. В учебном пособии Г. И. Панксенова «Живопись. Форма, цвет, изображение» дается следующее определение: «Синестезия - способность человека ощущать явление одновременно несколькими органами чувств ("видеть" звуки или "чувствовать вкус" красок)» [8, с. 139].
Насыщена цветозвуковыми образами поэзия А. А. Блока, А. Белого, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта.
Е. В. Омельяненко в своей книге «Цветове-дение и колористика» [9] приводит отрывки произведений японской поэзии, иллюстрирующие это явление.
Сумрак над морем.
Лишь крики одиноких чаек
Вдали смутно белеют.
Мацуо Басе
Рис. 3. Ноты «Песня ночи»
Рис. 4. Варианты решения художественного образа
Рис. 5. Творческие работы, полученные методом текстографики
голубому, символизирует любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин» [цит. по: 9, с. 83].
Психологические ассоциации, возникающие при проведении аналогий между цветом и буквой, можно использовать на занятиях для создания абстрактных композиций, выражающих эмоциональный отклик на литературное произведение.
Особенности трактовки образа на основе цветописи заключаются в системе жестких ограничений.
В композиции не должно применяться никаких реалистических объектов или символов (падающих звезд, молний, дождевых капель и т. п.). Используется только язык цветовых ассоциаций и выразительные возможности цветового тона или их комбинаций.
Трансформации зрительного образа могут осуществляться по следующим параметрам: светлотный диапазон (светлый, средний, тем-
Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел.
Саймаро [цит. по: 9, с. 82].
Многие литераторы и лингвисты, такие как А. Рембо, А. В. Шлегель, К. Нироп, А. Белый, А. Журавлев, проводили аналогии между буквой и цветом.
Французский поэт А. Рембо написал сонет «Гласные», в котором раскрасил буквы следующим образом:
«А - черно, бело - Е, У - зелено, О - сине,
И - красно.....Я хочу открыть
рождение гласных» (Перевод Н. Гумилева) [цит. по: 9, с. 83].
Немецкий романтик А. В. Шлегель трактует цветовую окраску букв иначе: «А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-
Рис. 6. Творческие работы, полученные методом цветописи Наука и Школа № 6'2015 161
Рис. 7. Творческие работы, полученные методом
ный - высокая или низкая контрастность), уровень насыщенности (насыщенные, средние, приглушенные цвета), цветовая гамма (контрастные, родственные, родственно-контрастные цвета) (рис. 6).
Изобразительным аналогом музыкального произведения «Песня ночи» может служить открытая, динамичная композиция, символизирующая бесконечность вселенной с преобладанием холодных тонов, вызывающих ощущение призрачности, легкой меланхолии, улетающего вдаль пространства. Насыщенная цветовая гамма, построенная на контрасте холодных и теплых тонов, гармонична. Мягкие границы цветовых пятен соответствуют колыбельному ритму. Разливы теплых тонов на холодном фоне создают позитивный настрой и рождают ассоциации с ярким свечением звезд на небосклоне (см. рис. 6).
Визуализация основной идеи поэтического текста, в качестве графического рисунка, полученного методом наложения стихотворного материала на контур выбранного символа, называется каллиграммой и является изобретением великого Гийома Аполлинера. Синтез двух видов творчества - поэтического и изобразительного, по утверждению Эрнста Неизвестного, «не узкопрофессиональная попытка подогнать различные виды искусства к некой внешней гармонии, а совокупное мышление» [10, с. 145].
Ориентируя стихотворение «Песня ночи» на ассоциативный образ, учащиеся воплощают графическими средствами смысловое содержание литературного произведения достаточно символично.
Изображения кота-баюна и символического образа ночи (рис. 7), мягкие контуры которых
следуют колыбельным интонациям музыкального сочинения, символизируют умиротворение и блаженство, появляющиеся во время сна, и ассоциируются с теплом и лаской маминых рук, волшебными грезами любви и философией человеческого бытия.
Изображенные посредством данного способа визуализации каллиграммы представляют собой эстетическое единство му-каллиграммы зыки, поэтического текста и его графического воплощения. Результаты, полученные в ходе теоретического анализа проблемы и проведенной педагогической работы, позволяют утверждать, что данная методика:
• способствует развитию художественного восприятия мира;
• демонстрирует эффективность разработанных заданий и упражнений;
• позволяет повысить качественный уровень продуктов творческой деятельности учащихся;
• обеспечивает высокий уровень знаний теоретических дисциплин;
• содействует обогащению учебного процесса интересным материалом для решения художественно-образных задач.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
2. Дьяченко, М. ^.Психологический словарь-справочник [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кан-дыбович. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. -576 с. - (Библиотека практической психологии).
3. Голубева, О. Л. Основы композиции [Текст]: учебник / О. Л. Голубева. - 4-е изд. - М.: В. Шевчук, 2008. - 144 с.
4. Макарова, К. В. Формирование художественного в академическом рисунке портрета. На примере использования выразительных возможностей мягких графических материалов [Текст]: моногр. / К. В. Макарова. - М.: Возрождение, 2010. - 224 с.
5. Власов, В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства [Текст]: в
10 т. / В. Г. Власов. - Т. 2: Б-В. - СПб.: Азбука- классика, 2004. - 712 с.: ил.+ вкл.
6. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм; пер. с англ. - М.: Архитектура-С, 2012. - 392 с., ил.
7. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. И. Петрушин. - 2-е изд. - М.: Академ. проект; Гаудеамус, 2008. - 490 с.
8. Панксенов, Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. худож. учеб. заведений / Г. И. Панксенов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 144 с., с цв. ил.: ил.
9. Омельяненко, Е. В. Цветоведение и колори-стика [Текст]: учеб. пособие / Е. В. Омельяненко. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2014. - 104 с.: ил.
10. Казарин, Ю. В. Филологический анализ поэтического текста [Текст]: учебник для вузов / Ю. В. Казарин. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. -432 с. - С. 145.
REFERENCES
1. Polonskiy V. M. Slovarpo obrazovaniyu i peda-gogike. Moscow: Vyssh. shk., 2004. 512 p.
2. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A. Psikho-logicheskiy slovar-spravochnik. Minsk: Khar-
vest; Moscow: AST, 2001. 576 p. (Biblioteka prakticheskoy psikhologii).
3. Golubeva O. L. Osnovy kompozitsii: uchebnik. Moscow: V. Shevchuk, 2008. 144 p.
4. Makarova K. V. Formirovanie khudozhestven-nogo v akademicheskom risunke portreta. Na primere ispolzovaniya vyrazitelnykh vozmozh-nostey myagkikh graficheskikh materialov: monogr. Moscow: Vozrozhdenie, 2010. 224 p.
5. Vlasov V. G. Novyy entsiklopedicheskiy slovar izobrazitelnogo iskusstva: in 10 vol. Vol. 2. St. Petersburg: Azbuka-klassika, 2004. 712 p.: il.
6. Arnheim R. Iskusstvo i vizualnoe vospriyatie. Moscow: Arkhitektura-S, 2012. 392 p., il. (In Russian)
7. Petrushin V. I. Psikhologiya i pedagogika khu-dozhestvennogo tvorchestva: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: Akadem. proekt; Gaudeamus, 2008. 490 p.
8. Panksenov G. I. Zhivopis. Forma, tsvet, izo-brazhenie: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. khudozh. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademi-ya, 2008. 144 p.
9. Omelyanenko E. V. Tsvetovedenie i koloristika: ucheb. posobie. St. Petersburg: Lan: Planeta muzyki, 2014. 104 p.: il.
10. Kazarin Yu. V. Filologicheskiy analiz poet-icheskogo teksta: uchebnik dlya vuzov. Moscow: Akademicheskiy Proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2004. 432 p. P. 145.
Бигус Наталья Владимировна, заведующая отделом общего фортепиано, преподаватель общего фортепиано Талнахской детской школы искусств г. Норильска e-mail: [email protected]
Bigus Natalya Vladimirovna, Head of the General Piano Department, Teacher of General Piano, Talnakh Children Art School, Norilsk e-mail: [email protected]
Цаль Наталия Николаевна, кандидат педагогических наук, преподаватель изобразительного искусства Талнахской детской школы искусств г. Норильска e-mail: [email protected]
Tsal Nataliya N., PhD in Education, Teacher of Art, Talnakh Children Art School, Norilsk e-mail: [email protected]
Бигус Анна Николаевна, преподаватель по постановке голоса, вокальному ансамблю Норильского колледжа искусств; аспирантка Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Bigus Anna N, Lecturer, Voice training and vocal ensemble, Norilsk College of Art; Post-graduate student, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]