Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические изменения в структуре личности сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний в зависимости от возраста'

Психолого-акмеологические изменения в структуре личности сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний в зависимости от возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТ / ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / САМООТНОШЕНИЕ / ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / AGE / AGE DEVELOPMENT OF FPS OFFICERS / PERSONAL GROWTH / SELF-ATTITUDE / DEFENSE MECHANISMS / EXISTENT OF FPS OFFICER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович

В статье представлен психолого-акмеологический анализ возрастных изменений сотрудников воспитательного блока исправительных учреждений, включающего в себя сотрудников воспитательного отдела и психологов. Показано, что возрастные изменения в целом представляют собой позитивное направление личностного роста сотрудников: у них существенно снижаются все защитные блоки и возрастает самооценка и саморуководство, они ожидают и от других особого принятия себя как значимой личности (зеркальное Я), также возрастает общий экзистенциал (самодистанцирование, свобода, ответственность), что говорит о высокой степени осознания себя как личности. Все это поддерживает и высокий уровень сострадания к людям. С возрастом профессиональная деятельность у специалистов воспитательного блока Федеральной службы исполнения наказаний приобретает экзистенциальный характер, что подразумевает выключение из ситуации и наблюдение за общением как бы со стороны, не позволяющее развиться излишним эмпатическим эмоциям и подавляющее защитные механизмы. Таким образом, можно утверждать, что большинство сотрудников воспитательного блока с возрастом формируют оптимальную по ряду показателей платформу поведения и личностного роста (речь не идет обо всех сотрудниках, а только о большинстве). Психологическая служба Федеральной службы исполнения наказаний должна создавать условия для формирования именно такой личностной установки, точнее, системы установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-and -acmeological analysis of age changes of re-education officers in correctional facilities including officers from educational department and psychologists are presented in the article. It is shown that age changes are positive for officers’ personal development. Namely defense blocks decrease significantly, self-esteem and self-management increase, they are expecting the acceptance of themselves as significant person (mirror Self) from the others; general existential (self-discipline, freedom, responsibility) increases as well demonstrating the high level of identifying oneself as a personality. All these support high level of compassionate to other human beings. Professional activity of FPS re-education officers is becoming more existential implying exclusion from situation and monitoring the situation from outside of it; the latter prevents from developing of excessive empathic emotions and suppresses defense mechanisms. Thus, in could be concluded that the majority of re-education officers form optimal way for conduct and personal growth with age. However, given that the data was obtained only for part of officers not for all of them, it may be said that FPS psychological service should create conditions for formation of personal attitude, or to be exact a set of attitudes.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические изменения в структуре личности сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний в зависимости от возраста»

УДК 159.9:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2019.1 (46).018-025

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

Д. В. Сочивко

Для цитирования

Сочивко, Д. В. Психолого-акмеологические изменения в структуре личности сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний в зависимости от возраста / Д. В. Сочивко // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 1(46). - С. 18-25. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.1(46).018-025.

I Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative

соттоп5 Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье представлен психолого-акмеологический анализ возрастных изменений сотрудников воспитательного блока исправительных учреждений, включающего в себя сотрудников воспитательного отдела и психологов. Показано, что возрастные изменения в целом представляют собой позитивное направление личностного роста сотрудников: у них существенно снижаются все защитные блоки и возрастает самооценка и саморуководство, они ожидают и от других особого принятия себя как значимой личности (зеркальное Я), также возрастает общий экзистенциал (самодистанцирование, свобода, ответственность), что говорит о высокой степени осознания себя как личности. Все это поддерживает и высокий уровень сострадания к людям.

© Сочивко Д. В., 2019

С возрастом профессиональная деятельность у специалистов воспитательного блока Федеральной службы исполнения наказаний приобретает экзистенциальный характер, что подразумевает выключение из ситуации и наблюдение за общением как бы со стороны, не позволяющее развиться излишним эмпатическим эмоциям и подавляющее защитные механизмы.

Таким образом, можно утверждать, что большинство сотрудников воспитательного блока с возрастом формируют оптимальную по ряду показателей платформу поведения и личностного роста (речь не идет обо всех сотрудниках, а только о большинстве). Психологическая служба Федеральной службы исполнения наказаний должна создавать условия для формирования именно такой личностной установки, точнее, системы установок.

Ключевые слова: возраст, возрастное развитие сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, личностный рост, самоотношение, защитные механизмы, экзистенциал личности сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний.

В акмеологии и возрастной психологии рассматриваются разные варианты профессионализма и социализации в зависимости от характера неравномерности и гетерохронно-сти психического развития человека. В настоящее время общеизвестным фактом является то, что в среднем возрасте, который до середины XX в. был лишен какого-то развития и изменения личностных свойств, напротив осуществляется гетерохронное изменение личностных свойств и качеств в процессе личностного, социального и физического возрастания. Отмечается также, что с помощью акмеологических и психологических технологий можно воздействовать на эти процессы посредством разных форм организации профессиональной деятельности человека. Мы посвятили этому небольшое экспериментальное исследование.

Нами были отобраны две группы испытуемых сотрудников, которые наиболее часто контактируют с осужденными:

1) сотрудники воспитательных отделов в исправительных учреждениях (далее - ОВР в ИУ, или ОВР);

2) психологи в ИУ.

Обратимся к анализу возрастных изменений личностных качеств у сотрудников воспитательных отделов и психологических служб исправительных учреждений.

Старшей по возрасту является группа психологов (36,4 года - группа 1),

младшей - группа сотрудников воспитательных отделов в ИУ (28,1 лет -группа 2). Это объясняется многими причинами, связанными с особенностями приобретения специальности и несения службы. Психологов набирают не только из ведомственных учебных заведений, но и из гражданских вузов, а также принимают на работу тех, кто уже трудился какое-то время до поступления в исправительное учреждение. Кроме того, психолог может проработать в воспитательном отделе и только потом перейти в психологическую службу, получив заочно высшее психологическое образование.

Учитывая высокую статистическую значимость различий средних показателей возраста сотрудников воспитательных отделов и психологических служб исправительных учреждений (р < 0,0001), следует задуматься и о более глубоких причинах того, что психологи намного старше своих коллег воспитателей. Как нам представляется, специфика деятельности психолога в местах лишения свободы требует от него гораздо большего жизненного опыта общения с людьми. Это косвенно подтверждается и тем фактом, что во многих учреждениях молодые люди с психологическим образованием стремятся пойти работать в воспитательный отдел начальниками отряда, так как понимают, что не готовы оказывать реальную психологическую помощь. С возрастом и опытом можно было бы вернуться к своей основной специальности, но привычка побеждает. Это, несомненно, следует учитывать при подготовке психологов в ведомственных вузах, больше внимания уделяя практической работе с осужденными именно в плане оказания им психологической помощи. В настоящее время

поездки курсантов в исправительные учреждения носят, к сожалению, скорее, «экскурсионный» характер, а во время преддипломной практики будущий психолог занят исключительно психодиагностикой.

В этой статье мы будем рассматривать психологов и воспитателей в ИУ как единый блок специалистов, непосредственно занятых исправлением и ресоциализацией осужденных, работающих в тесном контакте, который и составляет внешний контур оказания эффективной психологической помощи. Иными словами, начальник отряда должен понимать, что делает психолог, а психологу, в свою очередь, следует быть информированным о запросах

начальника отряда по каждому отдельному осужденному.

Проанализируем возрастные изменения воспитательно-психологического блока у сотрудников.

Из таблицы видно, что с возрастом изменяется ряд личностных показателей, актуальных для профессионального поведения. Коэффициенты статистически значимы на уровне р < 0,05.

Одной из важнейших характеристик общения с осужденными является, на наш взгляд, сострадание, самооценка которого у респондентов измерялась нами по семибалльной шкале от -3 до +3. Достаточно высокий на общем фоне коэффициент корреляции

Таблица

Личностные особенности Возраст

1. Сострадание к людям 0,34

2. Усталость -0,21

3. Се (контроль общения) -0,48

4. Аш (аффективность общения, получаемая от других) 0,23

5. Подавление (В) -0,22

6. Регрессия(С) -0,31

7. Проекция (Е) -0,34

8. Смещение -0,34

9. Реактивные образования(Н) -0,30

10. Саморуководство 0,28

11. Зеркальное Я 0,26

12. Самоценность 0,35

13. Внутренний конфликт -0,23

14. Самодистанцирование (SD) 0,20

15. Свобода 0,20

16. Ответственность (V) 0,24

Корреляционные связи возраста испытуемых сотрудников исправительных учреждений с другими тестовыми показателями

(р < 0,01) говорит о том, что у сотрудников воспитательного блока с возрастом растет и чувство сострадания к людям (табл.). Это утверждение противоречит общепринятым взглядам о том, что у сотрудников УИС с возрастом наблюдается эмоциональное выгорание и всякие чувства по отношению к другим демпфируются. Однако в исследованиях, где приводятся такие факты, речь идет обычно обо всех сотрудниках в целом. Мы же представляем результаты лишь по воспитательному блоку.

Повышение сострадания у психологов и воспитателей в ИУ имеет, несомненно, разнообразную детерминацию. Прежде всего это возрастной фактор. Известно, что с возрастом большая часть людей по мере обретения жизненного опыта становится более чувствительной к чужим страданиям, и это норма. Нередки, однако, и случаи озлобления и ожесточения по мере взросления. Очень важно, что возрастное развитие психологов и воспитателей ИУ имеет все-таки позитивную тенденцию.

Другой причиной «подобрения» сотрудников воспитательного блока является длительное выполнение служебных обязанностей. Конфликты в исправительных учреждениях как с осужденными, так и с коллегами опасны в прямом смысле этого слова, можно даже сказать, смертельно опасны. Именно поэтому конфликтных сотрудников обычно стараются выводить из режимной зоны, отстранять от общения с осужденными, а также гасить конфликты между коллегами. Все это предмет пристального внимания психологической службы. Таким образом, в воспитательном блоке этот показатель позитивный,а сострадание к осу-

жденным у сотрудников(разумеется в рамках закона) следует поддерживать.

Не менее интересен и показатель усталости. Здесь важен знак коэффициента корреляции. В противоречие концепции эмоционального выгорания сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний усталость с возрастом имеет тенденцию снижаться. Этот факт можно объяснить обретением опыта работы, когда выполнение непосредственных обязанностей уже не вызывает былого напряжения, но в этом есть и негативные моменты. В сочетании с эмоциональным выгоранием снижение усталости порождает формализм в работе, желание не решать серьезные проблемы, а избегать их, используя свой административный опыт. В этом случае следует ожидать роста защитного поведения в разных его видах, как психологического механизма ухода от проблем. Однако именно у сотрудников воспитательного блока этого не происходит. Если посмотреть в приведенной таблице показатели с пятого по девятый, которые как раз и представляют различные формы защитного поведения, то можно видеть, что у сотрудников воспитательного блока показатели защитной сферы с возрастом снижаются. Это говорит о том, что избегание проблем с возрастом у большинства сотрудников воспитательного блока не нарастает. Следовательно, снижение усталости вместе с ростом сострадания и снижением защит создает в среднем возрасте сотрудника с достаточным опытом работы хорошую платформу для эффективной деятельности в исправительном учреждении.

Следует отметить, что коэффициенты корреляции по своему абсолютному значению невысокие. Это говорит

о том, что не все сотрудники с возрастом приобретают эту эффективную модель профессионального поведения. Задача психологических служб - стимулирование именно такого психологического устройства личности сотрудников воспитательного блока в среднем возрасте. Этот момент в работе сотрудников может быть учтен администрацией при решении вопросов о поощрении или плановом сокращении сотрудников.

Следующий показатель - это шкала «контроль общения» по тесту исследования межличностного общения В. Шутца в адаптации Рукавишникова.

В таблице можно увидеть, что контроль общения существенно снижается с возрастом (р < 0,01). Таким образом, с возрастом личность сотрудника развивается от автократизма (авторитарного стиля общения) к демократизму. Здесь необходимы некоторые пояснения. Воспользуемся описаниями самого В. Шутца.

Автократ - это личность со склонностью к доминантному межличностному поведению. Это - искатель власти, который стремится овладеть другими людьми, предпочитает иерархическую систему отношений, в которой он стоит на вершине. Обычно потребность в контроле распространяется на разные области: интеллектуальное или физическое превосходство также могут служить прямыми средствами достижения власти, установления контроля над поведением и решениями окружающих людей. Скрытые бессознательные чувства у автократа - это ощущение собственной неспособности принимать ответственные решения, постоянное подозрение, что ему не доверяют, что его пытаются контролировать и принимать за него решения.

Поведение направлено на то, чтобы любыми способами опровергнуть это чувство, как у других, так и у самого себя.

Демократ - это человек, который успешно определил свои отношения в области контроля еще в детстве, для которого власть и контроль не являются проблемой. Он чувствует себя в равной мере уверенно, отдавая или не отдавая приказы, принимая или не принимая их в зависимости от конкретной ситуации. Бессознательно он ощущает себя способным человеком с чувством ответственности, которого уважают окружающие, доверяют ему, и следовательно, не испытывает потребности постоянно доказывать свою компетентность или увиливать от принятия решений.

Следует, однако, отметить, что гипертрофированное снижение показателя контроля общения ведет к патологии - полной неспособности индивида контролировать общение и развитию психопатической личности.

Однако, по нашим данным, полученным по методике исследования межличностного общения, средние показатели (без учета возраста) контроля общения по всей исследовательской группе находятся в пределах нормы. Все это говорит о том, что с возрастом происходит оптимальное снижение контроля общения и стабилизация умеренного демократизма, что в сочетании с повышением сострадания людям представляет собой некую позитивную платформу для осуществления профессиональной деятельности.

Перейдем к анализу следующего показателя по методике исследования межличностного общения и его изменений с возрастом - показателя аффективности общения. В данном

случае речь идет о требуемой аффек-тивности, или требуемом поведении в области аффекта.

Высокие показатели говорят о потребности индивида в том, чтобы окружающие стремились быть к нему эмоционально более близкими, делились своими интимными чувствами, вовлекали в глубокие эмоциональные отношения. Низкие показатели означают, что человек очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает интимные, глубокие отношения. В нашем исследовании показатели требуемой аффектации по всей группе без учета возраста находятся в пределах статистической нормы.

Из таблицы видно, что с возрастом происходит повышение показателя ожидания позитивного эмоционального отношения от других.

С одной стороны, этот факт можно объяснить тем, что с возрастом устанавливаются более стабильные эмоциональные связи, проверенные годами. При этом характер службы сотрудников таков, что межличностные отношения неразнообразны: это узкий круг лиц, включая осужденных, поведение которых строго ограничено правилами поведения в колонии (грубость или неуважение легко наказываются, что избавляет воспитателей от необходимости «затаивать зло»). Таким образом, сотрудники воспитательного блока постепенно привыкают к позитивному отношению к себе. Молодым сотрудникам труднее, так как они еще должны адаптироваться в новом для них социуме.

В целом повышение ожидания позитивной эмоциональной реакции от других также является цементирующим свойством для коллектива сотрудников и осужденных, которые понима-

ют, что соответствуют ожиданиям воспитателя или психолога.

Мы не рассматриваем случаи несоответствия эмоциональным ожиданиям, отстраненности или конфликтности. Это предмет другого исследования.

Можно сказать, что повышение с возрастом у сотрудников ожидания позитивного отношения к себе соответствует оптимальной возрастной модели личностного роста сотрудников воспитательного блока.

Следующими показателями в таблице являются показатели защитной сферы по шкалам методики исследования жизненного стиля Плутчека, Конта и Келлермана.

В целом снижение с возрастом уровня психологических защит является положительным фактором личностного роста сотрудников воспитательного блока. Однако остановимся детально на каждом виде защит, вошедших в нашу корреляционную плеяду.

Как можно видеть из таблицы, с возрастом снижается уровень такого защитного поведения, как подавление. Подавление вытесняет травмирующее переживание из сознательного уровня восприятия действительности в подсознательный. Тем не менее проблема остается, сохраняется напряжение на эмоциональном уровне, что накладывает отпечаток на все поведение человека.

Так, подавление может проявляться как у жертв насилия, так и у насильников (например, когда воспитатель в отряде незаконно применил к осужденному спецсредство - дубинку). В том случае переживания ситуации настолько сильны, что психика подавляет воспоминание до глубин подсознания. Человек без специального

психологического, точнее, психотерапевтического воздействия на него не помнит о том, что произошло.

Снижение у сотрудника с возрастом подавления может происходить по нескольким причинам, в частности ввиду того, что с возрастом сотрудник избегает столь неприятных ситуаций и приобретает опыт выхода из них без психических травм для себя и партнера по общению.

Таким образом, снижение с возрастом уровня психического подавления также входит в оптимальную модель возрастных изменений у сотрудников воспитательного блока ИУ. Следует также отметить, что подавление -это основной и самый распространенный вид психологической защиты. Он непосредственно влияет на другие защитные механизмы личности, в некоторых случаях являясь их основой.

Далее в таблице мы видим снижение с возрастом уровня регрессии. Этот защитный механизм представляет собой психологическое бегство в детство. Ребенок беззащитен и беспомощен, но взрослые принимают это как должное. К этому же стремится и сотрудник, совершивший какой-то негативный поступок. Его реакция становится детской по типу «ой, дяденька простите меня, неряху (недоучку, неумеху...)», и его прощают. С возрастом такие реакции становятся не уместными, однако, встречаются достаточно часто. Здесь мы видим позитивные возрастные изменения личности сотрудников.

Рассмотрим защитный механизм проекции, который заключается в том, что собственные неприятные переживания проецируются на других. Типичная реакция сотрудника - «это не Я (виноват)». Иногда высокая проекция

порождает уже относительно самостоятельный вид защит - реактивные образования (№ 9), когда при явной провинности придумывается целая концепция оправдания своего поведения: по типу «а по-другому при нашей службе и нельзя было поступить». Проекция может также проявляться как смещение, перенос (часто физический) своих переживаний на другого. Например, выговор начальника сотруднику переносится им на подчиненного, не заслужившего такое отношение. Ясно, что снижение этих видов защит является важным моментом личностного роста.

Перейдем к анализу показателей еще двух тестов в связи с возрастом. Это тест исследования самоотношения Пантелеева и тест «Шкала экзистенции» Лэнгле в адаптации Васано-ва, Майниной.

Самоотношение с возрастом также меняется в положительную сторону у большинства сотрудников воспитательного блока. Из таблицы мы видим, что растет саморуководство, ожидание позитивной оценки себя другими (зеркальное Я), самоценность и снижается внутренний конфликт. Все это соответствует позитивной модели возрастных изменений сотрудников воспитательного блока.

Что касается экзистенциала личности, то здесь также наблюдается личностный рост. Сотрудник становится более способным к самодистанцированию, что обеспечивает ему возможность взглянуть на ситуацию как бы со стороны, в том числе заметить и собственные промахи и ошибки в поведении. Он обретает большую личностную свободу, избавляется от зависимостей, как личностных, так и ситуативных. Наконец, он начинает чувствовать боль-

шую ответственность прежде всего за свое собственное развитие и поведение.

Таким образом, у большинства сотрудников воспитательного блока с возрастом формируется оптимальная по ряду показателей платформа поведения и личностного роста. Однако, учитывая тот факт, что на осно-

ве полученных данных речь не может идти обо всех сотрудниках, а только об их большинстве, можно сделать вывод о том, что психологическая служба Федеральной службы исполнения наказаний должна создавать условия для формирования именно такой личностной установки, точнее, системы установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.