Научная статья на тему 'Проблема профессионализма психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний'

Проблема профессионализма психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
602
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ОСОБЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИ СЛОЖНЫЙ ОБЪЕКТ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / PSYCHOLOGISTS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES / PROFESSIONALISM / SPECIAL AND EXTREME CONDITIONS / PSYCHOLOGICALLY COMPLEX SUBJECT / FPS OF RUSSIA (FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богданов Евгений Николаевич, Кечил Дмитрий Иванович

В статье рассматривается проблема профессионализма психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Проанализированы объективные предпосылки создания специальности «психолог служебной деятельности», особенности психологического объекта, с которым должны работать такие психологи, условия осуществления их деятельности. Представлены основные противоречия, связанные с разработкой проблемы профессионализма психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Определены основные трудности, решение которых вносит вклад в разработку проблемы профессионализма психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Богданов Евгений Николаевич, Кечил Дмитрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of professionalism of psychologists of professional activities in FPS of Russia is stated in the article. Objective preconditions for establishing of “psychologist of professional activity” speciality, peculiarities of psychological subject with whom such psychologists should work, conditions for carrying out their activities are described. Main contradictions associated with the development of professionalism of psychologists of professional activities in FPS of Russia problem are presented. Main problems whose solution contributes to development of professionalism of psychologists of professional activities in FPS of Russia problem are defined.

Текст научной работы на тему «Проблема профессионализма психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний»

УДК 159.9:343.83

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Для цитирования

Богданов, Е. Н. Проблема профессионализма психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний / Е. Н. Богданов, Д. И. Кечил // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 4(45). -С. 12-17.

Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионализма психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Проанализированы объективные предпосылки создания специальности «психолог служебной деятельности», особенности психологического объекта, с которым должны работать такие психологи, условия осуществления их деятельности. Представлены основные противоречия, связанные с разработкой проблемы профессионализма психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Определены основные трудности, решение которых вносит вклад в разработку проблемы профессионализма психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.

Ключевые слова: кпсихолог служебной деятельности, профессиона-

© Богданов Е. Н., Кечил Д. И., 2018

Е. Н. Богданов, Д. И. Кечил

лизм, особые и экстремальные условия, психологически сложный объект, Федеральная служба исполнения наказаний.

Поставленные задачи по модернизации страны, ускорению ее социально-экономического развития потребовали более широкого и эффективного использования психологов во многих профессиональных сферах. Психологи наглядно доказали свою высокую результативность в кадровой работе, управлении персоналом, спорте, обеспечении профессиональной подготовки к деятельности в особых и экстремальных условиях, системах образования и воспитания, социальной работе, помощи населению при стихийных бедствиях и катастрофах и др.

В настоящее время усилилась подготовка профессиональных психологов в высших учебных заведениях, расширилась сфера их практической деятельности. При этом на ведущие позиции стала выходить подготовка не просто психологов широкого профиля или определенных специализаций, преподавателей психологии и пр., а психологов служебной деятельности.

Специальность «психолог служебной деятельности» введена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образо-

вания, приказом Минобрнауки России от 17 января 2011 г. Психология служебной деятельности включает в себя решение комплексных задач психологического обеспечения, прежде всего управления и служебной деятельности личного состава подразделений правоохранительной сферы, специальных служб, обороны, безопасности личности, общества, государства и др. Имеются различные специализации по специальности «психолог служебной деятельности».

Главным направлением работы психолога служебной деятельности является психологическое обеспечение деятельности кадров в затрудненных (особых, экстремальных и сверхэкстремальных) условиях, морально-психологическая поддержка субъектов служебной деятельности. Психологи служебной деятельности должны иметь высшее психологическое образование, опыт практической работы, обладать особыми личностно-профес-сиональными качествами.

Специальность «психолог служебной деятельности» была создана в силу действия ряда объективных обстоятельств.

Во-первых, объекты работы психолога служебной деятельности (военнослужащие, представители правоохранительных органов, служащие Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) и др.) осуществляют свою деятельность в особых, экстремальных и сверхэкстремальных условиях, а также в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Эти условия характеризуются различными

экстремальными факторами, в том числе представляющими реальную опасность для жизнедеятельности. Действие экстремальных факторов приводит к возникновению у субъектов деятельности сложных негативных психических функциональных состояний. Среди них наиболее распространенным является непродуктивная психическая напряженность, психическое насыщение, сильное утомление и др. Возможно возникновение страхов, панических состояний и др. Длящиеся негативные психические функциональные состояния приводят к большим психоэнергетическим затратам, истощению, дезорганизуют деятельность, ухудшают профессиональное взаимодействие, требуют подключения резервных возможностей (компенсаторных, буферных и аварийных). После работы в таких условиях необходима реабилитация. Работа психолога с такими объектами требует не только высокой квалификации, применения особых подходов и методов, но и обладания развитыми специальными личностно-профессиональными качествами, в том числе имеющими волевую природу.

Во-вторых, объекты работы психолога служебной деятельности являются психологически сложными объектами. Напомним, в науке сложными считаются объекты, содержащие большое количество структурных составляющих (элементов), которые организованы в структуры и функционируют, имея прямые, обратные, гибкие и иные связи. В нашем случае сложность объекта обусловлена не столько большим количеством элементов и их многофакторной детерминацией, что вообще характерно для сложных объектов с точки зрения общей теории управления, сколь-

ко сложностью психологической. Это связано с тем, что субъект проявляет себя в многочисленных изменчивых характеристиках деятельности, поведения, отношениях и общении, в изменении большого количества свойств и качеств (или сокрытии), в различных, иногда даже трудно прогнозируемых траекториях развития, часто не имеющих линейную детерминацию. Изменчивость усиливается еще и тем, что могут изменяться и личностные смыслы, которые, в свою очередь, направляют поведение, деятельность и отношения по новым траекториям.

Психологическая сложность часто имеет и другие отрицательные проявления, снижающие результативность деятельности и профессионального взаимодействия. Примером такой психологической сложности может служить профессиональная деформация субъекта профессиональной деятельности как комплекс взаимосвязанных негативных изменений психологических характеристик, которые возникают вследствие длительного выполнения профессиональной деятельности при отсутствии необходимой профилактики и коррекции (В. И. Бе-лослудцев, А. В. Буданов, В. С. Медведев, Н. Ю. Митюрина, А. И. Панкин и др.). Профессиональная деформация проявляется в интеллектуальной, волевой и нравственной сферах личности и негативно отражается на эффективности и надежности выполняемой деятельности, ухудшает профессиональное взаимодействие. Нравственная сфера: снижается нормативность поведения и деятельности, изменяются представления о профессиональном долге, гражданском и нравственном смысле деятельности, возрастает эгоцентричность. Интеллектуальная

сфера: ухудшается качество принимаемых решений, снижается ответственность. Эмоциональная сфера: происходит «огрубление» чувств, снижается контроль над эмоциями, повышается конфликтность, могут возникать депрессии [1, 4, 6].

Профессиональная деформация личности сотрудников органов внутренних дел продуктивно изучается. Сейчас она стала объектом и психологических исследований (Н. Г Калугина, Т. Н. Кильмашкина, В. С. Медведев, Н. Ю. Митюрина и др.). Полученные результаты внедряются в практику, однако проблема еще далека от решения. В других профессиональных сферах, где трудятся психологи служебной деятельности, таких исследований недостаточно.

Психологическая сложность субъектов деятельности обусловливается также эмоциональным выгоранием (Я. П. Коломинский, Е. В. Котова, А. А. Ре-ан, Г. Фрейденберг и др.), наличием сильных внутриличностных конфликтов (А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов и др.), ограниченностью мотивационно-смысловой сферы (А. В. Посохова).

Психологическая сложность особенно проявляется вследствие развития сильных и слабоконтролируемых акцентуаций характера, которые возникают при длительном выполнении профессиональной деятельности. Они изменяют мировосприятие субъекта профессиональной деятельности, эталоны норм поведения и отношений, ухудшают качество и надежность деятельности [8]. У служащих правоохранительных органов особенно часто возникает паранойяльная акцентуация, на основе которой формируется комплекс непререкаемого авторитета (Н. И. Конюхов и др.).

Психологическая сложность возникает и у других объектов, с которыми работают психологи служебной деятельности, в частности у населения в чрезвычайных ситуациях, когда особенно сильно проявляются феномен отчуждения, повышенная внушаемость, стихийные формы поведения.

Высоким уровнем психологической сложности отличаются осужденные, отбывающие срок в местах заключения, с которыми должны работать психологи, а также служащие ФСИН России, у которых велика вероятность развития профессиональной деформации и негативных акцентуаций. Деятельность психологов служебной деятельности ФСИН России направлена на организацию и осуществление психологического сопровождения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к лишению свободы, наказанию, не связанному с изоляцией от общества, а также психологического обеспечения деятельности персонала ФСИН России.

Работа психологов с психологически сложными объектами также требует высокой квалификации, применения особых подходов и методов, обладания развитыми специальными личност-но-профессиональными качествами.

В-третьих, психологи силовых структур, МЧС России и др. вместе со служащими этих организаций осуществляют свою деятельность в особых, экстремальных и сверхэкстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера при действии экстремальных факторов, в том числе представляющих опасность для жизни. Эти условия и факторы действуют непосредственно на самих психологов служебной деятельности, вызывают у них сильные не-

гативные функциональные состояния, повышенное эмоциональное напряжение, утомление и т. д. В связи с этим, помимо профессиональных знаний и умений, такие психологи должны обладать решительностью, смелостью, сильной волей, психической устойчивостью, хорошей саморегуляцией психических состояний.

Таким образом, отмеченные объективные обстоятельства сформировали потребность в психологах нового типа, способных эффективно работать с психологически сложными объектами в особых, экстремальных и сверхэкстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Подготовка таких психологов должна осуществляться по специальности «психолог служебной деятельности».

Сложная сфера профессиональной деятельности, осуществляемой в особых, экстремальных и сверхэкстремальных условиях, высокая значимость их деятельности,ответствен-ность, необходимость обладания особыми личностно-профессиональными качествами обусловили необходимость формирования и развития профессионализма психологов служебной деятельности.

Разработка проблемы профессионализма может осуществляться на уровне общего, однако это вряд ли будет продуктивно без глубокого анализа и учета специфики сферы деятельности и ее условий. В связи с этим перспективным является направление, связанное с разработкой проблемы на уровне особенного, то есть в конкретной профессиональной сфере, а именно в системе МВД России, МЧС России, ФСИН России и пр. [5, 8].

Профессионализм психологов служебной деятельности, осуществля-

ющих свою работу во ФСИН России, является научной психологической проблемой, имеющей важное теоретическое и практическое значение,ко-торая разрабатывается на протяжении последних нескольких лет, и уже получены значимые научно-практические результаты.

Как показал проведенный анализ проблемы, результативность ее разработки во многом определяется успешностью научного разрешения существующих противоречий, а именно:

недостаточное осознание практической значимости имеющихся психологических проблем, возможностей психологов служебной деятельности в их решении;

потребность в обобщенном систематизированном знании о сущностных характеристиках профессионализма психологов служебной деятельности ФСИН России и одновременно разрозненность исследований по этой проблеме;

потребность в практико-ориенти-рованных результатах в виде модельных схем, методов, технологий и недостаточная их обоснованность и ва-лидность;

направленность на высокий уровень профессионализма психологов служебной деятельности ФСИН России и наличие препятствий и ограничений;

высокая профессиональная значимость и недостаточный престиж профессии психолога служебной деятельности ФСИН России;

небольшая возможность карьерного роста у психологов служебной деятельности ФСИН России, чем у представителей других профессий.

Проблема профессионализма психологов служебной деятельности

ФСИН России связана с другими важными психологическими проблемами и находится на пересечении ряда масштабных направлений психологических исследований:

психологического изучения профессионализма как социального, экономического, психологического феномена с позиций различных подходов (Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. А. Реан и др.);

психологического изучения феномена профессионализма в особых, экстремальных, сверхэкстремальных условиях деятельности, в чрезвычайных ситуациях (А. А. Деркач, В. Г Зазыкин, С. Л. Кандыбович, М. Ф. Секач и др.);

изучения психологов как субъектов профессиональной деятельности (Е. А. Богданов, И. П. Краснощеченко, Л. В. Темнова и др.);

изучения психологов служебной деятельности в том числе как субъектов профессиональной деятельности в системе ФСИН России.

Психологические исследования по данным направлениям позволят изучить феномен профессионализма психологов служебной деятельности в системе ФСИН России.

Как показал проведенный теоретический анализ, исследование профессионализма психологов служебной деятельности ФСИН России связано с решением крупных научно-практических проблем:

профессиональной пригодности и идентичности психологов служебной деятельности ФСИН России;

психологической готовности психологов служебной деятельности ФСИН России;

личностных смыслов и мотивов психологов служебной деятельности ФСИН России;

профессиональной компетентности психологов служебной деятельности ФСИН России;

продуктивного личностно-профес-сионального развития психологов служебной деятельности ФСИН России;

профессиональной и моральной нормативности деятельности и отношений психологов служебной деятельности ФСИН России;

позитивного имиджа и деловой репутации психологов служебной деятельности ФСИН России.

Теоретическим основанием разработки отмеченных магистральных направлений должен стать опыт работы профессиональных психологов в особых и экстремальных условиях [3]. В настоящее время такая работа проводится, получены результаты, имеющие практическое и теоретическое значение, которые подлежат дальнейшему обобщению.

Библиографический список

1. Белослудцев В. И. Проблемы психологического обеспечения профилактики профессиональной деформации сотрудников исправительных учреждений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. № 2. С. 12-39.

2. Богданов Е. Н., Иванов Г. П. Профессиональное становление личности студента в процессе получения высшего образования // Вестник Московской государственной академии дело-

вого администрирования. Сер. : Философские, социальные и естественные науки. 2012. № 3(15). С. 135-146.

3. Гайдамашко И. В., Зазыкин В. Г, Пугачева Е. В. Психологические инварианты профессионализма руководителей. М. : МТУ, 2018.

4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М. : РАГС, 2003.

5. Медведев В. С. Сущность и признаки профессиональной деформации сотрудников ИТУ // Гуманизация советской уголовно-исполнительной политики и совершенствование правоприменительной деятельности исправительно-трудовых учреждений. Киев, 1991.

6. Митюрина Н. Ю. Личность в сфере правоохранительной деятельности: развитие профессионализма. Саратов : СГУ, 2002.

7. Митюрина Н. Ю. Профессиональная деформация личности сотрудников органов внутренних дел. Саратов : Изд-во СЮИ МВД России, 2006.

8. Краснощеченко И. П. Профессиональная субъектность будущих психологов: реализация модели подготовки, ориентированной на региональный запрос. Калуга : КГУ имени К. Э. Циолковского, 2012.

9. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях / под общ. ред. М. И. Марьина. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.