Научная статья на тему 'О ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТНОЙ УСТАНОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ'

О ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТНОЙ УСТАНОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
0
0
Поделиться
Ключевые слова
АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТНАЯ УСТАНОВКА / КОМПОНЕНТЫ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТНОЙ УСТАНОВКИ / КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТНОЙ УСТАНОВКИ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ANTI-DRUG PERSONAL ATTITUDE / COMPONENTS OF ANTI-DRUG PERSONAL ATTITUDE / MILITARY UNIVERSITY STUDENTS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF FPS OF RUSSIA / THE PROGRAM FOR FORMATION OF ANTI-DRUG PERSONAL ATTITUDE / PSYCHOPROPHYLACTIC COMPONENT / PSYCHOPROPHYLACTICCOMPONENT / PSYCHOCORRECTION COMPONENT

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ганишина Ирина Сергеевна, Чернышов Александр Александрович

В Российской Федерации в связи с увеличением доли наркозависимых осужденных в местах лишения свободы выпускнику образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний для успешной профессиональной деятельности необходимо обладать особыми профессиональными компетенциями, в число которых входит антинаркотическая личностная установка, понимаемая как интегративное личностное образование, состоящее из когнитивного, эмоционального, волевого и мотивационного компонентов. Авторская программа формирования антинаркотической личностной установки курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний ставит перед собой следующие цели: сформировать у курсантов негативное отношение к наркотическим и психотропным веществам; развить навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с воздействием наркогенной среды; сформировать компоненты антинаркотической личностной установки; расширить кругозор и культурный уровень курсантов. Задачи программы: сформировать у курсантов знания о наркотических и психотропных веществах, повысить уровень их правовой грамотности; развить умения в области саморегуляции, самоподдержки и самовоспитания; навыки самоуважения, эффективного общения с другими людьми; сформировать навыки сопротивления социальному давлению наркогенной среды. Программа формирования антинаркотической личностной установки курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний включает в себя выработку компетенций в области противодействия наркомании и наркотизма и состоит из психодиагностического, психопрофилактического и психокоррекционного блоков. Психодиагностический блок направлен на выявление у курсантов уровня сформированности структурных компонентов антинаркотической личностной установки. Психопрофилактический блок нацелен на обеспечение превентивных мер в области профилактики наркомании и наркотизма, предусматривает психологическое просвещение курсантов. Психокоррекционный блок включает в себя комплекс психокоррекционных воздействий. Считаем, что Программа формирования антинаркотической личностной установки курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний способствует развитию профессиональной компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы, что в дальнейшем положительным образом скажется на их профессиональной деятельности, позволит быть профессионалом своего дела и с честью исполнять долг перед Родиной.With regard to the increase in a number of drug-addicted convicts in Russia it is necessary for graduators of FPS universities to have certain professional competences with anti-drug personal attitude which is understand as an integral personal formation including cognitive, emotional, volitional and motivation components. The authors’ program for formation of anti-drug personal attitude in students of educational organizations of FPS of Russia is aimed at: formation of negative attitude towards drugs and psychotropic substances; development of skills of secure behavior in situations of narcogenic environment influence; formation of components of anti-drug personal attitudes; broadening of outlook and cultural level of students. The objectives of the program are: to form knowledge about drugs and psychotropic substances; to improve the level of law competence; to develop the skills of self-regulation, self-support and self-education, self-respect along with the skills of effective communications with others and skills of resistance to the pressure of narcogenic environment. The program includes the development of competences in the sphere of resistance to addictions and consists of psychoprophylactic, psychoprophylactic and psychocorrection clusters. The objective of psychoprophylactic cluster is to reveal in FPS university students the level of formation of structural components of anti-drugs personal attitudes. The objective of psychoprophylactic cluster is to ensure preventive measures in the sphere of drug addictions and it provides psychological education of students. Psychocorrection cluster is for support of preventive measures in the sphere of drug addictions in students. The authors consider that the program for formation of anti-drug personal attitude in students of educational organizations of FPS of Russia will favor the development of professional competences in penal system officers and carry out the duties for the fatherland.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Ганишина Ирина Сергеевна, Чернышов Александр Александрович,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «О ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТНОЙ УСТАНОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ»

УДК 378.17:343.83

О ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТНОЙ УСТАНОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ

Для цитирования

Ганишина, И. С. О программе формирования антинаркотической личностной установки курсантов образовательных организаций ФСИН России / И. С. Ганишина, А. А. Чернышов // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 1 (42). - С. 46-51.

Аннотация. В Российской Федерации в связи с увеличением доли наркозависимых осужденных в местах лишения свободы выпускнику образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний для успешной профессиональной деятельности необходимо обладать особыми профессиональными компетенциями, в число которых входит антинаркотическая личностная установка, понимаемая как ин-тегративное личностное образование, состоящее из когнитивного, эмоционального, волевого и мотивационного компонентов.

Авторская программа формирования антинаркотической личностной установки курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний ставит перед собой следующие цели: сформировать у курсантов негативное отношение к наркотическим и психотропным веществам;

© Ганишина И. С., Чернышов А. А., 2018

И. С. Ганишина, А. А. Чернышов

развить навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с воздействием наркогенной среды; сформировать компоненты антинаркотической личностной установки; расширить кругозор и культурный уровень курсантов.

Задачи программы: сформировать у курсантов знания о наркотических и психотропных веществах, повысить уровень их правовой грамотности; развить умения в области саморегуляции, самоподдержки и самовоспитания; навыки самоуважения, эффективного общения с другими людьми; сформировать навыки сопротивления социальному давлению наркогенной среды.

Программа формирования антинаркотической личностной установки курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний включает в себя выработку компетенций в области противодействия наркомании и наркотизма и состоит из психодиагностического, психопрофилактического и психокоррекционного блоков. Психодиагностический блок направлен на выявление у курсантов уровня сформированности структурных компонентов антинаркотической личностной установки. Психопрофилактический блок нацелен на обеспечение превентивных мер в области профилактики наркомании и наркотизма, предусматривает психологическое просве-

щение курсантов. Психокоррекционный блок включает в себя комплекс психо-коррекционных воздействий.

Считаем, что Программа формирования антинаркотической личностной установки курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний способствуетраз-витию профессиональной компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы, что в дальнейшем положительным образом скажется на их профессиональной деятельности, позволит быть профессионалом своего дела и с честью исполнять долг перед Родиной.

Ключевые слова: антинаркотическая личностная установка, компоненты антинаркотической личностной установки, курсанты, образовательные организации Федеральной службы исполнения наказаний, уголовно-исполнительная система, программа формирования антинаркотической личностной установки, психодиагностический компонент, психопрофилактический компонент, психокоррекционный компонент.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), в последние десятилетия резко увеличилась численность лиц, отбывающих наказания по наркостатьям Уголовного кодекса РФ. Наркозависимые обвиняемые, подозреваемые и осужденные создают дополнительную напряженность для персонала следственных изоляторов, исправительных учреждений, больниц для осужденных, лечебно-исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, что требует от сотрудников специальных знаний, умений, навыков в области применения по отношению к ним

дополнительных психолого-педагогических технологий, мер психологического и воспитательного воздействия, необходимых для успешной реабилитации в местах лишения свободы и последующей социальной адаптации в обществе.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Эта важная практическая задача согласуется с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, в соответствии с которой в рамках кадрового обеспечения работников уголовно-исполнительной системы планируется реализация следующих мероприятий: повышение качества образовательных программ, подготовка высококвалифицированных специалистов и повышение их профессиональной компетентности.

В сложившихся условиях выпускнику образовательных организаций ФСИН России для успешной профессиональной деятельности необходимо обладать особыми профессиональными компетенциями, в число которых входит антинаркотическая личностная установка [1], являющаяся инте-гративным личностным образованием сотрудника уголовно-исполнительной системы, включающим в себя когнитивный, эмоциональный, волевой и мотивационный компоненты, которая выражается в стойком и непримиримом отношении к наркотическим средствам и психотропным веществам, а также к лицам, их употребляющим.

Программа формирования антинаркотической личностной установки курсантов образовательных организаций ФСИН России (далее - Программа) ставит перед собой следующие цели:

- сформировать у курсантов образовательных организаций ФСИН России негативное отношение к наркотическим и психотропным веществам;

- развить навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с воздействием наркогенной среды;

- сформировать компоненты антинаркотической личностной установки;

- расширить кругозор и культурный уровень курсантов.

Задачи Программы:

- сформировать у курсантов знания о психоактивных веществах, повысить уровень их правовой грамотности;

- развить умения в области саморегуляции, самоподдержки и самовоспитания, навыки самоуважения, эффективного общения с другими людьми;

- сформировать навыки сопротивления социальному давлению наркогенной среды.

Целевая группа: курсанты образовательных организаций ФСИН России.

Программа структурно состоит из следующих блоков:

1)психодиагностический - включает в себя комплекс мероприятий, направленных на выявление степени сформированности у курсантов уровня развитости антинаркотической личностной установки;

2) психопрофилактический - направлен на психологическую профилактику наркотической зависимости личности и состоит в развитии навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с воздействием наркогенной среды;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3) психокоррекционный - включает в себя психокоррекционные технологии воздействия на личность, склонную к отклоняющемуся поведению.

Психодиагностический блок предусматривает применение следующих

методик: методика определения склонности к отклоняющемуся поведению -СОП (А. Н. Орел), методика диагностики уровня субъективного контроля - уСк Дж. Роттера (адаптирована Е. Ф. Бажиным, С. А. Голынкиной, А. М. Эт-киндом), опросник способов совлада-ния (копинг-тест) - WCQ (R. Lazarus, S. Folkman; Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк), теста на ассертивность (В. Каппони, Т. Новак), методика исследования самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), тест М. Люшера, методика индивидуально-типологического опросника -ИТО (Л. Н. Собчик), методика диагностики эмоционального интеллекта -EIS (Н. Холл), методика определения ценностных ориентаций (М. Рокич).

Сформированность антинаркотической личностной установки курсантов образовательных организаций ФСИН России определяется путем вычисления и интерпретации полученных данных по каждой методике в отдельности и имеет следующие уровни: высокий, средний, низкий.

В соответствии с данными психологической диагностики психолога образовательной организации ФСИН России определяется организация дальнейшей работы с обучающимися в зависимости от уровня диагностируемой антинаркотической личностной установки курсантов:

высокий уровень - предполагает применение только общепрофилактических мероприятий;

средний уровень - рекомендуется использование общепрофилактических и специальных профилактических мероприятий;

низкий уровень - включает в себя комплекс мероприятий общепрофилактического, специального профилактического и психокоррекционного блоков.

Психопрофилактический блок подразумевает под собой чтение информационно-профилактических лекций по проблеме наркотической зависимости, обсуждение альтернатив наркотизации, проведение конкурсов плакатов, стенных газет по профилактике наркомании, проведение дней здоровья, антинаркотических акций, организацию тематических мероприятий по профилактике наркотической зависимости в честь Дня борьбы с наркоманией и наркобизнесом, Всемирного дня борьбы со СПИДом, Всемирного дня здоровья, Дня памяти погибших от СПИДа, проведение круглых столов по профилактике наркотической зависимости, организацию тренингов, встреч с медицинским персоналом, практическими работниками, сотрудниками реабилитационных центров, ветеранами, волонтерами; организацию и проведение воспитательной работы; воспитательных бесед;спортивно-массо-вых и культурно-досуговых мероприятий, участие в семинарах, тренингах, мастер-классах по вопросам профилактики наркомании.

Психокоррекционный блок включает в себя проведение групповых психокоррекционных занятий, индивидуальных бесед,консультаций,разработку программ индивидуального сопровождения. Для психокоррекци-онной работы с курсантами образовательных организаций ФСИН России, имеющими низкий уровень сформи-рованности показателей структурных компонентов антинаркотической личностной установки, целесообразно использовать следующие методики: психокоррекционные упражнения, психогимнастику, библиотерапию, арт-терапию, просмотр тематических кинофильмов и др.

Для оценки результатов эксперимента по формированию антинаркотической личностной установки курсантов образовательных организаций ФСИН России нами был проведен анкетный опрос курсантов до и после реализации разработанной Программы.

До использования Программы формирования антинаркотической личностной установки курсантов образовательных организаций ФСИН России показатели отношения к наркотикам среди курсантов-юношей распределились следующим образом: 2 % - считают, что один раз попробовать можно, ничего страшного в этом нет, 33 % -сами не употребляют, но спокойно относятся к тому, что другие употребляют наркотики; 65 % - негативно относятся к употреблению наркотиков и к тем, кто их употребляет.

Среди курсантов-девушек были получены следующие результаты: 3 % -отмечают, что все надо в жизни попробовать, 2 % (также как и юноши) - считают, что один раз попробовать можно, 14 % - сами не употребляют, но спокойно относятся к тому, что другие употребляют наркотики и 81 % - негативно относятся к их употреблению.

Результаты сравнительного анализа анкетного опроса после применения мероприятий Программы показали изменение в положительную сторону отношения к наркотикам среди курсантов. Так, среди курсантов-юношей на 1 % снизилось количество считающих, что один раз попробовать можно, ничего страшного в этом нет, на 16 % -тех, кто спокойно относятся к тому, что другие употребляют наркотики; на 17 % увеличилось количество тех, кто негативно относятся к употреблению наркотиков и к тем, кто их употребляет (рис. 1).

Рис. 1. Сравнительный анализ изменения отношения к наркотикам среди курсантов-юношей

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Рис. 2. Сравнительный анализ изменения отношения к наркотикам среди курсантов-девушек

Среди курсантов-девушек отношение к наркотикам изменилось следующим образом: практически до нуля снизилось количество тех, кто считает, что все надо в жизни попробовать; на 1,5 % - полагающих, что один раз попробовать можно; на 7 % - тех, кто сами не потребляют, но спокойно относятся к тому, что другие употребляют наркотики.

Примечательно также и то, что под влиянием Программы повысилась успеваемость курсантов. Анализ ее динамики показал, что до применения Программы на оценку «хорошо» учились 64 % (из них девушки - 38 %, юноши - 26 %), на «удовлетворительно» -28 % (из них девушки - 12 %, юноши -16 %), на «отлично» - 6 % (из них девушки - 2,8 %, юноши - 3,2 %), «неудовлетворительно» - 2 % (юноши). Следовательно, курсанты-девушки имели большее количество положительных оценок, чем курсанты-юноши. Экспертный опрос профессорско-преподавательского состава показал, что это связано с более высокой исполнительской дисциплиной курсантов-девушек.

После освоения Программы формирования антинаркотической личностной установки курсантов образовательных организаций ФСИН России успеваемость курсантов обоего пола повысилась: на оценку «хорошо» стали учиться 72 % (из них девушки - 42 %, юноши - 30 %), на «удовлетворительно» - 19 % (из них девушки - 12 %, юноши - 16 %), на «отлично» - 8 % (из них

девушки - 4 %, юноши - 4 %), «неудовлетворительно» - 1 % (юноши). Полагаем, что повышение учебной успеваемости напрямую связано с повышением ответственности курсантов и развитием их мировоззрения в процессе освоения мероприятий Программы.

Таким образом, на основании полученных данных можно говорить о том, что в результате реализации Программы формирования антинаркотической личностной установки у курсантов образовательных организаций ФСИН России сформировалось негативное отношение к употреблению наркотиков и несколько повысилась учебная успеваемость курсантов. В связи с этим указанная Программа может использоваться с целью развития антинаркотической личностной установки у курсантов.

Считаем, что Программа способствует развитию профессиональной компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы, что в дальнейшем положительным образом скажется на их профессиональной деятельности, позволит быть профессионалом своего дела и с честью исполнять долг перед Родиной.

Библиографический список

1. Ганишина И. С., Чернышов А. А. К вопросу о формировании антинаркотической личностной установки курсантов образовательных организаций ФСИН России // Перспективы науки. 2015. № 11. С. 229-231.