Научная статья на тему 'Психолого-акмеологическая природа, структура и факторы профессионального самоопределения женщин-безработных среднего возраста'

Психолого-акмеологическая природа, структура и факторы профессионального самоопределения женщин-безработных среднего возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ-БЕЗРАБОТНЫЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / UNEMPLOYED FEMALE / SELF-DEVELOPMENT / SELF-DETERMINATION / PSYCHOLOGICAL ACMEOLOGIC ESSENTIALLY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Завалишина О.Б.

В этой статье говорится об психолого-акмеологическом подходе. Рассматриваются стадии саморазвития. Делается акцент на изучение процесса профессионального самоопределения женщин-безработных. Приводится сравнительный анализ профессионального самоопределения женщин-безработных в возрасте 45-50 и до 40 лет, а также дается рекомендация по проблеме самоопределения женщин-безработных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ACMEOLOGIC ESSENTIALLY, STRUCTURE AND FACTORS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE UNEMPLOYED FEMALE OF MIDDLE AGE

In this article the psychological acmeologic approach are considered. Discusses the stages of self-development. The emphasis is placed on the study of the process of professional self-determination unemployed women. The comparative analysis of professional self-determination unemployed women aged 45-50 and up to 40 years. Also the recommendation about a problem of self-determination of the female unemployed is made in this article

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологическая природа, структура и факторы профессионального самоопределения женщин-безработных среднего возраста»

УДК 378

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЖЕНЩИН-БЕЗРАБОТНЫХ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

О.Б. Завалишина

В этой статье говорится об психолого-акмеологическом подходе. Рассматриваются стадии саморазвития. Делается акцент на изучение процесса профессионального самоопределения женщин-безработных. Приводится сравнительный анализ профессионального самоопределения женщин-безработных в возрасте 45-50 и до 40 лет, а также дается рекомендация по проблеме самоопределения женщин-безработных

Ключевые слова: женщины-безработные, саморазвитие, самоопределение, психолого-акмеологический подход

Современно е психолого-акмеологиче ско е знание характеризуется поликонцептуальностью. Каждый подход не может рассматриваться в качестве идеального, он обладает достоинствами и недостатками, а их совокупность представляет «сеть» возможных решений поставленной проблемы.

Акмеология опирается на методологию современного «человекознания», при построении концепции следует учитывать идеи философской и психологической антропологии. Философская антропология представляет собой учение о сущности человека как субъекта, которое выясняет и описывает соотношение человека и созданных его деятельностью отношений.

В основе психолого-акмеологического подхода лежит идея восстановленной, а часто - созданной заново целостности человека с самостью в качестве ее организатора. Исходя из акмеологического подхода акме и самоосуществление рассматривается не как идеальные образы, а как постоянное движение к ним через соотношение реальных характеристик развития человека с оптимальной моделью саморазвития (Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин).

Первой стадией саморазвития является самоактуализация. Развитие личности происходит не за счет воздействия на нее внешних сил, а за счет развития сущности человека. Источник и ресурсы такого развития заложены в самой личности (Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, К.Р. Роджерс). Результат всех воздействий на человека определяется личностными особенностями, системой ценностей, установок и реально действующих интересов. С позиции гуманистического подхода личность понимается как уникальная, целостная, открытая система, которая представляет не нечто заранее данное, а открытую возможность для самоактуализации, присущую только человеку. Становление и развитие личности происходит в процессе свободного выбора путем принятия решений, способствующих личностному росту. Механизм и цель самоактуализации определяется потребностью человека осуществить себя, слить реальное и идеальное Я.

В качестве второй стадии выступает процесс

Завалишина Ольга Борисовна - РосНОУ, канд. психол. наук, e-mail: zavalishina_olga@rambler.ru

самосовершенствования. Этот процесс предполагает высокий уровень субъектности, связан с независимостью личности от внешних факторов, ее способностью продвигаться к вершине за счет открытия новых внутренних ресурсов и управлять не только собой, но и внешними обстоятельствами для достижения цели. Это проявление активности человека, когда он сам начинает активно искать наиболее эффективные приемы и способы деятельности и общения в тех случаях, когда изменяются требования деятельности. Многие психологи и философы отмечают, что основным показателем развития личности является переход от внешней к внутренней детерминации.

Эти основополагающие принципы акмеологии ориентируют на изучение процесса профессионального самоопределения женщин-безработных как сознательное восхождение на новый уровень своего развития путём преодоления жизненных трудностей, поиска новых смыслов жизни и определения такой сферы деятельности, в которой они могут реализовать себя и удовлетворить свои социальные потребности.

Профессиональное самоопределение женщин-безработных детерминируется особенностями их развития в зрелом возрасте. Для определения этих особенностей нами были обследованы 2 группы кандидатов на работу, состоящих на учёте в центре занятости населения Советского района г. Воронежа.

В первую группу вошли женщины старше 45 лет (35 человек), во вторую - моложе 40 лет (98 человек). Для определения личностных особенностей на данном этапе исследования нами были выбраны следующие методики:

1. Профессиографический опросник Дж. Голланда и профессиографическая анкета - в целях изучения склонности к определенному виду деятельности и определения личностных критериев выбора новой профессии.

2. Опросник самоотношения (ОСО) В.В. Столина и С. Р. Пантилеева - для изучения структуры самоотношения в системе профессиональной деятельности.

3. Опросник ССП - 98 «Стилевая саморегуляция поведения» В.И. Моросановой - для определения уровня развития регулярных процессов при принятии решения о выборе профессии.

4. Опросник Е.Г. Ксенофонтовой «ЛК (в)» -

для определенмя показателей самоконтроля и ответственности.

5. Опросник С. Хрболла SACS - для определения стратегий принятия решения о выборе профессии

6. Опросник социально-коммуникативной компетентности - для определения коммуникативных способностей кандидатов.

Анализ тестирования позволяет заключить, что по 80% показателей, отличающих женщин среднего возраста от женщин в возрасте 20-40 лет, старшая группа уступает младшей группе по ряду характеристик самоотношения и саморегуляции своего поведения.

По самоотношению:

- женщины-безработные 45-50 лет не ожидают положительного отношения к себе со стороны работодателей и других сотрудников;

- они не имеют выраженного интереса к своим мыслям, переживаниям и побуждениям;

- женщины старшей группы слабее понимают свои желания и цели, не всегда правильно оценивают свои возможности при выборе профессии.

По стилевым особенностям саморегуляции:

- осознанность своих поступков у женщин-

безработных в возрасте 45-50 лет значительно ниже, чем у женщин младшей возрастной группы;

- они неточно конструируют образ желаемой профессии, которую хотят получить в центре занятости, модель профессии отличается фрагментарностью, стереотипностью, наличием несущественных и случайных деталей;

- женщины-безработные в возрасте 45-50 лет недостаточно последовательно определяют последовательность своих действий по трудоустройству, программа их действий характеризуется недостаточной гибкостью и в большинстве случаев ригидна, они не склонны корректировать план своих действий по получению «хорошей» работы.

В то же время женщины среднего возраста превосходят женщин 20-40 лет по коммуникативной компетентности в межличностном общении и общему самоконтролю. Профориентационный тест Дж. Голланда показал их приверженность рациональному типу, тогда как младшую возрастную группу можно отнести к интеллектуальному типу.

Результаты сравнительного анализа тестовых показателей женских групп безработных приведены в таблице.

Статистическая значимость личностных различий женщин-безработных среднего возраста (N=35) по критерию _Манна-Уитни (и)_

№№ Показатели по шкалам тестов Статистика U Манна-Уитни Уровень стат. значимости Проявления у женщин старше 45 лет

1. Голланд 2. Интеллектуальный тип 1348,500 ,050 слабее

2. ОСО III. Ожидание положительного отношения 1348,500 ,050 слабее

других людей к себе

3. ОСО IV. Самоинтерес 1250,500 ,013 слабее

4. ОСО 7. Самопонимание 1335,000 ,036 слабее

5. SACS 7. Непрямые действия 1388,000 ,041 слабее

6. ССП. Моделирование 1135,000 ,002 слабее

7. ССП. Программирование 1308,000 ,031 слабее

8. ССП Общий уровень саморегуляции 1319,500 ,037 слабее

9. СКН. Коммуникативная некомпетентность Коммуникативная

1343,500 ,049 компетентность

выше

10. ЛК (в). Общая интернальность 739,500 ,0001 Самоконтроль

выше

а Группирующая переменная по женской выборке: возраст - старше 45 лет.

Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений и требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, проходит профессиональное

самоопределение.

Планирование своей жизни во времени (жизненный план, понимаемый как система целей), по-видимому, появляется на уровне социального самоопределения и влияет на выбор профессии женщинами в среднем возрасте.

В дальнейшем эти два вида представления о собственном будущем сосуществуют, выполняя

различные функции: смысловое будущее - функцию смыслообразования, временное - регулятивную функцию. Отсюда та двойственность жизненных планов, жизненных перспектив, которая отмечается многими исследователями.

По-иному с этих позиций выглядит и проблема профориентации. Широко практикующиеся и практически ни к чему не приводящие попытки впрямую ориентировать человека на массовые профессии не имеют смысла без знания особенностей личностного и социального самоопределения человека. Глубокие и основательные перемены в жизни общества привели к серьёзным изменениям как в содержании, так и в структуре личности женщин-безработных. Они подтверждают вывод Г.М.Андреевой, что в период

социальных потрясений происходит кризис идентичности, перестройка ценностных ориентаций личности, ломка социальных стереотипов и установок, изменяются представления человека о картине мира своём месте в этой изменившейся реальности [3, с.348-349].

В реальной жизни последствия внутриличностных изменений проявляются в снижении активности, в изменении отношений к деньгам и собственности, трансформации мотивов труда и выбора профессии.

Среди женщин-безработных в настоящее время проявляются такие личностные ценности и качества, которые традиционно считались мужскими. Проведённый нами факторный анализ результатов тестирования позволил сделать вывод, что современная социально-экономическая ситуация привела к доминированию в самосознании женщин-безработных в возрасте 45-50 лет характеристик мужественности. Так, в состав 1-го (главного) фактора саморегуляции поведения и выбора новой профессии вошли показатели, определяющие «мужской» стиль поведения. Женщины-безработные среднего возраста реалистично оценивают своё положение, достаточно гибко корректируют свои начальные требования к новой профессии, могут самостоятельно составить программу своих действий по поиску новой работы, не боятся и не избегают трудностей. Более того, они обладают мужскими чертами: показатели по шкале М^ теста ММР1 вошли в первый фактор с положительным значением. Эти данные существенно отличаются от американских и европейских исследований, исключая откровенно тенденциозные феминистские публикации. Следует отметить, что сами испытуемые не удовлетворены таким положением и оценивают его как вынужденное.

На основании собственного теоретического анализа и вывода других авторов [1], [4], [5], [8] можно заключить, что происходит деформация ценностно-смысловой сферы личности.

При психологическом решении проблемы нравственного самоопределения субъекта мы исходим из постулатов диалектико-материалистической психологии [2], [7], [9], [10], [11], о социальной природе психики человека, о психическом как идеальном и субъективном, о приоритете социальных компонентов над биологическими в психике человека, о психическом как процессе и деятельности, о реальности психического, об относительной самостоятельности психических явлений и их рефлекторной основе.

Изучение личностных детерминант

профессионального самоопределения женщин-безработных среднего возраста строилось на принципах анализа психических явлений, сложившихся в парадигме деятельностного подхода. Они были сформулированы А.Г.Асмоловым [6].

Разработанная в отечественной психологии А. В. Брушлинским и К. А. Абульхановой-Славской субъектно-деятельностная теория личности ориентирует на исследование реального сознания личности в конкретных социально-экономических

условиях. Положение этой теории о принадлежности сознания личности, конкретному человеку позволяет преодолеть гносеологическую парадигму, при которой сознание понималось как абстракция, онтологически не связанная с субъектом.

К. А. Абульханова-Славская доказала

правомерность определения сознания как жизненной способности личности, выявила противоречия жизни человека как конкретные задачи, решаемые психикой и сознанием [1].

На основе выводов современной отечественной психологии можно утверждать о закономерной взаимосвязи между способом бытия, жизни человека и способом понимания им явлений социальной действительности. Этот способ миропонимания и интерпретации событий, происходящих в повседневной жизни, выражает отношение человека к моральным, правовым, экономическим, политическим формам этой действительности.

Важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и соответственно к самому себе. С. Л. Рубинштейн в своём философско-психологическом труде «Человек и мир» так определил предмет психологического исследования нравственного самоопределения субъекта.

Каждый психический процесс обусловлен исторически и социально. Следовательно, в сознании человека неизбежно присутствуют стереотипы, установки, понятия и смыслы его исторической эпохи, культуры, социального слоя и профессиональной группы. Они служат предпосылками для собственных обобщений, лежащих в основе индивидуальных смыслов, значений, понятий. Психологические элементы сознания конкретного человека отличаются от элементов общественного сознания

определённостью и конкретностью.

Проблема содержательного изучения морали может быть рассмотрена в двух аспектах. Первый включает в себя изучение «идеальных» систем, в которых этические ценности, нормы и принципы сочетаются друг с другом, образуя безупречное, с точки зрения логики, иерархическое дерево. Как правило, такие построения являются предметом этики.

Моральная регуляция человеком своего поведения всегда представляла большой интерес для представителей самых разных наук, и прежде всего этики, педагогики, социологии и психологии. Психология изучает, каким образом существующие моральные нормы и ценности преломляются в психике конкретного человека, детерминируя его реальное поведение. Научно доказано расхождение между знаемыми или декларируемыми моральными нормами и принципами и реальной мотивацией поступков индивида.

Для обоснования своих поступков люди зачастую выбирают не те моральные ценности или этические принципы, которые находятся в их

индивидуальном сознании на вершине идеальной иерархии, а те, которые в наибольшей степени оправдывают достижение целей, обусловленных доминирующими в данный момент потребностями. Эта особенность убедительно проявилась при изучении профессиональных предпочтений, критериев и альтернатив выбора новой профессии женщинами-безработными.

Структура и содержание личностных профессиональных ценностей у женщин-безработных среднего возраста проявляется в профессиональных предпочтениях, что оформлено в самосознании как понятие «хорошая работа». Как показали результаты нашего исследования ценностных ориентаций женщин-безработных, наиболее значимы в процессе принятия решения о выборе профессии социально-экономические факторы, обусловливающие уровень материального благосостояния и социальный статус.

Жизненный опыт женщин-безработных выступает основанием их практического мышления и характеризуется как единство вербализованного и невербализованного знания. Осуществление этого опыта зависит от проявления специальных социально-психологических феноменов:

социальных ролей, социальных норм, ценностных ориентации, символов, социальных значений, степени интернализации этого опыта.

Содержание и специфика менталитета женщин-безработных заключается в когнитивной сфере и проявляется в следующих компонентах:

Во-первых, в знаниях. Совместно с верованиями знания составляют представления об окружающем мире, которые являются базой менталитета.

Во-вторых, в перцептивных и когнитивных эталонах и в социальных нормах.

В-третьих, менталитет женщин-безработных среднего возраста включает в себя противоречивые значения одних и тех же событий, явлений, ценностей. Они представлены в виде пословиц и поговорок, которые облегчают профессиональный выбор.

Среди пословиц и поговорок выделяются группы констатаций с осуждающим смысловым оттенком, группа пословичных констатаций и рекомендаций (указывают в повелительной форме, что и как знать и не знать, на что обращать внимание, что в чем усматривать).

Идея относительности представлений мира дается в пословицах и поговорках дается не рефлексивно, а прожективно - через указание на предметную отнесенность познания.

В-четвёртых, в стереотипах поведения, к которым тесно примыкают стереотипы принятия решений, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив. Здесь следует выделить те стандартные формы социального поведения, которые заимствованы из прошлого и называются традициями и обычаями.

Поиск решения о выборе профессии осуществляется в ментальном пространстве, которое является отображением структуры проблемной

ситуации. Познавательный образ ситуации строится в зависимости от особенностей организации этого ментального пространства.

Понятие «ментального пространства» впервые ввел Г.Фоконье. «Ментальное пространство - это предпосылка «моделирующего» рассуждения», суть которого заключается в конструировании возможной, контрфактической и даже альтернативной реальности.

Успех моделирующего рассуждения зависит, во-первых, от умения формировать пространства, правильно распределять знания по конкретным пространствам и совмещать разные пространства и, во-вторых, от умения выявлять осмысленные следствия этого рассуждения с учетом их отношения к реальному миру, заключает М.А.Холодная [12, с. 97].

Разнообразие состава и строения индивидуального ментального опыта обуславливает когнитивно-стилевые различия, характеризующие особенности организации ментального

пространства, в рамках которого строится познавательный образ будущей профессии и собственная профессиональная Я-концепция:

развернутость границ ментального

пространства,

степень его проницаемости, артикулированность ментального

пространства,

разведенность в нем разнообобщенных категориальных уровней,

интегрированность в его психической ткани различных модальностей опыта.

«Чем в большей мере выражены эти характеристики ментального пространства, тем более объективированной будет индивидуальная «картина мира» и тем в большей мере будут регулируемыми аффективные ресурсы руководителя в структуре его познавательной деятельности» [12, с.247].

В зависимости от особенностей организации ментального пространства женщины-безработные могут мысленно развертывать Я-образ в новой профессии, перестраивать его под влиянием ранее отсутствовавшей в их опыте новой информации, вычленять разные аспекты профессии и устанавливать между ними вариативные содержательные связи, порождать альтернативные правила ее интерпретации.

Пространственная организация интеллекта женщин-безработных определяет широту и узость их знаний, возможность посмотреть на вопрос «с другой стороны», изучать «области» и «сферы» знания, «выходить за пределы» ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характер же интеллектуальной деятельности, в том числе показатели ее эффективности, предопределяются особенностями репрезентации происходящего, которые в свою очередь обусловливают многообразие стратегий

познавательной деятельности и наличие индивидуализированных контекстов осмысления событий. Опыт женщин-безработных из второстепенного компонента интеллекта становится

ведущим, превращаясь в потенциальный источник новых операциональных и предметных знаний, зачастую всплывающих в затрудненных условиях деятельности в виде невербализованных смыслов и интуиции.

Если женщины-безработные считают ситуацию выбора новой профессии неразрешимой, то ее разрешение возможно за счет перехода на предельно обобщенный уровень ее категориального анализа с тем, чтобы временно отойти от деталей и снизить психическое напряжение, получив тем самым возможность снова вернуться к осмыслению ситуации в более широком контексте.

Однако, если интеллектуальные возможности женщин-безработных недостаточны для построения эффективной ментальной репрезентации ситуации выбора новой профессии, ментальное пространство свернуто в узкий, сфокусированный на нерелевантных аспектах ситуации «ментальный канал».

По нему транслируется неполная, фрагментарная информация о содержании и особенностях новой деятельности; границы этого узкого ментального пространства непроницаемы для соответствующих исходным представлениям новых данных. Оно слабо артикулировано, в нем отсутствуют обобщенные категориальные слои опыта. В этом случае возможности построить эффективный образ решения проблемы невелики.

Особую роль в формировании адекватных представлений о новой профессии и своём месте в ней, играет становление понятийного опыта женщин-безработных. Понятийный опыт женщин-безработных выступает в качестве психического носителя понятийного знания, обеспечивает понятийную форму отражения действительности.

Понятийный опыт, который формировался нами в процессе психокоррекционной работы, предполагает дифференциацию и иерархизацию признаков в содержании отдельных характеристик новой деятельности, установление связей между её разнообобщенными характеристиками,

Российский новый университет (г. Воронеж)

произвольный характер оперирования знаниями о новой деятельности.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 224с.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. -272с.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2000.

4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И.Анцыферова // Психол. журнал. - 1994. - №1. - С.3-17.

5. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) / Л.И.Анцыферова // Психол. журнал. - 1999. - №3. - С.5-17.

6. Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности / А.Г.Асмолов // Вопросы психологии. - 1982. - №2. - С.15-27.

7. Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение / А.В.Брушлинский. - М.: Наука, 1982. - 286с.

8. Дубов И.Г. Феномен менталитета: «психологический анализ» / И. Г. Дубов // Вопросы психологии. - 1993. - №1. - С. 20-27.

9. Мироненко И.А. Биосоциальная проблема в современной психологии и перспективы развития отечественной теории / И. А. Мироненко // Психол. журнал. - 2005. - №1. - С.91-101.

10. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С.Л.Рубинштейн. - М: Наука, 1997. - 463с.

11. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512с.

12. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А.Холодная. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

PSYCHOLOGICAL ACMEOLOGIC ESSENTIALLY, STRUCTURE AND FACTORS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE UNEMPLOYED FEMALE

OF MIDDLE AGE

O.B. Zavalishina

In this article the psychological acmeologic approach are considered. Discusses the stages of self-development. The emphasis is placed on the study of the process of professional self-determination unemployed women. The comparative analysis of professional self-determination unemployed women aged 45-50 and up to 40 years. Also the recommendation about a problem of self-determination of the female unemployed is made in this article

Key words: unemployed female, self-development, self-determination, Psychological acmeologic essentially

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.