Научная статья на тему 'Психологические особенности профессионального самоопределения женщин- безработных'

Психологические особенности профессионального самоопределения женщин- безработных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
536
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Завалишина Ольга Борисовна

The article deals with the problem of individual's professional self-determination from the point of changing the profession as the continuation of their professional activity. Professional self-determination of unemployed women from the point of gender is characterized as a contradiction between biologically and socially determined development tendencies inside the personality. The author defines the psychological features of gender difference: gender identity, professional orientation to the definite type of activity, individual's values in their work and family life, style peculiarities of behaviour self-regulation, cognitive peculiarities of decision-making.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of gender on the process of vocational self-determination of unemployed women

The article deals with the problem of individual's professional self-determination from the point of changing the profession as the continuation of their professional activity. Professional self-determination of unemployed women from the point of gender is characterized as a contradiction between biologically and socially determined development tendencies inside the personality. The author defines the psychological features of gender difference: gender identity, professional orientation to the definite type of activity, individual's values in their work and family life, style peculiarities of behaviour self-regulation, cognitive peculiarities of decision-making.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности профессионального самоопределения женщин- безработных»

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967. С. 418.

3. Байтингер O.E. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. псих. наук. СПб., 1998.

4. Головаха Е.И Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.

5. Ковалев В. И. // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 179-185.

6. Толстых H.H. // Вопр. психологии. 1984. № 3. С. 79-86.

7. Яничев П.И // Наш проблемный подросток / отв. ред. Л.А. Регуш. СПб., 1999. С. 50-60.

8. Nuttin J. Future time Perspectives and Motivation. 1985.

9. Макаренко A.C. Собр. соч.: в 7 т. М., 1958. Т. 5. С. 75.

10. КрайгГ. Психология развития. СПб., 2002. С. 19.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

12. Waterman A.S. // New Directions for Child Development. 1985. V. 50. P. 483-494.

13. Обуховский К. // Психология формирования развития личности. М, 1981. С. 45-67.

14. Гинзбург М.Р. // Вопр. психологии. 1988. № 2. С. 19-26.

15. Кон ИС. В поисках себя. М, 1984.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2006. С. 640.

17. Климов Е.А. Путь в профессию. Л, 1974.

18. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб, 2003. С. 35.

19. Абулъханова КА. Стратегия жизни. М, 1991.

20. Белинская Е.П. // Мир психологии. 1999. № 3. С. 40-46.

Поступила в редакцию 11.09.2006 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЖЕНЩИН-БЕЗРАБОТНЫХ

О.Б. Завалишина

Zavalishina O.E. Psychological peculiarities of unemployed women’s professional self-determination. The article deals with the problem of individual’s professional self-determination from the point of changing the profession as the continuation of their professional activity. Professional self-determination of unemployed women from the point of gender is characterized as a contradiction between biologically and socially determined development tendencies inside the personality. The author defines the psychological features of gender difference: gender identity, professional orientation to the definite type of activity, individual’s values in their work and family life, style peculiarities of behaviour self-regulation, cognitive peculiarities of decision-making.

Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так, говорят о самоопределении личности социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном.

С точки зрения социологического подхода, самоопределение личности характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни; виды самоопределения соответствуют видам этих структур и сфер жизни. На основе этого критерия большая часть имеющейся литературы по самоопределению относится к социологическому подходу; количество работ, в которых рассматриваются собственно психологические механизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено. Ис-

следования В.Н. Шубкина, В.В. Водзинской, М.Х. Титмы, Т.И. Заславской, В.А. Ядова и других посвящены изучению влияния престижа и привлекательности профессии на выбор субъекта деятельности.

Социально-экономический аспект предусматривал постановку проблемы выбора профессии с точки зрения потребностей общества и выработку соответствующих механизмов рационального распределения (как было принято в условиях плановой экономики) трудовых ресурсов, которые исследовались в работах отечественных социологов (В.Л. Оссовский, В.И. Паниотто, М.Н. Рут-кевич, М.Х. Титма, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов и др.).

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» [1]. В этом контексте самоопределение выступает как самоде-терминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия: «На самом деле самоопределение и определение другим, внешним существует в равной мере повсюду. Существует иерархия этих отношений, в которой высшим уровнем выступает самоопределение на уровне существ, обладающих сознанием» [1, с. 358]. По отношению к этому уровню - уровню человека - в понятии самоопределения для С.Л. Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: «смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему» [1, с. 382]. Более того, сама «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другим (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия» [1, с. 260].

Подход, намеченный С.Л. Рубинштейном, развивает в своих работах К.А. Абульханова-Славская. Для нее, как и для С.Л. Рубинштейна, центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию [2].

Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения, та-

ким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой, как в фокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире - психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специальными характеристиками.

В большинстве исследований, посвященных вопросам профессионального самоопределения личности, это явление рассматривают как длительный и многосторонний процесс развития личности (Т.В. Кудрявцев, Е.А. Климов, Ю.В. Укке, В.В. Чебышева и др.). При этом одни авторы традиционно считают, что профессиональное самоопределение завершается выбором профессии (И.В. Кузнецова, A.B. Карпов, П.С. Кон, П.А. Шавир и др.) и, соответственно, изучают его в определенных возрастных рамках. Другие исследователи (В.В. Чебышева, Е.А. Климов, Ю.В. Укке и др.) полагают, что вопрос о выборе профессии может возникать в течение всей трудовой жизни личности. В данной работе профессиональное самоопределение личности рассматривается именно с этой позиции, предполагающей смену профессии в качестве естественного продолжения профессиональной деятельности субъекта.

Профессиональное самоопределение личности является психическим процессом, основным содержанием которого выступает выбор субъектом своей профессии. Междисциплинарный характер этой проблемы вызвал внимание исследователей разных научных областей. Ввиду многочисленности работ по данному направлению остановимся на тех, в которых рассмотрены основные аспекты этого процесса, связанные с темой настоящей работы.

Анализ этих работ показывает, что нет единства мнений в определении понятийного аппарата и в понимании выделенных закономерностей этого процесса. Происходит явное смешение таких понятий, как жизненное самоопределение (Л.И. Божович, В.И. Журавлев, П.С. Кон и др.); профессиональное самоопределение (Е.А. Климов, А.М. Кухарчук, Г.П. Ников, В.Ф. Сафин, В.В. Чебышев,

Ю.В. Укке, П.А. Шавир и др.); профессиональное становление (Т.В. Кудрявцев,

И.М. Кондаков, А.П. Сухарев, В.Ю. Шегурова

и др.); выбор профессии (A.B. Карпов, И.В. Кузнецова и другие); личностное самоопределение (И.С. Кон, М.И. Гинзбург и др.) [4-8]. Однако между всеми ними, на наш взгляд, прослеживается тесная взаимосвязь. Так, профессиональное самоопределение выступает одним из аспектов жизненного, как одна из сторон личностного самоопределения, что находит свое конкретное проявление в выборе одной из сфер деятельности.

Поэтому выбор профессии служит как бы показателем перехода в новую фазу состояния личности, является индикатором ее ценностей, возможностей, потребностей на данном временном отрезке.

Профессиональная жизнь человека в современных условиях отличается высокой динамичностью, связанной с появлением новых профессий и значительным усложнением содержания труда в традиционных видах деятельности. Появление безработицы затронуло представителей различных социальных групп независимо от уровня их квалификации. Ситуация, обусловленная потерей работы, делает необходимым поиск и выбор субъектом наиболее оптимального способа разрешения возникшей проблемы. Концептуальный и методологический аппарат, разработанный в области профориентации, ориентирован на оптимизацию выбора профессии молодыми людьми, имеет ограниченное применение и не предусматривает возможности профессиональной переориентации субъекта в более зрелом возрасте.

Исследование проблемы самоопределения женщин-безработных предполагает изучение психологических особенностей субъекта самоопределения, движущих сил и способа организации деятельности личности, направленной на выбор профессии. При этом определение понятия субъекта самоопределения и его психологических характеристик является одним из центральных вопросов.

Процесс профессионального самоопределения женщин-безработных представляет многофакторное явление, при этом престижность и привлекательность профессии не исчерпывают всего множества детерминант поведения. В.Л. Оссовский, В.И. Паниотто,

В.Ф. Черноволенко выделили несколько групп факторов, влияющих на выбор профессии: объективные (структура потребности в трудовых ресурсах, демографическая

ситуация и др.). Несмотря на очевидность присутствия ограничений при выборе профессии, это, в первую очередь, личностный выбор, который находится в центре внимания специалистов психолого-педагогического направления. В этом ракурсе выделяются работы, в которых изучены мотивы выбора профессии; факторы, обусловливающие наиболее обоснованный профессиональный выбор; личностные предпосылки профессионального самоопределения и другие аспекты этого явления.

Наиболее часто выбор профессии рассматривался как завершающий этап профессионального самоопределения личности. Однако ряд исследователей и в прошлые годы отмечали, что такие выводы неправомерны, что вопрос о выборе профессии может возникать на протяжении всего жизненного пути индивида. Это подчеркивается в работах Е.А. Климова, И.М. Кондакова, A.B. Сухарева, Ю.В. Укке, М.С. Жамкочьян. Понимание профессионального самоопределения с точки зрения его процессуального содержания наиболее полно отражено в работах Т.В. Кудрявцева; им сформулированы основные этапы этого процесса:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений;

2) профессиональное обучение как целенаправленная подготовка к избранной деятельности;

3) профессиональная адаптация - этап «вхождения в профессию», что характеризуется ее активным освоением и поиском своего места в коллективе;

4) полная или частичная реализация личности в самостоятельном труде.

Рассмотренные положения значимы при анализе проблемы повторного профессионального выбора в зрелом возрасте. На этом этапе жизнь личности характеризуется сформированной системой ценностных ориентаций и выраженными индивидуальными свойствами, которые находят свое проявление в осознанном стремлении занять определенную позицию в обществе, в самостоятельности своего выбора, ответственности за принятое решение, активности как индикаторе способности личности быть субъектом жизнедеятельности.

Ситуация выбора профессии имеет особый статус, поскольку выступает конкретной формой проявления самосознания и целена-

правленного поведения субъекта, ориентированного на подготовку и реализацию принятого им решения об освоении определенной деятельности. Поэтому выбор является отправной точкой развития личности, важным этапом самоопределения и «условной единицей» этого процесса, в психологическом плане означая «примеривание» индивида к требованиям профессии, оценку своих объективных возможностей в осуществлении конкретных видов деятельности и самооценку уровня притязаний, прежде всего соотнесение своей потребностно-мотивационной сферы с требованиями социальной среды.

Самоопределение в одной из сфер жизни подготавливает всю мотивационно-потреб-ностную систему для самоопределения в другой сфере, интегрируя элементы структуры личности на более высоком уровне, увеличивая их компенсаторные возможности, актуализируя взаимосвязи и взаимовлияния. Это происходит тогда, когда у человека возникает определенный замысел, имеющий для него личностный смысл. Смысловые цели могут меняться в зависимости от ситуации, а их «воспроизведение» личностью от индивидуально-психологических качеств, социального происхождения и условий жизни, и, в конечном счете, обусловливаются системой общественных отношений и характером социальной ситуации.

Таким образом, основные психологические характеристики самоопределения жен-щин-безработных проявляются в процессе осознания и соотнесения индивидуальных возможностей и социальной необходимости освоения отдельных видов трудовой деятельности, обеспечивающих им самореализацию как личности и профессионала.

Гендерные особенности профессионального самоопределения мы предполагаем изучать на уровне межличностных отношений и на индивидуальном уровне.

На уровне межличностных отношений профессиональное самоопределение жен-щин-безработных рассматривается в тесной связи с конкретной системой совместной деятельности.

На индивидуальном уровне профессиональное самоопределение рассматривается в тесной связи с особенностями ценностносмысловых, эмоциональных, когнитивных и регуляторных процессов личности.

В соответствии с этими методологическими установками программа нашего исследования включала применение методов изучения ценностных ориентаций женщин-безработных (методика С. Шварца, СЖО Д.А. Леонтьева, шкала социальной желательности Д. Марлоу-Д. Крауна), когнитивных особенностей принятия решения о выборе новой профессии (методики ЛФР-25 и И-7 Т.В. Корниловой), методов изучения саморегуляции (ССП-98 В.И. Моросановой), изучения особенностей самоотношения (ОСО

В.В. Столина), профессиональных предпочтений (опросник Голанда), а также шкалу 5 «феминность-маскулинность» ММРІ.

В нашей работе подтвердились следующие предположения (гипотезы).

1. Гендерные различия профессионального самоопределения можно охарактеризовать как противоречия между биологически и социально обусловленными тенденциями развития внутри личности. Существуя в диалектическом единстве, эти тенденции оказывают влияние на принятие решения о выборе новой профессии по признакам интенсивности труда, его оплаты, режима работы, социально-психологических и экологических условий трудовой деятельности.

2. Гендерные особенности у женщин-безработных старшего возраста сводятся в первую очередь к различиям в развитии у них социально-психологических качеств. Биологически обусловленные качества имеют подчинённую роль и оказывают косвенное влияние на процесс профессионального самоопределения. Биологически обусловленные гендерные особенности у женщин-безработных в возрасте 40-50 лет менее выражены, чем у женщин младшей возрастной группы (20-40 лет).

3. Психологическими признаками гендерных особенностей у женщин-безработных выступают: половая идентичность; профессиональные установки на конкретный вид деятельности; ценностные ориентации, связанные с профессиональной деятельностью и семейной жизнью; стилевые особенности саморегуляции поведения; когнитивные особенности принятия решений; особенности эмоциональной сферы по показателям силы, продолжительности и гибкости переживаний.

4. Снижению роли гендерных различий в процессе профессионального самоопределе-

ния в современных условиях способствуют изменение традиционных представлений о «женских» и «мужских» профессиях, обретение женщинами мужских социальных ролей, дефицит профессиональных качеств у мужчин, феминистские настроения в обществе.

Экспериментальная проверка гипотез проводилась на базе Воронежского и Тамбовского городских центров занятости населения с сентября 2004 по ноябрь 2006 г. Выборку составили женщины в возрасте 20-50 лет. В экспериментальную группу вошли 186 человек, в контрольную - 190. Обе группы комплектовались по случайному принципу.

С женщинами-безработными экспериментальной группы проводились занятия методами социально-психологического тренинга, на которых формировались адекватные представления конструктов «мои достоинства», «мои способности», «хорошая работа», «моя роль на работе и в семье».

По данным наших исследований, статистически значимые различия по шкале «мас-кулинность-феминность» ММР1 проявляются только среди молодой группы безработных женщин по сравнению с молодой группой безработных мужчин. В старших группах мужчин и женщин такие различия отсутствуют. Это подтверждает наше предположение о социальном характере гендерных стереотипов и их обусловленности содержанием совместной деятельности. Биологические основы гендера, таким образом, могут подавляться факторами деятельности и социальной среды.

Зато выявлены различия в структуре и содержании ценностно-смысловой сферы, влияющей на определение критериев успешности профессионального самоопределения. Также имеются различия в когнитивных и регуляторных процессах, участвующих в принятии решения о выборе новой профессии. Мы предполагаем на основе полученных данных построить знаковую модель профессионального самоопределения женщин-безработных.

1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

2. Абулъханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

3. Божович Л.И. // Вопр. психол. 1979. № 4.

С. 23-34.

4. Гинзбург М.И. // Вопр. психол. 1988. № 2.

С. 19-26.

5. Кенкманн П. О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи в условиях развитого социализма (на материалах Эстонской ССР): дис. ... д-ра псих. наук. Тарту, 1985.

6. Крягжде СП. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981.

7. Сафин В. Ф., Никонов Г. П. // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 4. С. 65-73.

8. Сохань Л.В., Кириллова М.В. // Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982. С. 223-255.

Поступила в редакцию 30.10.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.